Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 15:02, контрольная работа
Древнеегипетское государство территориально размещалось в узкой долине Нила от первого порога до дельты могучей реки. Географической особенностью,, придавшей особое направление развитию египетской цивилизации, было чередование плодородных земель и пустынь.
Вновь возникла необходимость в объединении и укреплении государства. На севере центром объединения стал Гераклеополис, а на юге - Фивы, боровшиеся за общеегипетское главенство. В этом соперничестве победили Фивы, их правитель - Ментухотеп - стал основателем XI династии. Настал период расцвета централизованного Египетского государства.
К этому времени относится освоение производства бронзы и изделий из нее, начало производства пастового стекла. Появляются излишки производства, но Египет нуждается в металлах (серебро, олово), которых не имеет на своей территории. Это дает толчок к развитию международной торговли.
Быстрее падает удельный вес храмовых хозяйств, но, наряду с вельможными, сохраняют ведущее значение. Происходят существенные изменения в организации производства. Существуют сведения и о мелких хозяйствах, которые обрабатываются их хозяевами и дополнительной рабочей силой, в т. ч. рабами. В египетских поселениях выделяются зажиточные "дома", включающие целый коллектив родственников. Особенностью экономики среднего царства явилось укрепление средних хозяйств: отношения частной собственности, связи с рынком, применение рабского труда, определенная независимость. Царские имения делятся на мелкие участки, которые передаются в пользование земледельцам с обязательной уплатой налогов и выполнением повинностей, то же происходит и в храмовых хозяйствах. Все непосредственные производители называются "царские люди", это обуславливает особенности распределения рабочей силы: все "царские люди" переписывались и распределялись по профессиям, после чего они направлялись в различные хозяйства, где должны были работать пожизненно, хотя возможны были и перераспределения. Такие работники либо получали довольствие за работу, либо получали земельный надел и с него кормились, могло иметь место и совмещение этих видов содержания. Однако, это не отрицает использование рабского труда, количество рабов увеличивается. В период среднего Египта активно развивается частное рабовладение, т. к. при распределении "царских людей" учитывались интересы крупных хозяйств. Можно также говорить о расширении состава господствующего класса, теперь в его состав наряду с родовитой и служилой аристократией, высшим жречеством входят средние и мелкие рабовладельцы в качестве членов государственного аппарата низших звеньев. Однако фараонам не удалось поставить под контроль номовую знать, попытка сделать это привела к возникновению заговоров и, в конечном итоге, к усилению сепаратистских настроений. В такой ситуации правители предпочитают приближать ко двору выходцев из средних слоев. "Сложные отношения внутри господствующего класса, в частности между номовой родовитой аристократией и служилой знатью во главе с фараоном, в целом усиливали общее социальное положение в стране".
Важную роль в управлении страной играл главный судья. Первоначально он принимал непосредственное участие в хозяйственной деятельности: управлял царской сокровищницей, государственными складами, был организатором царских работ. Позже его функции были отделены от хозяйственных. Судебная власть осуществлялась коллегиальным органом (в разное время это были " совет десяти", "верховная палата шести"). Однако соблюдение верховных предписаний не было нормой деятельности египетских судов; процветало взяточничество.
Вновь проявляют активность варвары на границах: наибольшую опасность представляет формирующийся на просторах Южной Палестины, Северной Аравии и Синайского п-ова союз гиксосов. Происходит крупное восстание народных масс против существующего строя и его властей (некоторые историки относят "Речение Ипусера" и "Речение Неферти", повествующие о восстании, к концу I переходного периода, некоторые - к концу Среднего царства). Народное восстание потрясло всю страну, но, будучи стихийным, потерпело поражение. Внутренним ослаблением государства воспользовались гиксосы, которые в конце XVIII в. оккупировали всю Дельту, затем сформировали правящие общеегипетские династии. Они объединили Египет, Синайский полуостров, Палестину и Сирийскую степь. На юге Египта существовало правительство Фиванского нома, в Верхнем Египте правили номархи. Гиксосскому царю Хиану удалось на короткое время подчинить себе Верхний и Нижний Египет. После его смерти в Фивах началось движение за освобождение страны.
Египет был освобожден, и гиксосский этнический конгломерат перестал существовать. Начался период Нового царства - самый блестящий период в истории Древнего Египта. Была создана крупнейшая по территории египетская держава. Активизируется внешняя завоевательская политика по старым направлениям, для этого проводится коренная реорганизация армии, в т.ч. внедряется новая система набора в армию: призывается один воин из 10 взрослых мужчин. Результатами успешных походов были обширные завоевания: побережье Средиземноморья (Сирия, Палестина), Финикия, северные земли до излучины Евфрата, южные земли до четвертого порога Нила.
Теперь организуется не только захват материальных ценностей при завоевании территорий, но и получение с них систематической ежегодной дани, что имело стимулирующее влияние на экономику Египта. Все это дало толчок развитию технической базы и технологии производства.
Египетское общество все еще делилось на три класса: господ, мелких производителей, рабов. В Новом царстве появились прослойки, прежде занимавшие прочное положение в обществе. Укреплялись рабовладельческие отношения - появилась прослойка мелких рабовладельцев. Усложнялась структура господствующего класса - люди незнатного происхождения, низшие должностные лица в администрации, обязанные своим благополучием царской милости, становятся прочной опорой фараонов. Выделяется служилая аристократия, наследная номовая знать, жрецы. Противостояние этих высших слоев египетского общества вылилось в религиозную реформу Эхнатона.
"Социальное обстановка в Египте эпохи Нового царства была довольно противоречивой: в период успешных завоеваний и экономического оживления она была достаточно стабильна, но внутри египетского общества всегда существовали скрытые противоречия и социальная напряженность: эксплуатация рабов обостряла отношения между рабами и рабовладельцами; положение мелких производителей было неустойчиво; наконец, внутри господствующего класса развивались коллизии, чреватые открытой конфронтацией".1
Расширение территории вызвало
перестройку государственного аппарата
- в связи с усложнением функций и увеличением
объемов государственного управления,
увеличилось количество чиновников, внедрялась
четкая иерархия подчинения и регламентирование
обязанностей каждой ступени управления.
В целом, структура управленческого аппарата
выглядела следующим образом:
1. во главе государства стоял центральный
аппарат управления, подчиненный высшему
сановнику - везиру (чати), он не столько
направляет деятельность ряда ведомств,
сколько сосредотачивает их функции в
своих руках. Зачастую существовало два
везира - для Верхнего и Нижнего Египта.
2. аппарат регионального
администрирования, подчиненный номарху.
Выделение этого регионального
звена способствовало большей
централизации, преодолению традиционного сепа
3. окружное управление (более
мелкие административные
4. управление в деревнях и поселках, подчиненное окружному начальству.
Весь этот сложный аппарат подчинялся верховному сановнику - везиру.
Систематическая эксплуатация завоеванных государств требовала создания постоянной египетской администрации на местах. Южные территории управлялись специальным ведомством во главе с сановником. Для управления областями в Азии была создана египетская администрация во главе с наместником "северных стран". Однако, такая власть никогда не была особенно сильной, что создавало основу для сепаратизма.
Религиозно-политическая реформа Эхнатона. После освобождения Египта от гиксосов утвердился культ верховного бога Амона-Ра. Жрецы этого культа постепенно приобретали огромное влияние: они получили возможность влиять на передачу власти по наследству через, так называемый, оракул Амона. Усиливающееся политическое влияние фиванского жречества вызвало недовольство других слоев господствующего класса, кроме того, оно объективно препятствовало политической централизации власти в стране. Аменхотеп VI объявил бога Атона главным и единственным, а - себя сыном Атона и меняет имя на Эхнатон, по его приказу меняют имена члены его семьи и придворные. "Культ Атона олицетворяет могущество животворящего солнца, великой силы природы, и как таковой он был лишен традиционных теологических и мифологических построений и изощренной символики".1 Столь существенные изменения привели к перестройке самого культа и изменили функции и положение жречества. Реформу поддержал слой служилой знати, средние прослойки египетского общества; против выступало жречество, номовая знать и основная масса простых людей. После смерти Эхнатона культ Атона был отменен. "В области политики, несмотря на крушение реформ, новые принципы взаимоотношений между деспотической властью фараона, его бюрократией и жречеством были заимствованы следующими египетскими династиями".2
Новый фараон осторожно, без репрессивных мер для новой знати, реставрировал старую. Была проведена податная реформа, регулирующая сбор налогов с разных слоев населения. Новый правитель продолжает привлекать к управлению средние классы, вместе с тем усиливая надзор за чиновничеством. Изменения были проведены и в структуре армии: улучшилась комплектация за счет набора большего количества наемных иноземных войск, вся армия делилась на два корпуса Северный и Южный. Восстанавливается внутренняя стабильность и внешнее могущество, развиваются мирные международные отношения (1280г. до н. э. - мирный договор Египетского и Хеттского государств). В конце XIX династии возникает угроза т. н. народов моря - конгломерата различных племен западной части Малой Азии и островов Средиземноморья.
Претерпела изменения судебная власть. Высшим судебным органом стало "Присутствие Тридцати", юридическая практика становится обязательным образцом для судебных коллегий округов и городов. Судьям помогают множество писцов. Наряду с этим продолжают существовать храмовые и номовые суды.
Новая религиозная политика фараона, направленная на культ бога Птаха, приводит к росту напряжения между фараоном, его окружением и влиятельным фиванским жречеством. Такие разногласия повлекли за собой ослабление центральной власти, массовые, стихийные восстания и потерю территорий Палестины и Сирии. XX династия восстанавливает потенциал страны, армии с помощью увеличения количества наемников и новой призывной системы. После прекращения этой династии Египет пришел в упадок, подвергаясь набегам варваров и теряя завоеванные территории. Единое государство распалось, на Юге власть захватили жрецы, а на Севере правила XXI династия, под властью которой оставался только Нижний Египет.
За длительное время успешных походов и завоеваний египетскими войсками сопредельных племен и захвата пленных-рабов на территории Египта осело множество различных этнических групп, многие их которых ассимилировались и заняли видное место в государственном устройстве страны. Так, XXI династия египетских фараонов была основана выходцами из Ливии. Около середины VIII в. до н. э. нубийский царь Куш покорил Египет, но до 715 г. продолжалась борьба за независимость. Тяжелое экономическое и социальное положение требовали срочных мер по разряжению обстановки, поэтому появляется множество законов, ограничивающих эксплуатацию простого населения, произвол чиновничества и ростовщичество. Около 715 г. до н.э. Египет был окончательно покорен кушитскими фараонами. Децентрализация и ослабление государства приводят к тому, что в 525 г. до н.э. Египет был включен в состав Персидской империи, в IV в. до н.э. покорен войсками Александра Македонского, в I в. до н.э. становится провинцией Рима, а в 395 г. н.э. - Византии.
Законы Ману
Первоначально источником права в Древней Индии являлся обычай, преобразованный в обычное право, в соответствии с интересами господствующего класса. Появление первых сборников правовых норм датируется второй половиной I тыс. до н.э. Дхармасутры были составлены различными брахманскими школами в виде предписаний благочестивому человеку. "При большом разнообразии дхармашастр можно видеть глубокое сходство между ними, взаимовлияние, заимствование, текстуальное совпадение, а главное, единство тех религиозно-философских концепций, на которых они основывались". 1 Они не выделяли правовых предписаний из массы морально-религиозных предписаний. В дхармасутрах рассматривались в основном преступления против личности, а в дхармашастрах больше внимания стало уделяться договорам и имущественным отношениям, ответственности за их нарушение и т.д. Также существовал особый источник права- артхашастра, регламентирующая судебный процесс. Артхашастра- это государственный источник права, а дхармашастра- общинный, именно он, постепенно заимствуя некоторые нормы, вытесняет артхашастры из системы регламентирования общественных отношений. "Таким образом, неписаные правовые обычаи сменились в Индии не государственными предписаниями, как в других странах Древнего Востока, а сборниками религиозно-правовых предписаний, санкционированных государством". 2
До нас дошли такие памятники древнеиндийского права, как: дхармашастры Гаутамы и Апастамбы (вторая половина I тыс. до н.э.), Законы Яджнавалкьи (III в. н.э.), Законы Брихаспати (III-IV вв. н.э.), Законы Нарады (IV-V вв. н.э.), Законы Ману (II в. до н.э.-II в. н.э.), содержание которых чаще всего воспроизводится в более поздних произведениях этого жанра. Среди других дхармашастр они занимают особое место. "Появление Законов Ману и последующих дхармашастр знаменовало качественно новый этап развития правовой мысли в Древней Индии, которая все больше стала испытывать светское влияние и приспосабливаться к нуждам практического применения".3
Очень интересен памятник Артхашастра ("Наука политики"). Считается, что это руководство царю в государственном управлении и системе судопроизводства разработал главный советник Чандра-гупты Маурья брахман Каутилья, однако, многие историки полагают, что этот документ складывался на протяжении длительного периода времени на основе местных обычаев, правил торговых объединений. В Древней Индии приоритетное значение имели дхармашастры, и лишь намного позже - правительственные распоряжения, что говорит о значительной разобщенности древнеиндийских норм.