Значение изучения истории государства и права зурабежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 17:23, реферат

Краткое описание

Цель исследования - принцип историзма играет существенную роль в процессе изучения возникновения и развития государства и права в исторической ретроспективе и перспективе.
Актуальность проблемы имеет также применение принципов теории государства и права: принципа всесторонности исследования государства и права, который обуславливает изучение государства и права в их взаимосвязи и взаимодействии с другими явлениями государственно-правовой жизни; принципа комплексности в изучении истории государства и права, который предполагает исследование государства и права не только с юридической точки зрения, но и с позиций других общественных наук, а также рассмотрение их не только в статике, но и в динамике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. История государства и права зарубежных стран как наука и учебная дисциплина
1.1 Место истории государства и права в системе общественных наук……...5
1.2 Средневековая литература о государстве и праве Европы и Востока……7
1.3 История государства и права в трудах мыслителей Нового времени…….9
1.4 Политико-правовая мысль об эволюции государства и права в Новейшее время…………………………………………………………………………..….12
Глава 2. Предмет науки истории государства и права зарубежных стран и ее место в системе юридических наук
2.1 Создание предпосылок для изучения историко-теоретических юридических дисциплин, государственного и международного права…...…14
2.2 Значение истории государства и права зарубежных стран для изучения отраслевых и прикладных юридических дисциплин………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИе ИТГЗС.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1.  История государства и права зарубежных стран как наука и учебная дисциплина

1.1 Место истории государства и права в системе общественных наук……...5

1.2 Средневековая литература  о государстве и праве Европы и Востока……7

1.3 История государства  и права в трудах мыслителей  Нового времени…….9

1.4 Политико-правовая  мысль об эволюции государства и права в Новейшее время…………………………………………………………………………..….12

Глава 2. Предмет науки истории государства и права зарубежных стран и ее место в системе юридических наук

2.1 Создание предпосылок  для изучения историко-теоретических  юридических дисциплин, государственного и международного права…...…14

2.2 Значение истории  государства и права зарубежных  стран для изучения отраслевых и прикладных юридических дисциплин………………………….16

Заключение……………………………………………………………………….18

Список использованной литературы……………………...……………………22

 

 

 

 

 

 

 

Введение

История государства  и прав зарубежных стран относится  к историко-правовым наукам, так как история государства и права зарубежных стран имеет предметом своего исследования исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических учреждений. История государства и права зарубежных стран – это отношения сил между народами, нациями, государствами по поводу суверенитета власти и прав человека.

Основная цель ее изучения - это Выявление исторических закономерностей развития государства и права, их специфики в сравнении с закономерностями развития, как отдельных элементов общества, так и общества в целом является основной целью изучения данного предмета.

  История государства и права зарубежных стран, изучая государство и право отдельных стран в процессе их возникновения и развития и выявляя общеисторические закономерности и закономерности исторических эпох их развития, аккумулирует огромный государственно-правовой опыт прошлых эпох. Эта проблематика и является предметной областью истории государства и права зарубежных стран как науки и учебной дисциплины.

 Как и любая отрасль  знаний, история государства и права зарубежных стран имеет не только свой предмет, но и свою методологию.

Своеобразие предмета истории  государства и права зарубежных стран накладывает свой отпечаток  на применяемые ею общефилософские  и конкретно-научные методы, приемы и средства исследования, определяет цели и задачи научного познания. Выражением предметной и методологической специфики истории государства и права зарубежных стран является совокупность принципов, приемов и способов исследования, которые по своим возможностям в наибольшей мере соответствуют историко-правовому содержанию и профилю данной юридической дисциплины. Отсюда определяющее значение способов и приемов исторического подхода к изучению государства и права.

  Цель исследования - принцип историзма играет существенную роль в процессе изучения возникновения и развития государства и права в исторической ретроспективе и перспективе.

Актуальность проблемы имеет также применение принципов  теории государства и права: принципа всесторонности исследования государства и права, который обуславливает изучение государства и права в их взаимосвязи и взаимодействии с другими явлениями государственно-правовой жизни; принципа комплексности в изучении истории государства и права, который предполагает исследование государства и права не только с юридической точки зрения, но и с позиций других общественных наук, а также рассмотрение их не только в статике, но и в динамике.

 В зависимости от  сферы распространения и охвата  исследуемого объекта, от их  специфики и характера можно выделить следующие методы изучения истории государства и права зарубежных стран: всеобщий диалектический метод, специальные методы и частные методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 История государства и права зарубежных стран как наука, учебная дисциплина

1.1 Место истории государства  и права в системе общественных  наук

 История государства  и права зарубежных стран является  важной составной частью системы  общественных наук, духовной культуры  человечества в целом. Государство,  право, законодательство являются объектами исследований различных общественных наук (юриспруденции, философии, социологии, политологии, истории, экономической науки, этики и др.). Каждая из общественных дисциплин имеет свой аспект изучения государства и права. Философия изучает наиболее общие закономерности общественного развития, включая и те, которые относятся к государству и праву, определяет место государственно-правовой надстройки в развитии общества в целом. Поэтому осмысление государственно-правовой жизни с философской точки зрения является необходимой предпосылкой творческого развития юридической науки, совершенствования законодательства, укрепления правопорядка.

  Социология - наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах выясняет социальную основу государства, социальную ценность права, то есть изучает социологические аспекты государства и права.

  Политология, изучая политику, политические системы, политические институты, политические процессы, движения, государство исследует как центральный институт политической системы. Право же рассматривается в рамках нормативно-ценностной подсистемы общества.

  Политическая экономия изучает роль государства и права в экономических отношениях людей, отношениях производства, обмена, распределения.

В отличие от других общественных наук, история государства и права  не исследует общество в целом, а  имеет предметом своего изучения исторические процессы развития сложной  системы государственных и юридических  учреждений, общеисторические закономерности и конкретно-исторические закономерности развития государства и права. Этот ценный опыт оказывает влияние на теорию и практику современного государства и права. Познавательное, ценностное, воспитательное, практическое, общекультурное значение истории в полной мере относится и к истории государства и права зарубежных стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Средневековая литература  о государстве и праве Европы  и Востока

  Средневековая Западная Европа была наследницей античного мира, глубокое влияние которого непосредственно отразилось во всех сферах ее материальной и духовной культуры.

  Исторические факты и их интерпретацию мы находим в литературных политико-правовых произведениях, в трактатах средневековых философов-правоведов и др., а также в правовой документации, источниках действующего в то время права, которые дают представления о государстве и праве периода раннего Средневековья, периода расцвета Средневековья, периода позднего Средневековья. Это и “Варварские правды", и прежде всего Салическая правда V в. Это и Капитулярии, иммунитетные грамоты, раннее королевское законодательство. Эти источники дают представление о развитии феодальных отношений в Западной Европе, о воздействии на право христианской религии и позднеантичных правовых традиций. Такое воздействие демонстрирует с наибольшей полнотой Византия.

 Борьба католической  церкви за усиление своего  влияния на государство раскрывается  в средневековых политических  документах “Константинов дар”, “Лжеисидоровы декреталии".

 Вопросам разграничения  полномочий, юрисдикции государства и церкви посвящены литературные произведения церковных иерархов. Особое место среди них занимает трактат Аврелия Августина “О граде Божием”. История государства и права в классическое Средневековье отражена в схоластике, в христианской канонистике. В этот период в европейских университетах изучаются классические юридические тексты Древнего Рима, прежде всего Дигесты Юстиниана. Источниками сведений являются также учения католических теологов и их критиков, представителей формирующейся науки светского государства и права, ранней гуманистической правовой мысли: Петра Абеляра - отца теологической схоластики и Фомы Аквинского, книга которого “Сумма теологии", стала энциклопедией официальной церковной идеологий.

  Позднее Средневековье связано с идейным течением Возрождения и социально-политическим движением Реформации - самыми важнейшими событиями средневековой истории западноевропейской цивилизации.

 Одной из центральных  идей Гуманизма и Возрождения  стала идея о сущности и  формах государства, о способах наилучшего правления. Эти идеи представлены в произведениях: Никколо Макиавелли “Государь", “Рассуждения на первую декаду Тита Ливия", Жана Бодена “Шесть книг о республике".

  Идейными вдохновителями Реформации явились Мартин Лютер, Жан Кальвин, Томас Мюнцер. Литературные источники этого периода представлены “утопиями" Томаса Мора и Томмазо Камнанелле. Издаются труды ученых, произведения юристов-практиков, судейских авторитетов, работы немецких ученых - юристов. В этот период формируется доктрина межгосударственных отношений. Она представлена прежде всего трактатом голландского философа и юриста Гуго Гроция “О праве войны и мира”, Вестфальским мирным договором.

Политико-правовая история  стран Арабского Востока представлена доктринами исламских теоретиков. В странах ислама больше чем в средневековой Европе была выражена тесная связь религии и политики по той причине, что действующее право содержалось в Коране, а власть рассматривалась как средство его осуществления. Поэтому в теоретических построениях исламских мыслителей не было места для обсуждения проблем происхождения государства и права, церкви и государства, права светского и права канонического, ряда других проблем, волновавших умы западноевропейских теоретиков. Место этих проблем заняли вопросы о нравственно-религиозных качествах носителей власти, об их связях с мусульманской общиной или с преемниками Пророка.

  Современный мусульманский фундаментализм, распространившийся в ряде стран, выступает против модернизации ислама, за неуклонное соблюдение традиционных норм религии и права

1.3 История государства  и права в трудах мыслителей  Нового времени

  Основной проблемой Нового времени (ХVII-ХIХ вв) был переход от сословно-феодального строя к обществу, основанному на всеобщем правовом равенстве и юридической свободе людей. Переход человечества от Средневековья к Новому времени ознаменовался глубоким переворотом в политическом, правовом, религиозном сознании людей и в экономике, которая все больше ориентировалась на частное предпринимательство. Идеи передовых мыслителей позднего Средневековья - Макиавелли, Мора, Бодена и др. - рационализм, изучение природы и интересов человека стали основой теории права, государства, политики.

  XVII век стал заметной вехой в развитии государства и права. В процессе преодоления теологического мировоззрения рушились догмы средневековой схоластики; рационалистически ставились и решались проблемы соотношения личности и права, права и государства, обсуждались вопросы о происхождении и задачах государства и права, их роли в общественной жизни. На первый план выдвинулось положение о ценности личности, о подчиненности права и государства земным интересам людей. Ведущей правовой доктриной ХVII-ХVIII вв. стала теория естественного права - общеевропейская доктрина, яркими представителями которой были голландцы (Гуго Гроций, Бенедикт Спиноза), англичане (Томас Гоббс, Джон Локк), французы (Мари Франсуа Аруэ Вольтер, Жан Жак Руссо), немцы (Иммануил Кант, Георг Гегель).

  В XVII веке была по существу сформулирована и теоретически обоснована модель гражданского общества, практическое осуществление которой заняло несколько веков и в масштабах современного человеческого общества далеко не завершено. Реальному бытию гражданского общества положило начало принятие и утверждение биллей о правах в Англии и США и Декларации прав человека и гражданина во Франции. Законодательство в Новое время стало основным источником права и все более последовательно воплощало общие принципы естественно-правовой идеологии и прежде всего принцип индивидуализма, принцип равенства всех перед законом, принцип свободы. Эти принципы, воплощенные в конституционном и текущем законодательстве стран Запада, и стали стимулом развития частной инициативы и предприимчивости, свободного труда и творчества, развития договорных отношений.

  Рационалистический подход к государству подготовил почву для конституционного закрепления идей народного суверенитета, правового и демократического государства.

  Наивысшее развитие и завершение рационалистический подход к праву нашел в трудах классиков немецкой философии Канта, обосновавшего идею правового государства, и Гегеля, всесторонне исследовавшего понятие гражданского общества.

  Кодификационные работы Наполеона (все пять его кодексов, хотя и в разной степени) стали основой создания во Франции, а затем и в ряде других стран Запада гражданского общества.

  Наряду с буржуазной правовой идеологией возникает социалистическое направление, ставящее задачу разрушения гражданского общества или его существенного изменения, коренного изменения общественного устройства, организации социального строя на основе общественной собственности.

  Преобладающей доктриной в социалистических партиях ряда стран стал марксизм. В трудах Маркса и Энгельса доказывалась идея зависимости правовой надстройки от экономического базиса общества, давалась типология правовых систем соответственно общественно-экономическим формациям (рабовладельческое, феодальное, буржуазное право), говорилось о необходимости права на первой фазе коммунизма (коллективизм или социализм) и отпадении надобности в праве и государстве при полном коммунизме.

  Во второй половине XIX века в странах Западной Европы развивается гражданское общество. Признается необходимость и полезность социального законодательства, осуществления государством не только охранительных, но и некоторых позитивных функций для смягчения остроты ряда социальных и политических противоречий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Политико-правовая  мысль об эволюции государства  и права в Новейшее время.  Модели современной интерпретации истории государства и права зарубежных стран

Информация о работе Значение изучения истории государства и права зурабежных стран