Древнегреческая цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:25, реферат

Краткое описание

Греческий народ, так же, как и любой другой, прошел через века медлительного топтания на месте в эпоху первобытной жизни, которое иногда приводит, а иногда и нет, к цивилизации.

Содержание

Введение
География
Народы и языки Древней Греции
Периодизация
Гомеровский (предполисный) период (ХI—IХ вв. до н. э.)
Архаический период (VIII—VI вв. до н. э.)
Классический период (V—IV вв. до н. э.)
Эллинистический период (IV—I вв. до н. э.)
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Древняя Греция.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

     Решающее  сражение между македонским войском  и греческой армией произошло в августе 338 г. до н. э. Сражение было проиграно греками и ознаменовало конец самостоятельного развития греческих полисов и установление в Элладе македонской гегемонии. Так трагично завершилась классическая эпоха древнегреческой истории.

Эллинистический период (IV—I вв. до н. э.)

     У истоков эпохи эллинизма стоит  личность (и это впервые в античной истории) – македонский царь Александр Великий (правил в 336—323 гг. до н. э.). Короткая, но насыщенная бурными событиями жизнь Александра, без сомнения, уникальна. Далеко не каждому даже из великих исторических деятелей доводилось стать не просто основателем нового государства, но воистину творцом нового мира, новой социокультурной «вселенной». На долю Александра выпала именно такая судьба.

     Эпоха эллинизма хорошо освещена в многочисленных источниках. Сохранилось весьма много  письменных свидетельств об эллинистическом  мире, несмотря на то, что многое оказалось безвозвратно утрачено. Походы Александра Македонского, справедливо оцененные современниками как событие эпохальное, были очень подробно исследованы историками. В 334 до н. э. Александр отправился в свой знаменитый поход в Азию, растянувшийся на 10 лет. Результатом похода явилось создание огромной империи, простиравшейся от реки Истр (совр. Дунай) в Европе до реки Инд в Индии.

     Александр заботился не только об увеличении количества подвластных ему территорий и народов, но и об организации  эффективного управления ими. Он уже в условиях военного похода начал проводить важные преобразования в управлении доставшимся ему обширным государством. Внутреннюю политику Александра после завоевания им персидской державы иногда называют «политикой слияния народов». Царь хотел уравнять в правах всех своих подданных – европейских и азиатских, сплотить их, по возможности, в единый народ.

     Колоссальная  держава, которую создал Александр  путем завоеваний, оказалась непрочной. Государство-гигант держалось, в сущности, лишь волей своего основателя, не имея более надежных скрепляющих факторов – экономических, социальных, культурных. Если бы Александр прожил дольше, возможно, его объединительная внутренняя политика принесла бы свои плоды. Но создатель державы умер – и держава распалась, ибо слишком неоднородными были ее составляющие. К новой политической модели государства предстояло прийти долгим путем войн и смут.

     Основные  исторические заслуги Александра связаны  не столько с развитием политики, сколько с развитием цивилизации. Восприняв от своего наставника Аристотеля ряд основополагающих идей – о полисе как высшем типе государственной организации, об исконном превосходстве эллинов над «варварами» – Александр пошел дальше. Всей своей деятельностью он строил новый мир, в котором принципы полиса использовались в устройстве обширной державы, в которой происходило слияние народов греческого мира и народов Востока на некой общей основе. Это был мир эллинистической цивилизации, основателем которой с полным правом должен быть назван именно Александр Македонский.

     Эпоха эллинизма характеризовалась рядом  совершенно новых черт. Произошло  резкое расширение ареала античной цивилизации, когда на обширных территориях практически  во всех сферах жизни отмечалось взаимодействие греческих и восточных элементов. Одним из основополагающих культурных явлений III—I вв. до н. э., без сомнения, следует считать эллинизацию местного населения на восточных территориях, связанную с потоком греков-переселенцев, который хлынул на завоеванные земли. Греки и уже практически не отличимые от них македоняне, естественно, занимали в эллинистических государствах наиболее высокое социальное положение. Престиж этой привилегированной прослойки населения побуждал значительную часть египетской, сирийской, малоазийской знати подражать их образу жизни, воспринимать античную систему ценностей. 

Заключение

     Древняя Греция за два тысячелетия прошла сложный путь. Ее история развертывалась в рамках двух различных эпох –  бронзового и железного веков. И  соответственно, древние греки создали две различные цивилизации. Это определило как сходство с цивилизациями Древнего Востока, так и существенные отличия от них.

     Возвращенная  на стадию первобытнообщинных отношений, Древняя Греция вновь начала движение вперед, но уже в условиях железного века, который открыл новые возможности и привел к формированию цивилизации совершенно иного типа. С новыми, более производительными орудиями труда древнегреческое общество, сохранившее производственный и культурный опыт прошлого, предстало более мобильным, дающим человеку все возможности для реализации его индивидуальных способностей.

     В архаическую эпоху происходит формирование античной цивилизации. Общество Древней Греции проходит долгий путь развития: от крохотных, слабых первобытных сельских общин – к общине нового типа, которая в итоге становится ядром новой цивилизации. Этим феноменом стал полис – гражданская община, центром которой является город. В рамках полиса возникли уникальные, никогда ранее не существовавшие типы социума и государственности, произошел подлинный культурный переворот. Радикальные изменения во всех сферах духовной жизни, литературы, искусства, научных знаний предопределили возникновение полисной системы ценностей, которая по-новому решала вопрос взаимоотношений личности и коллектива. Античная цивилизация – это прежде всего полисная цивилизация. Но при общей полисной основе греческий мир породил множество форм развития общества (его крайними полюсами были Афины и Спарта), а также вариантов межполисных и международных отношений.

     Расцвет античной цивилизации, который характеризовался гармонизацией наиболее важных форм полисной жизни, произошел в классическую эпоху, после греко-персидских войн, утвердивших древнегреческое общество лидером средиземноморского мира. Это  проявилось прежде всего в становлении нового общества, в центре которого был свободный полноправный гражданин, бывший одновременно землевладельцем, носителем высшей законодательной власти и воином. Он олицетворял новую картину мира, в основе которой лежала гуманистическая система ценностей. Впервые в истории человечества в центре жизни стоял не богатый и всевластный правитель, а рядовой гражданин. Именно граждане полиса создали все то, что поставило античную Грецию эпохи классики впереди всех остальных цивилизаций Древнего мира.

     Наконец, в эпоху классики были созданы  уникальные произведения литературы и искусства, которые стали эталоном для последующих эпох и заложили основы современной европейской культуры. Именно в древнегреческой архитектуре, театре, скульптуре воплотились идеи и ценности античной Греции. В полисной Греции возникла наука, а идеи греческих философов до сих пор привлекают внимание мыслителей и ученых.

     Однако  в истории нет вечных феноменов. Наступил кризис и в полисной Греции. Но это не означало гибели полиса и античной цивилизации. Это был кризис лишь классического полиса. Полис не сошел с исторической арены, а приобрел новые черты и формы существования. В эпоху эллинизма появление полисов на огромных просторах Востока привело к взаимопроникновению культур, что значительно обогатило античную цивилизацию и дало ей импульс для дальнейшего развития, которое было отмечено достижениями во всех сферах жизни. 

Список  литературы

    1. В.И.Кузищин. История Древней Греции. Издание  второе, переработанное и дополненное. Москва, "Высшая школа", 1996
    1. Александра  Фиада. Эти странные греки. Эгмонт Россия Лтд.; Москва, 2000
    1. А.Княжеский, С.Хурумов. Древний мир. Мировая художественная культура от первобытности до Рима. Учебник для 5 класса. http://www.mhk.spb.ru/book/
    1. Википедия – свободная энциклопедия. ru.wikipedia.org/

Информация о работе Древнегреческая цивилизация