Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2014 в 15:04, курсовая работа
Местное самоуправление — самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Так сегодня трактует этот институт власти общероссийский закон.
С различными историческими периодами, в различных странах менялись интересы населения, формировались новые традиции, возникали новые вопросы местного значения, но непреходящим оставался главный интерес — благоприятные условия жизни человека.
Создание таких условий — водопровода и дорог, общественного транспорта и личной безопасности, и много другого — является целью местного самоуправления.
Введение.......................................................................................................... 3
1. Предпосылки Земской реформы............................................................................................................ 7
1.1. Состояние местного хозяйства и управления в 40—60-е годы XIX века.....................................................................................................................7
2.1. Значение революционной ситуации и отмены крепостного права для проведения Земской реформы............................................................................................................ 13
2. Земская реформа 1864 года....................................................................... 20
2.1. Основные положения и особенности реформы......................................20
2.2. Общественная оценка реформы................................................................25
3. Историческое значение Земской реформы................................................. 29
Заключение........................................................................................................ 31
Список использованных источников и литературы................................
- рассмотрение и разрешение
затруднений, могущих встретиться в утверждении
смет и раскладок уездных сборов;
- рассмотрение жалоб на действия земских
управ.
Положение 1864 года не содержало четкого определения функций земств.
Основной их задачей считалось упорядочение выполнения земских повинностей. В статье 2 Положения содержался перечень занятий для земств, в принципе возможных, но не всегда обязательных.
К ним относились:
- заведование имуществом, капиталами
и денежными сборами земства, земскими
благотворительными заведениями;
- попечение «о развитии народного продовольствия»,
местной торговли и промышленности;
- управление взаимным земским страхованием
имущества;
- участие в попечении о народном образовании
и народном здравии (в хозяйственном отношении);
- раскладка государственных денежных
сборов, разверстка которых возложена
на земство;
- взимание и расходование местных сборов.
3. Земские управы были исполнительными органами земских учреждений. Их личный состав избирался на первом заседании земского собрания нового созыва. Чиновники местных казенных палат, уездных казначейств, лица духовного звания были лишены этого права.
Губернская управа состояла из 6 членов и председателя, выбиралась на три года. Кандидатура председателя губернской управы утверждалась министром внутренних дел.
Уездная управа состояла из председателя и двух членов, кандидатура председателя утверждалась губернатором.
В обязанность управ входило выполнение распоряжений земских собраний.
Кроме того их обязанности включали:
- составление губернских смет, раскладок
и отчетов;
- подготовка нужных собранию сведений
и заключений;
- надзор за поступлением земских доходов
и расходованием земских сумм;
- представление в суде интересов земства
по имущественным делам;
- распоряжение с разрешения губернатора
о своевременном созыве и об открытии
земских собраний.
В обязанности губернских управ входило еще и рассмотрение жалоб на уездные управы, а также образование канцелярий при них.
Важным принципом деятельности управ была гласность. Положение 1864 года предусматривало, что все сметы, раскладки, отчеты управ, а также результаты ревизий печатаются для всеобщего сведения в «Губернских ведомостях». До 1866 года материалы собраний и управ печатались без предварительной цензуры, за исключением постановлений, нуждавшихся в утверждении губернатора.
В 1867 году был принят закон, запрещавший любые сношение между земствами разных губерний, даже по общим делам управления. Все печатные издания были подчинены цензуре губернатора. Было установлено, что отчеты земских управ должны печататься с разрешения губернатора и в количестве, не превышающем число гласных. Таким образом, местное население полностью утратило возможность контролировать деятельность земских учреждений. Складывались ситуации, когда вновь избранные в собрании гласные не могли ознакомиться с тем, как работали их предшественники.
Правительство, опасаясь влияния земских учреждений, ограничило их компетенцию узким кругом чисто хозяйственных дел, из пределов которых земства не имели права выходить. Отделив хозяйственную область от общей администрации, правительство раздробило местное управление между различными коронными и земскими учреждениями, что пагубно отражалось на всем ходе местной деятельности. Часто одна и та же область местных дел была в ведении различных инстанций. Земства могли, например, нанять помещение для школы и взять на себя ее содержание, но не имели права, по закону, руководить обучением в этой школе, не могли составлять программы, контролировать учебно-воспитательный процесс, так как это считалось функцией государственных органов.
Несмотря на эти ограничения и столь надежный состав земских учреждений, правительство, предоставив им заботу о местном хозяйстве, лишило их самостоятельности даже в указанных пределах. Земские учреждения не имели своих исполнительных органов, не обладали принудительной властью; они должны были действовать только через полицию. Они были лишены права общаться друг с другом,были поставлены под строгую опеку и контроль губернатора и министра внутренних дел, которые могли приостановить любое постановление земских собраний.
Но и в таком урезанном виде земства внушали опасение самодержавию. Поэтому земская реформа была введена не одновременно и не повсеместно. Введение земских учреждений началось с февраля 1865 года и растянулось на длительный срок. К концу 70-х годов земства были введены только в 35 губерниях Российской империи.
«Итак,— писал В. И. Ленин,— земство с самого начала было осуждено на то, чтобы быть пятым колесом в телеге русского государственного управления, колесом, допускаемым бюрократией лишь постольку, поскольку ее всевластие не нарушалось, а роль депутатов от населения ограничивалась голой практикой, простым техническим исполнением круга задач, очерченных все тем же чиновничеством»16.
2.2. Общественная оценка реформы
Как был встречен новый закон?
Революционные демократы дали ему резко
отрицательную оценку. Они совершенно
правильно и вполне последовательно в
духе своих революционных взглядов отказывались
признавать в Положении о земских учреждениях
действительное самоуправление.
«Новые Положения, — писал А.
И. Герцен, — до такой степени мизерны,
неискренни, скудны, сшиты на живую нитку
из французских лохмотьев, сбивчивы, жалки,
тощи, пусты, что удивили самого г. Каткова»17.
Резкой критике подверг земскую реформу
и Н. П. Огарев. В трех статьях «Колокола»
он дал обстоятельный разбор Положения
о земских учреждениях. Народу, — писал
он, — нужна земля и воля. «Землю при освобождении
правительство у народа урезало. Волю
оно заменяет положением о земских учреждениях».
Но нельзя, полагал Огарев, составить закон
о местном самоуправлении без всякого
участия выборных от земства в его разработке.
«Подобная бюрократическая выдумка никого
не удовлетворит... И эту штуку разными
проселочными, газетными дорогами хотят
нам выдать за нечто вроде конституции!»18.
Огарев указывал на стеснение
самостоятельности земских учреждений
губернаторским контролем, утверждением
председателя уездной и губернской управы
губернатором и министром внутренних
дел, обязательным председательством
в земских собраниях предводителей дворянства.
Огарев указывал на противоречия в статьях
закона о земских учреждениях, из которых
одна исключала другую. Сопоставляя эти
противоречивые статьи, он пришел к выводу,
что в них преобладают те, которые направлены
против самоуправления, и что в результате
осуществления закона земские учреждения
не смогут действовать самостоятельно.
Противоречивые статьи Положения, как
доказывал Огарев, и качественно настолько
не равносильны, что совершенно подчиняют
права земства правительственному произволу,
так что в пользу земских учреждений остаются
только статьи, не имеющие значения, и
«...Положение» является не учреждением
новой гражданской свободы в России, а
учреждением, которое сделано ради тщеславия,
чтобы удивить Европу правительственным
либерализмом. Деятельность земских учреждений
будет, по мнению Огарева, равна нулю. Все
их распоряжения и исполнение этих распоряжений
не выйдут из произвола центральной и
местной правительственной администрации.
Но Огарев находил в земстве и положительные
элементы. Земство, по его мнению, возбуждает
в обществе потребность развивать выборное
начало, прирожденное русскому уму. Оно
дает некоторую возможность протеста
против правительственного произвола.
Протест против произвола и выборное начало
будут расти, требуя преобразования «нулевых»
земских учреждений в областные законодательные
собрания, требуя замены губернаторской
власти и чиновничества исполнительной
властью областных управ так, чтобы и законодательная
и исполнительная власть — были власти,
основанные на общественном выборном
начале, а не на административном произволе.
Огарев советовал воспользоваться земскими учреждениями как зародышем, из которого может развиться в дальнейшем настоящая конституция.
Подцензурные передовые журналы, издававшиеся в России, не могли высказать свое отношение к земству столь откровенно, как это сделали Герцен и Огарев в заграничной вольной русской печати. «Современник» ограничился передачей содержания Положения о земских учреждениях, воздерживаясь от всяких к нему комментариев. «Русское слово» отказывалось решать в положительном смысле вопрос о том, привьются ли к жизни новые учреждения. Это будет зависеть от того, писало «Русское слово», в какое отношение поставит себя к земству административная власть и насколько окажется способным гимн общество овладеть теми правами, которые ему даны.
В революционно-демократической художественной литературе 60-х годов также ярко отражалось отрицательное отношение к земской реформе. В написанном в Сибири «Прологе» Н. Г. Чернышевский писал: «Все наши реформы, как произведенные, так и предстоящие — мишура, о которой и говорить не стоит». П. В. Успенский высмеивал попытки царской бюрократии преодолеть хозяйственный застой, бедность и невежество сельского населения всякого рода культурнической деятельностью. Прежде чем заводить школы для крестьян, писал он, следовало бы подумать об их желудках. В сатире «Новое по-старому» он осмеял земскую реформу, как чуждое народу дело, искусно обнажив перед читателем помещичью природу земства. «Без полного разрушения невозможно возрождение»,— писал Н. В. Успенский19.
Совершенно противоположную оценку встретила земская реформа у буржуазных либералов. В статье «По поводу губернских и уездных земских учреждений» К. Д. Кавелин приветствовал новый закон как «событие громадной важности», составляющее «эпоху в развитии русской общественной жизни». «Указ 1 января 1864 года, — писал он, — одна из самых светлых точек в современном русском законодательстве... Это семя, из которого, при благоприятных обстоятельствах, может со временем развиться многоветвистое дерево», — славословил этот типичный представитель буржуазного либерализма по адресу правительства.
Кавелин отказывался от какой бы то ни было критики нового закона. «Мы убеждены, что сделано все, что нужно, и больше делать не следовало...
Мы считаем Положение 1 января одним из самых обдуманных, выношенных, зрелых и сознательных плодов того направления, в котором теперь двигается наша жизнь и наше законодательство»20.
Военный министр Д. Милютин, резко критиковавший проект правительства за сохранение сословного начала и куриальную структуру избирательной системы, когда появился закон о земских учреждениях, подчеркнул в своих записках благожелательное отношение к нему общества и выразил свое удовлетворение этой реформой, видя в ней школу будущего представительного управления.
Несколько более умеренную позицию в оценке земских учреждений занял Катков, проект которого не получил признания даже дворянского общества, напуганного революционным движением. В номере 9-м «Московских ведомостей» (1864) он писал: «Учреждения, создаваемые под влиянием каких бы то ни было формул, взятых не из жизни, поражают бесплодием существующие силы и порождают силы фальшивые, от которых добра не бывает». Свою критику Катков не решился, однако, прямо отнести к
Положению о земских учреждениях, предоставляя это сделать читателю. Проводя заключительную черту под статьей, он объявил о выходе нового закона, заявив при этом, что обсуждать его «было бы и неуместно», так как только жизнь будет для него пробой. Но в № 11 своей газеты Катков счел нужным расшаркаться перед правительством. Он заявил, что земство имеет «особенную важность» не своими учреждениями, а всесословным началом, на котором оно построено.
И. Аксаков не питал преувеличенных надежд в связи с появлением нового закона. 21 января 1864 года он писал: «Земские учреждения решительно не производят никакого впечатления. Общество как-то оскорблено теми предосторожностями, какими обставлен этот дар — довольно скудный». Но тот же Аксаков воздал в печати хвалу усердию составителей закона, поблагодарив правительство «за уничтожение юридических и сословных перегородок... и за уравнение прав крестьян и помещиков».
В общем, либералы, забыв о своих недавних претензиях и спорах, приняли Положение о земских учреждениях с полным удовлетворением.
Такое изменение в их отношении
к земской реформе объясняется классовой
природой либерализма. В. И. Ленин писал,
что либералы боятся движения масс и последовательной
демократии больше, чем реакции. Пока революционное,
демократическое движение представляло
опасность, они требовали реформ, разрабатывали
проекты, выносили на своих собраниях
осуждающие правительство постановления,
подавали царю адреса. Но стоило реакции
временно победить, как успокоенные ничтожной
уступкой либералы начали наперебой благовестить
самодержавию.
3. Историческое значение
Земской реформы
Без сомнения, земства сыграли выдающуюся роль в поднятии культурного уровня русской деревни в распространении грамотности среди крестьян. Не менее велика и роль земства в развитии здравоохранения в Европейской России. Земские больницы были открыты для всех слоев крестьянства, до этого практически лишенного какой бы то ни было медицинской помощи. Самоотверженный труд врачей, которые часто отказывались от выгодной столичной практики, чтобы лечить крестьян в провинциальном захолустье, — тема особого исследования.
Менее результативными были экономические мероприятия земства. «Едва ли найдется, — справедливо писал Б. Б. Веселовский, — какая-либо другая область земской деятельности, столь богатая всевозможными начинаниями и вместе с тем страдавшая до последнего времени такой поразительной бессистемностью, как область экономических мероприятий»21 В основе этих мероприятий лежал аграрный вопрос. В 1880 г. голод, резкое ухудшение экономического положения крестьян большинства губерний европейской части страны поставили аграрный вопрос как центральный на очередной сессии земских собраний.
Широкое распространение в земствах получила организация мелкого поземельного кредита для содействия сельским общинам в покупке и аренде земли. Многие земства организовывали ссудосберегательные товарищества, кустарные артели, выдавали продовольственные и денежные пособия голодающим крестьянам, ходатайствовали о понижении платимых крестьянами выкупных платежей, о замене подушной подати всесословным подоходным налогом, о содействии переселению крестьян... Но все эти меры не в состоянии были коренным образом облегчить положение деревни.
Определенную роль здесь, конечно, сыграла нехватка земских средств (источники поступления которых, как указывалось выше, были ограничены), но главное, на наш взгляд, все же заключалось не в этом. За редким исключением даже самые либерально настроенные земские деятели были помещиками, которым претила сама мысль о переделе земель или, как выразился один из идеологов русского либерализма К. Д. Кавелин, о «поощрении крестьянского землевладения за счет крупного». Тем не менее, не следует сбрасывать со счетов и эту сферу деятельности земства. Особенно хотелось бы сказать о земской статистике, благодаря которой впервые было проведено детальное обследование русской деревни, охватившее 4,5 млн крестьянских дворов.