Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 17:06, реферат
В статье затрагивается важнейшая социальная проблема – удовлет-
ворение потребностей трудящихся в жилье после победы Октябрьской революции
и в первые годы Советской власти. Стержень государственной жилищной политики
в этот период составляла ленинская формула .богатой квартиры. - жилье должно
было отбираться у богатых и передаваться для заселения .семьям бедного населе-
ния.
ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В СССР
В ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД (1917-1926)*
Аннотация: В статье затрагивается важнейшая социальная проблема – удовлет-
ворение потребностей трудящихся в жилье после победы Октябрьской революции
и в первые годы Советской власти. Стержень государственной жилищной политики
в этот период составляла ленинская формула .богатой квартиры. - жилье должно
было отбираться у богатых и передаваться для заселения .семьям бедного населе-
ния.. Автор на конкретных исторических документах показывает, что молодое совет-
ское государство, не имея материальных, финансовых и иных средств для жилищного
строительства, решало жилищную проблему на основе ликвидации всей системы ка-
питалистического хозяйствования, в том числе, ликвидации жилищной собственнос-
ти и ее полного огосударствления.
Ключевые слова: жилищное строительство, государственная жилищная полити-
ка, жилищная проблема, коммунальные квартиры.
Во всех официальных документах, научных изданиях советского периода по
отношению к жилищной политике государства всегда отмечалось, что в результате
победы Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране были
созданы необходимые предпосылки для решения одной из важнейших социальных
проблем - удовлетворения потребности трудящихся в жилье. Звучит категорично и
многообещающе. Но не стыкуется с реалиями. Почему?
Разумеется, однозначного ответа на этот вопрос нет и быть не может: наличие
предпосылок и их практическая реализация зависят от множества объективных и
субъективных причин и факторов, без учета которых всякие оценки будут поверхнос-
тными и не отражающими действительно положение дел. В то же время разобраться в
этом сложном хитросплетении причин и факторов исключительно трудно, но необхо-
димо, чтобы иметь истинное представление о такой животрепещущей проблеме, как
строительство жилья для населения нашей страны.
Первые декреты и постановления Советской власти определили содержание
всей последующей политики советского государства в области жилья, радикально
меняющие формы собственности на жилище. Уже в конце октября 1917 года поста-
новлением НКВД .О правах городских самоуправлений в деле регулирования жи-
лищного вопроса. [1] был разрешен жилищный передел: городские самоуправления
получили право вселять в пустующие квартиры нуждающихся в жилье граждан. Пос-
ледующие декреты отменяли право частной собственности на недвижимость в горо-
дах посредством муниципализации и национализации. Муниципализации подлежа-
ли жилые все здания, за исключением жилых строений, составляющих необходимую
принадлежность промышленных предприятий [2] (они переходили в собственность
государства вместе с промышленными предприятиями, оставаясь в их распоряже-
нии и эксплуатации). Результатом этих декретов стал повсеместный вывод жилища
из гражданского ведения и их сосредоточение в руках государства. Таким образом,
жилищное (городское) строительство по решению советского правительства стало
исключительной прерогативой государства: только государственные органы вправе
* c Камолов С.Г.
106
Вестник № 3
были решать, где, сколько и какого качества следует строить.
Иными словами, содержание жилищной политики сразу после Октябрьской
революции 1917 года определялось несколькими факторами [3], главный из которых
связан с политической идеологией советской власти, в которой стержнем было ого-
сударствлении собственности, .экспроприация экспроприаторов., ликвидация всей
капиталистической системы хозяйствования в целом, в том числе и ликвидация жи-
лищной собственности – не только крупные городские жилые дома, но и отдельные
квартиры, и жилые помещения богатых должны были отойти в собственность госу-
дарства.
Особое значение в этом отношении имеет личное указание В.И.Ленина в наброс-
ках к декрету .О реквизиции теплых вещей для солдат на фронте.: .Богатой кварти-
рой считается также всякая квартира, в которой число комнат равняется или превы-
шает число душ населения, постоянно живущего в этой квартире.[4].
Ленинская формула .богатой квартиры., по сути, стала ключевым пунктом в по-
нимании политических предпосылок отношения советской власти к жилищу. В этой
формуле, утвержденной Петроградским Советом 1 марта 1918 года и опубликован-
ной на следующий день в .Известиях. уже по существу заложено основание жилищ-
ной политики не только в данный период, но и на многие последующие годы. Жилье
должно было изыматься у богатых и передаваться для заселения .семьями бедного
населения..
Специфически был разрешен вопрос с размером комнат в квартире, которые
в домах .буржуев. даже по меркам сегодняшнего дня были достаточно большими
– 25-30 и более квадратных метров. Заселять такие площади из расчета .один человек
– одна комната. было нерационально, поэтому была установлена норма – 20 кв. ар-
шин (10 кв. метров) на взрослого и ребенка до двух лет и 10 кв. аршин (5 кв. метров)
на ребенка от двух до двенадцати лет. [5]. Согласно этой норме, большие комнаты
делились на так называемые .нормальные., в которые заселялась, как правило, одна
семья. Так возник феномен .коммунальной квартиры..
Позже, в 1919 г. эта норма была откорректирована - усилиями Наркомздрава
РСФСР была установлена минимальная величина кубатуры воздуха, необходимой че-
ловеку для нормального самочувствия после ночного сна – примерно 25 - 30 куб. мет-
ров (при меньшем объеме воздуха человек, усваивая за ночь весь кислород и испыты-
вая его недостаток, утром просыпался с головной болью). Исходя из этой кубатуры,
определялась минимальная площадь, необходимая одному человеку. Она составляла
8,0 кв. метра. Эта цифра и стала ориентиром в дальнейших расчетах и решениях по
распределению жилья для органов, занимающихся созданием нового жилища.
Предлагались и другие подходы. Так, в первой половине 1920 г. Научное Бюро
Отдела градостроительства Петрогубсовкомхоза объявило конкурс на составление
проекта планировки участка в 3-й зоне Петрограда с жилищем для пролетариев. В про-
грамме, в частности, указывалось: .Объем воздуха в спальнях должен быть не менее 2
куб. саженей на человека для взрослых и 1 куб саженей для детей. Ни одна из жилых
комнат, в том числе и кухня, не должны содержать менее 2 куб. саженей воздуха. [6].
Эта кубатура, при указанной в задании высоте жилых помещений не менее 4 аршин
(2,84 метра), соответствует 6,83 кв. метрам. В 1920 - июне 1921 г. то же Научное Бюро
проводило в Петрограде конкурс на составление проектов планировки и застройки
образцового поселка-выставки на территории Выборгского района. В программе кон-
курса также было выставлено требование, что кубатура воздуха должна определяться
из расчета 2 куб. саженей на одного взрослого и 1,5 куб. саженей на одного ребенка
[7], что соответствует тем же 6,83 кв. метра на взрослого и 5,12 кв. метра на ребенка.
Вестник № 3
107
В Москве санитарная норма жилой площади, согласно постановлению Прези-
диума Моссовета от 28 июля 1924 года, устанавливалась в 16 кв. аршин, то есть в 8
кв. метров [8]. Эта норма жилой площади являлась юридическим основанием для
дальнейшего разделения больших комнат .богачей. - соответственно увеличивалось
число коммуналок. Все, кто проживал на площади свыше 8 кв. метров, обязаны были
потесниться и сдать излишек жилой площади для заселения нуждающимися, либо
самостоятельно вселить к себе на излишки площади любого человека, даже не родс-
твенника. При этом вселенный жилец обретал право на площадь в данном жилище.
Право на .самоуплотнение. необходимо было реализовать в течение двух недель. За-
тем вопрос о вселении на излишки площади решал не ее съемщик, а домоуправление:
.В случаях, когда площадь помещения дает возможность уплотнения жильцов, со-
гласно существующих норм, квартиро- и комнатопользователям предоставляется 2-х
недельный срок для подыскания сожителей и самоуплотнения. [9].
Таким образом, официальная власть активно использовала инициативу масс
для исполнения своих решений – не нужно ждать пока сотрудник Жилищного Отде-
ла выяснит, что где-то появилась жилая площадь, доступная к заселению, нужно са-
мостоятельно занимать ее, заселяя своими родственниками или знакомыми. Если же
жилая площадь будет занята незаконно, то есть не в соответствии с существующими
предписаниями власти, то, опять же, власти не следует беспокоиться – жильцы дан-
ной квартиры или дома (заинтересованные в обретении оспариваемой площади) сами
донесут куда следует и призовут власть справедливо их рассудить и удовлетворить их
притязания [10].
Несмотря на наличие официальной общероссийской нормы в 8 квадратных мет-
ров, реально, по данным всесоюзной переписи населения в СССР от 17 декабря 1926
г., в среднем на одного человека приходилось 5,9 кв. метра (в Москве - 5,2 кв.метра).
Для провинциальных городов этот показатель был несколько выше – 6.3 кв. метра, а
для фабричных центров, таких, например, как Иваново-Вознесенск, Богородск, Нико-
ла-Павловск (Урал), и Калужское бумажное предприятие и пр., значительно ниже – от
4,5 до 1,5 кв. м.. По данным переписи 1926 г., 158 городов с населением свыше 20.000
жителей имели среднюю площадь 3,7 – 6 кв.м. на 1 чел. [11].
Советская власть активно поддерживала также процесс появления коммун ра-
бочей молодежи: в октябре 1920 г. III съезд РКСМ предложил в целях рационального
улучшения положения подростков-одиночек и вообще рабочей молодежи в жилищ-
ном отношении провести государственное декретирование домов-коммун для рабо-
чей молодежи. В августе вопрос об организации домов-коммун для рабочей молоде-
жи был рассмотрен Центральной комиссией по улучшению быта рабочих, а в сентябре
1921 г. IV съезд РКСМ уже счел необходимым отметить в программе, что дома-ком-
муны способствуют социальному воспитанию рабочей молодежи, так как освобож-
дают ее .из-под разлагающего влияния улицы, мелкобуржуазных настроений семьи,
тяжелых материальных условий … домашнего существования. [12]. Такая политика
дала свои плоды: в 1923 году в Москве в 1075 официально зарегистрированных домах-
коммунах проживало более 40% молодых рабочих (более 100 тысяч рабочего населе-
ния) [13]. Проживание в коммуне в первые годы советской власти было признаком
принадлежности к новому социальному строю.
Специфически решался жилищный вопрос по отношению к советской партий-
ной элите, для которой также создавались коммуны, называемые Домами Совета и
Отелями Совета, для которых использовались самые крупные и наиболее благоуст-
роенные гостиницы. Дома Совета были привилегированным жилищем. Они имели
структуру общежитий с отдельными комнатами, общей столовой и общими кухня-
108
Вестник № 3
ми и были предназначены исключительно для постоянного проживания советских
служащих. Так, в Петрограде, в Первом Доме Совета (бывшая гостиница .Франция.)
в 1917-1920 гг. проживали и работали крупные партийные и советские работники
– Ю.П.Берзин, Н.И.Бухарин, А.С.Бубнов, Ф.Э.Дзержинский, Г.Е.Зиновьев. В Москве
гостиница .Националь. была преобразована в общежитие-коммуну для работников
советского и партийного аппарата - Первый Дом Совета, в котором, по свидетельству
С.З.Гинзбурга, проживали В.И.Ленин, Н.К.Крупская, Я.М.Свердлов, М.И.Ульянова.
Во Втором Доме Совета (бывший отель .Спартак.) имели право проживать только
следующие лица: 1) члены ВЦИК; 2) Члены ЦК РКП; 3) Члены Губкома РКП; 4) Члены
Областного бюро ЦК РКП; 5) Члены Губисполкома; 6) Заведующие отделами Губис-
полкома и их заместители; 7) Члены коллегий отделов Губисполкома; 8) сотрудники
ВЧК и ПВО; 9) командировочные высоких рангов.
Для советских и партийных работников, не занимавшим большие должности и
с небольшим партийным стажем предназначались Отели Совета, имевшие структуру
общежитий комнатной системы с общими кухнями. В 1921 году в Домах и Отелях
Петросовета постоянно проживало 800 человек [14]. В отдельные периоды, связанные
с тяжелой жилищной ситуацией, связанной с массовым разрушением жилого фонда
и постоянным расширением аппарата партийных и советских работников, проводи-
лись .чистки. Домов Совета от .посторонних. лиц с целью оставить в них лишь ра-
ботников с большим революционным и служебным стажем [15].
Таким образом, вскоре после установления советской власти в результате Ок-
тябрьской революции 1917 года в области жилищной политики были заданы пара-
метры, которые окажутся по своей сути неизменными на протяжении нескольких
десятилетий. Будучи лишь нанимателями жилых помещений (в те годы чаще приме-
нялся термин .квариросъемщики. и .комнатосъемщики.), граждане лишались права
самостоятельно решать вопрос об увеличении своего жилища. При этом жилые поме-
щения представлялись по распределению, основанному на экспроприации излишков
жилой площади у их бывших собственников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. СУ РСФСР. – 1917. - №1. – Ст.14. – С.12.
2. Декрет ≪Об отмене прав частной собственности на недвижимости в городах≫ //СУ РСФСР. – 1918.
- №62. – Ст.674.
3. Хотя начало обсуждения жилищного вопроса в России и даже создание общественных организаций,
призванных способствовать его решению, относится к середине XIX века, жилищный вопрос в его
современном понимании возник в России после реформ 60-х годов, связанных с отменой крепостно-
го права и быстрым ускорением России в ее движении по пути экономической и социальной модер-
низации.
4. Ленин В.И. Полн. собр. соч. – Т.54. – С.380.
5. Известия. – 1918. – 2 марта.
6. Из истории советской архитектуры. 1917-1925 гг. Документы и материалы /Отв. ред. К.Н.Афанасьев.
- М., 1963. - С.78-79.
Информация о работе Жилищное строительство в СССР в послереволюционный период