Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 20:37, доклад
Жил и работал Руссо в эпоху Просвещения. Содержание идейной жизни Франции того времени определялось борьбой демократических сил с разлагающимся абсолютизмом, с паразитизмом и расточительством двора и аристократии, с церковью, преследовавшей вольнодумцев. Пробудившееся в народе недовольство общественным порядком, нарастающий протест буржуазии придали движению французского Просвещения более непримиримый и широкий демократический характер, чем в других странах Европы, определили его силу. Просветители выступали против религии, догматизма, косных норм морали, суеверий — за свободу мысли, за равенство людей и освобождение от сословных предрассудков, за право каждого радоваться жизни.
Введение
Краткая биография____________________________________________4
Мировоззрение Руссо__________________________________________5
Педагогическая теория Руссо____________________________________6
Воспитание женщины_________________________________________11
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Краткая биография_____________________
Мировоззрение Руссо_________________________
Педагогическая
теория Руссо_________________________
Воспитание
женщины_______________________
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Руссо интересен тем, что его смелое и последовательное выступление в защиту природы и прав ребенка, его гневный протест против подавления и порабощения личности, его постановка вопроса о собственных законах развития человека внесли выдающийся вклад в развитие педагогической, психологической и философоской мысли.
Жил и работал Руссо в эпоху Просвещения. Содержание идейной жизни Франции того времени определялось борьбой демократических сил с разлагающимся абсолютизмом, с паразитизмом и расточительством двора и аристократии, с церковью, преследовавшей вольнодумцев. Пробудившееся в народе недовольство общественным порядком, нарастающий протест буржуазии придали движению французского Просвещения более непримиримый и широкий демократический характер, чем в других странах Европы, определили его силу. Просветители выступали против религии, догматизма, косных норм морали, суеверий — за свободу мысли, за равенство людей и освобождение от сословных предрассудков, за право каждого радоваться жизни.
Краткая биография
Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) – писатель, композитор, философ, разработчик прямой формы государственного правления. Родился Жан-Жак 28 июня 1712 года в Женеве. С самого детства в своей биографии Жан Жак Руссо увлекался чтением книг. Мать умерла при родах, а когда отец женился снова, Жан-Жака отдали учиться к нотариусу, позже – к граверу. В марте 1728 года покинул Женеву. Дальнейшее образование получал не стабильно. Сначала учился в монастыре Турина, затем учился, работая лакеем в доме аристократов. После образование в биографии Жака Руссо было получено в семинарии. Несколько лет Руссо путешествовал по Швейцарии, Франции, в основном пешком. Начал работать наставником, учителем, секретарем, но не мог найти достойного места. Из-за материального недостатка женился, но не был счастлив в браке. Изменил свое поведение, отдалившись от общества, поселился отдельно от жены. Затем в биографии Руссо были написаны произведения: «Новая Элоиза» (опубликована в 1761 году), «Эмиль», «Общественный договор». За философию «Эмиля» был осужден Парижским парламентом, но сбежал в Швейцарию. Оттуда же снова переехал по причине осуждения своих произведений.
Мировоззрение Руссо
Еще в юности молодой Руссо зачитывается сочинениями Монтеня и Рабле, изучает "философский словарь" Бейля, штудирует труды Декарта и Лейбница, читает "«Философские письма" уже знаменитого тогда Вольтера, с интересом знакомится с сочинениями Локка. В более зрелые годы Руссо, переехав в Париж, лично знакомится со многими из французских философов-
материалистов. Все это не могло не отразиться на духовном развитии Руссо. В философии Руссо дуалист декартовского типа. Наряду с материалам дается нам или природою, или людьми, или вещами. Внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть воспитание, получаемое от природы.
Поскольку воспитание от природы есть, таким образом, процесс спонтанный,
самопроизвольный, определяемый активностью самой души и естественным ростом тела, постольку именно этим и определяется роль и влияние воспитателя на воспитанника. Эта роль сводится не к подавлению природы, личности ребенка, не к насилию над ней, что приводит в конечном итоге к вырождению человека, а к созданию условий для развития и проявления природных задатков и свойств воспитанника.
Какие же условия требуются, по Руссо, для того, чтобы не мешать природе, не искажать ее естественный ход, а тонко помогать ей, следуя за ее развитием? К таким условиям в первую очередь относится естественное состояние человека. "Естественный человек", "естественное общество", "естественное право", "естественные потребности и наклонности" - эти понятия занимают центральное место в социологии Руссо, без чего нельзя понять и его педагогики. Именно из этих понятий, как их трактует Руссо, вытекает и его понятие "естественного воспитания". В естественном состоянии природа человека совершенна - вот основной тезис Руссо, проливающий свет на все его
рассуждения о воспитании, которое должно быть естественным, т.е. соответствовать природе человека, а не противоречить ей, как это было в условиях феодального воспитания.
Педагогическая теория Руссо
Педагогическая теория Руссо явилась острой и бурной реакцией женевского гражданина на всю систему сословного феодального воспитания, пронизанного идеями авторитаризма я клерикализма. Оценивая эту сторону педагогики Руссо, Н.К.Крупская писала; "Своей страстной критикой современных ему методов воспитания Руссо глубоко взволновал умы, осветил все убожество, всюсословную узость, неестественность тогдашнего воспитания? Кругом великий демократ видел зло, рабство, угнетение. С гневом и возмущением пишет он: "Вся наша мудрость состоит в рабских предрассудках, все наши обычаи - не что иное, как подчинение, стеснение, принуждение. Человек - гражданин родится, живет и умирает в рабстве". Цепями рабства опутываются дети о самого раннего детства. Возраст веселья, отмечает Руссо, проходит среди плача и наказаний, угроз и рабства. Такое отношение к ребенку он называет варварский воспитанием. Соответственно с этим подбираются такие способы воздействия на детей, которые не формируют, а портят, развращают душ детей, разжигая в них зависть, ненависть, тщеславие, жадность, страх, т.е. самые низменные страсти. Именно этими чертами отличалось прежде всего иезуитское воспитание, занимавшее в те времена господствующее положение не только в школах Франции, но и других стран. Со свойственным Руссо остроумием и образностью в следующих словах раскрывается им дух я сущность авторитарного феодального воспитания: "Ваш, во всем подчиненный вечно поучающей власти, ничего не делает иначе, как по приказу; он не смеет есть, когда голоден, смеяться, когда весел, плакать, когда печален, не смеет подать одну руку вместо другой, не смеет передвинуть ногу не так, как ему предписано; скоро он не посмеет и думать не по вашим правилам. Для чего вы хотите, чтоб он думал, если вы о всем думаете за него? Такой человек, принужденный с детства подчиняться чужой воле, насилию, может стать только рабом или тираном. Существующее воспитание, основанное на принуждении, насилии, по мысли Руссо, противоречит естественному состоянию человека, его природе, его свободному развитию.
Воспитание
Руссо рассматривает как содейс
Первый период - от рождения до 2 лет
Первый период
- от рождения до 2 лет - характеризуется
тем, что ребенок, появившись на свет
беспомощный и слабым, нуждается
в уходе и заботах старших.
Второй период жизни ребенка - возраст от 2 до 12 лет.
Этому периоду Руссо посвящает вторую книгу своего "Эмиля". В ней находят конкретизацию и детализацию высказанные ранее положения о естественном воспитании, раскрывается сущность свободного воспитания. Вот как объясняет значение этого периода в жизни ребенка сам Руссо: "Самый опасный промежуток человеческой жизни это – от рождения до двенадцатилетнего возраста. Это - время, когда зарождается заблуждения и пороки"... Основные же усилия в этот период должны быть направлены на "телесное" воспитание, однако несколько в ином плане, чем раньше. Уход за телом ребенка принимает характер не только я не столько укрепления и закаливания его, но, прежде всего характер заботы о развитии органов внешних чувств. В этом смысле данный период можно назвать своеобразный подготовительным периодом для следующего, т.е. для периода обучения и умственного развития Эмиля. Воспитатель на этом этапе должен хорошо понимать душу и учитывать потребности своего воспитанника не мешать ему удовлетворять свои желания.
Третий период - от 12 до 15
Следующий период в жизни ребенка - это возраст от 12 до 15 лет. В нем такжнемало трудностей и особенностей. Нас же в первую очередь будет интересовать вопрос о том, как здесь решаются Руссо проблемы педагогического руководства ребенком. Воспитание же со стороны людей или, как его называет иначе Руссо - "обучение тому, как пользоваться этим развитие", - и должно составлять основное содержание третьего периода. Третий период - это преимущественно период развертывания умственного воспитания и приучения подростка к труду. Поскольку, ребенок физически окреп и умственно созрел, Руссо считает целесообразный употребить это время на работу, образование и учение. Особое значение придает Руссо обучению ребенка тем знаниям, которые полезны в жизни, пригодятся ему уже в настоящий момент. Ясно, что полезность тех или другихьзнаний может определить не ребенок, а только педагог. Хорошо понимая это, Руссо и обращает внимание на необходимость, в случае надобности, не только разъяснять ценность изучаемого, но и доказать, убедить ребенка в этом. Руссо по-своему пытается решить и другую важную проблему - проблему трудовоговоспитания, руководства трудовой деятельностью подростка. Труд Руссо ценит очень высоко, как неизбежную и священную обязанность человека. Так не высоко он ценит и ставит человека труда, простого труженика из народа, в первую очередь крестьянина и ремесленника. Воспитанник выбирает не любое ремесло, какое ему придется по душе, а которые наиболее полезны, ценны, гигиеничны и т.д. Руссо трудно доказать читателю, что воля и опытность педагога и интересы воспитанника здесь всецело совпадают. Без направляющего влияния педагога в этих вопросах трудно обойтись. Значит, речь в этом возрасте идет уже не только о создании условий для деятельности, а о внесении более активного начала в процесс воздействия на ребенка - уже о наличии существенных элементов руководства деятельностью.
Четвёртый период от 15 лет до вступления в брак
Перейдем теперь к последнему возрастному периоду, к юношескому возрасту, к посмотрим, какие изменения претерпевает процесс воспитания и руководства наэтом этапе (от 15 лет до вступления в брак). Отроческий возраст Эмиля, как описывает Руссо, закончился благодаря умелому руководству со стороны воспитателя и наличию совершенных природных данных воспитанника вполне успешно. "Эмиль трудолюбив, воздержан, терпелив, тверд, исполнен мужества". Он лишен заблуждений и пороков, сердце его свободно и без страстей. Но вот наступает новый период в его жизни - пора юности. Этот возраст, возраст полового созревания, возраст серьёзных внутренних и внешних изменений в подростке, Руссо называет образно периодом второго рождения, тем периодом, когда мальчик становится мужчиной. Руссо ставит весьма важный для психология и педагогики вопрос - о зарождении в этом возрасте самосознания. Если раньше Руссо говорил исключительно о значении в воспитании личного опыта ребенка, его деятельности и если вместе с тем он почти ничего не писал о влияния личности самого педагога на воспитанника, то теперь картина совершенно меняется. Теперь Руссо выдвигает на первый план в качестве ведущей функции руководства нравственное влияние педагога на своего воспитанника. Руссо подчеркивает, что отныне появились новые способы влияния на воспитанника, новые способы обращения к его сердцу. Раньше такого влияния, считает педагог, не могло быть: тело было крепко и сильно, душа же находилась в бездействии, она была слаба и немощна. Разум только развивался, причем очень медленно, голос совести не "проснулся" и не заговорил. Вот почему педагог оказывал воздействие на ребенка не путем непосредственным, а как бы опосредованным путем - через содействие в накоплении опыта и знаний, через создание условий для деятельности, в случайных наставлениях, посредством примеров по разным поводам. Поскольку, однако, теперь "природа" настолько созрела и развернула свои не только физические и умственные, но и душевные силы, постольку характер руководства, по мысли Руссо, должен принять другие формы, другой вид. Эта лишь одна сторона вопроса. Вторая же состоит в том, что принципиально изменились в этот периоди взаимоотношения между воспитателем и воспитанником, приобретая характер нравственных отношений. Прежде эти отношения строились не столько на нравственной основе, сколько на основе необходимости: слабый и сильный; неопытный и опытный; руководимый и руководитель. Сила необходимости заменяла нравственный закон и моральную основу отношении. Новыми связующими звеньями между воспитателем и воспитанником является нетолько чувство благодарности (признательности), но и чувство привязанности, перерастающее в дружбу, дружбу подлинную, искреннюю, которую не могут поколебать никакие предрассудки и людское мнение. ".. Таким образом, взаимные отношения наставника и юноши складываются и на основе разума, и на основе нравственных чувств, что придает им особую силу и крепость.ие на молодого человека.