Дискуссии о месте России в мировом историческом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 13:11, реферат

Краткое описание

На формирование древнерусской государственности, общественное, политическое и культурное развитие значительное влияние оказали многочисленные факторы.
Таким образом, актуальность данной темы сомнений не вызывает.
Цель работы, попытаться проанализировать место России в мировом историческом процессе.

Содержание

1. Вступление
2. Место России в историческом процессе:
2.1 Россия в мировом историческом процессе
2.2 Современные дискуссии о месте России в мировом историческом процессе
2.3 Особенности истории России
3. Заключение
4.Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 17.18 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ “Курганская государственная  сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева”

Факультет промышленного и гражданского строительства

Кафедра Философии и Истории

 

 

 

 

 

Реферат по истории

Тема: Дискуссии о месте России в мировом историческом процессе

 

 

 

 

 

 

                                                                                                 Выполнил студент

 направления строительства:

                                                                                                 Боев А.А.

                                                                    Проверила:

                                                                               Андрюшкина О.Н.

План:

1. Вступление

2. Место России в историческом процессе:

    2.1 Россия в мировом историческом процессе

    2.2 Современные дискуссии о месте России в мировом историческом процессе

    2.3 Особенности истории России

3. Заключение

4.Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Вступление

 

История России - неотъемлемая часть всемирной истории. Я взял эту тему потому, что в мировой истории Россия занимает особое место.  Наша страна расположена в Европе и Азии, она во многом впитала в себя характерное для стран этих регионов, тем не менее, надо иметь в виду, что ее история носит самостоятельный характер. В то же время нельзя отрицать и того, что страны Европы и Азии испытали на себе влияние России. Таким образом, исторический процесс взаимосвязан и взаимообусловлен. Каждая страна имеет свою историю, которая отличает ее от истории других стран. У России уникальный исторический путь страны, включающей в свой состав десятки народов, которые стояли на разных стадиях общественного развития и принадлежали к разным расам, языкам, религиям и тем самым олицетворяли собой во многом основную палитру человеческой культуры на разных этапах ее развития. В этом смысле история России является своеобразной лабораторией человеческого опыта, тесно связанного как с общечеловеческим опытом, так и базирующегося на собственно региональных общественных взаимосвязях и явлениях.

Государственный строй любого общества представляет собой результат усилия многих поколений людей, продукт народного духа и национально-государственного сознания народа. Это особенно проявилось в становлении российской государственности. Стремление жить и действовать сообща проходит через всю историю России.

 Вследствие своего географического положения, находясь во враждебном окружении, подвергаясь нескончаемому напору кочевников, она медленно и верно шла от первоначального разобщения к единству. В то время, когда Западная Европа (особенно это характерно для XVI века) являла собой пеструю картину противоборствующих феодальных княжеств, когда на всей ее территории свирепствовали религиозные войны, Россия уже была объединена в единое государство, в ней уже произошло в общих чертах становление нации, до чего Европе предстояло пройти еще долгий путь.

На формирование древнерусской государственности, общественное, политическое и культурное развитие значительное влияние оказали многочисленные факторы.

Таким образом, актуальность данной темы сомнений не вызывает.

Цель работы, попытаться проанализировать место России в мировом историческом процессе.

  

Я прочитал книгу Бердяева «Смысл истории», в ней он рассмотрел разные эпохи в жизни человечества. По его мнению, ориентироваться стоит на эпоху возрождения: время творческого подъема, когда человек был повернут к христианству, и одновременно с этим, черпал силы в природе. Но для того, что бы настал Ренессанс, нужно повторить Средневековье: жить аскетично, дабы собраться с силами. В этом Бердяев видел будущее России.

 

Я прочитал книгу Данилевского «Россия и Европа». В своей книге он впервые дал определение цивилизации как главной формы человеческой организации пространства и времени, выражающейся качественными началами, лежащими в особенностях духовной природы народов, составляющих самобытные культурно-исторические типы.

 

2.1. Россия в мировом историческом процессе

 

В истории России природные и геополитические условия всегда оказывали влияние на формирование и развитие общества, форму его государственности и хозяйствования, на характер протекания тех или иных исторических процессов. Равнинный характер местности, ее открытость, отсутствие естественных границ - таковы основные географические особенности России. Они не позволяли национальной общности быть защищенной от нашествий, набегов, вторжений, воин. Эти особенности подчеркивали крупнейшие русские дореволюционные историки России: С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и другие. И действительно, уже в первые века русской истории территория славянских племен подвергалась постоянным набегам хазар, печенегов, половцев. Тяжелое последствие имело монголо-татарское нашествие и двухвековое ордынское иго.

Важной особенностью российской истории было непрерывное расширение территории страны. Оно осуществлялось различными путями. Происходило освоение новых пустынных территорий крестьянским населением. В ряде случаев территориальное расширение происходило путем добровольного присоединения к России. Но чаще Россия «отвоевывала» у других государств захваченные ими территории. Приращение территорий обеспечивало казне и государству новые источники финансирования, увеличение материальных и людских ресурсов, дополнительную экономическую выгоду.

Особенности российского исторического процесса определялись своеобразием природно-климатических условий и связанной с этим спецификой сельскохозяйственного производства. Средняя урожайность в России была низкой, а затраты крестьянского труда исключительно высокими. Для того чтобы получить урожай, крестьянин должен был трудиться без сна и отдыха. Использовались при этом все резервы семьи, трудились дети, старики. В отличие от Европы, община в России не исчезла, а стала развиваться.

И наконец, нельзя не отметить тот факт, что крайне тяжелые условия русского землевладельческого населения наложили отпечаток на русский национальный характер. Речь идет прежде всего о способности россиянина к крайнему напряжению сил, готовности помочь, чувстве коллективизма. Немалую роль здесь играла и сила общественных традиций. Однако вечный дефицит времени и трудные природные условия, часто сводящие на нет все результаты труда, не выработали в русском человеке ярко выраженную привычку к тщательности и аккуратности в работе.

Таким образом, географический, природно-климатический фактор определил целый ряд российских особенностей, повлиял на тип хозяйствования, на политический и социальный строй страны, ее культурное развитие, на темпы протекания важнейших общественных процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Современные дискуссии о месте России в мировом историческом процессе

 

История нашей страны является частью мировой. А каково же место России в мировом сообществе цивилизаций? К какому типу цивилизаций ее можно отнести?

В переломный период, который переживает общество, дискуссии по этим вопросам горячи. Рассмотрим основные точки зрения:

1) Марксистско-ленинская точка зрения.

Марксизм-это продукт западной культуры, таким образом, предлагается рассматривать Россию по аналогии с обществами, относящимися к западной цивилизации.

В стране происходила смена общественно-экономических формаций, хотя и с отставанием от Европы. Но во второй половине 19 века Россия ускорила свое развитие, практически одновременно с развитыми странами на рубеже 19-20 вв. перешла к империализму, раньше других подошла к рубежу перехода к высшей формации-коммунизму (ее первая ступень социализм). Для принятия этой концепции в качестве основной при рассмотрении истории, необходимо дать ответы на два вопроса: почему страна второго эшелона оказалась первой при переходе в социализм? Почему ни одна из стран первого эшелона за Россией в социализм не последовала? При всем обилии литературы марксистско-ленинского убедительного ответа на эти вопросы нет. Под заранее заданную теоретическую концепцию подобраны подходящие факты.

2) Россия-часть западной цивилизации.

Россия, хотя и с отставанием, развивалась в русле западной цивилизации. Накануне Первой мировой войны ее развитие стало динамичным и обещало выход России в категорию развитых стран. Однако в ослабленной Первой мировой войной стране большевики, опираясь на неграмотные массы, взяли власть, и Россия сошла с цивилизационной магистрали. В ней установилась власть толпы, которая привела к тоталитаризму. В настоящее время возникли условия для возвращения в цивилизацию, которая понимается как западная.

Но Россия страна своеобразная и не может быть полностью описана в категории только западной культуры. В ней много такого, что не имеет аналогов на Западе. Например, Советская власть, феномен РКП(б)-ВКП(б)-КПСС и т.д. Подобная оценка вызывает сомнение и по другому поводу: как страна, являющаяся мировой державой, на 75 лет оказалась во власти толпы?

3) Россия-страна восточного типа.

Предпринимались попытки включить Россию в европейский путь развития: принятие христианства, реформы Петра Первого. Но они окончились неудачей. После Октябрьской революции и нескольких лет борьбы страна превратилась в обычную восточную деспотию во главе с тираном-партийным вождем. В советском обществе присутствуют черты восточного типа. Например, за периодом реформ следовал период контрреформ, за революцией контрреволюция и т.д.

Но есть доказательства, что Россия полностью не вписывается в восточный тип развития так как:

- 70 % в советский период населения нашей страны было славянским. Они исповедовали христианство. Хотя в советский период государство объявило атеизм, все же в общественном сознании они были сильны. А после 1985 г. православная церковь быстро вышла на первый план. Христианские ценности лежат в основе западной цивилизации.

- в советский период существовала частная собственность, предпринимательство, рынок, классы, многопартийность, элементы парламентаризма.

Р.Киплинг сказал однажды: «Восток есть Восток, а Запад есть Запад, и никогда они не сойдутся». Однако есть точка зрения, что Восток и Запад сошлись в России.

4) Евразийская концепция.

Она появилась давно, еще в теоретических разработках Чаадаева (19 век). Впервые евразийство громко заявило о себе в начале 20-х годов. Русские ученые - князь Трубецкой, Савицкий, Флоровский за границей выпустили несколько сборников. Позже к течению примкнули философ Карсавин, историк Вернадский, юрист Алексеев. Были сторонники и противники концепции (оправдание большевизма). Это привело к распаду евразийцев. С конца 80-х годов вновь началась публикация работ евразийцев, основные идеи которых заключались в следующем: западничество чуждо для России, критиковали славянофильскую модель мира, которая (по В. Соловьеву) включала три силы: Запад, мусульманский мир (Восток) и славянский мир во главе с Россией. Одним из главных факторов истории считали связь культуры и жизни народа с географической средой. Громадные пространства России наложили отпечаток на историю страны, способствовали созданию своеобразного культурного мира. Подчеркивалось влияние на русское самосознание тюрско – татарского фактора.

А каково же историческое место России? Россия конечно отличалась от Запада и Востока, это особый мир- Евразия. Русская национальность, формировавшаяся под влиянием тюрских и фино - угорских племен, приняла на себя инициативу объединения разноязычных этносов в единую многонациональную нацию евразийцев с единым государством – Россия. Ведущая роль отводилась православию и церкви (это средоточение русской культуры). Государство выступало в роли верховного хозяина общества, обладающего сильной властью и сохраняющего связь с народом. Евразийцы утверждали о самодостаточности российского общества. Россия - замкнутый океан-континент, если весь мир рухнет, она сможет существовать одна во всем мире.

А что можно принять у евразийцев? Россия не сводима в чистом виде ни к Востоку, ни к Западу, необходимо учитывать влияние восточного (туранского) фактора на ее развитие. Все! Базировать взгляд на идеях евразийства нельзя. Единая евразийская нация – это миф. Не убедителен так же тезис о самодостаточности России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Дискуссии о месте России в мировом историческом процессе