Движение декабристов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 18:09, реферат

Краткое описание

Современный взгляд на освободительный процесс в России шире видения тенденций исторического развития страны, возобладавшего после 1917г. В поле «бокового зрения» новейшего исследователя попадают и трагические метаморфозы послереволюционной истории, включая сталинский «беспредел», и возобновленное со второй половины 80-х годов движение к гражданскому обществу.

Содержание

Введение 3
Основная часть. Движение декабристов в России 9
I Формирование освободительной идеологии декабристов 9
II Декабризм: от термина до идеи 12
III Сибирский период: изменение взглядов 15
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

декабристы.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

Обращение к социалистическому идеалу пусть в утопической и даже религиозной оболочке свидетельствовало о продвижении программных установок в сторону более последовательного демократизма, антилиберальной направленности декабризма.

Процесс же демократизации тактических установок отставал и проходил более сложно и противоречиво.

В 40-х годах, с выходом декабристов на поселение, абстрактное общедемократическое просветительство казематского периода отступило под мощным натиском реальной жизни со всей сложностью ее социально-политических противоречий. На поселении не произошло «слияния» «каторжного дворянства» с народом, несмотря на то, что декабристы субъективно стремились к этому. И в этом не их вина. Непосредственное соприкосновение с крестьянами, поселенцами и каторжными убеждает декабристов, что с таким уровнем развития народ еще очень долго не сможет выработать «свои стремления к лучшему будущему» и стать сознательным участником движения, борцом за свои интересы.

Разносторонняя просветительская деятельность декабристов не приносила желаемых ими результатов и постепенно сосредоточивалась на воспитании молодого поколения, интеллигенции, либерально настроенного чиновничества и купечества, а также части дворянства.

Таким образом, для декабризма 40—50-х годов характерно обращение ко всему обществу, в том числе к разночинцам, стремление сблизиться с народом. Но забитость и пассивность народа, способного в то время подняться лишь на отдельные бунтарские выступления, выбивали почву из-под ног декабристов.

Со вступлением на престол Александра II у декабристов снова появилась иллюзорная надежда на царя-реформатора и прогрессивно настроенную часть дворянства, хотя полной уверенности на оправдание надежд уже не было. Они восторженно встретили «Манифест» об освобождении крестьян. Следовательно, до 1861 г. декабристам так и не удалось преодолеть противоречие между программными и тактическими установками и сблизить теорию с практикой.

1861 г. был завершающим  рубежом в развитии декабризма.

По мере знакомства с  «Положением» 19 февраля 1861 г, и проведением реформы к передовой части декабристов приходило понимание того, что реформа принесла лишь «...некоторые перемены и то только на словах, а на деле чуть ли выходит не хуже»14[14,c 185]. А.В.Поджио приходит к выводу: освобождение крестьян было делом не благих желаний царя и дворянства, и даже не усилий тайного общества, а самого народа. «Сила его (народа) до того росла, что вынудила, наконец, правительство осуществить на деле цель, которую наше общество без устали преследовало, а именно освобождение крестьян»15[15,c 186].

По мнению И.И.Горбачевского, стать истинным республиканцем и  революционером, способным «кверху  дном все перевернуть», может только тот, кто понял и изучил народ, жил одной жизнью с ним, узнал  его чаяния и стремления. Декабристы, принимая офицеров, казаков, чиновников, купцов за народ, ошибались и «много через это вы все и все потеряли»16[16,c 34],— писал И.И.Горбачевский М.А.Бестужеву.

В пореформенный период происходит углубление и уточнение  понятия народ, отступает боязнь движения самих народных масс, свойственная декабризму, и появляется надежда на их активную роль в освободительном движении. Однако это скорее было теоретическое признание роли народных масс в революционном движении. Развитие демократических тенденций не означало полного преодоления ограниченности декабризма. Новые установки были общими и не шли ни в какое сравнение с революционно-демократическими. А.В.Поджио, признавая революцию самым результативным актом в деле преобразования общества, считая ее «святым словом», так как она совершается «во имя права и свободы», думал, что русский народ в отличие от западноевропейского еще не воспитался в революционном духе и не понимает истинных целей революционного движения. И он признавал наиболее правильным путь «...пробуждения, воспитания»17[17,c 86]. Не отказываясь от возможности насильственного низвержения самодержавия в далеком будущем самим народом, А.В.Поджио все-таки предпочитает просветительские средства борьбы.

С постановкой вопроса  о политическом воспитании масс, о  массовой борьбе декабризм как единое общественно-политическое движение в основном исчерпал себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Декабристы действовали  в эпоху, когда многие передовые  люди и России, и Европы уповали  на «просвещенного монарха», а «заигрывание с либерализмом» монархов поддерживало эти надежды.

Их разделяли многие декабристы в период «раннего декабризма» — декабризма первых тайных обществ. Вообще декабризм — одно из наиболее сложных идейно-политических движений, которое питалось не только революционными, но и либеральными идеями. Впрочем, либерализм эпохи декабристов существенно отличался от такового 50—60-х годов XIX в. и тем более конца XIX — начала XX в., когда «либерализм в России решительно повернул против демократии»18[18,c 172], вылился в «контрреволюционный либерализм»19[19,c 98].

В эпоху декабристов  либерализм не противостоял освободительному движению, а был тесно связан с  ним и в значительной мере являлся  его питательной почвой. Вот почему в декабристских обществах, особенно на раннем этапе их деятельности, объединялись представители различных политических взглядов — от умеренно монархических до республиканских. Однако это отнюдь не исключало, а наоборот, обусловливало борьбу в декабризме либеральной и демократической тенденций. Эволюция декабризма шла в направлении к демократизму, что выражалось в отходе от движения (главным образом после роспуска «Союза благоденствия» в 1821 г.) либерально и умеренно настроенных членов, во все большем преобладании в нем убежденных республиканцев — сторонников насильственных революционных действий, в радикализации программы и тактики декабристов.

Такова сущность «дворянской  революционности» декабристов. Ее нельзя рассматривать как какое-то «статичное» явление. Она прошла сложный путь своего развития: от умеренно монархической программы и пропагандистской тактики создания передового «общественного мнения, предшествующего революции», до радикально-республиканской программы и тактики «военной революции»

Таким образом, декабризм  в широком смысле слова после 1825 г. выступает как одно из течений развития дворянской революционности. Это была эволюция по восходящей линии, и в этом она отражала общий путь развития общественно-политической мысли России 40—60-х годов XIX в. Несмотря на существование внутренних различий, общность просветительных целей позволяла декабризму вплоть до 1861 г. сохраняться как единому общественно-политическому течению.

Деятельность немногих оставшихся в живых декабристов  в пореформенный период проходила  одних — в направлении, близком  революционно-демократическому движению (И.И.Горбачевский), других — в старых традициях мирного просветительства (Д.И.Завалишин), третьих — в духе либерализма (А.И.Беляев), что было обусловлено общим процессом консолидации революционно-демократического и либерального лагерей.

Переход декабристов  в Сибири к просветительству в  более широких масштабах, чем  это имело место перед восстанием, был тесно связан помимо условий  ссылки с осмыслением уроков поражения  вооруженного восстания 14 декабря 1925 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Азадовский, М.К. Декабристы. Новые материалы [Текст]/ М.К.Азадовский. – М., 1975.
  2. Кулешов, С.В. Наше отечество [Текст]/ С.В.Кулешов, О.В.Волобуев, Е.И.Пивовар. – М.: Терра, 1991.
  3. Нечкина, М.В. Декабристы [Текст]/М.В.Нечкина. – М.: Наука, 1983.
  4. Павлюченко, Э.А. В добровольном изгнании [Текст]/Э.А.Павлюченко. – М.: Наука, 1986.
  5. Пугачев, В.В. О специфике декабристской революционности [Текст]/ В.В.Пугачев//Освободительное движение в России. – Издательство саратовского университета, 1971.
  6. Семеникова, Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций [Текст]/Л.И.Семенникова. – Брянск: Курсив, 1996.
  7. Семенова, А.В. Временное революционное правительство в планах декабристов [Текст]/А.В.Семенова. – М.: Мысль, 1982.
  8. Сыроечковский, Б.Е. Из истории движения декабристов [Текст]/Б.Е.Сыроечковский. – М.: Издательство МГУ, 1969.
  9. Хрестоматия по истории России [Текст]/А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007.
  10. Черкасов, П.В. История императорской России [Текст]/П.В.Черкасов, Д.И.Чернышевский. – М.: Международные отношения, 1994.

 

 

 

 

 

 

 

1 Пугачев, В.В. О специфике декабристской революционности [Текст]/В.В.Пугачев//Освободительное движение в России. Вып. 1. – Издательство саратовского университета, 1971. – С. 22.

2 Сыроечковский, Б.Е. Из истории движения декабристов [Текст]/Б.Е.Сыроечковский. – М.: Издательство МГУ, 1969. – С. 114.

3 Хрестоматия по истории России [Текст]/А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – С. Из истории движения декабристов [Текст]/Б.Е.Сыроечковский. – М.: Издательство МГУ, 1969. – С. 114.

3 Хрестоматия по истории 247.

4 Сыроечковский, Б.Е. Указ. соч. – С. 120.

5 Там же. С. 117.

6 Азадовский, М.К. Декабристы. Новые материалы [Текст]/М.К.Азадовский. – М., 1975.– С. 240-241.

7 Там же. С. 239.

8 Пугачев, В.В. Указ. соч. – С. 31.

9 Семенова, А.В. Временное революционное правительство в планах декабристов [Текст]/А.В.Семенова. – М.: Мысль, 1982. – С. 163.

10 Нечкина, М.В. Движение декабристов [Текст]. Т. I /М.В.Нечкина. – М., 1955. – С. 20.

11 Хрестоматия по истории России [Текст]/А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007.  – С. 250.

12 Семенова, А.В. Указ. соч. – С. 132.

13 Хрестоматия по истории России [Текст]/А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – С. 248.

14 Семенова, А.В. Указ. соч. – С. 185.

15 Там же. С. 186.

16 Пугачев, В.В. Указ. соч. – С. 34.

17 Сыроечковский, Б.Е. Указ. соч. – С. 86.

18 Нечкина, М.В. Указ. соч.– С.172.

19 Там же. С. 98.


Информация о работе Движение декабристов в России