Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 18:04, курсовая работа
Цель исследования - на основе тщательного изучения источников, в содержащих необходимые сведения о истории правления династии Мин в Китае, исследовать качественные изменения, произошедшие в Китае в данный период.
Для достижения поставленной цели исследования ставятся следующие задачи:
- исследовать политические и социально-экономические предпосылки возникновения династии Мин в 1368м – 1398 гг.;
- детально проанализировать основные направления внутренней и внешней политики императоров в исследуемый период, направленные на укрепление центрального аппарата государственного управления;
- выявить комплекс объективных и субъективных факторов, приведших к кризису управленческого аппарата и экономической системы в Китае в 16 - 17 веках, и степень влияния данного периода на дальнейшее развитие событий в государстве.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МИНСКИЙ КИТАЙ В 14 – 16 веках 7
1.1. Завершение освободительной борьбы против монгольского владычества и утверждение династии Мин (1368 – 1398) 7
1.2. Внутренняя и внешняя политика династии Мин в 15 веке 11
ГЛАВА 2. МИНСКИЙ КИТАЙ В 16 – 17 ВЕКАХ 21
2.1. Особенности политического и социально-экономического развития Минского Китая в 16 - 17 веках 21
2.2. Кризис минского Китая и Маньчжурское завоевание 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЯ 35
министерство образования и науки российской федерации
Высшая школа политического управления и инновационного менеджмента
Факультет государственной службы и управления
Кафедра истории государства и права России и зарубежных стран
Династия Мин: От становления до заката.
(Курсовая работа по дисциплине «История Китая).
Научный руководитель:
к.и.н., доцент кафедры истории государства и права России и зарубежных стран К.В. Каспарян
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МИНСКИЙ КИТАЙ В 14 – 16 веках 7
ГЛАВА 2. МИНСКИЙ КИТАЙ В 16 – 17 ВЕКАХ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЯ 35
ВВЕДЕНИЕ
Теоретико-методологические основы исследования. В качестве общей методологической основы в данном исследовании были использованы конкретно-исторический и системный методы, а так же сочетание логического и исторического анализа. Кроме того, следует отметить, что в данной работе был использован диалектический подход, позволяющий провести глубокий анализ интересующих нас явлений с различных точек зрения.
Эмпирические основы
исследования составили данные научных исследований
в области истории Китая и органов его
управления, проведенных отечественными
и зарубежными историками в 1935 –
2008 гг..
Хронологическими
рамками работы является период с
1368 года по 1644 год, от создания династии
Мин, основателем которой являлся Чжун
Юаньчжан, бедный крестьянин по происхождению,
до завоевания Китая маньчжурами.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, первая из которых состоит из двух параграфов, вторая глава – также из двух параграфов, заключения и библиографии.
ГЛАВА 1. МИНСКИЙ КИТАЙ В XIV -XVI вв.
1.1. Завершение освободительной борьбы против монгольского владычества и утверждение династии Мин (1368 – 1398).
К XIV в. власть монгольских завоевателей в Китае ослабела. Вместо единой Монгольской империи в это время уже возникло четыре монгольских государства. Собственно Монголия, Маньчжурия, Китай и Тибет входили в состав одного из них — «государства великих ханов». Ослабление власти монголов усугублялось в Китае распрями среди монгольской знати. С начала XIV в. велась почти не прекращавшаяся борьба между отдельными претендентами на престол. Власть захватывали различные временщики, свергавшие одних императоров и возводившие на трон других. Всё больше проявлялся кризис финансов. Выпуск бумажных денег, вылившийся в безудержную денежную эмиссию, расстроил хозяйство Китая.
Более всего страдали от монгольских захватчиков крестьяне и городские ремесленники, нёсшие на себе всю тяжесть поборов и притеснений. Но недовольны были и китайские феодалы, оттеснённые от правительственных постов и находившиеся под постоянной угрозой лишения их владений и даже жизни по произволу монгольских ханов. Сравнительно свободнее чувствовали себя купцы, так как монгольские завоеватели не чинили препятствий торговле, однако это не могло смягчить всё возраставшую в китайском народе ненависть к поработителям. Со всей остротой открытая борьба китайского народа с монгольскими ханами развернулась в середине XIV в., в правление Тогон-Тямура (Шуньди), последнего императора монгольской династии в Китае.1
Недовольство основной массы китайского населения было вызвано национальной дискриминацией, которая установилась в империи Юань по отношению к ним. Монголам и сэму, составляющим незначительную часть населения, доставались основные должности и привилегии, тогда как сами китайцы ценились низко, особенно южане: им было запрещено занимать государственные должности, носить оружие, охотиться, по ночам зажигать свет и ходить по городу или деревне. Хотя монголы лояльно относились к китайской культуре и представителям разных религиозных конфессий, на деле они всемерно поощряли распространение буддизма, своей официальной религии, тогда как отношение к последователям других вероучений, в частности конфуцианцам, было не более чем терпимым. Недовольство податного населения вызывали возрастающие налоги и повинности, что было сопряжено с сокращением числа податных крестьян и принадлежавших им земель в результате самозахвата монгольскими феодалами их земель, тогда как, при династии Юань сумма основного продовольственного налога, получаемого с податного населения, была фиксированной. Частнозависимые крестьяне, которых в империи было большинство, страдали от непомерной арендной платы, взымаемой китайскими землевладельцами, что в дальнейшем определило характер восстаний на Юге Китая, которые, прежде всего, были направлены против «своих» феодалов.2
Толчком к массовому движению послужило стихийное бедствие, разразившееся в 1350—1351 гг., — разлив реки Хуанхэ. Наводнением были охвачены обширные районы внешних провинций Хэнань, Хэбэй и Шаньдун. Река Хуанхэ разрушила давно не ремонтированные дамбы и изменила русло, в результате чего был затоплен полуостров Шаньдун и разрушен Великий Китайский канал, через который осуществлялось снабжение северных земель продовольствием, что вызвало наступление голода в северных провинциях.
К этому времени крестьянские восстания стали вспыхивать всё чаще, наиболее дальновидные чиновники всерьёз обеспокоились накаляющейся обстановкой и подавали императору доклады, где предлагали меры для предотвращения бунта. Однако юаньское правительство оставалось равнодушным к предостережениям.
В такой обстановке первый министр Токто вопреки советам сановников-китайцев провёл в 1350 году денежную реформу, которая из-за своего грабительского характера была названа современниками как одна из причин народного восстания. Но реформа дала казне на первых порах большие средства, на которые Токто решил осуществить на Хуанхэ ирригационное строительство, на которое были согнаны 150 тысяч рабочих и 20 тысяч солдат. Канал был построен, но множество людей погибло от тяжёлых условий. Возмущением десятков тысяч голодных людей воспользовались члены организации Белый лотос для проповеди своего учения и пропаганды восстания, и как результат в 1351 году в Китае началась очередная крестьянская война, направленная как против монгольских завоевателей, так и против китайских феодалов. Сразу и в двух местах вспыхнули народные волнения: в Сюйчжоу (провинции Цзянсу) поднял восстание Ли Эр, в Жаньяне (провинция Хубэй) — Мын Хай-ма. Вслед за тем волнения начали вспыхивать в самых различных местах.
Решающую роль в борьбе с монгольскими завоевателями сыграло знаменитое в истории Китая восстание «Красных повязок». Образовалась крестьянская повстанческая армия, которую по цвету головных повязок, служивших знаком принадлежности к восставшим, назвали тогда «красной армией» (хун цзюпь). Ядром восставших были члены секты «Белого лотоса». К ним принадлежали и сам предводитель восстания Хань Шань-тун и его сын Хань Линь-эр, занявший место отца после его смерти. В период своего возникновения, ещё в IV一V вв., секта «Белого лотоса», разделявшая учение одной из разновидностей буддизма, охватывала представителей господствующих слоев китайского общества, но со времени Сун она полностью измелила свой характер. Сторонники секты стали придерживаться народных верований, а сама секта получила широкое распространение в народной среде. Тогда же секта приобрела структуру «тайного общества», т. е. типичную для средневекового Китая организационную форму, связанную с народными движениями.3
В 1351 г. Хань Шань-тун и Хань Линь-эр подняли знамя восстания. В 1352 г. к ним присоединился предводитель другой группы восставших — Го Цзы-син. В его отряды и вступил Чжу Юаньчжан, бывший служка буддийского монастыря, будущий император. Вскоре он создал свои собственные отряды и в 1356 г. захватил город Цзиль лин (Нанкин), важнейший стратегический пункт в Центральном Китае. Используй народное движение, Чжу Юаньчжан вёл борьбу и против власти чужеземных поработителей, и против других предводителей восстания для того, чтобы сосредоточить в своих руках власть, а в 1368 г. объявил себя императором. Так начала свое существование новая династия Мин, по имени которой стала именоваться и вся империя. Столицей империи стал Цзиньлин.4