Дидактические требования к современному уроку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 11:31, доклад

Краткое описание

Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.
Классный менеджмент - управление учебно-познавательным процессом, поведением, дисциплинированностью и процессом социализации, осуществляемый учителем в классе.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад на тему 1.docx

— 31.58 Кб (Скачать файл)

В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействие между учителем и учениками (урок) с целью приобщение учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия учителей и учащихся. Из данных схем видно, что методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:

  1. Пассивные методы;

  1. Активные методы;

  1. Интерактивные методы.

Каждый из них имеет свои особенности.

Пассивный метод  – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока.

Активный метод  – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали автократный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.

Интерактивный метод Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо.

 Другими словами, в  отличие от активных методов  интерактивные ориентированы на  более широкое взаимодействие  учеников не только с учителем, но и друг с другом и на  доминирование активности учащихся  в процессе обучения. Место учителя  в интерактивных уроках сводится  к направлению деятельности учащихся  на достижение целей урока. Важное  отличие интерактивных упражнений  и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Наиболее полной и приемлемой в практической работе сегодня является классификация методов обучения, предложенная Бабанским Ю.К.

Классификация методов обучения (по Бабанскому Ю.К.)

№ пп

Основные группы методов обучения

Основные подгруппы методов обучения

Отдельные методы обучения

1.

Методы стимулирования и мотивации учения

1.1. Методы формирования  интереса к учению

1.2. Методы формирования  долга и ответственности в  учении

Познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др.

Методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований и др.

2.

Методы организации и осуществления учебных действий и операций

2.1. Перцептивные методы (передачи и восприятия учебной информации посредством чувств):

  • словесные методы
  • наглядные методы
  • аудиовизуальные методы
  • практические методы

2.2. Логические методы (организация  и осуществление логических операций)

2.3. Гностические методы (организация  и осуществление мыслительных  операций)

2.4. Методы самоуправления  учебными действиями

Лекция, рассказ, беседа и др.

Методы иллюстраций, демонстраций, кинопоказа и др.

Сочетание словесных и наглядных методов

методы упражнений, проведение опытов, выполнение трудовых заданий и др.

Индуктивные, дедуктивные, метод аналогий и др.

Проблемно-поисковые (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод и др.), репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка и др.).

Самостоятельная работа с книгой, с приборами, объектами труда и др.

3.

Методы контроля и самоконтроля

3.1. Методы контроля

Методы устного контроля, письменного контроля, лабораторного контроля, машинного контроля.

Методы самоконтроля.


 

 

 Главная идея отобранного на урок содержания учебного материала должна проходить через все этапы урока и присутствовать во всех его компонентах

 

 

Основные этапы урока

Компоненты урока

1.

Орг этап: объявление темы урока (как главной идеи);целей и задач урока (как его результатов)

Целеполагание начинается с выявления главной дидактической цели урока

2.

Изучение новых знаний (получение понятия о главной идее темы)

Отбор содержания материала – это выделение главной идеи темы

3.

Закрепление знаний (неоднократное повторение учащимися главной идеи содержания учебного материала)

Выбор методов и приемов обучения, sjhv организации деятельности учащихся для достижения целей

4.

Применение знаний (главная идея содержания применяется в стандартной и нестандартной ситуациях)

Оценка усвоения на уроке главной идеи содержания учебного материала

5.

Информация о домашнем задании начинается с определения цели его выполнения как главной идеи урока

Выполнение домашнего задания (самостоятельное применение главной идеи на практике)

6.

 

Рефлексия (самооценка овладения главной идеей содержания учебного материала)


 

Учить на уроке – это показатель высокого уровня профессиональной компетентности учителя.

«Слишком много на свете людей, кому никто не помог пробудиться» 
(Сент-Экзюпери).

Дело ученого – открыть и облечь в слово и формулы существующие закономерности Вселенной. 
Миссия методолога – найти инструменты привнесения открытия ученого в образование. 
Миссия педагога – формировать целостное мышление ученика, в равной мере привнося в этот процесс достижения ученого и методолога.

«Посредственный преподаватель излагает, хороший – объясняет, выдающийся – показывает, великий – вдохновляет» Ильин

 


Информация о работе Дидактические требования к современному уроку