Законы Хаммурапи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 20:11, реферат

Краткое описание

Хаммурапи - царь Вавилонии, знаменитый политик и полководец XVIII в. до н.э. Сохранившиеся законы Хаммурапи – ценный памятник древне – восточного права, отразивший характерные черты рабовладельческого права.
Среди городов Древнего Востока Вавилон был самым почитаемым.

Содержание

1. Вавилонское царство до Хаммурапи
2. Шестой царь Вавилона – Хаммурапи
3. ”Кодекс Хаммурапи”
4. Земельная собственность в Вавилоне
5. Договоры по Законам Хаммурапи
6. Семейно - брачные отношения по Законам Хаммурапи
7. Законы Хаммурапи о преступлении и наказании
8. Судебный процесс по Законам Хаммурапи
9. Заключение
10. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

хамурапи.docx

— 28.17 Кб (Скачать файл)

8. Судебный процесс по Законам Хаммурапи       

 Ведение процессов  по уголовным и гражданским  делам осуществлялось одинаково  и начиналось по жалобе потерпевшей  стороны. Историки считают, что  суды проводились как в царском  дворце, куда приводили пойманных  преступников, так и в храмах  перед изображениями богов. В  ведении любого суда находилось  рассмотрение широкого спектра  дел - в области гражданского, уголовного, семейного (в том числе  о наследстве, усыновлении, разрешении  в некоторых случаях повторного  брака) права. Инициатива в  возбуждении того или иного  дела всегда исходила только  от одной из заинтересованных  сторон, которая должна была выступить  в суде с обвинением или  претензией. Судебный процесс носил  состязательный характер, причём  бремя доказывания целиком лежало  именно на заинтересованных сторонах, участниках процесса  - обвинителе или истце и обвиняемом или  ответчике, а также на их свидетелях. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, ордалии (испытание водой). При рассмотрении многих исков было обязательно наличие свидетелей (в делах, касающихся уплаты и получения денег) или документа с печатью, подтверждающего совершение определённых операций и сделок или определённые отношения (при  передаче каких-либо ценностей для продажи была обязательна своеобразная «расписка» с печатью о получении денег; при заключении брака обязателен был письменный договор, иначе брак считался недействительным); при дарении имущества, в том числе между родственниками; при гарантиях мужа жене, что она не может быть отдана в заложники за его долги; о назначении приданого дочерям и «вдовьей доли» жене; о передаче скота пастуху). В некоторых случаях требовалось наличие и свидетелей, и документа с печатью (при сдаче на хранение денег или имущества). Если истец не мог представить суду этих доказательств, то его претензии судом не принимались. Особый вид доказательств составляли обращения к «божьему суду». Речь идёт о клятвах перед богами и ордалиях, состоявших в том, что обвиняемый бросался (или его бросали) в реку, и считалось, что его судьба зависит от воли бога реки: если он был невиновен, то всплывал, а если виновен - тонул (то есть бог реки «забирал» его). Клятвы перед богами приносились по множеству поводов: это обязан был сделать обвинитель, свидетели, заявитель о пропаже или краже имущества и об имевшей место сдаче его на хранение, а также об уплаченной за товар сумме. В ряде случаев обвиняемым в уголовном преступлении или ответчикам по гражданским искам было достаточно принести клятву богам, чтобы считаться невиновными и быть свободными от ответственности: при неумышленной потере или случайной гибели чужого имущества, доверенного ответчику, а также о сбривании по неведению рабского знака у чужого раба; обвинённая мужем, но не уличённая в измене жена также должна была поклясться в своей невиновности, и была признаваема таковой; это же относилось к человеку, обвинённому в непреднамеренном убийстве или нанесении раны в драке. Вполне серьёзно предполагалось, что боги неминуемо поразят смертью клянущегося ложно; поэтому принесение такой клятвы считалось в ряде случаев достаточным доказательством для оправдания и подтверждения правоты, а отказ принести клятву - доказательством справедливости обвинения. Описанная выше водная ордалия считалась необходимой в нескольких случаях: при обвинении в чародействе, при обвинении женщины третьим лицом в измене мужу, если она не была уличена в этом. В этих случаях также отказ от ордалии считался равносильным признанию вины.     

 Судья обязан был  лично исследовать дело. Изменить  свое решение судья не мог  под угрозой крупного штрафа  и лишения должности без права  возвращения к ней.       

 Однако речь идёт не о том, что дело в принципе не подлежало пересмотру, а только о том, что этого не имел права делать тот же самый судья и суд, которые выносили первоначальное решение и, следовательно, для пересмотра дело должно было направляться в вышестоящую инстанцию - вероятно, прямо к царю. Хотя в тексте Законов Хаммурапи нет прямого упоминания того, что царь являлся кассационной или апелляционной инстанцией, в одной из статей  (129) проскальзывает намёк на традиционное царское право помилования (если муж пощадит свою прелюбодейку-жену, то царь автоматически дарует помилование любовнику); кроме того, трудно сомневаться, что царь при желании  мог казнить, кого хотел.      

 Естественно, следует  учитывать, что Законы Хаммурапи  (как и вообще любые законы) рисуют идеализированную картину,  так как реальные общественные  отношения отражены в них  лишь в преломлении через правовые взгляды того времени. Кроме того, эта картина неполная, потому что писаные законы были рассчитаны, очевидно, только на царские суды и они вовсе не представляют свода всего действовавшего права. Тем не менее  Законы Хаммурапи, являясь плодом огромной работы по сбору, обобщению и систематизации правовых норм древней Месопотамии, дают достаточно адекватное представление о системе действовавшего тогда судопроизводства.

9. Заключение 

 

 

    Самым почитаемым богом Вавилона был Мардук. Хаммурапи в введении к своим законам говорит: «Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны  истину и справедливость и улучшил положение людей». Царь, таким образом пытается примирить интересы разных людей – тамкаров, мушкену, воинов, простых общинников, опираясь на волю верховного божества. Мардук, по словам Хаммурапи, не просто награждает покорных и наказывает ослушников – бог дает людям свод правил, устанавливающих справедливость в их взаимоотношениях друг с другом. Но – через царя!..   

 Хаммурапи так и  не удалось создать крепкое  государство. Уже при правлении  его сына, Самсуилуны, Вавилония потерпела ряд тяжелых поражений от своих соседей, и ее владения сократились.   

 Но Хаммурапи все же добился большего, чем его предшественники или цари соседних стран. Он первым из правителей древности соразмерил с силой царя силу закона и признал за подданными право самим  заботиться о своей жизни. Наконец, Хаммурапи предложил народу образ бога, устанавливающего согласие между людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Литература 

1.  Большая Советская энциклопедия. М.:1980

2.  Желудков А.В, Буланова А.Г. История государства и права зарубежных стран. Изд. “ПРИОР”.М.,2003.

3.  История государства и права зарубежных стран. Ч.1: /Под ред. проф. Н.А. Крашенинниковой и проф. О.А. Жидкова. М.,1998

4.  Энциклопедия для детей:Т.1 (Всемирная история), М.,1994


Информация о работе Законы Хаммурапи