Династия Мин: от становления до заката

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 18:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - на основе тщательного изучения источников, в содержащих необходимые сведения о истории правления династии Мин в Китае, исследовать качественные изменения, произошедшие в Китае в данный период.
Для достижения поставленной цели исследования ставятся следующие задачи:
- исследовать политические и социально-экономические предпосылки возникновения династии Мин в 1368м – 1398 гг.;
- детально проанализировать основные направления внутренней и внешней политики императоров в исследуемый период, направленные на укрепление центрального аппарата государственного управления;
- выявить комплекс объективных и субъективных факторов, приведших к кризису управленческого аппарата и экономической системы в Китае в 16 - 17 веках, и степень влияния данного периода на дальнейшее развитие событий в государстве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МИНСКИЙ КИТАЙ В 14 – 16 веках 7
1.1. Завершение освободительной борьбы против монгольского владычества и утверждение династии Мин (1368 – 1398) 7
1.2. Внутренняя и внешняя политика династии Мин в 15 веке 11
ГЛАВА 2. МИНСКИЙ КИТАЙ В 16 – 17 ВЕКАХ 21
2.1. Особенности политического и социально-экономического развития Минского Китая в 16 - 17 веках 21
2.2. Кризис минского Китая и Маньчжурское завоевание 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЯ 35

Вложенные файлы: 1 файл

ДИНАСТИЯ МИН.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

министерство образования и науки российской федерации

 

ГОУ ВПО «ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Высшая школа политического управления и инновационного менеджмента

 

Факультет государственной службы и управления

Кафедра истории государства и права России и зарубежных стран

 

                             

                                 Блошкина Екатерина Александровна

 

 

Династия Мин: От становления до заката.

 

                        (Курсовая работа по дисциплине «История Китая).

 

Научный руководитель:

к.и.н., доцент кафедры истории государства и права России и зарубежных стран К.В. Каспарян

 

                                               Пятигорск - 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. МИНСКИЙ КИТАЙ В 14 – 16 веках 7

  1. Завершение освободительной борьбы против монгольского владычества и утверждение династии Мин (1368 – 1398)  7
  2. Внутренняя и внешняя политика династии Мин в 15 веке 11

ГЛАВА 2. МИНСКИЙ КИТАЙ В 16 – 17 ВЕКАХ 21

  1. Особенности политического и социально-экономического развития Минского Китая в 16 - 17 веках 21
  2. Кризис минского Китая и Маньчжурское завоевание 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

БИБЛИОГРАФИЯ 35

 

 

 

 

  

 

ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность темы исследования обусловлена тем фактом, что Китай периода правления династии Мин занимает особое место в истории страны.

До воцарения династии Мин китайские императоры входили в историю под своими посмертными, «храмовыми» именами, например Гаоди (Высокий император) или Юаньцзун (Изначальный предок). Начиная с династии Мин, императоры устанавливали «девизы» своего царствования, которые не менялись в течение жизни.

Династия Мин была создана по образцу своих предшественниц — династий Тан и Сун, — но она не сумела извлечь уроки из прошлого. Ее политическая история представляет собой печальный калейдоскоп тех же самых взлетов и падений, какими сопровождались все предыдущие попытки установить империю «десяти тысяч поколений».

Длительный процесс упадка династии Мин объясняется многими причинами. Это борьба дворцовых группировок, интриги вдовствующих императриц, споры о наследовании престола, слабоволие императоров, алчность чиновников-мандаринов, пекущихся только о собственном благе, стихийные бедствия, ошибки в экономической политике, военные перевороты, крестьянские волнения и ненасытная алчность евнухов. Но именно в эту эпоху подверглась кардинальным переменам сама среда, в которой развивалась китайская история, и перемены эти пришли со стороны моря.

Европейских мореплавателей неизбежно притягивали к себе берега Китая, китайские порты и китайские товары — шелк, фарфор, чай. Впервые была создана поистине мировая торговая сеть. То, что происходило в Малакке, Маниле и Гуанчжоу (Кантоне), через несколько месяцев могло отразиться на жизни Лиссабона, Мадрида, Амстердама и Лондона.

Если у императорского двора действительно имелся последовательный план действий, то он заключался в том, чтобы Китай вечно оставался Срединным царством, основу жизни которого составляло земледелие. Основатель династии, император Хуну, изгнав монголов, стремился держать под контролем всю внешнюю и внутреннюю политику Китая. Чтобы сохранить рычаги воздействия на своих северных и западных соседей, он ввел государственную монополию на экспорт китайских товаров.

Реформированное им китайское государство представляло собой автократию с популистскими тенденциями, хотя нужно отметить, что он назначал своих сыновей и соратников губернаторами провинций с правом наследования должности. Благодаря этому создавалась элита, которой император мог доверять.

Вслед за Хуну император Юнлэ (1403-1424) также предпринимал усилия по восстановлению гегемонии Китая в регионе. Он финансировал морские экспедиции Чжэн Хэ, благодаря которым Китай как морская держава мог бы противостоять европейцам. Но, к сожалению, эти экспедиции не имели продолжения. После смерти Чжэна и после того, как император Чжэнтун попал в плен к монголам в 1449 г., императорский двор стал вести все более замкнутую жизнь, хотя и оказывал сдержанное гостеприимство ученым монахам-иезуитам. Запретный Город в Пекине, символ величия эпохи Мин, в то же время олицетворял и пагубную для империи отчужденность императорской власти от народа. Покинув трудолюбивый Нанкин и перенеся столицу в Пекин, минские императоры, прижатые к Великой стене, отгородились от новых жизненных реалий. За долгие годы правления императора Ваньли (1573-1620) окончательно сформировался деспотический, абсолютистский характер правления династии. Задолго до того как Китай подвергся западной экспансии (XIX век), страна попала под власть других чужеземцев — маньчжуров.

   Цель исследования - на основе тщательного изучения источников, в содержащих необходимые сведения   о истории правления династии Мин в Китае, исследовать качественные изменения, произошедшие в Китае в  данный период.

   Для достижения  поставленной цели исследования ставятся следующие задачи:

- исследовать политические и социально-экономические предпосылки возникновения династии Мин в 1368м – 1398 гг.;

- детально проанализировать основные направления внутренней и внешней политики императоров в исследуемый период, направленные на укрепление центрального  аппарата государственного управления;

-  выявить комплекс  объективных и субъективных факторов,  приведших к кризису управленческого  аппарата и экономической системы  в Китае в 16 - 17 веках, и степень  влияния данного  периода на дальнейшее развитие событий в государстве.

    Объект исследования – органы центрального управления в Минском Китае, история его становления и развития.

    Предметом исследования являются политические и социально-экономические изменения в Китае в период с 1368 года по 1644 год.

    Теоретическая и практическая  значимость исследования основывается на необходимости более глубокого анализа теоретических знаний по истории Китая в период правления династии Мин, выявление и обобщение факторов  политического и социально-экономического развития Китая в 1368 – 1644 гг. Данный период широко представлен в трудах отечественных и зарубежных историков, таких, как А.А. Бокщанин, Ван Дань - чэнь, Р.В. Вяткин, Б. Г.  Доронин, В. В. Малявин, Д. Д. Покотилов, Роберт ван Гулик, Н. П. Свистунова, Л. В. Симоновская, О. Франке, М. Ф. Юрьев и др.     

   Теоретико-методологические основы исследования. В качестве общей методологической основы в данном исследовании были использованы конкретно-исторический и системный методы, а так же сочетание логического и исторического анализа. Кроме того, следует отметить, что в данной работе был использован диалектический подход, позволяющий  провести глубокий анализ  интересующих нас явлений с различных точек зрения.

   Эмпирические основы исследования составили данные научных исследований в области истории Китая и органов его управления, проведенных отечественными и зарубежными  историками в  1935 – 2008 гг..  
    Хронологическими рамками работы является период с 1368 года по 1644 год, от создания династии Мин, основателем которой являлся Чжун Юаньчжан, бедный крестьянин по происхождению, до завоевания Китая маньчжурами.

   Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, первая из которых состоит из двух параграфов, вторая глава – также из двух параграфов, заключения и библиографии.

 

 

 

ГЛАВА 1. МИНСКИЙ КИТАЙ В XIV -XVI вв.

1.1. Завершение освободительной борьбы против монгольского владычества и утверждение династии Мин (1368 – 1398).

 

К XIV в. власть монгольских завоевателей в Китае ослабела. Вместо единой Монгольской империи в это время уже возникло четыре монгольских государства. Собственно Монголия, Маньчжурия, Китай и Тибет входили в состав одного из них — «государства великих ханов». Ослабление власти монголов усугублялось в Китае распрями среди монгольской знати. С начала XIV в. велась почти не прекращавшаяся борьба между отдельными претендентами на престол. Власть захватывали различные временщики, свергавшие одних императоров и возводившие на трон других. Всё больше проявлялся кризис финансов. Выпуск бумажных денег, вылившийся в безудержную денежную эмиссию, расстроил хозяйство Китая.

Более всего страдали от монгольских захватчиков крестьяне и городские ремесленники, нёсшие на себе всю тяжесть поборов и притеснений. Но недовольны были и китайские феодалы, оттеснённые от правительственных постов и находившиеся под постоянной угрозой лишения их владений и даже жизни по произволу монгольских ханов. Сравнительно свободнее чувствовали себя купцы, так как монгольские завоеватели не чинили препятствий торговле, однако это не могло смягчить всё возраставшую в китайском народе ненависть к поработителям.  Со всей остротой открытая борьба китайского народа с монгольскими ханами развернулась в середине XIV в., в правление Тогон-Тямура (Шуньди), последнего императора монгольской династии в Китае.1

Недовольство основной массы китайского населения было вызвано национальной дискриминацией, которая установилась в империи Юань по отношению к ним. Монголам и сэму, составляющим незначительную часть населения, доставались основные должности и привилегии, тогда как сами китайцы ценились низко, особенно южане: им было запрещено занимать государственные должности, носить оружие, охотиться, по ночам зажигать свет и ходить по городу или деревне. Хотя монголы лояльно относились к китайской культуре и представителям разных религиозных конфессий, на деле они всемерно поощряли распространение буддизма, своей официальной религии, тогда как отношение к последователям других вероучений, в частности конфуцианцам, было не более чем терпимым. Недовольство податного населения вызывали возрастающие налоги и повинности, что было сопряжено с сокращением числа податных крестьян и принадлежавших им земель в результате самозахвата монгольскими феодалами их земель, тогда как, при династии Юань сумма основного продовольственного налога, получаемого с податного населения, была фиксированной. Частнозависимые крестьяне, которых в империи было большинство, страдали от непомерной арендной платы, взымаемой китайскими землевладельцами, что в дальнейшем определило характер восстаний на Юге Китая, которые, прежде всего, были направлены против «своих» феодалов.2

Толчком к массовому движению послужило стихийное бедствие, разразившееся в 1350—1351 гг., — разлив реки Хуанхэ. Наводнением были охвачены обширные районы внешних провинций Хэнань, Хэбэй и Шаньдун. Река Хуанхэ разрушила давно не ремонтированные дамбы и изменила русло, в результате чего был затоплен полуостров Шаньдун и разрушен Великий Китайский канал, через который осуществлялось снабжение северных земель продовольствием, что вызвало наступление голода в северных провинциях.

 К этому времени крестьянские восстания стали вспыхивать всё чаще, наиболее дальновидные чиновники всерьёз обеспокоились накаляющейся обстановкой и подавали императору доклады, где предлагали меры для предотвращения бунта. Однако юаньское правительство оставалось равнодушным к предостережениям.

В такой обстановке первый министр Токто вопреки советам сановников-китайцев провёл в 1350 году денежную реформу, которая из-за своего грабительского характера была названа современниками как одна из причин народного восстания. Но реформа дала казне на первых порах большие средства, на которые Токто решил осуществить на Хуанхэ ирригационное строительство, на которое были согнаны 150 тысяч рабочих и 20 тысяч солдат. Канал был построен, но множество людей погибло от тяжёлых условий. Возмущением десятков тысяч голодных людей воспользовались члены организации Белый лотос для проповеди своего учения и пропаганды восстания, и как результат в 1351 году в Китае началась очередная крестьянская война, направленная как против монгольских завоевателей, так и против китайских феодалов. Сразу и в двух местах вспыхнули народные волнения: в Сюйчжоу (провинции Цзянсу) поднял восстание Ли Эр, в Жаньяне (провинция Хубэй) — Мын Хай-ма. Вслед за тем волнения начали вспыхивать в самых различных местах.

Решающую роль в борьбе с монгольскими завоевателями сыграло знаменитое в истории Китая восстание «Красных повязок». Образовалась крестьянская повстанческая армия, которую по цвету головных повязок, служивших знаком принадлежности к восставшим, назвали тогда «красной армией» (хун цзюпь). Ядром восставших были члены секты «Белого лотоса». К ним принадлежали и сам предводитель восстания Хань Шань-тун и его сын Хань Линь-эр, занявший место отца после его смерти. В период своего возникновения, ещё в IV一V вв., секта «Белого лотоса», разделявшая учение одной из разновидностей буддизма, охватывала представителей господствующих слоев китайского общества, но со времени Сун она полностью измелила свой характер. Сторонники секты стали придерживаться народных верований, а сама секта получила широкое распространение в народной среде. Тогда же секта приобрела структуру «тайного общества», т. е. типичную для средневекового Китая организационную форму, связанную с народными движениями.3

В 1351 г. Хань Шань-тун и Хань Линь-эр подняли знамя восстания. В 1352 г. к ним присоединился предводитель другой группы восставших — Го Цзы-син. В его отряды и вступил Чжу Юаньчжан, бывший служка буддийского монастыря, будущий император. Вскоре он создал свои собственные отряды и в 1356 г. захватил город Цзиль лин (Нанкин), важнейший стратегический пункт в Центральном Китае. Используй народное движение, Чжу Юаньчжан вёл борьбу и против власти чужеземных поработителей, и против других предводителей восстания для того, чтобы сосредоточить в своих руках власть, а в 1368 г. объявил себя императором. Так начала свое существование новая династия Мин, по имени которой стала именоваться и вся империя. Столицей империи стал Цзиньлин.4

Информация о работе Династия Мин: от становления до заката