Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 13:19, реферат
Период фашистского режима в странах Италии и Германии является одним из самых ярких, но в то же время одним из самых печальных пятен в мировой истории. Период существования фашистского тоталитарного государства всегда интересовал и интересует множество людей. Нас пугает жизнь людей фашистского государства, мы поражаемся жестокости диктаторов и их последователей. Нас интересует вопрос: что является причиной установления наиболее жестокой формы государственности? Почему люди двадцатого века, века с достаточно развитой системой права, норм и морали пришли к установлению абсолютно бесчеловечной формы правления? Почему после многовекового существования монархии во главе с правителем, который узурпировал власть, вновь приходит идея сосредоточения власти в одних руках и провозглашения диктатора «сверхчеловеком»?
Фашистский режим характеризовался важностью власти, сосредоточенной в руках дуче. Глава правительства, то есть сам Бенито Муссолини должен был формально отчитываться за свои действия только перед королем, который, в свою очередь, мог подписывать декреты лишь с ведома и согласия дуче. По сути, это была единоличная диктатура, которая полагалась на сильную партию. Но всё же король в 1927 году по-прежнему обладал большой властью. Дело в том, что на то время в полномочия короля, предусмотренные в соответствии со Статутом, не были отменены. Так, король имел право отзывать премьер-министра, имел полномочия влиять на счётную палату, Кассационный суд, а также Государственный совет.Король имел право назначать сенаторов, что давало Сенату некоторую свободу действий. Однако король не воспользовался своими полномочиями, поскольку он не хотел выступать против режима. Фактически палата превратилась в место регистрации указов и не занималась их обсуждением.
Традиционное разделение законодательной и исполнительной властей было в практически сведено на нет, так как правительство получило право издавать законы даже без формального согласия парламента в «исключительных случаях». Закон при этом не определял, что понимать под "исключительными случаями", предоставив это на усмотрение главы правительства. Оговорка же о последующем одобрении таких постановлений парламентом ничего не значила из-за невозможности оказать давление на главу правительства. Тем самым практика "делегированного" законодательства беспредельно расширялась, а само оно в силу того, что правительство перестало быть ответственным перед парламентом, оказалось изъятым из-под парламентского контроля. Но две палаты парламента по-прежнему продолжали существовать, их полномочия как контрольного органа всё-таки не были полностью упразднены.
Партийные органы делились на единоличные и коллегиальные. Последние выполняли главным образом совещательные функции. К единоличным относились "дуче", генеральный и административный секретари, федеральные секретари, секретари низовых организаций партии - фашистских союзов (фаший). При каждом единоличном органе имелся совещательный коллегиальный орган: при "дуче" - Большой фашистский совет, объявленный законом "О полномочиях Большого фашистского совета" 1928 г. "верховным органом" партии и государства, при генеральном и административном секретарях - Национальная директория и Национальный совет, при федеральных секретарях - провинциальные директории, при секретарях фашистских союзов - директории.
Все органы партии не избирались, а назначались сверху. По представлению Муссолини король назначал членов Большого фашистского совета и генерального и административного секретарей. Члены Национальной директории - постоянно работающего центрального органа партии - назначались Большим фашистским советом по представлению генерального секретаря. Он же назначал федеральных секретарей и утверждал предложенных ими членов провинциальных директорий. Федеральные секретари являлись членами Национального совета - совещательного органа при Национальной директории. Они назначали секретарей фаший и утверждали предложенных последними членов директорий фаший.
Партийный аппарат, таким образом, стоял вне контроля со стороны рядовых членов партии. Они практически не могли участвовать в решении вопросов партийной политики. Даже по уставу партии предусматривалось только два обязательных собрания фаший в год. Пользуясь преимуществами в занятии государственных должностей и даже в размере заработной платы, члены партии были обязаны строго подчиняться всем указаниям своих руководителей. При вступлении в партию давалась предусмотренная уставом партии клятва: "Клянусь выполнять без рассуждений распоряжения вождя и служить делу фашистской революции всеми моими силами и, если нужно, кровью".
Дуче прочно усвоил привычку
объявлять о своих решениях с балконов
официальных резиденций: дворцов "Киджи",
позже "Венеция". Собиравшиеся перед
дворцом чернорубашечники, да и просто
любопытные восторженно кричали "да!"
в ответ на вопрос дуче, нужен ли тот или
иной декрет. Официальным органам информации
оставалось лишь преподнести соответствующим
образом это "народное одобрение". В ноябре 1926 года министр юстиции
Альфредо Рокко представил на рассмотрение
целую серию новых законов, которые в последствии
в историю вошли под названием «фашистских»
законов. С опубликованием этих законов
стало ясно, что в Италии не осталось
демократических свобод.
Претворением новых законов в жизнь занимались
два новых органа : Организация добровольцев,
борющихся с антифашистскими проявлениями
в обществе, и на специальный суд по защите
государства. Этот суд прославился
большим количеством арестов предводителей
оппозиционного движения. Он был создан
по закону "О защите государства"
1927 г. и просуществовавший около 10 лет
упомянутый выше "Трибунал защиты
государства". Он состоял из высших
офицеров армии и политической полиции
и рассматривал политические дела, расследованные
"Особой службой политических расследований",
в изъятие из общего процессуального законодательства.
Его приговоры, в том числе и к смертной
казни, обжалованию не подлежали. Местом
ссылки политзаключенных стали острова
Липари и Понца.
Установление фашистской диктатуры привело к существенным изменениям в государственном строе, уничтожению демократических принципов организации и деятельности государственного механизма. Вся полнота политической власти сосредоточилась в руках фашистской верхушки на основе принципа вождизма с концентрацией властных полномочий в руках вождя партии ,который по факту являлся главой государства, в превращении руководящих органов фашистской партии в ведущее звено государственного аппарата, в строгой централизации государственного управления и лишении представительных органов их реальных полномочий (а затем и в замене их корпоративной системой), в установлении террористического режима.11
Глава III.
Учреждения для контроля сознания над массами.
В Италии утверждалась власть
режима над общественным мнением. Контроль
над сознанием людей, укоренение в голове
фашистского режима в каждом жителе являлось
одной из основных задач фашистской Италии.
Особенному контролю подвергались государственные
служащие, которые являлись наиболее способными
противостоять режиму.
Так в 1922-1928 годах была произведена чистка
рядов государственных служащих, магистратуры,
а также дипломатов. Благодаря чисткам
на рабочих местах остались только те
служащие, кто открыто демонстрировал
свою преданность фашистским идеалам
на протяжении долгого времени.
Существовали фашистские организации,
действующие параллельно с Фашисткой
партией, которые отвечали за обработку
сознания масс. Вовлечение в партийные
дела начиналось с наступлением совершеннолетия,
то есть люди должны были выполнять ряд
действий по приказу партии, входя в состав
профессиональных ассоциаций или профсоюзов.
Национальный институт Дополаворо (национальный
фонд организации досуга трудящихся)
насчитывал 4 600 000 сторонников в 1939 году,
между тем как последний свободный профсоюз
был распущен ради фиктивного государственного
корпоративизма. В стране создавались
22 корпорации (по отраслям промышленности).
В составе каждой из них находились представители
фашистских профсоюзов, предпринимательских
союзов, фашистской партии. Председателем
каждой из 22 корпораций стал сам Муссолини;
он же возглавил министерство корпораций. Закон, именуемый "Хартией
труда", запрещал все нефашистские профессиональные
союзы, бывшие явной угрозой всеобщему
объединению под руководством партии,
и создавал вместо них корпорации. Профсоюзами
эти новые организации не были. Они были
главным "приводным ремнем" фашистского
государства. Во-первых, они должны были
включать (а в 1930 году специальным указом
включили) все население Италии, что весьма
существенно облегчало контроль над массой
и консервацию ее политической активности,
направленной в нужное русло. Во-вторых,
корпорации стали незаменимым буфером
для политической деятельности все еще
живой оппозиции - дело в том, что кандидатов
в итальянский парламент могли выдвигать
только корпорации, причем Большой Фашистский
Совет одобрял или не одобрял эти кандидатуры;
выборы таким образом, хотя формально
и сохранились, потеряли всякий смысл.
В-третьих, корпорации решали важнейшую
для тоталитарного режима проблему контроля
над экономикой, которая, в отличие от
советской России, не была национализирована.
В корпорации входили не только рабочие,
но и предприниматели, вынужденные соблюдать
некоторую дисциплину и лишенные таким
образом хозяйственной свободы, да и вообще
все трудящиеся отрасли.
К 1932 году в Италии
насчитывалось 22 корпорации по отраслям
экономики. Это позволяло государству
не только контролировать, но
и прямо управлять экономикой,
формально остающейся
Закон предоставил
корпорациям определение
Установление Корпоративного строя позволило Муссолини разделаться с парламентом, с тем, что от него осталось. Вместо него была создана «палата фашистских организаций и корпораций». Члены ее назначались Муссолини.
Права палаты были определены следующим образом: сотрудничество с правительством в издании законов.12
Все это приводит к установлению террористической фашистской диктатуры и началу многолетней борьбы против нее демократических сил страны.
Фашистское корпоративное государство служило орудием монополий. Но и монополии охотно служили интересам фашистской партийной и государственной верхушки.
В руках Муссолини и его родственника Чиано находились контрольные пакеты акций известного концерна «Монтекантини» (прибыли этого химического концерна возросли с 67 млн. лир в 1934 году до 160 млн. лир в 1939 году) и многих других. Обычный итальянец не мог укрыться от прослушивания, слежки и вмешательства в частную жизни партией как на рабочем месте, так и на досуге. Слежка велась не только за взрослым трудоспособным населением, она касалась и детей. Каждый итальянец был обязан записать своего ребёнка в молодёжные фашистские организации и проследить принимает ли ребёнок активное участие в этих учреждениях. Членство в фашисткой партии сделалось главным условием успеха в обществе. Однако само членство в партии не было гарантией неприкосновенности. Рабочим предоставили возможность заниматься спортом и слушать «идеологически выдержанную» музыку популярную музыку.13
Для более прочного
усвоения идеологии и
Фашистское правительство стремилось
создать поколение интеллектуалов фашистского
режима, поэтому в методе образования
нередко поощряли дискуссии и формирование
критического сознания, создавая таким
образом себе противников.14
Так власть контролировала все стороны общественный жизни, то она не могла не обойти стороной столь важный источник иных мнений как министерство прессы и пропаганды. В 1937 году министерство прессы и пропаганды было доверено Дино Альфьери ( в последствии являлся ещё и министром культуры). Это министерство занималось решением вопросов, связанных с деятельностью прессы, обеспечением образовательного процесса, а также деятельностью университетов.