Европейское направление внешней политики Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:12, реферат

Краткое описание

Внешнеполитическая программа правительства Миттерана - Моруа провозглашала необходимость преемственности внешней политики Франции, обещала проводить курс на разрядку международной напряженности и установление дружественных отношений со всеми странами, включая Советский Союз. Вместе с тем правительство особо подчеркивало приверженность Франции Североатлантическому пакту и настаивало на усилении французских вооруженных сил.

Вложенные файлы: 1 файл

Европейское направление внешней политики Франции.docx

— 22.68 Кб (Скачать файл)

Европейское направление  внешней политики Франции

    Внешнеполитическая  программа правительства Миттерана - Моруа провозглашала необходимость преемственности внешней политики Франции, обещала проводить курс на разрядку международной напряженности и установление дружественных отношений со всеми странами, включая Советский Союз. Вместе с тем правительство особо подчеркивало приверженность Франции Североатлантическому пакту и настаивало на усилении французских вооруженных сил.

    Правительство Миттерана - Моруа продолжало линию  на укрепление связей Франции с США  и странами Западной Европы, особенно с ФРГ. Французские войска регулярно  участвовали в военных маневрах НАТО и совместных франко-западногерманских маневрах. По инициативе Франции с ФРГ были сняты ограничения на производство обычных вооружений. Вопреки обещаниям совместной программы, Франция увеличивала свои военные расходы, продолжала совершенствовать ракетно-ядерное оружие.

    В условиях роста международной напряженности  и усиления конфронтации СССР и США  в первой половине 80-х годов ухудшились и франко-советские отношения  Экономические и культурные связи Франции и СССР сократились, хотя и не прерывались.

    Все это вызывало разочарование и  недовольство широких народных масс, ранее поддерживавших правительство. Считая, что продолжение такой политики ведет к углублению кризиса и росту безработицы, Коммунистическая партия в июле 1984 г. вышла из правительства. В правительстве остались только социалисты и левые радикалы.

    В результате выборов 1986 г. правительство  сформировали правые партии – ОПР и Союз за французскую демократию. Премьер-министром стал лидер ОПР Жак Ширак. Президентом остался Франсуа Миттеран. Создалась необычная ситуация: левый президент сосуществовал с правым правительством и правым большинством в парламенте.

    Внешнеполитический  курс правительства Ширака был направлен  на продолжение сотрудничества с США и странами Западной Европы. Правительство считало одной из своих главных целей завершение интеграции стран «Общего рынка» к 1992 г. Оно увеличивало военные расходы, участвовало в гонке вооружений.

    Главной задачей внешней политики правительство  Рокара, как и предшествующее правительство правых, провозгласило завершение «интеграции Европы» в рамках «Общего рынка». Оно подтвердило свою приверженность Североатлантическому пакту и дружественным отношениям с США. Улучшились отношения между Францией и СССР. В результате взаимных визитов руководители СССР и Франции договорились о проведении регулярных советско-французских встреч на высшем уровне и подписали более 20 совместных соглашений.

    В октябре 1990 г., во время очередного визита президента М. С. Горбачева во Францию, был подписан «Договор о согласии и сотрудничестве». Франция и  СССР заявили, что они «рассматривают друг друга как дружественные  государства и основывают свои отношения  на доверии, солидарности и сотрудничестве».

    Гуманитарная  солидарность в чрезвычайных условиях, являющаяся, по мнению Франции, одной  из новых приоритетных задач международного сообщества, выражается в течение  последних тридцати лет, прежде всего, через неправительственные организации  (НПО), которые предоставляют помощь гражданскому населению всех категорий, пострадавшему от вооруженных конфликтов, угнетения, стихийных бедствий, техногенных катастроф и эпидемий.

    Она поддерживает тесные отношения с  Европейским бюро по гуманитарной помощи, в бюджете которого доля взносов  Франции составляет 18%. Главные регионы, куда направляется гуманитарная помощь, - район африканских Великих озер, страны Центральной Европы и Закавказья.

Попытки создания Европейской политики безопасности и обороны в наши дни рассматриваются  как новый этап на пути создания наднациональной Европы, но создание структуры безопасности ЕС также  затрагивает вопросы роли НАТО и трансатлантических отношений Франция играет важнейшую роль в инициации дальнейшего европейского строительства и создании Европейской внешней политики и политики в области безопасности Активное французское участие в формировании современной политики в области безопасности и обороны ЕС с одной стороны, и провал проекта Конституции ЕС на референдуме во Франции, с другой стороны, выдают противоречия, характерные для французского внешнеполитического мышления Истоки этих противоречий следует искать в начале процесса интеграции, когда стремление сохранить статус крупного игрока в мировой политике на национальной основе выдвигалось в качестве альтернативы попыткам придать международный вес стране в рамках единой Европы

Пережив экономическую разруху и унижение оккупации, Франция оказалась в числе государств, наиболее пострадавших во время Второй мировой войны Под сомнение был поставлен ее международный престиж В этой связи колониальная империя приобрела особое значение как залог восстановления статуса великой

державы К тому же богатые ресурсы Африки представляли интерес для метрополии, оказавшейся в тяжелой экономической ситуации

Одновременно  французские правительственные  круги занимали активную позицию  в области налаживания сотрудничества в Европе Это диктовалось необходимостью решения «германскоговопроса» С нарастанием напряженности «холодной войны» США оказали давление на своихсоюзников по вопросам европейской интеграции и вооружения в рамках вновь созданногоСевероатлантического союза. Представители Франции пытались повлиять на создание структуры альянса и принятие планов вооружения НАТО в начале 1950х гг

Вопрос  об углублении европейской интеграции в военно-политической области в  рамках «малой Европы» стал испытанием на готовность Франции идти дальше по пути создания единой Европы. Как казалось многим политическим и военным деятелям Франции на то момент, участие их страны в «европейской армии» шло вразрез с интересами сохранения статуса великой державы в рамках трансатлантического сотрудничества и поддержания целостности Французского союза

Современные отношения  между Россией и Францией основываются на межгосударственном договоре от 7 февраля 1992 года, в котором было подтверждено стремление обеих сторон развивать  «отношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве»  Брегадзе А. Россия – Франция. С тех пор договорно-правовая база российско-французских отношений значительно расширилась, было заключено несколько десятков соглашений в различных сферах двустороннего взаимодействия.

В октябре-ноябре 2000 года состоялся первый официальный  визит президента Владимира Путина во Францию. Соглашения, заключенные  во время этого визита, подтвердили  важность сотрудничества России и Франции  в мировой политике. Президент  Жак Ширак совершил официальный  визит в Россию в период с 1 по 3 июля 2001 года, во время которого побывал  в Петербурге, в Москве и Самаре. Беседы между президентами России и  Франции способствовали принятию совместной декларации о стратегической стабильности. Было подписано новое соглашение о воздушном сообщении и дополнительное соглашение о сотрудничестве в помощи предприятиям Россия-Франция: 10 веков вместе

Двусторонний  политический диалог в последние  годы носит достаточно интенсивный  характер. Новый импульс российско-французские  отношения получили в результате серии встреч между вновь избранными президентами Дмитрием Медведевым и  Николя Саркози. Их первая встреча состоялась в ходе саммита «Группы восьми» в г. Тояко (Япония) 7 июля 2008 года. 12 августа и 8 сентября 2008 года Саркози побывал в Москве с краткими рабочими визитами в рамках усилий по урегулированию кризиса на Кавказе. В свою очередь Дмитрий Медведев посетил Францию для участия в международной конференции по мировой политике 9 октября 2008 года в г. Эвиан и в саммите Россия - ЕС, состоявшемся 14 ноября в Ницце.

В 2009 году Дмитрий  Медведев и Николя Саркози встречались в рамках «двадцатки» в Лондоне и Питтсбурге (2 апреля и 25 сентября), саммита «восьмерки» в Аквиле (8-10 июля), на сессии генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке (23-24 сентября), а также «на полях» мероприятий в связи с празднованием 20-летия падения Берлинской стены (9 ноября).

С 1996 года действует  Российско-французская комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств. В ее рамках ежегодно, в Москве и Париже поочередно, проходят встречи председателя правительства России и премьер-министра Франции, на которых определяют стратегию и основные направления развития отношений между двумя странами в торгово-экономической, научно-технической, социальной и других областях. С 2000 года заседания Комиссии проводятся в форме «межправительственного семинара» с участием руководителей наиболее активных в двустороннем сотрудничестве министерств и ведомств.

Активный диалог поддерживается на уровне министров  иностранных дел, которые в соответствии с Договором от 7 февраля 1992 года встречаются дважды в год поочередно в Москве и Париже, не считая многочисленных контактов в рамках различных  международных форумов.

Поступательно развивается одно из приоритетных направлений  двустороннего сотрудничества - противодействие  новым угрозам и вызовам (терроризм, международная организованная преступность, наркобизнес, финансовые преступления). С 2002 года успешно действует созданный по решению тогдашних президентов Владимира Путина и Жака Ширака российско-французский Совет по вопросам безопасности с участием министров иностранных дел и обороны обеих стран. В октябре 2009 года в Москве состоялось его восьмое заседание.

Продуктивно осуществляется межведомственное взаимодействие по линии  правоохранительных органов России и Франции (министерств внутренних дел и юстиции, спецслужб, высших судебных инстанций).

Россия и Франция  активно взаимодействуют в качестве постоянных членов Совета Безопасности ООН, а также в ОБСЕ, других международных  инстанциях, совместно с США являются сопредседателями Минской конференции  ОБСЕ по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха.

В 1995 году была создана  возглавляемая председателями нижних палат парламентов России и Франции  Большая российско-французская межпарламентская комиссия Доминик Давид, Тома Гомар.. Она является эффективным инструментом развития межпарламентского сотрудничества, которое проявляется в активном обмене делегациями на уровне парламентских комитетов и комиссий, а также в контактах между руководителями палат.

Франция традиционно  является одним из приоритетных торгово-экономических  партнёров России. По данным российской статистики, она занимает среди стран  Европы - основных торговых партнёров  России - 7 место по объёму товарооборота, уступая таким странам, как Германия, Нидерланды, Италия, Финляндия, Польша, Великобритания и Швейцария Межгосударственные отношения России и Франции

Торгово-экономическое  сотрудничество между Россией и  Францией имеет обширную правовую базу. К числу основных межправительственных соглашений в данной отрасли сотрудничества можно отнести следующие: о взаимном поощрении и взаимной защите капиталовложений (04.07.1989), о научном и технологическом сотрудничестве (07.02.1992), о сотрудничестве в области топлива и энергии (15.02.1996), о сотрудничестве в области информатизации (15.02.1996), Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество (26.11.1996), о воздушном сообщении, о сотрудничестве в области туризма (11.02.2003). Основными органами межправительственного взаимодействия являются Российско-Французская комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав Правительств (создана 15 февраля 1996 г.), и Российско-Французский совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК) (создан 6 февраля 1992 г)

В первом полугодии 2008 г. товарооборот между Россией  и Францией увеличился на 59,7% до 10,9 млрд. долл. За последние пять лет объем  двусторонней внешней торговли вырос  почти в три раза. При этом активный рост российской экономики способствовал  значительному расширению импорта  французских товаров и дополнял традиционно высокие показатели роста экспорта продукции российского  ТЭК, металлургии, химической и нефтехимической промышленности Россия и Франция: торгово-экономические связи. Объем накопленных французских инвестиций в экономике России в 2008 г. составил порядка 6,1 млрд. долл., из которых 1,5 млрд. долл. - прямые инвестиции. Франция по данному показателю занимает восьмое место среди основных стран-инвесторов, работающих на российском рынке, где ее опережают такие страны, как Кипр, Люксембург, Нидерланды, Германия, Великобритания, Виргинские острова, Швейцария. По данным французской стороны прямые инвестиции Франции в России составляют более 1,5 млрд. евро.

Информация о работе Европейское направление внешней политики Франции