Деятельность Осипа Федоровича Макарова и Степана Осиповича Макарова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 11:24, реферат

Краткое описание

Заслужив народную любовь и уважение, признание в научном мире, получив множество неофициальных почетных имен — «победителя брони», «дедушки минного флота», «великого учителя военных моряков», создателя «дедушки ледокольного флота», — он на всю свою жизнь так и остался для высшего света только «беспокойным адмиралом». Будущий великий мореплаватель, ученый и изобретатель родился 27 декабря 1848 года в простой многодетной семье на тихой, сбегающей к Бугскому лиману улице Католической (ныне улица Адмирала Макарова). Об этом, как впоследствии оказалось, немаловажном для России факте сегодня напоминает мемориальная доска на стоящем неподалеку от берега скромном доме. Дух моря витал и в городе, и в семье маленького Степана.

Содержание

Введение
Испытание беспорядком
Деятельность Степана Осиповича Макарова.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат3.docx

— 386.49 Кб (Скачать файл)

Мысль о возможности исследования Ледовитого океана посредством ледокола и о возможности прокладывать зимой пути к нашим замерзающим портам для торговых и военных кораблей казалась С. О. Макарову столь простой, что он полагал достаточным одного её высказывания, чтобы все к ней тотчас же присоединились. Но современники не присоединились к этой мысли даже тогда, когда первый в мире мощный ледокол "Ермак" был, наконец, построен в Ньюкестле в 1898 г. под непрерывным наблюдением и по непосредственным указаниям С. О. Макарова. Правда, прибытие "Ермака" под командой С. О. Макарова в Кронштадт, сквозь льды Финского залива, вызвало бурную радость в народе. Правда, в газетах появились восторженные статьи и приветственные стихотворения. Но морское ведомство, которое должно было первым приветствовать победу С. О. Макарова, хранило молчание, которое перешло затем в открытое обвинение вице-адмирала в том, что он напрасно построил корабль, "не способный... пробиться к полюсу собственным ходом". Такое обвинение возводила на С. О. Макарова специальная комиссия царского правительства. Многие месяцы, если не годы, жизни С. О. Макарова были отравлены перепиской с этой комиссией, составлением отчётов, которые должны были реабилитировать отца ледокольного дела в России. В то же время С. О. Макаров без устали работал на "Ермаке". В Финском заливе "Ермак" спас от гибели броненосец "Генерал-адмирал Апраксин", севший на мель близ острова Гогланд и скованный льдами. Во время спасательных работ на "Ермаке" впервые применялся радиотелеграф, изобретённый А. С. Поповым. Дважды ходил С. О. Макаров на "Ермаке" в большие плавания по Северному Ледовитому океану. Здесь, на ледоколе, так же как и в своё время на "Витязе", всё было тщательно приспособлено для большой исследовательской работы. Этот корабль, построенный по указаниям С. О. Макарова, воплотил в себе макаровский стиль и, в частности, ту простоту и целесообразность всех деталей, на которой категорически настаивал Степан Осипович в своих работах. Ничего лишнего нет на обширных палубах "Ермака", всюду - те самые "пустые пространства", которые составляют "настоящую роскошь" на корабле и которые так облегчают всякую палубную работу. На "Ермаке" на каждом шагу видны новые приспособления, тщательно продуманные и испытанные С. О. Макаровым. Применены тут и цистерны, успокаивающие боковую качку, и остроумные вспомогательные паровые машинки, и специальная аппаратура для океанографических работ: например, самопишущий термометр, приспособленный для непрерывной регистрации температуры поверхностной морской воды; этот прибор был сконструирован С. О. Макаровым ещё на "Витязе" и затем построен, по его указаниям, известным французским конструктором Ришаром. К привычным исследованиям, которые проводил С. О. Макаров на "Витязе", на "Ермаке", добавились исследования льдов.

Исследования С. О. Макарова о работе ледокола по проламыванию пути во льдах остаются до наших дней непревзойдёнными по широте замысла и выполнения. Производя непрерывную кинематографическую съёмку перемещений "Ермака", атакующего ледяное препятствие, С. О. Макаров получил совершенно объективную регистрацию движения корпуса ледокола. Впоследствии кадры, полученные посредством такой съёмки, были подвергнуты тщательным промерам, и на основе этих промеров А. Н. Крылов, по просьбе Степана Осиповича, определил силу, с которой лёд сопротивлялся продвижению "Ермака". Оказалось, что горизонтальная сила воздействия льда на ледокол достигала примерно 800 тонн. "Ермак" во льдах" - последняя книга Макарова, которую ему удалось увидеть вышедшей в свет. Атмосфера на Дальнем Востоке непрерывно сгущалась. Неизбежность войны с Японией стала очевидной. Гневно сетует Степан Осипович на полную беспечность, которую проявляет командование Тихоокеанского флота по отношению к кораблям, оставляя их стоять на внешнем рейде. Но он - главный командир Кронштадтского военного порта, и в Морском министерстве лишь пожимают плечами, недоумевая, зачем он вмешивается в дела, выходящие за пределы его обязанностей. "Если мы не поставим теперь же во внутренний бассейн флот, то мы принуждены будем это сделать после первой ночной атаки, заплатив дорого за ошибку", - так пишет Макаров управляющему Морским министерством 26 января 1904 г., а в ночь с 26 на 27 января его предсказания сбываются: миноносцы противника нападают на наши корабли до объявления войны. Геройски гибнут крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец"; несколько кораблей повреждено. Совершенно неожиданно для себя адмирал С. О. Макаров назначается на пост командующего Тихоокеанским флотом. Все силы, вся кипучая энергия, весь опыт моряка и воина отданы новому делу. Через неделю сибирский экспресс уносит его на Восток. С дороги одна за другой летят телеграммы, в которых адмирал просит ускорить предложенные им меры для укрепления и оживления Тихоокеанского флота. Он просит спешно прислать на корабли побольше бронебойных снарядов со стальными наконечниками, перевести в его распоряжение испытанных старых соплавателей; перевезти по железной дороге, в разобранном виде, миноносцы и ускорить выход на Восток вспомогательной эскадры контр-адмирала Вирениуса. Просит он также срочно переиздать его книгу "Рассуждения по морской тактике" и немедленно прислать тираж на корабли... Все эти просьбы остаются неудовлетворёнными. Между тем, роковые события развёртываются. За тридцать шесть дней пребывания на Тихоокеанском флоте он успевает сделать больше для обеспечения боевой деятельности кораблей, чем сделано было до него. Он лично проверяет подготовку эскадры, сам переходит с корабля на корабль, всюду внося жизнь и волю к победе. Враг знает, что адмирал Макаров - сильнейший противник, и активизирует свои нападения на наши базы. С большим искусством отбивает адмирал эти нападения и, со своей стороны, громит вражеские корабли перекидным огнём через мыс Ляотешань... Русский флот не забудет ночь с 12 на 13 апреля 1904 года. Не забудет он, как в последний раз вышел в море адмирал Макаров на броненосце "Петропавловск", как отдавал он последние слова команды, стремясь защитить наши корабли от превосходящих сил противника...


Взрыв мины под килем "Петропавловска" оборвал жизнь С. О. Макарова. Вместе со Степаном Осиповичем погиб на "Петропавловске" его старый друг и соплаватель художник Верещагин. И тут, в последнем рейсе, как и за всю его жизнь, тяготело к нему всё живое и всё даровитое.

Дела С. О. Макарова заслужили у нас на Родине достойное признание. После смерти С. О. Макарова в Кронштадте был поставлен ему памятник, открытие которого состоялось 24 июля 1913 года. Вошли и непрерывно входят в жизнь советского флота заветы адмирала Макарова. Вдумчиво изучают макаровскую тактику, макаровский стиль наши офицеры и краснофлотцы. Живёт и будет жить на пользу нашей великой Родине макаровская наука о море.

 

Заключение

Живёт и будет жить в нашем народе славная память об адмирале Степане Осиповиче Макарове. Полный героизма и мудрости, величавой простоты и обаяния встаёт из прошлого его богатырский облик. Он раскрывается перед нами в беззаветной храбрости бойца и глубоком творческом замысле учёного, в зорком и непогрешимом морском глазе прирождённого флотоводца и тончайшей интуиции первоклассного корабельного инженера; в смелых, дерзких исканиях нового морского оружия и широких физико-географических исследованиях океана, в остроумных геометрических построениях путей кораблей и глубоких мыслях о психологии человека в боевой обстановке. Два девиза пронизывают и объединяют деятельность и жизнь С. О. Макарова: "В море - значит дома". Это - девиз человека, для которого нормальная, желанная жизнь начинается только с того момента, когда отданы швартовы и подняты якоря, когда началось биение привычного мерного пульса судовой машины.

    "Помни  войну". Это - девиз человека, для  которого война - время напряжения  всех сил, отдачи всех возможностей  служению Родине, а мир - время  неослабного вооружения Родины  для защиты от нападения агрессивных  соседей, тренировки во всех операциях, во всех искусствах и науках, которые служат или могут послужить  той же цели.

Ровной и чёткой поступью прошёл свою жизнь Степан Осипович, мечтая о высшей награде, которую он хотел получить как боец и которую он получил: о смерти в бою.

 

Список использованной литературы:

 

  1. http://nplit.ru "NPLit.ru: Библиотека юного исследователя"
  2. сайт «Энциклопедия ХРОНОС»
  3. http://www.navy.ru/

Заявка

на участие во Всероссийском открытом конкурсе художественного творчества «Морским судам быть!»

 

  1. Зайнуллина Илюза, 1995 г.
  2. Историческая
  3. Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа д.Байназарово МР Бурзянский район Республики Башкортостан
  4. Деятельность Осипа Федоровича Макарова и Степана Осиповича Макарова
  5. Салаватова Гульшат Маратовна
  6. bainazarovo.18school@rambler.ru
  7. 453591, Башкортостан, Бурзянский район, д.Байназарово, ул.Октября, 31
  8. 8 (34755) 3-41-13
  9. Конкурс посвящается 200-летию со дня рождения Осипа Федоровича Макарова - ученого, военно-морского теоретика, героя русско-турецкой войны и 165-летию со дня рождения Степана Осиповича Макарова - русского военного деятеля, океанографа, полярного исследователя, кораблестроителя, вице-адмирала.

Информация о работе Деятельность Осипа Федоровича Макарова и Степана Осиповича Макарова