Движение декабристов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 01:15, реферат

Краткое описание

Феодально-крепостнический строй в России в начале XIX века являлся тормозом для развития производительных сил, исторического прогресса страны. Несоответствие между быстрорастущими, новыми производительными силами и старыми феодально-крепостническими производственными отношениями породило революционное движение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ПРЕДПОСЫЛКИ ДЕКАБРИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ. МИРОВОЗРЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ
1.1. Предпосылки возникновения движения
1.2. Распространение в России вначале XIX века идей французских просветителей
1.3. Роль военных походов в образование в России революционного движения
1.4. Идеи французских и английских философов и их влияние на конституционные проекты декабристов

2. ДЕКАБРИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Орден русских рыцарей
2.2. Союз спасения
2.3. Союз благоденствия
2.4. Южное общество
2.5. Северное тайное общество

3. ПРОГРАММНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЕКАБРИСТОВ
3.1. Проект конституции Н. М. Муравьёва
3.2. «Русская правда» П. И. Пестеля
3.3. «Манифест к русскому народу» С. П. Трубецкого
3.4. Преобразования в сфере прав человека

4. ВОССТАНИЯ ДЕКАБРИСТОВ
4.1. Восстание на сенатской площади
4.2. Восстание черниговского полка

5. ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ДЕКАБРИСТОВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 81.73 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет) 
 

 

 

 

 

 

 

 
 
РЕФЕРАТ

 
На тему: Движение декабристов  
 
 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
  
 
 

Санкт-Петербург 
2012 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1. ПРЕДПОСЫЛКИ ДЕКАБРИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ. МИРОВОЗРЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ

1.1. Предпосылки возникновения движения

1.2. Распространение в России вначале XIX века идей французских просветителей

1.3. Роль военных походов в образование в России революционного движения

1.4. Идеи французских и английских философов и их влияние на конституционные проекты декабристов

 

2. ДЕКАБРИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. Орден русских рыцарей

2.2. Союз спасения

2.3. Союз благоденствия

2.4. Южное общество

2.5. Северное тайное общество

 

3. ПРОГРАММНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЕКАБРИСТОВ

3.1. Проект конституции Н. М. Муравьёва

3.2. «Русская правда» П. И. Пестеля

3.3. «Манифест к русскому народу» С. П. Трубецкого

3.4. Преобразования в сфере прав человека

 

4. ВОССТАНИЯ ДЕКАБРИСТОВ

          4.1. Восстание на сенатской площади

          4.2. Восстание черниговского полка

 

5. ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ДЕКАБРИСТОВ

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

             В первой половине XIX века общественно-политическая  борьба обострилась во всем  мире. В России все общество  понимало отставание от передовых  европейских стран, где идейная  борьба закончилась победой буржуазных  революций и национально-освободительных  движений. Необходимость кардинальных  перемен ощущали не только  прогрессивно мыслящие представители  дворянства, но и помещики-крепостники.  Изучение прошлых революционных  движений и восстаний в России  является актуальным и в настоящий  момент, в свете нестабильности  всей политической и экономической  жизни страны на ее пути  к гражданскому правовому обществу.

 Феодально-крепостнический  строй в России в начале XIX века  являлся тормозом для развития  производительных сил, исторического  прогресса страны. Несоответствие  между быстрорастущими, новыми  производительными силами и старыми  феодально-крепостническими производственными  отношениями породило революционное движение.В то же время правительство усиливает реакцию как последнее средство самодержавно-крепостнического режима поддержать и сохранить разлагающийся феодальный строй. После окончания Отечественной войны 1812 года в России установился мрачный политический режим – аракчеевщина – по фамилии председателя военного департамента Государственного Совета, главного начальника военных поселений графа А.А.Аракчеева. Аракчеевщина проявлялась в помещичьем произволе, насаждение палочной дисциплины в армии, жестком подавлении любых признаков свободомыслия.

Оппозиционные настроения крепли и среди солдат. Вернувшись на родину, они стали  роптать. Проливая свою кровь, они разбили  французскую армию, а вернувшись домой вновь, стали крепостными и бесправными. Их ропот разносился в классе народа. И по России прошла волна народных волнений. Недовольство проявляли разные слои населения: крестьяне, работные люди, горожане, военные поселяне. Однако эти волнения не приняли массовый размах.

  Идеи и мировоззрение декабристов не были едиными, но все они были направлены против самодержавного режима и крепостного права.

 

1. ПРЕДПОСЫЛКИ ДЕКАБРИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ. МИРОВОЗРЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ

1.1   Предпосылки возникновения  движения

Отечественная война 1812 года создала в русском  народе патриотический подъем, а заграничные  походы русской армии познакомили  русскую интеллигенцию с передовыми идеями европейских мыслителей и  политическим устройством различных  стран Европы. Это знакомство убедило  многих дворян в несовершенстве и  несправедливости российского политического устройства. "В то же время дурное управление, продажность чиновников, полицейский гнет стали вызывать всеобщий ропот. Было ясно, что правительство, организованное подобным образом, не могло, при всей его доброй воле, ограждать от этих злоупотреблений..."1(Герцен). Разъединенные глухими стенами Петропавловской крепости, декабристы, не сговариваясь, ответят почти одинаково. М. А. Фонвизин признается следствию: "Великие события Отечественной войны, оставя в душе глубокие впечатления, произвели во мне какое-то беспокойное желание деятельности"2 .Декабристы назовут себя "детьми 1812 года". Во время заграничных походов 1812-1813 годов русская армия проходит по странам, где не было крепостного права. Солдаты ждут перемен в Отечестве и надеются на них. На всем пути возвращения гвардии на Родину были установлены триумфальные арки. На одной стороне их было написано: "Слава храброму русскому воинству!" .На другой: "Награда в отечестве!". О том как самодержавие выполнило это обещание вспоминает солдат лейб-гвардии Финляндского полка Назаров: "отправились по казармам, пришедши в оные, были награждены обществом по рублю серебром и по сайке; но в продолжение всей зимы было очень жестокое ученье..."3. Между тем в России назрела необходимость ликвидации феодального строя. Против царизма и крепостного права выступили дворянские революционеры.

 

 

1.2  Распространение в России вначале XIX века идей французских просветителей

 Французская философия и общественно-политические теории XVIII века, явившаяся идеологической подготовкой буржуазной революции, дали сокрушительную критику отжившего феодального порядка Франции. Эта революционная идеология находила живой отклик и у передовых людей России, видевших отсталость самодержавно-крепостнических порядков.Идеи передовых мыслителей Западной Европы были хорошо знакомы образованному русскому обществу, особенное распространение в России получили произведения французских просветителей и философов XVIII века. Эти произведения переводились и на русский язык, издавались полностью или в отрывках, и даже делались попытки напечатать собрание сочинений.

Влияние Французских  просветителей, литературы французских  и английских публицистов неоспоримо - оно чрезвычайно велико и все  декабристы говорят об этом. Судя по ответам, изучение английской конституции  и конституции Северо-Американских Штатов оказало большое влияние  на формирование мировоззрения декабристов, на политическую ориентацию. При ответах на источники формирования вольнолюбивых взглядов многие декабристы указывают своих учителей и воспитателей. Вот что на следствии говорил А. М. Муравьев: “Уже в детстве внушал мне свободный образ мыслей мой тогда бывший дядька –швейцарец Бидо, который возвратился потом в свою родину”4. А вот, что позднее писал декабрист Роден в воспоминаниях: ”Французская революция 1789 года выгнала к нам тысячи выходцев, между ними людей весьма образованных из высших классов, много умных аббатов и всяких учителей по случаю вперемежку с аббатами заняли места воспитателей, и, сами убежав от революции, посеяли в русском дворянском юношестве первые семена революции5”.

 

1.3   Роль военных  походов в образование в России  революционного движения

Широкому  знакомству с идеями французской  революции и ее практическими результатами способствовали походы русских войск в Западную Европу и их пребывание за границей. Отсюда неизбежно возникал вопрос о причинах ”неустройств” в России. ”Войска от генералов до солдат, - писал А. А. Бестужев, -пришедши назад, только и толковали: "Как хорошо в чужих землях". Сравнение со своим, естественно, произвело вопрос: почему же не так у нас?”6

Многие из будущих декабристов, находясь в  Париже, встречались с передовыми политическими деятелями Франции, слушали лекции французских ученых по политическим вопросам. Ленин отмечал, что передовые дворянские офицеры ”были заражены соприкосновением с демократическими идеями Европы во время наполеоновских войн”7. После окончания войны, когда были созданы тайные общества и перед ними встала задача практической подготовки революционного переворота в России, они внимательно следили за достижением революционной мысли в Западной Европе.

 

1.4   Идеи французских  и английских философов и их  влияние на конституционные проекты  декабристов

В основу декабристских  проектов политического и социального  переустройства России были положены принципы естественного права, выработанные мыслителями века Просвещения: Локком, Руссо, Монтескье, Дидро, Гольбахом, с произведениями которых авторы были хорошо знакомы. Под “естественными правами” понимались личная свобода человека, равенство всех перед законом, непризнание сословных различий, а также создание представительного образа правления при разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, при независимости судебной власти и ответственности исполнительной перед законодательной. Эти положения своим острием были направлены против феодально-абсолютистских порядков и содержали большой для того времени революционный заряд. Они декларировали и основы буржуазно-правового государства. При разработке своих проектов Пестель и Муравьев опирались также на конституционный опыт других государств - Северо-Американских Соединенных Штатов и некоторых других стран Западной Европы.

 

2. ДЕКАБРИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. Орден русских рыцарей

Идея создания тайного Ордена, ставящего целью  учреждение в России конституционной  монархии, принадлежала генерал-майору М. Ф. Орлову. В 1814 году в Москве он посвятил в свои планы М. А. Дмитриева-Мамонова, а тот вскоре набросал «Пункты преподаваемого во внутреннем Ордене учения».8 Эти пункты частично повторяют Кондиции — ограничения, наложенные на несколько недель Верховным тайным советом на императрицу Анну Иоанновну в январе — феврале 1730 года.9 В 1816 году в типографии Московской медико-хирургической академии тиражом 25 экземпляров были опубликованы «Краткие наставления русским рыцарям» М. А. Дмитриева-Мамонова на французском языке, предназначенные для неофитов Ордена.10

Представления братьев о будущем устройстве России постоянно эволюционировали в сторону все большей радикализации. В конце 1816 года Дмитриев-Мамонов написал новый проект, т. н. «Краткий опыт», предусматривающий уже парламент из двух палат вельмож и мещан, причем среди последних допускались даже представители «поселян».11 По мнению Н. М. Дружинина, «Проект Дмитриева-Мамонова восходит к масонско-мистическому революционаризму эпохи Великой Французской революции: канву своего плана он почерпнул из влиятельного издания „La bonche de fer“, которое выпускали Фуше и Бонневиль».12

Среди членов ордена называют известных масонов  Н. И. Тургенева и М. Новикова, поэта Дениса Давыдова, мистика Максима Невзорова и, с меньшей уверенностью, князя А. С. Меньшикова и будущего шефа жандармов А. Х. Бенкендорфа. Впрочем каких-либо документальных следов заседаний Ордена найдено не было.

2.2. Союз спасения

9 февраля 1816 года члены Священной и Семёновской артелей объединились в первую декабристскую организацию, получившую название «Союз спасения». Учредителями и организаторами общества были гвардейские офицеры А. Н. Муравьёв, М. Муравьёв-Апостол и С. Муравьёв-Апостол, князь Сергей Трубецкой. Помимо членов Семёновской и Священной артелей, в состав общества вошли также Н. М. Муравьёв, Павел Пестель, майор М. С. Лунин, полковник Ф. Н. Глинка.

В 1817 году Общество приняло устав («Статут»), составленный Павлом Пестелем. Согласно уставу, Союз спасения был переименован в «Общество истинных и верных сынов Отечества». Целями общества были провозглашены уничтожение крепостного права и замена самодержавия на конституционную монархию. Большинство предполагало добиваться этих целей мирным путём, посредством давления на общественное мнение. Меньшая часть общества предполагала действовать более решительными мерами. Декабрист М. С. Лунин первым предложил план по убийству царя. Это предложение отвергал Пестель, предлагавший устройство тайного общества, разработки конституции и более четкой организации.

Разногласия по поводу путей осуществления своих  целей привели к ожесточённым спорам внутри общества. В сентябре 1817 года состоялось совещание членов Общества (т. н. «Московский заговор»). Предметом обсуждения было предложение И. Д. Якушкина осуществить цареубийство во время пребывания императорского двора в Москве. Большинство членов общества отвергло это предложение. Передовые члены решили в конце концов распустить организацию, создав на её основе новую, более организованную, широкую и сплочённую. В качестве переходной организации было создано «Военное общество» в октябре 1817 года, в котором состояли большая часть членов Союза спасения. «Военное общество» было распущено в январе 1818 года, на его базе был сформирован Союз благоденствия.

 

2.3. Союз благоденствия

В январе 1818 был образован «Союз благоденствия». О существовании этой формально тайной организации было достаточно широко известно. В её рядах насчитывалось около двухсот человек (мужчины старше 18 лет). «Союз благоденствия» возглавлялся Коренной управой (30 учредителей) и Думой (6 человек).

Целью «Союза благоденствия» провозглашалось нравственное (христианское) воспитание и просвещение  народа, помощь правительству в благих начинаниях и смягчение участи крепостных. Скрытая цель была известна лишь членам Коренной управы; она заключалась  в установлении конституционного правления  и ликвидации крепостничества. «Союз  благоденствия» стремился к широкому распространению либеральных и  гуманистических идей. Для этого  использовались литературные и литературно-просветительские общества («Зелёная лампа», «Вольное общество любителей российской словесности», «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения» и другие), периодические и другие издания.

На совещании  в Петербурге в январе 1820 при обсуждении будущей формы правления все участники высказались за установление республики. Вместе с тем были отвергнуты идея цареубийства и идея о временном правительстве с диктаторскими полномочиями (предложена П. И. Пестелем).

Устав общества, так называемая «Зелёная книга» (точнее её первая, легальная часть, предоставленная А. И. Чернышёвым)13 был известен самому императору Александру, который давал его читать цесаревичу Константину Павловичу. Сначала государь не признавал в этом обществе политического значения. Но взгляд его изменился после известий о революциях 1820 в Испании, Неаполе, Португалии и бунта Семёновского полка (1820).

В январе 1821 в Москве был созван съезд депутатов от разных отделов «Союза благоденствия» (из Петербурга, из 2-й армии, также несколько человек, живших в Москве). На нём из-за обострившихся разногласий и принятых властями мер было решено распустить общество. В действительности предполагалось общество закрыть временно для того, чтобы отсеять и ненадежных, и слишком радикальных его членов, а затем воссоздать его в более узком составе.

Информация о работе Движение декабристов