Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:05, реферат
Личность Бориса Годунова всегда представляла интерес для современников, историков, писателей, поэтов, художников, музыкантов. В этом нет ничего удивительного, его судьба до сих пор вызывает множество споров. Начав службу заурядным дворянином при Иване Грозном, Борис занял пост правителя при слабоумном царе Федоре Ивановиче, а затем стал властелином огромной державы. Многие историки сходятся в одном: Борис Годунов был удивительным человеком, в котором загадочно сочетались добро и зло.
Мягкость Годунова
вызывала у его врагов
Рассорившись, наконец, с главным земским дьяком и своим учителем – Андреем Щелкаловым, Годунов добился его отстранения от должности и передал пост родному брату Андрея, Василию Щелкалову. Можно представить, как повел бы себя в такой ситуации Иван Грозный. Скорее всего, само имя рода Щелкаловых осталось бы только в поминальных листах какого-нибудь удаленного монастыря.
2.2. Учреждение патриаршества
Антифеодальные восстания, распри между боярами и полная недееспособность царя Фёдора ослабили самодержавную систему управления. Раздор между светской и духовной властями и низложение митрополита Дионисия усугубили кризис. Правительство стремилось сгладить противоречия и избежать новых столкновений с руководителями церкви. Обстановка острого социального кризиса требовала возрождения сильной церковной организации. В такой ситуации светская власть выступила с инициативой учреждения в России патриаршества. Борису Годунову удалось возвести на митрополичью кафедру своего ставника Иова. Но новый митрополит не пользовался авторитетом и популярностью. После восшествия Иова на патриарший стол власти составили так называемую утверждённую грамоту о его избрании. Она заключала в себе указание на историческую роль русского государства как оплота вселенской православной церкви. «Москва - третий Рим» при всей своей претенциозности выражала преимущество стремление ликвидировать неполноправное положение Москвы по отношению к другим центрам православия. Учреждение патриаршества укрепило престиж русской церкви и отразило новое соотношение сил внутри вселенской православной иерархии.
2.3. «Заповедные лета»
Становление крепостного права на Руси был процессом длительным и необратмым процессом. Он начался еще при Иване III (введением Юрьевого дня) и завершился при Алексее Михайловиче Тишайшем. Эпоха Романовых, таким образом, стала «эпохой крепостничества» и крестьянских войн. Годунов в этот великий процесс внес на самом деле небольшую лепту. Но гораздо существеннее этой лепты были принятые в его правление указы, освобождающие от крепостного права территории Сибири, Русского Севера, казачьи станицы, и некоторые другие районы. И это было несоизмеримо глобальней, чем пресловутый указ 1597г., который все равно был бы принят, стоял бы у власти Годунов или кто-нибудь другой.
Известный русский историк В.Н.Татищев считал, что крестьян закрепостил Годунов специальным законом 1592 года. После смерти злосчастного Бориса текст его закона был затерян, да так основательно, что никто не смог его разыскать. Слабость «указной» теории заключалась в том, что она опиралась не на строго проверенные факты, а на догадки. Отметив это обстоятельство, В.О.Ключевский назвал исторической сказкой мнение об установлении крестьянской неволи Годуновым. «Не правительственные распоряжения, - утверждал он, - а реальные условия жизни, задолженность крестьян положили конец крестьянским переходам». Но эта теория была поколеблена, когда в архивах обнаружились документы о «заповедных летах». Источники рисуют картину достаточно неожиданную. В правление Годунова крепостной режим стал впервые приобретать четкие контуры. Механизм «заповедных лет» возник не из законодательного акта, а из практических распоряжений властей. Финансы стали одной из главных пружин этого механизма. И сыграть зловещую роль крепостника суждено было Борису Годунову. Авторы исторической справки 1607 года утверждали, что благочестивый Федор закрепостил крестьян по наговору Бориса. В действительности все произошло иначе. Основы крепостнического режима были заложены приказным ведомством дьяка Андрея Щелколева. Сместив фактического соправителя, Борис присвоил плоды его многолетних усилий. Через три года после отставки дьяка Годунов облек установления Щелколева о 5-летнем сроке сыска крестьян в форму развернутого законодательного акта. Издание закона 1597 года означало, что система мер по упорядочению финансов окончательно переродилась в систему прикрепления к земле. Таким был механизм закрепощения многомиллионного русского крестьянства. Крепостной закон 1597 года был издан от имени царя Федора. Но Федор доживал свои последние дни, и современники отлично знали, от кого исходил именной указ. Крепостнический курс доставил Борису широкую поддержку со стороны феодального дворянства.
Правительство Годунова продолжило внешнеполитический курс Грозного в балтийском вопросе. Но оно воздерживалось от активных действий в Прибалтике, пока существовала опасность союза Польши и Швеции. Как только эта опасность утратила реальный характер, Россия немедленно нанесла Швеции удар. Она намеревалась вернуть себе захваченные шведами русские земли, а главное, возродить «нарвское мореплавание».
В январе 1590 года русские полки заняли Ян, блокировали Копорье и продвинулись к Нарве. Руководство осадой вражеской крепости взял в свои руки Борис Годунов. Недоброжелатели тогда заподозрили его в предательстве. А на самом деле распоряжения Годунова под стенами Нарвы объяснялись не его симпатиями к неприятелю, а полным отсутствием боевого опыта. 19 февраля русские предприняли генеральный штурм. Располагая громадным численным превосходством, они атаковали крепость разом в 7 пунктах. Положение шведов было таково, что стремительный натиск мог решить судьбу крепости в считанные часы. Но Борис, оказавшись во власти военной стихии с её неизменным спутником - риском, не чувствовал уверенности. Он предпочёл путь переговоров, надеясь склонить шведов к капитуляции. По условиям перемирия, заключенного под стенами Нарвы, шведы очистили захваченные ими ранее русские крепости Иван-город и Копорье. Россия вернула себе морское побережье между реками Нарвой и Невой. Но ей не удалось овладеть портом Нарвой и восстановить «нарвское мореплавание». Таким образом, основная цель наступления не была достигнута. Шведский король Юхан III не желал признать своё поражение в войне с Россией и готовился к реваншу. Он заключил союз с Крымским ханством, и целью вражеского вторжения стала Москва. Ранним утром 4 июля 1591 года татары по серпуховской дороге вышли к Москве и заняли Котлы. Русские полки расположились под Даниловым монастырём в подвижном укреплении - «гуляй-городе». Днём произошёл бой, а ночью татары отступили. Как и при осаде Нарвы, Борис Годунов не проявил в войне с татарами ни решительности, ни энергии. Тем не менее, вся слава после победы досталась ему. Столица и двор чествовали его как героя. Борис жаждал славы великого военачальника. Но шум похвал и награды никого не ввели в заблуждение. В обычных для того времени витиеватых выражениях современники писали о том, что Годунов «во брагих же неискусен бысть», «оруженосию же не искусен бысть». Восточная политика Годунова ознаменовалась большими успехами. Россия отразила нападение татар и укрепила безопасность своих южных рубежей. В короткое время выстроены были новые пограничные крепости: Воронеж (1585 год), Ливны (1586 год), Елец (1592 год), Белгород, Оскол, Курск (1596 год). Оборонительная линия оказалась отодвинутой на юг в «дикое поле».
В целом, многие историки отмечают Бориса Годунова как талантливого дипломата. За годы его правления был возобновлен договор о свободной торговле датских купцов в России, была предоставлена денежная помощь Австрии для борьбы с Магометом («недругом христианства»), установлены благоприятные отношения с Англией: Борис дал новую жалованную грамоту для свободной и беспошлинной торговли Англии с Россией, Германии Борис отказал в беспошлинной торговле и строении католических церквей на Русской земле.
4. Отзывы современников
Стоит отметить, что современники считали Годунова удивительным оратором. Люди, знавшие Бориса, восхищались его речами. «От природы он наделен звучным голосом и даром красноречия», - писал о правителе Торий. Младший современник Бориса, Семен Шаховской, назвал его человеком «весьма сладкоречивым». Англичанин отметил манеры Бориса, красоту его лица и неизменную приветливость в обращении. По словам Шаховского, Борис «цвел благолепием» и «образом своим множество людей превзошел». Обладая несокрушимой волей, Борис производил впечатление мягкого человека. В минуты душевного волнения на его глаза навертывались слезы. Годунов поражал современников своим постоянством в семейной жизни и привязанностью к детям. Перечисляя добродетели царя, русские писатели подчеркивали его отвращение к «богомерзкому винопитию».
Даже враги, отдавая должное Годунову, писали, что он мог бы совершить много великих дел, если бы не помешали ему неблагоприятные обстоятельства. Такое мнение высказывали и иноземцы, и русские писатели. Конечно, чтобы оценить ту или иную похвалу, надо представить, от кого она исходит. Почитатели Бориса были дворянами, которых особенно восхищала его щедрость к служилым людям. В полной мере русские писатели оценили достоинства Бориса уже после смерти, когда трон заняли его ничтожные преемники. «Хотя явились после Годунова другие умные цари, - дипломатично замечал И.Тимофеев, - но, их разум был лишь тенью его разума». Овладев короной, Борис навлек навлек на свою голову негодование знати. Однако, благодаря гибкой политике, ему удалось сплотить верхи вокруг трона. Роковой для династии Годунова оказалась ненависть низов. Борис воздвиг трон на вулкане.
5. Трагический конец
5.1. Отношение народа к государю Борису Годунову
Живая власть для черни ненавистна,
Начало царствования Бориса казалось на редкость благополучным. Но это была только видимость. Первые два года Борис был хорошим царем в глазах своего народа, и живший во времена Бориса келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын говорит, что «ради всенародных строений своих Борис всем любезен бысть».
Дальнейшее царствование Годунова было для России ознаменовано великими бедствиями: страшный неурожай вызвал повсеместный голод. В одной Москве за два года погибло 120 000 человек. Царь всеми силами боролся с бедствием, велел, наконец, раздавать в Москве хлеб даром; но эта мера имела очень печальные последствия: в Москву пришло великое множество тунеядцев, которые не желали работать, благо кормиться в столице можно было даром. Вследствие страшного голода появилось в государстве множество разбойников, от которых страдали мирные жители под самой Москвой.
Народ икал виновников всех бедствий и, наконец, нашел в лице самого царя Бориса: уже в 1601 году глухо начинают поговаривать о том, что гнев Божий карает народ русский за то, что он терпит на престоле царя-детоубийцу. Московский народ открыто выказывает свою нелюбовь: плюет вслед карете Годунова, добавляя оскорбительное слово «худородный». Борис узнает об этих слухах, и светлый ум его затемняется мрачной злобой: он ищет своих врагов, поощряет всякие наветы. Жизнь неприятелей становится нестерпимой. Поссорятся два боярина, и один в злобе на другого донесет, что тот злоумышляет против царя, и этого довольно: несчастного хватают, пытают, иногда казнят. Холопы и слуги, недовольные чем-нибудь на господ, бегут и клевещут на них. По доносу собственного холопа была погублена Годуновым семья Романовых. Борис поверил словам дворового человека, одного из братьев Романовых. Он хорошо помнил, что старший из братьев, Федор, был его соперником при избрании на царство, и решил избавиться от опасной для него семьи. Братья Романовы подверглись жестокому заключению, а старший из них, Федор, был насильно пострижен в монахи под именем Филарета: этим хотели отнять у него навсегда возможность занять престол. Монашество заставили принять и его жену Ксению Ивановну с именем Марфы. Пятилетний сын их Михаил был разлучен с родителями и вместе с теткой Анастасией Никитичной был сослан на Белоозеро. Особенно тяжелое заключение испытал Михаил Никитич Романов: он содержался в земляной тюрьме-яме в селе Ныробе (ныне Пермской губернии, Чердынского уезда). До сих пор там сохраняются тяжелые железные кандалы, в которых был закован несчастный боярин. Из пяти братьев Романовых только инок Филарет да Иван Никитич вынесли тяжелое заключение и остались живы.
Чувство неприязни к государю подогревалось ещё и умело распускаемыми слухами о неслучайной гибели царевича Дмитрия. Слухи распускались противниками Годунова Нагими. Многие историки прошлых лет, в том числе и Карамзин, считали Годунова виновным в смерти царевича, а великий русский поэт Пушкин в своём произведении «Борис Годунов» даже описал душевные муки царя: «И мальчики кровавые в глазах…». Однако, справедливости ради, стоит отметить, что никаких прямых доказательств причастности будущего царя к гибели мальчика нет. Но слухи о якобы преступлении Бориса облетели всю Россию и проникли за рубеж.
Годунов скоро начал удаляться от россиян, отменил устав времен древних: не хотел в праздничные дни выходить к народу, выслушивать его жалобы. В Борисе стали пробуждаться подозрения, что его хотят убить, изгнать с трона «мечтал о тайных ковах против себя, яде, чародействе». Впоследствии, как заметил Карамзин, «глас Отечества уже не слышался в хвале частной, корыстолюбивой, и молчание народа, служа для царя явною укоризною, возвестил важную перемену в сердцах россиян: они уже не любили Бориса!».
5.2. Смерть
В начале 1602 года, на русско-шведской границе было перехвачено письмо одного иноземца из Нарвы, в котором было написано, что будто бы сын Ивана Грозного Дмитрий не был убит в 1591 году, а счастливо спасся и сейчас находится у казаков и вскоре собирается в Москву с большим войском. Это был Лжедмитрий I. Оживили призрак царевича круги, близкие к Романовым. Истинным лицом Лжедмитрия был беглец Чудова монастыря Григорий Отрепьев.
Когда Борису донесли о появлении самозванца в Польше, он не стал скрывать своих чувств и сказал в лицо боярам, что это их рук дело и задумано оно, чтобы его свергнуть. Кажется невероятным, что позже Годунов вверил тем же боярам армию и послал их против самозванца. Объяснение в том, что народные движения грозили ниспровергнуть устои родившегося, но ещё не окрепшего крепостнического режима. В такой ситуации господствующее феодальное сословие волей-неволей должно было сплотиться вокруг династии ради защиты собственных интересов.
Григорий Отрепьев оказался на гребне народного движения. Он попытался сыграть роль казацкого атамана и народного вождя, но подлинные интересы народа были ему глубоко чужды. Несколько воевод невысокого ранга перешли на сторону Лжедмитрия. Крепости сдавали восставшие казаки и посадские люди.
Агитация в пользу «доброго» царя (Лжедмитрия) распространялась по народу, словно поветрие. Обуреваемый страхом перед самозванцем, Годунов не раз засылал в его лагерь тайных убийц. Позже он приказал привезти в Москву мать Дмитрия и выпытывал у неё правду: жив ли царевич или давно его нет на свете.
В это время сам царь Борис разительно переменился. Обычно активный и деятельно участвовавший в управлении страной, он всё более и более отходил от дел. Всё чаще давала о себе знать его застарелая болезнь – подагра. Мало того, окружающие стали замечать несвойственную ему раздражительность и мнительность. Всё больше времени царь посвящал молитвам, во дворце появились ведуньи и предсказатели, которых царь расспрашивал о своём будущем и о будущем своей семьи.
13 апреля 1605 года Борис Годунов умер при невыясненных обстоятельствах у себя во дворце в Кремле. После присутствия на дипломатическом обеде с иноземными послами в Золотой палате Борис поднялся на балкон в верхних покоях своего дворца. Здесь его и настиг, по официальной версии, апоплексический удар. Кровь хлынула изо рта, носа и ушей. Прибежавшие лекари уже ничем не могли помочь ему. Царь успел лишь благословить на царство своего сына Фёдора.