Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 19:40, курсовая работа
Жажда господства над всей Грецией привела олигархическую Спарту к войне с богатыми и процветающими демократическими Афинами. Война длилась 27 лет (431-404гг. до н.э.). Спарта победила в Пелопонесской войне, но ценой предательства интересов Эллады: получив помощь от Ирана, она превратилась в иранского надсмотрщика для эллинов. Война вывела Спарту из состояния искусственной изоляции, победа принесла богатство и деньги, и община равных вступила в полосу смут, как и все другие греческие полисы.
«Пробный год» завершался по возвращению в Спарту новым публичным агоном по аналогии с сечением у алтаря Артемиды Орфии, после чего молодежь зачислялась в состав иренов - помощников руководителей воспитания. Основной задачей иренов было физическое наказание младших членов агелы, и справлялись они с ней крайне старательно, ибо если порка не была достаточно суровой, то тогда уже сам старший преподаватель сек своего помощника.
Кроме того, в обязанности
ирена входило развитие речи и мышления
у детей. На поле боя ценились краткие
и четкие ответы. И такая способность прививалась
детям с самого раннего возраста. Детей
учили говорить так, чтобы в их словах
едкая острота смешивалась с изяществом,
чтобы краткие речи вызывали пространственные
размышления.
воспитание в возрасте от 15 до 20 лет
На втором этапе государственного военного воспитания его содержание несколько меняется: если до 15 лет спартанскому мальчику прививались только лишь общие навыки по выживанию в условиях постоянной боевой готовности, причем обучение проходило под постоянным наблюдением старших преподавателей, то по достижении зрелости юноши должны были опробовать все полученные навыки на практике реальных военных действий. Кроме того, начиная с этого возраста, государство впервые начинает проявлять некоторую заботу об интеллектуальном развитии детей: в программу обучения теперь входят не только физические упражнения, но также и занятия грамматикой и музыкой.
Пока подрастали юноши, им приходилось постоянно учиться терпению. Если они попадались на воровстве, а все, что они добывали по приказу командиров - овощи, дрова, - было ворованным, то их нещадно наказывали - хлестали плетьми, но не за кражу, а за нерасторопность...
О мальчиках заботилось государство.Поделив детей на группы по возрасту, их расселяли в бараках, где они сами прибирались и наводили чистоту. Их воспитывали в закрытых полувоенных школах - своего рода «детских домах».
Детей подвергали зверской
муштре, воспитывая в них выносливость,
хитрость, жестокость, умение приказывать
и повиноваться. И зимой, и летом
мальчики ходили босиком, одетые в легкий
хитон, доходивший им до колен. Кожа на
ногах постепенно грубела, и они приучались
лазить по горам босиком. Надзирали за
ними юноши 19-20 лет (ирены).
воспитание в возрасте от 21 до 30 лет
С возрастом система воспитания становится менее суровой, и период жизни от 21 до 30 лет является некоторым переходным временем: молодой человек уже имеет право жить семейной жизнью и характер его занятий приближается к военно-лагерной жизни общины. Особенно высоко ценилось полученное в этом возрасте право принимать участие в праздниках и совместных трапезах мужчин, на которых велись беседы о государственных и военных делах. Иногда молодым людям даже позволялось высказать свою мысль, хотя в большинстве случаев они должны были сидеть молча и набираться опыта.
Только в тридцать лет заканчивается период обязательного военного образования, и спартиат становится полноправным гражданином, обладающим всем спектром социальных и политических прав.
Все спартанцы считались военнообязанными с 20 до 60 лет и распределялись по возврастным и территориальным группам. В действующую армию в основном зачислялись младшие и средние возрасты (до 40 лет). Все зачисленные в армию обязаны были явиться на службу со своим вооружением и продовольствием. Вооружение спартанцев было тяжелым. Вес защитного вооружения достигал 30 кг. Тяжеловооруженный боец назывался гоплитом. Каждый гоплит имел слугу - илота. В состав спартанского войска включались и легковооруженные бойцы, набиравшиеся из жителей горных местностей. Легковооруженные воины имели легкое копье, дротик или лук со стрелами. Защитного вооружения у них не было. Легковооруженные войны обыкновенно прикрывали фланги боевого порядка. Ядро спартанской армии составляли гоплиты, численность которых в среднем колебалась в пределах 2-6 тысяч человек. Легковооруженных было значительно больше, в некоторых боях их насчитывалось несколько десятков тысяч человек.
Таким образом, у спартанцев мы видим четкую организационную структуру армии.
Атака носила фронтальный характер, и тактика была очень простой. На поле боя едва ли имелось даже самое элементарное тактическое маневрирование. Исход боя решали такие качества воинов, как мужество, стойкость, физическая сила, индивидуальная ловкость.
Слабым местом спартанской военной системы было полное отсутствие технических средств борьбы. Осадного искусства спартанцы не знали до второй половины IV в. до н.э. Не умели они и возводить оборонительные сооружения. Спартанский флот был крайне слаб. Во время греко-персидской войны 480г. до н.э. Спарта могла выставить лишь 10-15 кораблей.
Во Франции в конце XIX века спартанское воспитание любили сравнивать с английским.
Всех детей делили на отряды (агелы); в основном по шесть мальчиков в каждом. Командовал отрядом самый смышленый и ловкий ребенок.
Полномочия командира были достаточно широки. Остальные дети слушались его беспрекословно. По его приказу заготавливали дрова и овощи; он мог отстегать провинившегося мальчишку. Наказывали любого, кто возражал, медлил. Так растили идеальных воинов (это была единственная профессия настоящего спартанца). В бою гоплит инстинктивно не смел игнорировать приказ; он подчинялся ему, как автомат. Ради этого в спартанцах с детства вырабатывался особый условный инстинкт: «моментальное подчинение приказу».
Спартанцы воспитывались как послушники в монастыре, только в этом монастыре учились не молиться, а сражаться, не пробуждать в себе добро, а воспитывать воинскую доблесть, не помогать людям, а воевать с ними.
Сыновья знатных иностранцев, оказавших большие услуги Спарте, тоже могли учиться в спартанской школе. Многие богатые и аристократически настроенные родители отправляли детей на воспитание в Спарту.
В школе приучали детей не только слушаться приказов, но и, выполняя их, доблестно воевать. Подготовка новых воинов была жизненно важна для государства. Все спортивные состязания и игры были подчинены одной цели воспитывать в юношах солдат.
Одним из видов испытаний было бичевание юношей на празднике Артемиды Орфии. Их секли ивовыми прутьями перед алтарем богини. За этим наблюдала жрица, державшая в руках небольшое деревянное изображение богини. Если бичующие щадили юношу, то изображение становилось таким тяжелым, что жрица едва удерживала его. Тогда она обвиняла бичующих в нерадивости. Каждый юноша должен был сносить наказание молча. Если он кричал от боли, презирали не только его, но и его родителей.
Гимнастические упражнения обычно выполняли голыми: летом под палящими лучами солнца; зимой - невзирая на снег и дождь. Принимать тёплые ванны и умащать тело запрещалось; грязь покрывала тело. Спали мальчики в бараках, на подстилках из тростника, сорванного голыми руками.
Жили впроголодь. Однако красота была лишь побочным результатом спартанского воспитания. Точно так же спартанцы занимались музыкой или танцами отнюдь не ради звуков нежных. Пиррихий, танец с оружием, исполнявшийся юношами, скорее, напоминал боевое упражнение. Как только юноши подрастали, они могли испытать это «счастье». Их делили на небольшие отряды и отправляли в Мессению. Скитаясь по горам, среди диких зверей, они убивали встречавшихся им илотов. По достижении 20 лет юноши поселялись в казармах для взрослых. Все они считались военнообязанными (срок военной службы в Спарте составлял сорок лет).
Каждого новорожденного показывали опытным знатокам физического здоровья детей. Это было что-то вроде государственного комитета по здравоохранению, и если младенец был "хилым или плохо сложенным", то его выставляли на волю природных стихий в ущелье Апофет в горах Тайгет. Тем же, кто выживал после этого испытания, сохраняли жизнь и в дальнейшем старались не подвергать чересчур сильным испытаниям, потому что, избавляясь от самых слабых детей, спартанцы заботились об остальных.
Мальчиков-подростков
объединяли в стаи и компании. Самый подвижный
и смышленый из стаи, назначался руководителем,
в обязанности которого входило руководить
и наказывать. Стаями руководил эйрен,
юноша, который закончил молодежную подготовку
и теперь брал ответственность за воспитание
молодых ребят. Наказания приводили в
исполнение их молодые помощники с помощью
розг. Внутри этой иерархии требовалось
беспрекословное подчинение непосредственному
начальству, а за ее пределами каждый спартанский
мальчик должен был подчиняться любому
взрослому, которого он встречал на улице.
Его первой и последней обязанностью было
слушаться, а розги были первым и последним
наказанием для тех, кто проявлял своеволие.
женское воспитание
в Спарте
Воспитание спартанских девушек мало чем отличалось от юношеского воспитания. Девушек учили бегать, прыгать, бороться, метать диски и дротики; они учились так же танцам и пению. Причем физические упражнения по своей сложности не уступали мужским. Это объяснялось тем, что «от здоровых и сильных супругов и дети будут сильными и здоровыми». Женщинам также, по достижении определенного возраста, разрешалось принимать участие в военных походах и криптиях. Кроме того, они присутствовали при всех государственных, военных и религиозных праздниках, исполняя песни и ритуальные танцы.
Гражданские права женская половина населения Спарты также получала после 30 лет. В это же время по закону заканчивался процесс государственного образования, так как этот возраст символизировал достижение полного физического и нравственного развития для представителей обоих полов.
Спартанские девушки
ничем не уступали в уровне своей
военной подготовки юношам, однако
их роли в социуме несколько
Таким образом, спартанское
воспитание сводилось почти исключительно
к физической военной подготовке.
Военная муштра, охота, плавание, конный
спорт, искусство разведчика, умение шпионить
и тяжелые, напряженные упражнения в гимнастическом
зале - вот к чему сводилось спартанское
воспитание. Спутниками и помощниками
в этом воспитание служили национальные
песни, патриотические стихи, музыка и
танцы, которые считались важными инструментами
в подъеме боевого духа.
III. Государственный
строй
1. Народное собрание
- апелла
Верховным органом власти в Спарте считалось Народное собрание - апелла, - фактически лишенное законодательной власти и не игравшее значительной роли в политической жизни страны. Оно созывалось по решению должностных лиц. В собрании могли участвовать спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и сохранившие свои наделы. Собирались они один раз в месяц. Народное собрание решало такие вопросы, как избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонаследии, выбор главы военного похода. Народное собрание участвовало в законотворческой деятельности, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами.
Сравнительно несложный
государственный аппарат
Собрание не обсуждало
законов: они либо принимались, либо
отвергались. Все решения Народного
собрания находились под контролем
совета старейшин - герусии.
2. Государственные
институты: коллегия эфоратов и совет
старейшин (герусия)
Управление сосредотачивалось
в таких органах, как эфорат и
герусия. Первый из них представлял собой
коллегию из пяти должностных лиц, избираемую
ежегодно в народном собрании. Эфоры стояли
выше всех прочих органов власти. Они созывали
герусию и народное собрание и представительствовали
в них. Они сопровождали царей во время
военных походов, надзирая за их деятельностью.
Эфоры могли даже отрешать царей от должности
и предавать суду. Любое должностное лицо
могло быть уволено эфорами и предано
суду. Периэков (иностранцев) и илотов
они имели право предавать смертной казни
без всякого суда. Эфоры заведовали финансами
и внешними сношениями, руководили набором
войска и т.д. При всем этом эфоры практически
были безответственны, поскольку в своей
деятельности они отчитывались только
перед своими преемниками. Таким образом,
эфорат являлся коллегиальным органом
полицейского надзора за всеми жителями
Спарты. Второй орган - совет старейшин
(герусия) был учрежден в IX веке до н.э.
легендарным царем Ликургом. В состав
герусии входили 30 человек: 2 царя и 28 геронтов.
Позднее в нее вошли также эфоры. Должности геронтов занимались лицами, достигшими 60-летнего возраста. Но главную роль при избрании играл не возраст, а знатность происхождения. Выборы геронтов производились в народном собрании - криком. "Эксперты" на дощечках для письма отмечали силу крика. Герусия имела законодательную инициативу, т.е. подготавливала и разрабатывала вопросы, подлежащие решению якобы народа. Она контролировала и действия царей.
Она ведала также
судебными делами о государственных
и религиозных преступлениях. Существовала
и царская власть. Цари (двое) являлись
жрецами и полководцами. В качестве
жрецов они представляли спартанцев
перед лицом богов, совершали
жертвоприношения. Первоначально власть
царей на войне была весьма широкой,
но затем она все более
3. Спартанское право