Диктатура Бенито Муссолини. Государственные органы и учреждения в период диктатуры Б. Муссолини

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 13:19, реферат

Краткое описание

Период фашистского режима в странах Италии и Германии является одним из самых ярких, но в то же время одним из самых печальных пятен в мировой истории. Период существования фашистского тоталитарного государства всегда интересовал и интересует множество людей. Нас пугает жизнь людей фашистского государства, мы поражаемся жестокости диктаторов и их последователей. Нас интересует вопрос: что является причиной установления наиболее жестокой формы государственности? Почему люди двадцатого века, века с достаточно развитой системой права, норм и морали пришли к установлению абсолютно бесчеловечной формы правления? Почему после многовекового существования монархии во главе с правителем, который узурпировал власть, вновь приходит идея сосредоточения власти в одних руках и провозглашения диктатора «сверхчеловеком»?

Вложенные файлы: 1 файл

Benito_Mussolini.docx

— 75.66 Кб (Скачать файл)

Фашистский режим характеризовался важностью власти, сосредоточенной в руках дуче. Глава правительства, то есть сам Бенито Муссолини должен был формально отчитываться за свои действия только перед королем, который, в свою очередь, мог подписывать декреты лишь с ведома и согласия дуче. По сути, это была единоличная диктатура, которая полагалась на сильную партию. Но всё же король в 1927 году по-прежнему обладал большой властью. Дело в том, что на то время в полномочия короля, предусмотренные в соответствии со Статутом, не были отменены. Так, король имел право отзывать премьер-министра, имел полномочия влиять на счётную палату, Кассационный суд, а также Государственный совет.Король имел право назначать сенаторов, что давало Сенату некоторую свободу действий. Однако король не воспользовался своими полномочиями, поскольку он не хотел выступать против режима. Фактически палата превратилась в место регистрации указов и не занималась их обсуждением.

 Традиционное разделение законодательной и исполнительной властей было в практически сведено на нет, так как правительство получило право издавать законы даже без формального согласия парламента в «исключительных случаях». Закон при этом не определял, что понимать под "исключительными случаями", предоставив это на усмотрение главы правительства. Оговорка же о последующем одобрении таких постановлений парламентом ничего не значила из-за невозможности оказать давление на главу правительства. Тем самым практика "делегированного" законодательства беспредельно расширялась, а само оно в силу того, что правительство перестало быть ответственным перед парламентом, оказалось изъятым из-под парламентского контроля. Но две палаты парламента по-прежнему продолжали существовать, их полномочия как контрольного органа всё-таки не были полностью упразднены.

 Партийные органы делились на единоличные и коллегиальные. Последние выполняли главным образом совещательные функции. К единоличным относились "дуче", генеральный и административный секретари, федеральные секретари, секретари низовых организаций партии - фашистских союзов (фаший). При каждом единоличном органе имелся совещательный коллегиальный орган: при "дуче" - Большой фашистский совет, объявленный законом "О полномочиях Большого фашистского совета" 1928 г. "верховным ор­ганом" партии и государства, при генеральном и административном секретарях - Национальная директория и Национальный совет, при федеральных секретарях - провинциальные директории, при секретарях фашистских союзов - директории.

 

Все органы партии не избирались, а назначались сверху. По представлению Муссолини король назначал членов Большого фашистского совета и генерального и административного секретарей. Члены Национальной директории - постоянно работающего центрального органа партии - назначались Большим фашистским советом по представлению генерального секретаря. Он же назначал федеральных секретарей и утверждал предложенных ими членов провинциальных директорий. Федеральные секретари являлись членами Национального совета - совещательного органа при Национальной директории. Они назначали секретарей фаший и утверждали предложенных последними членов директорий фаший.

 

Партийный аппарат, таким образом, стоял вне контроля со стороны рядовых членов партии. Они практически не могли участвовать в решении вопросов партийной политики. Даже по уставу партии предусматривалось только два обязательных собрания фаший в год. Пользуясь преимуществами в занятии государственных должностей и даже в размере заработной платы, члены партии были обязаны строго подчиняться всем указаниям своих руководителей. При вступлении в партию давалась предусмотренная уставом партии клятва: "Клянусь выполнять без рассуждений распоряжения вождя и служить делу фашистской революции всеми моими силами и, если нужно, кровью".

 Дуче прочно усвоил привычку объявлять о своих решениях с балконов официальных резиденций: дворцов "Киджи", позже "Венеция". Собиравшиеся перед дворцом чернорубашечники, да и просто любопытные восторженно кричали "да!" в ответ на вопрос дуче, нужен ли тот или иной декрет. Официальным органам информации оставалось лишь преподнести соответствующим образом это "народное одобрение". В ноябре 1926 года министр юстиции Альфредо Рокко представил на рассмотрение целую серию новых законов, которые в последствии в историю вошли под названием «фашистских» законов. С опубликованием этих законов стало ясно,  что в Италии не осталось демократических свобод. 
Претворением новых законов в жизнь занимались два новых органа : Организация добровольцев, борющихся с антифашистскими проявлениями в обществе, и на специальный суд по защите государства. Этот суд прославился большим количеством арестов предводителей оппозиционного движения. Он был создан по закону "О защите государства" 1927 г. и просуществовавший около 10 лет упомянутый выше "Трибунал защиты государства". Он состоял из высших офицеров армии и политической полиции и рассматривал политические дела, расследованные "Особой службой политических расследований", в изъятие из общего процессуального законодательства. Его приговоры, в том числе и к смертной казни, обжалованию не подлежали. Местом ссылки политзаключенных стали острова Липари и Понца.

Установление фашистской диктатуры привело к существенным изменениям в государственном строе, уничтожению демократических принципов организации и деятельности государственного механизма. Вся полнота политической власти сосредоточилась в руках фашистской верхушки на основе принципа вождизма с концентрацией властных полномочий в руках вождя партии ,который по факту являлся главой государства, в превращении руководящих органов фашистской партии в ведущее звено государственного аппарата, в строгой централизации государственного управления и лишении представительных органов их реальных полномочий (а затем и в замене их корпоративной системой), в установлении террористического режима.11

 

Глава III.

Учреждения для контроля сознания над массами.

  1. Система государственного корпоративизма.

 В Италии утверждалась власть режима над общественным мнением.  Контроль над сознанием людей, укоренение в голове фашистского режима в каждом жителе являлось одной из основных задач фашистской Италии. Особенному контролю подвергались государственные служащие, которые являлись наиболее способными противостоять режиму. 
Так в 1922-1928 годах была произведена чистка рядов государственных служащих, магистратуры, а также дипломатов. Благодаря чисткам на рабочих местах остались только те служащие, кто открыто демонстрировал свою преданность фашистским идеалам на протяжении долгого времени. 
Существовали фашистские организации, действующие параллельно с Фашисткой партией, которые отвечали за обработку сознания масс. Вовлечение в партийные дела начиналось с наступлением совершеннолетия, то есть люди должны были выполнять ряд действий по приказу партии, входя в состав профессиональных ассоциаций или профсоюзов. Национальный институт Дополаворо (национальный фонд организации досуга трудящихся)  насчитывал 4 600 000 сторонников в 1939 году, между тем как последний свободный профсоюз был распущен ради фиктивного государственного корпоративизма. В стране создавались 22 корпорации (по отраслям промышленности). В составе каждой из них находились представители фашистских профсоюзов, предпринимательских союзов, фашистской партии. Председателем каждой из 22 корпораций стал сам Муссолини; он же возглавил министерство корпораций. Закон, именуемый "Хартией труда", запрещал все нефашистские профессиональные союзы, бывшие явной угрозой всеобщему объединению под руководством партии, и создавал вместо них корпорации. Профсоюзами эти новые организации не были. Они были главным "приводным ремнем" фашистского государства. Во-первых, они должны были включать (а в 1930 году специальным указом включили) все население Италии, что весьма существенно облегчало контроль над массой и консервацию ее политической активности, направленной в нужное русло. Во-вторых, корпорации стали незаменимым буфером для политической деятельности все еще живой оппозиции - дело в том, что кандидатов в итальянский парламент могли выдвигать только корпорации, причем Большой Фашистский Совет одобрял или не одобрял эти кандидатуры; выборы таким образом, хотя формально и сохранились, потеряли всякий смысл. В-третьих, корпорации решали важнейшую для тоталитарного режима проблему контроля над экономикой, которая, в отличие от советской России, не была национализирована. В корпорации входили не только рабочие, но и предприниматели, вынужденные соблюдать некоторую дисциплину и лишенные таким образом хозяйственной свободы, да и вообще все трудящиеся отрасли.

 К 1932 году в Италии  насчитывалось 22 корпорации по отраслям  экономики. Это позволяло государству  не только контролировать, но  и прямо управлять экономикой, формально остающейся негосударственной, это позволяло мобилизовывать население, например, на "битвы за хлеб", это позволяло волевыми методами решать хозяйственный проблемы, сводя на нет рыночные законы (из-за этого удалось несколько стабилизировать финансовое положение, ограничить инфляцию, поднять производство, сократить безработицу; впрочем, Великая депрессия 1929 года сильно помешала этому - Италия, в отличие от других тоталитарных режимов, оставалась включенной в мировую торговлю).

 Закон предоставил  корпорациям определение условий  труда (рабочее время, заработная  плата) и разрешение трудовых  споров (забастовки запрещались  и подавлялись). Но каждый раз  решения принимались к неизменной  выгоде предпринимателей и невыгоде  для рабочих. Это и понятно, если  иметь в виду, что профсоюзы, предприниматели  и представители партии имели  равный голос в корпорациях, а  руководство профсоюзов (не говоря  уже о партийных чиновниках) было  продажным и подкупным сверху  донизу. Его никто не выбирал, оно никак не отвечало за  свои действия перед профсоюзной  массой.

Установление Корпоративного строя позволило Муссолини разделаться с парламентом, с тем, что от него осталось. Вместо него была создана «палата фашистских организаций и корпораций». Члены ее назначались Муссолини.

Права палаты были определены следующим образом: сотрудничество с правительством в издании законов.12

Все это приводит к установлению террористической фашистской диктатуры и началу многолетней борьбы против нее демократических сил страны.

Фашистское корпоративное государство служило орудием монополий. Но и монополии охотно служили интересам фашистской партийной и государственной верхушки.

 В руках Муссолини  и его родственника Чиано находились контрольные пакеты акций известного концерна «Монтекантини» (прибыли этого химического концерна возросли с 67 млн. лир в 1934 году до 160 млн. лир в 1939 году) и многих других. Обычный итальянец не мог укрыться от прослушивания, слежки и вмешательства в частную жизни партией как на рабочем месте, так и на досуге. Слежка велась не только за взрослым трудоспособным населением, она касалась и детей. Каждый итальянец был обязан записать своего ребёнка в молодёжные фашистские организации и проследить принимает ли ребёнок активное участие в этих учреждениях. Членство в фашисткой партии сделалось главным условием успеха в обществе. Однако само членство в партии не было гарантией неприкосновенности. Рабочим предоставили возможность заниматься спортом и слушать «идеологически выдержанную» музыку популярную музыку.13

 

  1. Органы политического воспитания молодёжи.

 Для более прочного  усвоения идеологии и воспитания  нового поколения людей, послушных  для власти, в Италии политическое  образование начинали с детства. Дети зачастую записывались в Национальный институт Балилла (Балилла (Balilla) — прозвище Джована Баттисты Перассо, мальчика из Генуи, который 5 декабря 1746 г. бросил камень в австрийского солдата и этим начал восстание против австрийских войск, оккупировавших город во время войны за австрийское наследство.По легенде, австрийцы тащили пушку по грязи, она застряла и солдаты стали сгонять прохожих, чтобы они помогли её вытащить. Увидев это, Перассо запустил камень в одного из солдат, сказав при этом: «Мне начинать?», после чего началось всеобщее восстание и австрийцы были изгнаны из Генуи. Бенито Муссолини был потрясён поступком этого мальчика.) «Дети Волчицы», «Балилла», «Маленькие итальянки»,а затем и «Юные фашисты» являлись основными организациями воспитания фашистской молодёжи. К 1936 в этих организациях состояло около пяти миллионов молодых людей. Со временем запись детей и молодых людей в эти организации стала практически необходимой. А уже в 1937 все молодёжные организации перешли под контроль Фашистской партии, ранее они находились под контролем министерства государственного образования. Теперь эти организации стали входить в состав организации Фашистская молодёжь Италии. Деятельность этих молодёжных организаций, как и всех организаций того времени, бала направлена на идеологическую обработку молодёжи. Но в связи с пониманием того, что Италия не сможет избежать войны, в этих организациях велась деятельность по подготовке молодёжи к войне. Университетская фашистская группа все же смогла избежать этой интеллектуальной и физической обработки. 
Фашистское правительство стремилось создать поколение интеллектуалов фашистского режима, поэтому в методе образования нередко поощряли дискуссии и формирование критического сознания, создавая таким образом себе противников.14

  1. Пропаганда фашистского режима через учреждения государственной власти.

Так власть контролировала все стороны общественный жизни, то она не могла не обойти стороной столь важный источник иных мнений как министерство прессы и пропаганды. В 1937 году министерство прессы и пропаганды было доверено Дино Альфьери ( в последствии являлся ещё и министром культуры). Это министерство занималось решением вопросов, связанных с деятельностью прессы, обеспечением образовательного процесса, а также деятельностью университетов.

Информация о работе Диктатура Бенито Муссолини. Государственные органы и учреждения в период диктатуры Б. Муссолини