Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 16:13, реферат
Актуальность данного вопроса определила цель нашей работы: проанализировать особенности взаимоотношений Древней Руси со степными кочевниками в период с конца IX – начала Х в. по XII века.
Основные задачи нашего исследования сформировать представление о начале существования Древней Руси, о её этнических корнях, культуре и религии. Показать политическую ситуацию в IX-XII вв. во взаимоотношениях нашего государства с кочевыми народами и пограничными государствами, отобразить хронологию исторических событий, а также проследить влияние этих отношений на развитие культуры и политики в Киевской Руси.
Введение …………………………………………………………………3
1.Древнерусское государство. Его образование и особенности………5
2. Степные кочевники……………………………………………………10
3. Отношения Древней Руси с кочевыми народами в период IX-XII…12
4. История развития русско-половецких отношений………………….
Заключение ……………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет
Кафедра истории
Дисциплина: Отечественная история
Реферат
ДРЕВНЯЯ РУСЬ И СТЕПНЫЕ КОЧЕВНИКИ
Студент группы 5-М-1
И.Е.Чуев
Руководитель:
канд.ист. наук, доцент,
В.Ю.Жуков
Санкт-Петербург
2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………
1.Древнерусское государство.
Его образование и особенности…
2. Степные кочевники…………………………………
3. Отношения Древней Руси с кочевыми народами в период IX-XII…12
4. История развития русско-
Заключение ……………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Проблема взаимоотношений Киевской Руси с кочевым миром восточноевропейских степей давно привлекает к себе внимание. Ее изучение, начатое около двух столетий назад, никогда не прерывалось. Интерес к этой стороне исторического прошлого неслучаен: политические, экономические, культурные и иные контакты между Русью и кочевниками не только играли большую роль в повседневной жизни государств, государственных образований, племенных союзов, народностей, но и оказали существенное влияние на их исторические судьбы.
Кочевники сыграли важную роль в истории человечества. Они способствовали освоению Ойкумены, распространению различного рода инноваций, внесли свой вклад в сокровищницу мировой культуры, в этническую историю народов Старого Света. Однако, обладая огромным военным потенциалом, оказали также существенное деструктивное влияние на исторический процесс. В результате их разрушительных нашествий были уничтожены многие культурные ценности, народы и цивилизации.
Русское государство вплоть до XX века так или иначе было связано с кочевниками. Более того, исследователи утверждают, что основное население современной России - потомки двух крупных этнообразований: славянского, оседло-земледельческого и тюркоязычного, кочевнического.
Под влиянием динамического взаимодействия этих этносов шло складывание Российской государственности. Но, к сожалению, как в российской историографии, так и в мировой подобная точка зрения не нашла своего отражения. Внимание к народам, населяющим Россию, вообще, и тюркских, в частности, оказалось невостребованным. Официальная историография XIX в. относила кочевые народы к разряду "неисторических". Более того, виднейшие ее представители считали, что кочевники "никогда не будут занимать высокого места во всемирной истории" [3, с.16]. Долгие годы правления Советской власти оказали свое влияние на развития российской историографии в целом и на трактовку отношений различных этносов и их роль в историческом развитии государства.
Невнимание к особенностям развития народов, декларативное объявление о формировании единой нации "советский народ" привело к затушевыванию все более назревающей проблемы межнациональных отношений. Не случайно, как только власть слегка ослабила режим, эти проблемы проявились фактически во всех национальных районах Советского Союза.
И сегодня, национальные вопросы,
став политической программой многих
партий, остаются предметом политических
спекуляций. Очевидно, что, не поняв
сложности взаимоотношений
Актуальность данного вопроса определила цель нашей работы: проанализировать особенности взаимоотношений Древней Руси со степными кочевниками в период с конца IX – начала Х в. по XII века.
Основные задачи нашего исследования сформировать представление о начале существования Древней Руси, о её этнических корнях, культуре и религии. Показать политическую ситуацию в IX-XII вв. во взаимоотношениях нашего государства с кочевыми народами и пограничными государствами, отобразить хронологию исторических событий, а также проследить влияние этих отношений на развитие культуры и политики в Киевской Руси.
В своем реферативном исследовании мы опирались на работы М.И. Артамонова, С.А. Плетневой, Л.Н. Гумилева и др.
Ученые до сих пор спорят,
где находится прародина
По историческим источникам можно проследить, что в VII—VIII вв. у славян идет интенсивный процесс разложения родоплеменного строя. Так, из начальной летописи мы знаем о крупных восточнославянских племенных группах. Среднее течение Днепра занимали поляне (Киевщина), поселившиеся в Среднем Поднепровье "в полях" и потому так и прозвавшиеся; древляне, жившие от них к северо-западу в дремучих лесах; северяне (Полтава-Новгород-Северский Донец), обитавшие к востоку и северо-востоку от полян по реке Десне, Суле и Северский Донец; дреговичи - между Припятью и Западной Двиной; на Западной Двине жили полочане - в бассейне р.Полоты; кривичи - в верховьях Волги и Днепра; радимичи и вятичи, по летописи, произошли от рода "ляхов" (поляков), и были приведены, скорее всего, своими старейшинами - Радимом, который "пришел и сел" на р.Соже (приток Днепра) и Вятко - на р.Оке; ильменскиесловене обитали на севере в бассейне озера Ильмень и р.Волхов; бужане или дулебы (с X в. они назывались волынянами) в верховьях Буга; белые хорваты - в Прикарпатье; уличи и тиверцы - между Днестром и Дунаем. Археологические данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором в «Повести временных лет» [10].
В данном случае речь идет не о племенах, а о более крупных племенных союзах, образование которых непосредственно предшествует возникновению государства. У каждого из этих союзов было свое "княженье". Это еще не княжества в более позднем, феодальном смысле слова, и князьями первоначально именовались племенные вожди[4].
Соседями восточных славян были западные славяне (поляки, словаки, чехи и др) и часть южных славян (болгары)
На северо-западе, в Прибалтике, жили предки литовцев, латышей и эстонцев.
На Средней Волге поселились племена булгар, которые были одними из предков татар Среднего Поволжья и чувашей.
Все южные степи были заняты кочевниками – тюрками, аварами, хазарами, а с IX в. – печенегами.
Кочевники не пускали земледельцев в степь, но проникая в земли славян, конные отряды кочевников грабили, сжигали поселки земледельцев, угоняли пленных, продавая их потом в рабство.
Итак, первыми славянскими
поселенцами, являются древляне и поляне,
жители лесов и жители полей; эти
«местные» причины
К 882 году, в период военной демократии, у древних славян происходит разложение родовых общин на территориальные или соседские, что способствовало разрушению старых племенных структур и усилению роли племенных старейшин, глав многочисленных родов. В это время славяне вели многочисленные войны, отражая набеги кочевников. Большинство историков признает, что в VII-IX вв. происходит объединение славянских племен в союзы и союзы союзов. К IX в. под властью руссов оказался целый ряд славянских племенных союзов. Эти союзы испытывали натиск состороны хазар и других кочевников. Киевские князья возглавили борьбы против кочевников, и это содействовало сплочению племен. Возникновение союзов племен - завершающий этап развития родоплеменной политической организации и одновременно подготовительная стадия феодальной государственности.
Завоеванный в 882 г. новгородским князем Олегом Киев стал центром Древнерусского государства, именуемого в исторической литературе Киевской Русью. Сравнительно легкое утверждение власти Олега в Поднепровье свидетельствует о том, что к этому времени созрели внутренние условия для объединения. То есть объединение восточнославянских земель в древнерусское государство было подготовлено внутренними социально-экономическими процессами. Несомненно, очень важную роль в образовании Древнерусского государства сыграли варяги. Они явились связывающим элементом и на первом этапе составляли опору великого князя, их представителя. Важнейшими заботами Олега, как и последующих князей стали, во-первых, освобождение от власти Хазарского каганата и подчинение Киеву еще не покоренных восточнославянских племен; во-вторых, защита рубежей государства от внешних врагов; и в третьих, обеспечение выгодных условий для Руси в торговле с Византией.
В развитии Киевской Руси исследователи выделяют 5 этапов:
до 882 г. - образование феодального государства со столицей в г. Киеве, которое охватывало еще не всех славян;
882-911 гг.- захват власти в Киеве князем Олегом;
911-1054 гг.- расцвет Киевской
Руси, принятие Христианства
1054-1093 гг. - появление первых
элементов распада (
1093-1132 гг. - последнее усиление Киевской Руси.
1134 – распад государства в результате множества причин [6].
Политическая структура государства в этот период выглядит следующим образом: во главе государства - Великий князь; на местах - его наместники; главная опора князя - дружина, старшая часть которой формирует Боярскую Думу и боярство, а младшая - впоследствии составит дворянское сословие; в городах князем посажены тысяцкие, сотские, десятские, городские военачальники «старцы градские». Так выглядит высший военно-правительственный класс.
Социальный состав Киевской Руси: элита общества - это князья, дружина, из которой формируется совет при князе Боярская Дума; основное население Киевской Руси составляли горожане (ремесленники и купцы), сельчане (крестьяне и ремесленники разных категорий); к бесправным слоям населения относятся челядь и холопы.
Занятия. Еще до образования Древнерусского государства славяне, осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Распространено было подсечное (подсечно-огневое) земледелие. На освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания землях выращивали 2-3 года сельскохозяйственные культуры, используя естественное плодородие почв, усиленное золой от сгоревших деревьев. После истощения земли участок забрасывали и осваивали новый, что требовало усилий всей общины. В степных районах применялось переложное земледелие, схожее с подсекой, но связанное со сжиганием не деревьев, а полевых трав. В южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие, основанное на использовании тяглового скота и деревянной сохи [6; 7; 11].
Также, наряду со скотоводством славяне занимались и привычными для себя промыслами: охотой, рыболовством, бортничеством. Развиваются многие ремесла. Обжигание глиняных изделий, кузнецкое дело, вырезание посуды из дерева, плотничество. Все эти мастерства, в основном осуществлялись для поддержания быта населения, а не для красоты. Особое значение для судеб восточного славянства имеет внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, так и на пути «из варяг в греки».
Религия. Язычество и переход к Христианству. До возникновения Древнерусского государства и принятия Христианства в основе миросозерцания восточных славян лежало язычество - обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Каждое восточнославянское племя имело своего бога-покровителя. В дальнейшем славяне все более поклонялись великому Сварогу - богу неба и его сыновьям - Даждьбогу и Стрибогу - богам солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Перун - бог грозы, "творец молний", который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. В языческий пантеон входили также Велес или Волос - покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков, Макошь - богиня плодородия и другие. Сохранялись и тотемические представления, связанные с верой в родственную мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или даже предметом. Кроме того, мир восточных славян был "населен" многочисленными берегинями, русалками, лешими и пр.
До середины Х века на
Руси господствовало язычество, поэтому
власть первых русских князей носила
не только государственный, военно-политический,
но и сакральный характер. Прозвище
князя Олега «Вещий»
Летописные источники сообщают нам подробности «крещения Руси»: В 987 г. византийский император Василий II просил помощи у русского князя Владимира в подавлении мятежа Варды Фоки, который пытался захватить императорский трон. За эту помощь он обещал отдать в жены киевскому князю свою сестру Анну, но при условии обращения его в православную веру. Князь Владимир помог византийскому императору, окрестился сам и окрестил свою дружину в Византии. А по возвращении из похода женился и в 988 г. окрестил киевлян [10].