Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 18:04, курсовая работа
Цель исследования - на основе тщательного изучения источников, в содержащих необходимые сведения о истории правления династии Мин в Китае, исследовать качественные изменения, произошедшие в Китае в данный период.
Для достижения поставленной цели исследования ставятся следующие задачи:
- исследовать политические и социально-экономические предпосылки возникновения династии Мин в 1368м – 1398 гг.;
- детально проанализировать основные направления внутренней и внешней политики императоров в исследуемый период, направленные на укрепление центрального аппарата государственного управления;
- выявить комплекс объективных и субъективных факторов, приведших к кризису управленческого аппарата и экономической системы в Китае в 16 - 17 веках, и степень влияния данного периода на дальнейшее развитие событий в государстве.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МИНСКИЙ КИТАЙ В 14 – 16 веках 7
1.1. Завершение освободительной борьбы против монгольского владычества и утверждение династии Мин (1368 – 1398) 7
1.2. Внутренняя и внешняя политика династии Мин в 15 веке 11
ГЛАВА 2. МИНСКИЙ КИТАЙ В 16 – 17 ВЕКАХ 21
2.1. Особенности политического и социально-экономического развития Минского Китая в 16 - 17 веках 21
2.2. Кризис минского Китая и Маньчжурское завоевание 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЯ 35
Итак, Китай был неотъемлемой частью монгольской империи Юань (1271—1368) до прихода к власти будущих императоров Мин. Недовольство монгольским владычеством объяснялось, среди прочего, дискриминационной политикой государства, направленной против китайцев (хань). Кроме того, падение династии обусловили жёсткий налоговый гнёт и катастрофический разлив реки Хуанхэ, вызванный тем, что прежние ирригационные сооружения пришли в негодность. В результате всего вышеперечисленного промышленность и сельское хозяйство в равной степени пришли в упадок, и сотни тысяч крестьян, насильно согнанных для ремонта речных дамб, восстали. Чжу Юаньчжан, выходец из крестьян, позже – бродячий монах, затем солдат и, наконец, вождь повстанцев, был объявлен императором новой империи и стал основателем династии Мин. За краткое время минские войска изгнали из страны монголов и завершили объединение страны.
1.2. Внутренняя и внешняя политика династии Мин в XV в.
Чжу Юаньчжан был образованным человеком, сведущ в китайской истории и философских традициях. У него были свои представления об идеальном общественном устройстве, которые он черпал в китайских традициях. Его идеи основывались на представлении о необходимости могущественной императорской власти, опирающейся на общину, освобожденную от гнета имущественного неравенства. Характерной чертой его правления было недоверие, которое правитель испытывал по отношению к чиновничеству, считая его склонным к коррупции и неспособным донести до народа, о благе которого радеет правитель, истинную волю императора.
Встав во главе восстановленного Китайского государства, Чжу Юань-чжан (Тайцзу, 1368一1398) прежде всего расправился с крупными феодалами. Значительную часть знати он уничтожил. Другая часть феодалов была отстранена от непосредственного управления своими землями. Чжу Юань-чжан присвоил своим сыновьям, а также ряду важнейших своих сподвижников различные титулы. Обладателям этих титулов были приписаны земельные угодья, обрабатывавшиеся крестьянами, но доход с этих угодий уже не поступал непосредственно в руки их владельцев, а в определённых размерах выдавался правительством в виде жалованья. Было установлено жалованье и чинам империи 一 как гражданским, так и военным. С конца XV с. часть жалованья стала уплачиваться деньгами.5
Чжу Юаньчжан воссоздал 3-х ступенчатую экзаменационную систему (1382 г.), просуществовавшую в Китае до начала XX в. Чжу Юаньчжану всюду мерещились заговорщики, которые готовы свергнуть императора, особенно не жаловал он мелкое чиновничество. Проводил репрессии, от которых пострадало не менее 40.000 человек. Расправлялся, прежде всего, с теми, кто ему помог прийти к власти. По Чжу, опора – императорской власти – общины, которые объединяют крестьян, наделенных землей. В период правления Чжу была восстановлена надельная система. Был создан фонд гос. земель из казенных земель эпохи Сун и Юань и из владений приверженцев юаньской династии и тех, кто был репрессирован. В ходе этих мер в бассейне Янцзы и в северных провинциях Китая были ликвидированы арендные отношения, и основной фигурой в деревне стал самостоятельный крестьянин-землевладелец. Был проведен учет земли и подданных. Так, на следующий год после основания династии был издан императорский указ, повелевавший всем подданным зарегистрироваться при составлении новых подушных реестров.6
В 1370 г. была проведена первая перепись населения, имевшая целью не только учесть всех подданных, но и определить размеры имущества каждого двора. В зависимости от имущественного положения дворы облагались земельным налогом и трудовыми повинностями, так, что их размер зависел от количества земли, работников, имущества в отдельном хозяйстве.7
Опорой своей власти Чжу Юань-чжан стремился сделать мелких феодалов, введя так называемую систему лицзя, т.е. новую форму управления деревней. Эта система состояла в том, что каждые 110 дворов составляли отдельную единицу — ли. 10 дворов из этого числа принадлежали группе наследственных старост из числа мелких феодалов, поочерёдно управлявших всей общиной. Остальные 100 крестьянских дворов делились на меньшие общины 一 цзя, по 10 дворов в каждой. У них были свои старосты. Главная обязанность старост состояла в собирании налогов. Все члены цзя были в этом отношении связаны круговой порукой. В руках общины находились регулирование сельскохозяйственных работ и различные вопросы управления жизнью общины. Особые надежды правитель возлагал на институт деревенских старейшин. Их следовало выбирать из лиц, достигших 50 лет и имевших безупречное в нравственном отношении поведение. Старейшины должны были сообщать верховному правителю обо всех случаях предосудительного поведения старост лицзя и местного чиновничества, которому под страхом смерти запрещалось появляться в деревне для сбора налогов. После смерти Чжу институт деревенских старейшин постепенно пришел в упадок, а круговая порука сохранилась. В 1393 г. была проведена земельная перепись. В реестры при этом вносились не только данные о количестве земли, закреплённой за двором, но и данные о расположении участков. Эти реестры и стали документами, по которым исчислялось налоговое обложение и определялись повинности населения.
Сведения об экономическом положении отдельных дворов собирали от ли, потом от волости (сян) и о квартале (фан) и складывали, их следовало обернуть в желтую бумагу («желтые реестры»), а сведения обо всех провинциях – в голубую бумагу («голубые реестры»). В 1390 г. было проведено новее обследование, позволившее уточнить содержание «желтых реестров», и с этого времени обследования проводились регулярно с интервалом в 10 лет.
Помимо уплаты поземельного налога каждый подданный империи был обязан нести трудовую повинность в пользу государства. В зависимости от рода занятий (об этом сообщалось в «желтых реестрах») подданный попадал в определенную категорию в реестре трудовых повинностей. Трудовые повинности делились на 3 основные категории: «прямые» - были связаны с системой лицзя и состояли в обязательстве раз в 10 лет в течение года выполнять функции главы десятидворки; «специализированные» - налагались в результате принадлежности к той или иной профессии; «смешанные» - самая распространенная форма и налагалась на те дворы, которые в данный момент не были заняты выполнением обязанностей в рамках лицзя и распространялись главным образом на хозяйства земледельцев. Это такие работы, как служба в присутственных местах, доставка властям топлива, охрана гос. зернохранилищ, участие в общественных работах по содержанию ирригационной системы. В 1377 г. официальное освобождение от трудовых повинностей получили чиновники на гос. службе, но платить поземельный налог они должны были в первые века династии Мин.8
Господствующей религией в стране было признано несколько реформированное конфуцианство – чжусианство, основу которого составляло учение о беспрекословном подчинении монарху. Однако населению разрешалось также исповедовать буддийскую, даосскую и мусульманскую религию.9
Укреплению власти императора служила и введённая система управления. Формально было возвещено «возвращение к порядкам Танской империи», т. е. восстановление государственных учреждений того времени. Но Чжу Юань-чжан провёл существенное изменение этих порядков: была упразднена «Верховная палата» (Шангиугиэн), т. е. высший правительственный орган, глава которого в качестве первого министра империи держал в своих руках все нити управления. Отныне верховная власть оказывалась в руках императора и все назначения на должности могли исходить только от него. Подверглась реорганизации и военная система. Армия, в Китае с давних времён большей частью формировалась путём созыва всенародного ополчения. С середины VIII в. в Китае перешли к системе наёмничества. Чжу Юань-чжан ввёл новый порядок. Он разделил население на «народ» (минь) и «армию» (цзюнь). Это означало, что какая-то часть населения Китая включалась в постоянные территориальные войска, организованные в виде «военных поселений» (тунытянь). Лица, входившие в эти войска, имели приписанные к ним участки, которые ими же и обрабатывались.
По указам о престолонаследии трон должен был переходить к старшему сыну от старшей жены, а в случае его смерти – к внуку правителя. Шестнадцатилетний внук императора, вступивший на престол после смерти Чжу Юань чжана, смог удержать власть лишь в течение 3-х лет, столкнувшись с владельцами уделов из числа сыновей покойного правителя. В 1402 г. он был свергнут с престола своим дядей Чжу Ди (Чэнцзу, 1403-1424), удел которого был расположен в Северном Китае, бывший владетельный князь Яньцзина, т. е. прежней столицы великого хана. По одним сведениям, юный император погиб во время пожара, охватившего дворец, по другим, - остриг волосы, надел рясу и пошел странствовать по Китаю.10
Чжу Ди не ушёл из Яньцзина, а объявил его «Северной столицей» государства, по-китайски Бэйцзин (Пекин). За прежней столицей Чжу Юань-чжана 一 Цзиньлином было сохранено наименование «Южной столицы», по-китайски Наньцзин (Нанкин). Годам своего правления (1403一1424) Чжу Ди дал наименование «Юнлэ» 一 «Вечной радости».
Несмотря на узурпацию трона и жёсткий террор в самом начале правления, в целом историки рассматривают период правления «Юнлэ» как блистательный.
Император старался придерживаться традиционных конфуцианских норм и ритуалов, при этом поощрял также буддийские обряды и праздники, стараясь смягчить настроения населения и успокоить бунты. Он устранил противоречия между отдельными племенами и народами и ввёл рациональную систему управления, пересмотрев границы провинций и административную структуру империи.
Чтобы успокоить учёных, он стал набирать новых советников среди лучших специалистов, тщательно проверяя способности и квалификацию, стал поощрять науку и образование.
Император всерьёз занялся восстановлением экономики после войны за свержение Юньвэня, внука Чжу Юаньчжана. Он стал жёстко бороться против коррупции и против тайных обществ и разбойников, а также сторонников Юньвэня, привлекая к себе новое поколение чиновников и офицеров. Он принял меры по увеличению производства продуктов питания и тканей, разработал земли в дельте Янцзы, прочистил русла и заново перестроил Великий Китайский канал, расширив судоходство и ирригационную сеть. Это привело к развитию торговли и внутреннего судоходства. Открытие реконструированного Великого канала в 1415 году привело к прекращению широкомасштабного каботажного морского судоходства между дельтой Янцзы и севером страны (главным образом, поставки зерна для снабжения Пекина и войск), так как внутренний водный путь считался безопаснее. Это в свою очередь вызвало упадок в деле строительства морских судов.11
Военную и дипломатическую политику императора Юнлэ по отношению к соседним народам и государствам можно охарактеризовать как направленную на утверждение влияния «Серединного Государства» — то есть китайской Минской империи — во всех четырех странах света.12
Треть столетия (1402—1435 гг.), в течение которых на Минском троне были императоры Чжу Ди (Юнлэ) и его внук Чжу Чжаньцзи (Сюаньдэ), были во многих отношениях весьма необычным периодом почти трёхсотлетней истории династии Мин. По сравнению как со своими предшественниками, так и преемниками, режим Чжу Ди (и до какой-то степени, Чжу Чжаньцзи) отличался энергичной (и дорогостоящей) военной и дипломатической деятельностью, направленной на усиления влияния Минской империи за пределами так называемого «Внутреннего Китая», то есть земли между Великой стеной, Тибетским нагорьем, и морями Тихого Океана, традиционно населённой китайцами. За двадцать с небольшим лет царствия Чжу Ди его высокопоставленные посланцы, многие из которых были евнухами, посетили практически всех ближних и дальних соседей минского Китая, стараясь обеспечить хотя бы формальное, а иногда и реальное признание ими китайского императора как своего господина.
С точки зрения историков, среди мотивов этих операций было желание Чжу Ди получить международное признание Минской династии, пришедшей на смену монгольской династии Юань, как новой правящей династии «Серединного государства», на которое, по традиционным китайским каноном, все остальные, окраинные, народы и царства должны смотреть как на центр цивилизации.
Немаловажным было и утверждение законности его собственного пребывания на минском троне, узурпированном им у своего племянника Чжу Юньвэня. Этот фактор, возможно, ещё более усилился хождением слухов, что Чжу Юньвэнь отнюдь не погиб при пожаре нанкинского императорского дворца (найденное после захвата столицы тело трудно было опознать), а смог бежать, и скрывается где-то в Китае или за его пределами. Официальная «История Мин» (составленная почти 300 лет спустя) утверждает, что розыск пропавшего императора был одной из целей даже для экспедиций Чжэн Хэ, императорского приближенного. В период с 1405 по 1431 г. Чжэн Хэ совершил семь морских экспедиций 一 в Индию, в порты Персидского залива и в Африку. Это были первые крупные заморские экспедиции китайцев в район, уже давно хорошо освоенный арабскими, индийскими и персидскими мореплавателями.
Отправка огромных экспедиций, которые помимо политических преследовали и экономические цели, прекратилась после смерти Чжэн Хэ. Впрочем, смерть командующего была всего лишь одной из многих причин, способствовавших прекращению дальних плаваний. В глазах чиновничества, огромные суммы, потраченные на реорганизацию флота, означали чрезмерное возвышение евнухов и, соответственно, сокращение ассигнований на подобные экспедиции рассматривалось как средство держать их в узде.
В 1479 году помощник военного министра сжёг документы из дворцовой канцелярии, описывавшие путешествия Чжэн Хэ. Это стало одним из множества свидетельств того, что Китай взял курс на изоляционистскую политику. Были приняты законы о кораблестроении, ограничивавшие размер судов, но ослабление минского флота привело, в свою очередь, к активизации пиратства у побережья страны. Японские пираты, вокоу, и местные китайские морские разбойники грабили суда и прибрежные города и селения.13
Вместо того, чтобы провести вооружённую операцию против пиратов, китайские власти предпочли разорить прибрежные города и таким образом лишить пиратов добычи; вся внешняя торговля сосредоточилась в руках государства под предлогом формального обмена подношениями, осуществлявшегося с зарубежными партнёрами.
Юнлэ покорил Вьетнам в 1407 году, но в 1427 году минские войска были вынуждены покинуть страну в связи с нараставшим сопротивлением народа, причём эта война дорого обошлась государственной казне. В 1431 году новая вьетнамская династия Ле (англ.) добилась независимости на условиях уплаты дани. Угрозу представляли и монголы, вновь набиравшие силу в северных степях, что превращалась для императора в проблему первостепенной важности. Чтобы предотвратить эту угрозу, Чжу Ди предпринял целый ряд походов в Монголию с целью разгрома противника, но не рассчитывая захватить территорию. Сам переезд Юнлэ из Нанкина в северную столицу Пекин был продиктован необходимостью постоянно держать в поле зрения беспокойных северных соседей.14