Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 20:35, контрольная работа
Эволюция человеческих сообществ (популяций), их происхождение, родство, историческое развитие всегда были в центре внимания и вызывали интерес многих наук. Древнейшее прошлое человечества сохранило крайне мало свидетельств, по которым можно судить о нем. Реконструируется оно в самых общих чертах, прежде всего на основании археологических данных. В то время, когда древний человек начал осваивать пространства в северном полушарии, климат был совершенно иным.
Введение…………………………………………………………………………………………………..3
Часть первая «История заселения Восточной Европы»………………………….4
Часть вторая «Племена и народы Северного Причерноморья I тысячелетия до нашей эры»..……………………………………11
Часть 2.1. Народы Северного Причерноморья I тыс. до н.э.…………………11
Часть 2.2. Социально-экономический и политический строй народов Северного Причерноморья (I тысячелетие до нашей эры)…………………..29
Заключение…………………………………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………………………..33
История многочисленных племён, обитавших к северу от фракийцев, скифов и сарматов, т. е. на территории современной Средней и Северо-Восточной Европы, известна древним писателям очень мало. Из ранних греческих авторов только Геродот упоминает о населении этих стран. Перечисляемые им племена — невры, андрофаги, меланхлены, будины и другие — могут быть локализованы лишь приблизительно. Однако многое из того, что рассказывает Геродот об этих племенах, верно отражает некоторые черты их жизни. Так, например, Геродот указывает на охоту как на важнейшее занятие обитателей лесной полосы Европы. Достоверен и его рассказ о Северном море (так называли в древности Северное и Балтийское моря), на берегах которого добывался янтарь. Вполне достоверны также некоторые сообщения Геродота, относящиеся к географии стран, расположенных далеко на северо-востоке. Наряду с этим в повествовании Геродота о населении этих стран встречаются и явные небылицы. К их числу, например, относится рассказ об аримаспах («одноглазых»), живших где-то, вероятно, в Западной Сибири и якобы отнимавших золото у грифов. Правда, сам Геродот сомневался в достоверности подобных басен.
Со времён Геродота в античной историографии долго не появлялось такого развёрнутого, как у него, описания стран Европы к северу от Истра. Некоторые, притом более точные, сведения доставляют древние писатели, начиная лишь с I в. н. э. Римский учёный Плиний Старший упоминает о венедах — населении областей к юго-востоку от Вислы. Историк Тацит называет не только венедов, но говорит об эстиях, фенах (финнах), причём указывает приблизительно, какие территории они занимали. Географ Птолемей также называет венедов в числе обитателей Сарматии. К сожалению, перечисленные авторы, за исключением Тацита, ограничиваются лишь кратким упоминанием названных племён и ничего не сообщают об их образе жизни.
При скудости письменных сведений важнейшее значение приобретают археологические источники, которые позволяют составить хотя бы общее представление о крупнейших племенных группах Средней и Северо-Восточной Европы. Сходство и различия между племенами, сказавшиеся в материальной культуре и погребальных обрядах, дают возможность наметить группы этнически родственных племён. Однако следует учесть, что одна и та же археологическая культура может принадлежать различным этническим группам и, наоборот, в пределах расселения одной и той же этнической группы можно встретить несколько локальных археологических культур. К тому же археологические источники, сравнительно полно отражающие состояние производительных сил и некоторые особенности быта и идеологии изучаемых племён, не могут служить единственной основой для восстановления общественного строя и истории этих племён.
На обширных территориях Восточной Европы неравномерность исторического развития нашла свое выражение в том, что одновременно с племенами, которые жили родовым строем, существовали племена, вступившие в период военной демократии. Связано это было не только с благоприятными природно-климатическими условиями и переходом к более производительным формам хозяйствования, но и с тесными контактами с античной цивилизацией, культура которой неизмеримо превосходила варварский мир. Последний не выдерживал этого взаимодействия и быстро утрачивал прежнюю родовую монолитность, основанную на общности хозяйствования и распределения.
Одними из первых в Восточной Европе с античным миром столкнулись племена, которым античные авторы дали общее название скифов. Произошло это около VII в. до н.э. Именно с этого времени началась колонизация греками Северного Причерноморья. Как правило, новый город основывался выходцами из какого-то одного полиса Греции и сохранял тесные связи со своей "метрополией", хотя и был независимым. Греки создавали свои колонии в местах, где они могли найти рынок сбыта для греческих товаров. Племенная знать покупала у греков украшения, керамику, оливковое масло, вино, платила золотом, хлебом и рабами.
Первое греческое поселение возникло на о. Березань вблизи Днепро-Бугского лимана во второй половине VII в. до н.э. В VI в. до н.э. выходцы из греческого города Милета (в Малой Азии) основали неподалеку от него, на берегу лимана, город Ольвию. Это был классический греческий полис. Правили городом выбранные на народном собрании архонты. В земледельческих поселениях в окрестностях Ольвии жили эллинизированные скифы - эллино-скифы, как называет их Геродот. Некоторые скифы селились в самом городе, занимались ремеслом.
Демократической рабовладельческой республикой был и Херсонес Таврический, основанный около 422 - 421 гг. до н.э. Херсонесу принадлежала значительная часть прибрежного Крыма, где были многочисленные усадьбы и земельные участки. Там велось зерновое хозяйство, возделывались виноград и садовые культуры. Рабы были основной производительной силой как в ремесле, так и в сельском хозяйстве. Херсонес вел постоянные войны. Город был укреплен, много укрепленных поселений встречалось и рядом с Херсонесом.
Вокруг появившегося в первой половине VI в. до н.э. Пантикапея (ныне - Керчь) возникло Боспорское государство (Боспором Киммерийским греки называли Керченский пролив). Боспорское государство было первоначально объединением самостоятельных городов (среди них - Танаис в устье Дона, Фанагория на Таманском полуострове и т.д.). В дальнейшем Боспору подчинилась также Феодосия и некоторые другие города. Боспорское государство способствовало развитию торговли между вошедшими в его состав городами и, самое главное, защищало их территорию от окружающих варварских племен. Оно торговало со средиземноморскими греческими городами и с Египтом. Туда вывозили хлеб, скот, рыбу и рабов.
С самого начала для Боспорского государства была характерна твердая центральная власть. В начале V в. до н.э. должность архонта стала здесь наследственной. Архонт Спарток III 204-284 гг. до н. э) стал уже именовать себя царем. С этого времени можно говорить о Боспорском царстве.
В глазах греков все племена, населявшие Северное Причерноморье, были "варварами". Античные авторы сохранили многочисленные сведения об истории и культуре народов, соседствовавших с греческими колониями.
Иногда эти известия фантастичны, иногда - доносят важные сведения о быте, культуре и истории местных жителей. Греческие колонии оказали серьезное влияние на северные "варварские" племена. Благодаря античным городам население Северного Причерноморья познакомилось с греческой культурой. Впоследствии города, возникшие на месте центров погибшего Боспорского государства (Херсонес - Корсунь, Пантикапей - Корчев, Феодосия - Кафа), сыграют важную роль в приобщении славян к античной и раннесредневековой культуре Европы.
Дальнейшая судьба рабовладельческих городов-государств Причерноморья оказалась тесно связана с коренным населением причерноморских степей.
Киммерийский союз племен был побежден в VIII - VII вв. до н.э. скифами. Трудно сказать, был ли скифский союз племен единым по языку, но большинство скифов, видимо, говорили на языке иранской группы. Геродот выделяет у скифов три основные группы: царских скифов, живших в низовьях Днепра и Дона, они считались верхушкой союза племен; скифов-пахарей причерноморских степей и, возможно, лесостепной зоны на территории Украины; скифов-кочевников, обитавших на правобережье Дона. На рубеже V - IV вв. до н.э. у скифов возникает сильное военное государство во главе с царями. Это время расцвета Скифского царства - тогда большинство скифских племен признало власть царя Атея. В его правление строится хорошо укрепленный город (Каменское городище в окрестностях современного г. Никополя), видимо, столица Скифского царства. Девяностолетний Атей погиб в битве с царем Македонии Филиппом. Тем не менее скифские племена сумели противостоять войскам его сына Александра Македонского.
Скифы знали ремесла (в том числе металлургию), вели активные торговые операции. К IV в. до н.э. относятся так называемые "царские курганы" - богатые скифские погребения, в которых хоронили скифских царей.
Сарматы во II - I вв. до н.э. завоевали значительную часть территории Скифии. В руках скифов остается Крым, где создается новое царство со столицей в Неаполе Скифском. К этому времени скифская верхушка была значительно эллинизирована. Скифские цари стремились подчинить себе и греческие города - государства Причерноморья. Царь Скилур на какое-то время завоевал Ольвию.