Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 21:19, лекция
Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.
В 1456 г. Василий II совершил поход на Новгород, поддерживавший во время феодальной войны Дмитрия Шемяку. После разгрома под Русой был заключен Яжелбицкий договор, согласно которому Новгород уплачивал великому князю большую контрибуцию и обязывался впредь не оказывать поддержки противникам великого князя. Законодательная власть веча была отменена, право внешних сношений ограничено.
В 70-х гг. XV в. в политической жизни Новгорода усилилось влияние пролитовски настроенной боярской группировки, во главе которой стояли Борецкие. Ответом на это стал поход в 1471 г. на Новгород, организованный великим князем Иваном III (1462-1505) как общерусский поход против отступников к "латинству". В решающем сражении на р. Шелони основная часть новгородского ополчения сражалась неохотно, а архиепископский полк вообще не принимал участия в боевых действиях. Иван III расправился со сторонниками Литвы в среде Новгородского боярства. В 1478 г. независимость Новгородской республики была окончательно ликвидирована, традиционные органы управления — вече и посадник — запрещены, а вечевой колокол увезен в Москву.
В 1485 г. после двухдневного сопротивления Тверь сдалась московским войскам. Большинство тверского боярства перешло на московскую службу. В 1489 г. к Русскому государству была присоединена важная в промысловом отношении Вятка.
Хотя Псков в отличие от Новгорода всегда сохранял верность и поддерживал московских князей, судьба псковской независимости была решена. В 1510 г. в княжение Василия III (1505-1533) Псковская республика прекратила свое существование. Наконец, в 1521 г. перестало существовать находившееся в вассальной зависимости от Москвы Рязанское княжество. Объединение русских земель было в основном завершено.
Политический строй Московского княжества XIV — первой половины XV вв. мало чем отличался от сложившейся в XII-XIII вв. политической системы русских княжеств.
Московский князь как верховный собственник всей земли в княжестве обладал высшей судебной и административной властью. При князе существовала Боярская дума, в состав которой входили наиболее знатные феодалы, духовные лица. Большую роль играл московский тысяцкий — глава городского ополчения.
Отдельными городами и областями управляли на принципах "кормления", т.е. получения доходов от населения, наместники и волостели. Население вотчин чаще всего было подсудно своим землевладельцам. Из вотчинной юрисдикции чаще всего исключались наиболее серьезные преступления — дела о "душегубстве", "разбое" и "татьбе с поличным", суд по которым принадлежал самому князю.
В составе Московского княжества в разные периоды существовали и удельные образования во главе со своими удельными князьями. В пределах своих уделов они обладали державными правами, но обязаны были подчиняться великому князю и выполнять его волю. Особенностью управления XIV-XV вв. было соединение княжеского вотчинного управления с государственным. Князь выступал, прежде всего, как владелец своего княжества на вотчинном праве.
Значительные перемены
в системе государственного управления
произошли в ходе завершения процесса
образования Российского
Иван III проводил политику возвышения власти великого князя. Бывшие до этого вольными слугами, бояре и князья теперь присягают на верность московскому князю и подписывают особые клятвенные грамоты. Переход боярина или князя на службу к другому государю рассматривается теперь как государственное преступление — измена.
Повышению авторитета великого князя московского способствовала женитьба Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софии Палеолог. В связи с этим браком Иван III принимает в качестве государственного герба России византийского двуглавого орла, вводятся новые, более пышные, официальные одежды, напоминающие византийские императорские одеяния, придворная жизнь усложняется по образцу византийского двора.
Присоединение к Московскому княжеству великих и удельных княжений привело к тому, что князья и знать этих земель становились придворными великого князя. Отношения между различными группами феодальной знати регулировались при помощи системы местнического счета. На государственные должности назначали в соответствии со знатностью происхождения, которое определялось как близостью того или иного рода к великому князю, так и давностью службы. Наиболее высокое место в этой иерархии занимали потомки русских и литовских великих и удельных князей — рюриковичи и гедиминовичи.
Главным органом власти по-прежнему была Боярская дума. Помимо думы значительное влияние на политику московского государя оказывал митрополит и Освященный собор — собрание высшего духовенства.
Существовали два
Казна, возглавлявшаяся казначеем, ведала не только финансовыми вопросами. Там хранился государственный архив и печать, так что казна выполняла функции государственной канцелярии.
С усложнением государственного управления возникает необходимость в создании специальных учреждений, которые руководили бы отдельными группами дел — военными, финансовыми, иностранными, судебными и т.д. Такими учреждениями стали приказы. Система приказов сформировалась не сразу. Первоначально приказы создавались внутри Дворца и Казны, когда определенная группа вопросов поручалась ("приказывалась") боярину с приданным ему штатом чиновников. Впервые приказы упоминаются в 1511 г., но, возможно, важнейшие из них, например, Посольский, возникли раньше.
На местах продолжала существовать старая система кормлений. Территория страны делилась на уезды, которые в основном совпадали с удельным территориальным делением. Уезды в свою очередь делились на волости и станы. Власть в уезде принадлежала наместнику, в станах и волостях — волостелям.
С целью введения единообразия в судебно-административную систему в 1497 г. был составлен и принят общерусский Судебник. В нем устанавливались единые нормы уголовной ответственности и судебно-процессуальные нормы для всей страны. В интересах феодалов-землевладельцев Судебник ограничил право крестьянского перехода двумя неделями в году, приуроченными к осеннему Юрьеву дню (26 ноября). Условием перехода была уплата "пожилого" — компенсация землевладельцу за потерю рабочих рук.
В 1299 г. митрополит Максим перенес кафедру из Киева во Владимир. Однако и Владимир, который лишь номинально считался столицей Руси, скоро перестал быть церковным центром Руси.
Московские князья стремились поднять не только политическое, но и духовное значение своего княжества. Иван Калита уже в 20-е гг. XIV в. начинает в Москве строительство каменных храмов. Удобство географического положения Москвы, расположенной на пересечении важнейших путей, привело к тому, что объезжавшие свою обширную епархию митрополиты часто останавливались и жили в Москве. Довольно часто подолгу жил в Москве митрополит Петр, который заложил по просьбе московского князя каменный Успенский собор, в котором завещал себя похоронить. Смерть и погребение в Москве митрополита Петра, пользовавшегося на Руси большим уважением, придали Москве значение церковного центра. Преемник Петра митрополит Феогност окончательно переселился из Владимира в Москву, превратив этот город в церковную столицу Руси.
Русские митрополиты
внимательно следили за деятельностью
московских князей и при необходимости
оказывали им содействие. Так в
малолетство князя Дмитрия
Однако благодаря своему статусу как части вселенской константинопольской патриархии, русская церковь и ее митрополиты могли проводить сравнительно независимую от княжеской власти политику. Русская церковь была единственным институтом, объединившим все русские земли, в том числе и входившие в состав Великого княжества Литовского. Попытка князя Дмитрия Донского подчинить себе церковь, поставив митрополитом своего печатника Митяя, закончилась безрезультатно. Притязания княжеской власти не были поддержаны ни константинопольским патриархром, ни большинством русского духовенства.
В истории самой церкви XIV век интересен как время духовного подъема, связанного с деятельностью настоятеля Троицкого (впоследствии Троице-Сергиева) монастыря Сергия Радонежского и его учеников.
Значительные перемены в положении русской церкви произошли в XV в. Погибавшая под
ударами турок османов, Византия пошла на заключение церковного союза с римским папой, рассчитывая на помощь западноевропейских держав в защите Константинополя. Уния была заключена в 1439 г. на соборе во Флоренции. Условиями ее было признание верховного главенства римского папы, принятие католических догматов при условии сохранения православных обрядов и богослужения. В числе подписавших акт об унии архиереев находился и московский митрополит, грек по национальности, Исидор. Однако после возвращения Исидора в Москву он был смещен с кафедры великим князем Василием II, а русская церковь не приняла унии и разорвала отношения с константинопольским патриархом.
В 1442 г. собором русских епископов в Москве был поставлен в митрополиты рязанский епископ Иона, выбранный на митрополию по рекомендации великого князя без санкции константинопольского патриарха. Этот акт означал установление независимости (автокефалии) русской церкви. Приобретение русской митрополией автокефалии делало для нее особенно важным сохранение самостоятельности от светской власти.
Первые московские князья выступали продолжателями политики Александра Невского, связанной с поддержанием мирных отношений с ордынскими ханами. Эта политика активно проводилась Иваном Калитой, который стремился использовать Орду в качестве средства для достижения собственных политических целей. Внешне он проявлял вассальную покорность, исправно платил выход, но стремился к максимально возможной самостоятельности во внутренних делах. Политика умиротворения Орды способствовала прекращению набегов, что позволило значительно укрепить Московское княжество.
Со второй половины XIV в. начинают проявляться признаки ослабления Золотой Орды, вызванные начавшимся процессом феодального дробления. Из состава этого государства выделились самостоятельные и полу самостоятельные орды, которые вели между собой ожесточенную борьбу за власть. Эти усобицы в Орде сопровождались калейдоскопической сменой ханов, а иногда одновременным правлением нескольких ханов. Все ханы требовали уплаты дани, даров и поминков, что порождало неустойчивость и напряженность в отношениях между Ордой и Русью. Резко возросло число набегов ордынских правителей на русские земли.
Московское княжество
В 1380 г. ордынский правитель Мамай с огромным войском, в которое помимо татар входили еще и генуэзские наемники и отряды вассальных Орде отрядов народов Северного Кавказа и Поволжья, выступил к границам русских земель.
Организация отпора Мамаю показала значение Москвы как общерусского центра сопротивления татарам. В короткое время под знамена московского князя собрались дружины и ополчения почти из всех русских княжеств. В походе не принимали участие лишь враждебные Москве тверской, рязанский и нижегородский князья и Новгородская республика.
Решительные действия московского князя Дмитрия помешали Мамаю соединиться со своим союзником литовским князем Ягайлом. 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле при впадении реки Непрядвы в Дон произошла знаменитая битва. Военный талант Дмитрия и его воевод и несгибаемая храбрость русских воинов позволили разгромить татарское войско.
Куликовская победа не привела к свержению ига, но на Куликовом поле был окончательно побежден "страх ордынский", разрушен миф о непобедимости "всей Орды". Разгром войск Мамая ускорил распад Золотой Орды, вызвал ее общее ослабление, окончательное свержение ига стало вопросом времени.
Однако Куликовская победа ослабила и русские княжества. В кровопролитном сражении погибли многие из отборных дружинников, воинов-профессионалов, тысячи ополченцев. Поэтому в 1382 г. во время похода хана Тохтамыша в Москве не оказалось достаточно сил для организации сопротивления. Уехавший на север страны Дмитрий Донской не сумел достаточно быстро собрать войска. После трехдневной осады Москва была хитростью захвачена Тохтамышем и сожжена. Погрому подверглись и близлежащие земли.