Движение декабристов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 19:10, реферат

Краткое описание

Французская революция: кроме общего импульса в борьбе против феодального строя со всей остротой поставила вопрос о способах этой борьбы, соотношении усилий образованного меньшинства и действий народа. Устранить активное участие народа в грядущем перевороте казалось декабристам необходимым для того, чтобы избежать «ужасов народной революции» и сохранить за собой руководящие положение в революционных событиях (важная предпосылка ориентации на военный заговор в соответствии с формулой «для народа, но без народа»).

Содержание

1. Причины появления первых русских революционеров. ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 3
2. Возникновение движения, цели декабристов. ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 4
3. Конституция Н.Муравьёва и «Русская правда» П.Пестеля. ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 6
4. Подготовка к восстанию. ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 14
5. Восстание 14 декабря 1825 г. ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 16
6. Суд над декабристами. ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 18
7. Итоги и причины поражения. ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 20
8. Заключение. ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 22
9. Список литературы ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 23

Вложенные файлы: 1 файл

Движение декабристов.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

 Однако не  будем забегать вперед. Разработку  своих планов декабристы начали с обсуждения будущей конституции. Итак, споры продолжаются.

 

 

 

 


1 Первым из известных тайных обществ была юношеская организация «Чока», основанная Н.Н.Муравьевым в 1811 г. Она просуществовала до войны 1812 г., состояла из семи человек. Цель организации – основание республики на острове Сахалин.

3. Конституция Н. Муравьева и «Русская правда» П. Пестеля.

Конституция Никиты Муравьева

Никита Муравьев имел блестящие исторические познания. Он доказывает, что конституция должна быть монархической. Конституция Никиты Муравьева использовала опыт Западной Европы. Но она являлась плодом самостоятельного политического творчества на основе переработки западноевропейского и американского политического опыта, и применения его к русской действительности. Никита Муравьев был глубоким знатоком современной ему политической литературы, интересовался историей и сам являлся автором работ исторического характера, например разбора  "История Государства  Российского" Н.М.Карамзина и других работ. Конституция Никиты Муравьева, в отличие  от  "Русской Правды" Пестеля, не была обсуждена всем  Северным  обществом, не была проголосована и принята всей организацией.

 Работая  над  конституцией  в  1821  и  последующие  годы, Никита   Муравьев уже отошел от прежних республиканских воззрений. Он в это время склоняется к идее конституционной монархии. Тот сдвиг вправо, который произошел около 1821 года в политических взглядах Никиты  Муравьева,  нашел яркое отражение в его конституции. Прежние республиканские воззрения сменились конституционно-монархическими. Классовая дворянская ограниченность сказалась, прежде всего, в разрешении вопроса о крепостном праве. Никита Муравьев в своей конституции объявлял освобождение крестьян от крепостной зависимости,  но одновременно выводил  положение: "Земли помещиков остаются за ними". По его проекту крестьяне освобождались без земли. Но в последнем  варианте  своей конституции по неясным причинам появилось положение о незначительном  наделении землей: крестьяне получали  усадебные участки и сверх этого по две десятины на двор в порядке общинного владения. Конституция Никиты Муравьева характеризовалась высоким  имущественным цензом: только земельный  собственник  или  владелец  капитала  имел право  полностью участвовать в политической жизни страны, избирать и быть избранным. При этом  землевладелец  сначала ценился Никитой Муравьевым вдвое "дороже" капиталиста. Позже Муравьев отказался от  двойного  ценза  и  ввел  один общий  ценз для избирателей - 500 рублей.  Лица,  не имевшие движимости  или  недвижимости  на  эту сумму, не могли  участвовать  в  выборах.  Лица,  избираемы на общественные должности, должны были обладать еще более высоким имущественным цензом: лишь при выборах низшего представителя местного управления - волостного  старшины  -  отсутствовало требование имущественного ценза; к этим выборам допускались "все граждане,  без  изъятия  и различия". Но для других выборных должностей ценз сохранялся и был тем значительнее, чем выше была должность; он доходил в некоторых случаях до 60 тыс. рублей серебром.

Женщины по  конституции  Никиты  Муравьева, как и по конституции Пестеля, были лишены избирательного права. Кроме  того, Никита Муравьев был намерен  ввести  образовательный ценз для  граждан  Российского  государства. Избирательные права получали лица, достигшие 21 года. Через двадцать лет после принятия конституции предполагалось ввести обязательное требование грамотности избирателя: неграмотный лишался  избирательных прав.  Так как образование можно было получать только за плату,  введение ценза  грамотности  было еще одним предпочтением    материально   состоятельных избирателей несостоятельным. Сверх этого конституция Никиты Муравьева  вводила  еще  ценз оседлости:  кочевники не имели избирательного права. Крестьянин-общинник не считался,  согласно проекту Никиты Муравьева, «владельцем» - собственником, его   избирательное право было чрезвычайно ограничено. При всех чертах сильно выраженной классовой дворянской ограниченности конституционный проект Никиты Муравьева является значительным памятником политического творчества революционера-дворянина. Многие его положения имели положительное значение.

Надо представить  себе, какой объективный исторический  смысл  имели  перечисленные выше пункты конституции Никиты Муравьева  в бесправной стране крепостного рабства,  самодержавного  деспотизма,  в стране "старого порядка", еще не знавшей революции. Никита Муравьев  проектировал отмену крепостного права, делал крестьянина лично свободным:

"Крепостное  состояние рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли русской становится свободным", гласил 3-й параграф его конституции. Сословия также отменялись. "Все русские равны перед  законом". Даже религия призывалась на помощь, для того чтобы доказать  глубокий вред старого феодально-сословного разделения. "Разделение между благородными и простолюдинами не принимается, поскольку противно Вере, по которой все люди братья, все рождены по  воли  Божией, все рождены для блага и все просто люди: ибо все слабы и несовершенны". Конституция Никиты Муравьева утверждала священное и неприкосновенное право собственности, но в ней подчеркивалось, что право  собственности  заключает в себе "одни вещи":  человек не может быть собственностью  другого, крепостное право должно быть отменено, а   "право собственности, заключающее в себе одни вещи, - священно и неприкосновенно". По конституции Никиты Муравьева должны были быть ликвидированы и многие другие феодально-абсолютистские учреждения.  "Военные поселения немедленно уничтожаются",- гласил 30-й параграф конституции: военные поселяне должны были немедленно перейти на положение казенных крестьян, земля военных поселений передавалась в общинную крестьянскую собственность. Удельные земли, т.е. земли, на доход с которых  содержались члены царствующего дома, конфисковывались и передавались во  владение крестьян. Все гильдии и цехи объявлялись ликвидированными. Отменялся "табель о рангах" разделявший военных и гражданских служащих на 14 классов.

Национальное  чувство Никиты Муравьева было возмущено  засильем в   России иностранцев: "Гражданские чины, заимствованные у немцев и ничем не отличающиеся между собою, отменяются сходственно с древними  постановлениями народа русского". Все названия сословных групп (дворяне,  мещане, однодворцы и др.) отменялись и заменялись названием "гражданин" или "русский". Понятие "русский" по конституции Никиты Муравьева не относится непосредственно к национальности - оно означает гражданина Российского государства. Понятие Родины и ее защиты   вознесено конституцией Муравьева на большую высоту: "Каждый Русский обязан носить общественные повинности - повиноваться законам и  властям отечества, быть всегда готовым к защите Родины и должен явиться к знаменам, когда востребует того закон". Конституция Муравьева утверждала ряд буржуазных свобод: она провозглашала свободу передвижения и занятий населения, свободу слова, печати и свободу вероисповедания. Отменялся сословный суд и вводился суд присяжных заседателей для всех граждан.

Как обстояло дело с царской властью? Конституция  Никиты Муравьева была ограниченно-монархической. Но тут все же необходимо сделать оговорку: в крайнем случае, Никита Муравьев предполагал введение   республики. "Если бы император, - показал он на следствии,- не приняла конституции, то, как крайнее средство я предполагал изгнание оного и предложение республиканского правления". Законодательная, исполнительная и судебная власти в конституции Никиты Муравьева были разделены. По конституции император есть только "верховный чиновник российского правительства", он является представителем только исполнительной власти, законодательной власти император не имел. Император получал большое жалованье "8 млн. рублей в год" и если ему угодно, мог за свой счет содержать придворный штат. Никита Муравьев хорошо понимал, насколько вредна была роль придворной камарильи, ее интриг и влияний в политике царского правительства. Поэтому его конституция трактовала всю придворную челядь - всех камергеров, гофмаршалов, гофмейстеров и т.д., как прислужников царя.  Все царские  придворные  по  конституции  Муравьева лишались избирательного права. Император командовал войсками,  но не имел права ни начинать войны, ни заключать мира. Император не мог покидать территории империи, иначе он лишался императорского сана.

Будущая Россия представлялась Никите Муравьеву, в отличие от Пестеля, федеральным государством, он был сторонником государственного устройства Северо-Американских Соединенных Штатов. Империя делилась на отдельные федеративные единицы, которые Муравьев называл державами. Всех держав было пятнадцать. В каждой державе была своя столица.          Столицей федерации должен был стать, как и у Пестеля, Нижний Новгород - город, славный своим героическим прошлым во время польской интервенции XVII в., центр страны. Верховным органом законодательной власти должно   было стать Народное вече. Оно состояло из двух палат: верхняя палата носила название Верховной думы, нижняя называлась палатой народных представителей. Всякий законопроект должен был три раза читаться в каждой палате. Чтения должны были быть разделены, по крайней мере, тремя   днями, посвящаемыми обсуждению закона. Если законопроект принимался   обеими палатами, он шел на представление императору и лишь после его подписи  получал силу закона. Император мог вернуть неугодный ему законопроект в палаты со своими замечаниями, тогда законопроект обсуждался вторично; в случае вторичного принятия законопроекта обеими палатами  проект  получал  уже силу закона и без согласия императора.  Таким  образом, принятие закона могло быть отсрочено императором, но не могло быть им самовольно отвергнуто. В державах также должна была существовать двухпалатная система. Законодательная власть принадлежала законодательному собранию, состоявшему из двух палат - палаты Выборных и Державной думы. Державы делились на уезды. Должность начальника уезда, как и все прочие должности в управлении государством, была выборной. Судьи также были выборными. Конституция Никиты Муравьева, будь она введена, пробила бы огромную брешь в твердынях феодально-абсолютистского строя и серьезно расшатала бы его основы.

Несомненно, что  проект конституции Никиты Муравьева, несмотря на яркие черты классовой  дворянской ограниченности, является чрезвычайно прогрессивным для  своего времени. Никита Муравьев хорошо сознавал, какое бешеное сопротивление  старых сил может встретить его конституционный проект.

Итак, проект конституции  Муравьева осуждал крепостное право  и объявлял об его отмене. В нем  предлагалось отменить все сословные  различия, военные поселения; провозглашалось  равенство всех граждан перед  законом. Но вместе с тем автор проекта конституции оставался твердым сторонником установления высокого имущественного ценза при занятии любых должностей в государственном аппарате и сохранения за помещиками права собственности на землю.

Но сколь  яростны и дерзки были против этого протесты республиканцев! Они возражают, спорят и доказывают Никите Муравьеву его заблуждения, ссылаются на горький опыт других народов. Пестель настаивал, что России нужна только демократическая республика и, чтобы оградить ее безопасность от возможных междоусобиц, нельзя оставлять ни одного претендента на царский престол.

Скажем несколько  слов о его проекте конституции, которая воодушевляла декабристов-республиканцев и которая, как мне кажется, сыграла  еще большую роль в революционном движении декабристов, чем конституция Никиты Муравьева.

 

 

 

 

 

 

 

 

"Русская  Правда" П.И.Пестеля. 

 

В каждой организации, а тем более в революционной, должен быть свой лидер. Не является исключением  и движение декабристов. Я разделяю мнение большинства историков, которые считают таким лидером именно Павла Пестеля. В связи с этим хочется помимо рассказа про «Русскую правду», кратко упомянуть про его биографию:

Пестель Павел Иванович (24.6.1793-13.7.1826).

Полковник, командир Вятского пехотного полка. Из дворян Красинского уезда Смоленской губернии. Лютеранин. Родился в Москве. Отец – Иван Борисович Пестель (6.2.1765-18.5.1843), петербургский почт – директор, сенатор, с 1806 г. – сибирский генерал-губернатор, тайный советник. Мать – Елизавета Ивановна Крон (ум. 1836).

Воспитывался до 12 лет  дома, в 1805-1809 гг. вместе с братом В.И.Пестелем в Дрездене под руководством Андрея Егоровича Зейделя. 4.12.1810 зачислен прапорщиком  в л-гв. Литовского полка. Участник войны 1812 г. (тяжело ранен при Бородино – награждён золотой шпагой за храбрость) и заграничных походов, подпоручик – 20.1.1813. Член Союза Спасения, Союза Благоденствия, организатор и глава Южного общества, автор «Русской правды». Арестован в Тульчине 13.12.1825 г., в тот же день отрешен от командования полком. Осужден вне разрядов и 11.7.1826 приговорен к повешению на кронверке Петропавловской крепости. Похоронен вместе с другими казненными декабристами на о. Голодае.

 

Пестель был сторонником  диктатуры Временного  верховного правления  во время революции, считал диктатуру решающим условием успеха. Диктатура, по его предположениям, должна была длиться 10-15 лет. Его конституционный проект "Русская Правда" был наказом Временному верховному правлению, обличенному диктаторской властью. Полное название этого проекта гласит:  "Русская Правда", или Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского, служащая заветом для  усовершенствования Государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного Верховного Правления". Работа Пестеля над конституционным проектом длилась почти десять лет. Его конституционный проект показал, что он был в курсе движения политической мысли своего времени. Конституционный проект Пестеля не только многократно обсуждался на заседаниях и съездах руководителей Южного общества, но и к самой работе над текстом проекта привлекались отдельные члены общества. Речь шла не только о стиле в узком смысле слова, но и о содержании; вносили свои поправки и другие декабристы.  На Киевском съезде 1823 года основные положения "Русской Правды" были обсуждены и единогласно приняты руководителями Южного общества. Таким образом, "Русская Правда", представляя собой плод огромного личного труда Пестеля, в то же время является идейным памятником целой революционной организации, обсужденным и принятым единогласно. Это - крупнейший памятник революционного прошлого первой четверти XIX века.

Революцию нельзя было, по его  мнению, успешно совершить без  готового конституционного проекта. Особенно тщательно разработал Пестель мысль о Временном верховном революционном правлении, диктатура которого, по Пестелю, была оплотом от народных междоусобий, которых он хотел избежать. "Русская Правда", - писал Пестель в своем конституционном проекте, - есть наказ или наставление Временному верховному правлению  для его действий, а вместе с тем и объявление народу, от чего он освобожден будет и  чего  вновь  ожидать может... Она содержит обязанности, на верховное правление возлагаемые, и служит для России  поручительством, что Временное правление единственно ко благу Отечества действовать будет. Недостаток в таковой грамоте ввергнул многие  государства в ужаснейшие бедствия и междоусобия, потому что в оных правительство действовать всегда могло по своему произволу, по личным страстям и частным видам, не имея перед собою ясного и полного  наставления, коим бы обязано было руководствоваться, и что народ между  тем никогда не знал, что для него предпринимают, никогда не видел ясным образом, к какой цели стремятся действия правительства..."

Информация о работе Движение декабристов