Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 14:33, контрольная работа
Официальное принятие Русью христианства было самым важным мероприятием конца X века. Реформаторская деятельность князя Владимира внесла великий вклад в становление Русской государственности, как равного другим христианским странам на политической арене.
Введение……………………………………………………………...…….3
1. Русь языческая…………………………………………………..………4
2. Предпосылки…………………………………………….………………7
3. Крещение Руси………………………………………………...……….12
4. Историческое значение принятия христианства на Руси...........…....14
Заключение…………………………………………………………….….18
Список используемой литературы………………………………..……..19
Приложение……………………………………………………………….20
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФИЛИАЛ
В Г. СУРГУТЕ
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По дисциплине: «История»
На
тему: «Значение принятия христианства
на Руси»
Выполнил: студентка 1 курса ОЗО СОП
Специальность: «Менеджмент»
Сидорова А.Н.
Проверила:
Ищенко О.В.
Сургут
2012
Оглавление
Введение…………………………………………
1.
Русь языческая…………………………………………………..
2.
Предпосылки…………………………………………….…
3.
Крещение Руси……………………………………………
4. Историческое значение принятия христианства на Руси...........…....14
Заключение……………………………………
Список используемой литературы………………………………..……..19
Приложение……………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Официальное принятие Русью христианства было самым важным мероприятием конца X века. Реформаторская деятельность князя Владимира внесла великий вклад в становление Русской государственности, как равного другим христианским странам на политической арене.
Трудно переоценить глубину духовного переворота русского народа, во всей его жизни, во всем мировоззрении. Объединение разрозненных племен по общей религией привело к духовному единению, началу нового этапа культурного и общественного развития. Процесс христианизации на Руси имел тяжелый и затяжной характер, это проявлялось не только в сопротивлении, но и физических столкновениях. Этот процесс наложил серьёзный отпечаток на историю государства и общественную жизнь.
«Князь
Владимир совершил поступок, превратившийся
в «деяние», и за это его отблагодарили
церковь и народ». И силу значительности
этого события становятся несущественными
личные проступки реформатора, ведь
нет человека без греха.
Языческое мировоззрение земледельцев Восточной Европы сложилось во II – I тысячелетиях до н.э., в эпоху первобытного строя и бронзового века, задолго до возникновения славянских государств. У древних славян сформировался культ земли, солнца, дождя, рек, источников - всего того, что было связано с производственной деятельностью земледельца. Зависимость величины урожая не только от вложенного труда, но и от природных, от правильного выбора времени работ. Именно это придавало особое значение годовому циклу и подчиняло ему всю жизнь.
Для язычников был важен аграрный аспект земли: земля - почва, рождающая урожай. "Мать - сыра - земля"- почва, насыщенная влагой, питающей корни растений, "матушка-земля", с которой связан целый ряд обрядов и заклинаний. Богиней плодоносящей - земли-почвы была Макошь. Солнце тоже было ценимо земледельцами, как источник света и тепла и условие произрастания всего в природе, но здесь был исключен элемент случайности, элемент капризов божественной воли — солнце было воплощением закономерности. Весь годичный цикл языческих обрядов был построен на четырех солнечных фазах и подчинен 12 солнечным месяцам. Годичный цикл древнерусских празднеств складывался из разных элементов. Одним из элементов были солнечные фазы, вторым был цикл молний и дождей, третьим был цикл празднеств урожая, четвёртым элементом были дни поминания предков, пятым могли быть коляды, праздники в первых числах каждого месяца.
Сравнительно поздний культ Перуна стоял наравне со сложившимися в разное время и имевшими разное происхождение культами Сварога, Хорса и Ярилы. Наряду с ними почитались божества плодородия и предков – Род и Рожаницы, бог скота Волос, множество низших божеств, духи добра и зла – Берегыни и Упари, Русалки и пр.
Особую роль играло жреческое сословие древней Руси. Общим названием жрецов было "волхвы" или "волшебники". В составе его было много различных разрядов, "волхвы-облакопрогонители волхвы-целители, "волхвы-хранильники", Интереснейший разряд волхвов составляли "волхвы-кощунники", сказители "кощюн" - мифов, хранители древних преданий и эпических сказаний. Сказителей называли также "баянами", "обаятелями", что связано с глаголом "баять" - рассказывать, петь, заклинать. Кроме волхвов-ведунов, существовали женщины-колдуньи, ведьмы (от "ведать" — знать), чаровницы, "потворы".
О
прочности языческих
Первое появление христианства на Руси, произошло еще во времена первосвященников. В древнейшей рукописи сказано, что Святой Апостол Андрей Первозванный был с проповедью Евангелия в Скифии, поднявшись на киевские горы, он поставил там деревянный крест, и предсказал, что в этой стране будет сиять истинная вера христианства.
Днепр
был магистральным путем не только
для военных и торговых походов,
но и для распространения
В летописных источниках содержатся сведения не только о крещении княгини Ольги – правительницы Руси, но и об уничтожении ею языческих святилищ, попытке распространять христианство в пределах своих владений. Появление в период ее властвования христианских храмов и большого количества захоронений по способу ингумации. Но утверждение христианства княгиней Ольгой не было продолжительным, ее сын, воинственный Святослав, не проявлял интереса к христианству.
Есть сведения, что киевский князь Аскольд, убитый князем Олегом при захвате Киева, был похоронен близ церкви на христианском кладбище. Из этого следует, что крещение киевлян князем Владимиром в конце X века являлось далеко не начальной фазой крещения Руси.
«Каждый
славянин или варяг, приехавший в
Киев и желавший в нем жить, мог это
делать, приняв православие и установив
тем самым связи с местными христианами,
предки которых пережили захват их города
Олегом в 882 г. и спасли себя от репрессий
Святослава в 972 г». Из этого следует, что
христианская община в Киеве сохранилась,
укрепилась и, по-видимому, даже увеличилась.
К тому же, еще со времен Игоря они имели
свой соборный храм - Святого Ильи. Однако
христианство не проникало еще глубоко
в древнерусское общество. Его влияние
распространялось лишь на некоторых представителей
высшей знати и купечества. Да и у ряда
киевских князей оно не получило признания.
2.
Предпосылки
Князь Владимир пришел к власти после ожесточенной междоусобицы, дерзко захватив киевский стол. Как пишет Карамзин: "Владимир с помощью злодеяний и храбрых Варягов овладел государством, но скоро доказал, что он родился быть Государем великим". Владимир, будучи еще язычником, волевым усилием умножил и упрочил территорию своей державы, стремясь к укреплению своей власти над ними, при этом наживая себе не малое количество недоброжелателей и врагов. Именно к его княжению относится окончательное подчинение племен, живших на восток от великого водного пути.
Культ Перуна насаждался на Руси только некоторыми киевскими князьями, ориентировавшимися на балтийское язычество: вагров и ободритов. Там Перуну в жертву тоже приносили петухов, куски хлеба, мяса и пленников. Князь Владимир, на этом поприще, пошел еще дальше, и повелел убивать в жертву Перуну даже своих сограждан.
Несмотря на очевидную общность религиозных представлений всех восточных славян, у отдельных племен они во многом различались. Консолидация под властью Киева требовала замены различных племенных верований единой общегосударственной религией. Сплочение языческих культов диктовалось и необходимостью противостоять растущему влиянию христианства в славянской среде.
Установив свою власть в Киеве, Владимир произвел своего рода языческую реформу, стремясь, поднять древние народные верования до уровня государственной религии. Будучи ярым язычником, Владимир стал сильно ущемлять христиан. По его приказу был изготовлен новый истукан Перуна - бога грозы и войны - с серебряной головой и золотыми усами, и поставлен близ теремного двора на священном холме, вместе с другими шестью истуканами. Создание идольского святилища в Киеве сопровождалось языческими жертвоприношениями. По словам летописца, к этому месту стекался народ ослепленный и земля осквернялась кровью. Жертвой их стали два варяга, отец с сыном, причем летописец подчеркивает, что этот варяг пришел из Греции. Добрыня, посланный управлять Новгородом, также поставил на берегу Волхова богатый истукан Перуна. Но попытка превращения язычества в государственную религию с культом Перуна во главе, не удовлетворила Владимира.
В руках у князя Владимира сосредоточилась большая власть, которую он удерживал силой, но не было уважения и популярности, в связи с его распутной и аморальной репутацией. Советники князя понимали сложность внешнеполитической обстановки, особенно после похода Добрыни на Каму, и потребность в искренних союзниках.
Решение этой проблемы князь Владимир видел в принятии того или иного вероисповедания, игравшего значительную роль в политической жизни государства. Основной задачей становился поиск благоприятного союза с более сильным и развитым государством, но на условии политической независимости. Таким образом, требовалось выбрать программу, приемлемую для государства, правителей и народа.
Что касается Византии, то она была весьма заинтересована в приобщении своих северных соседей к христианской вере, рассчитывая, что это не только ослабит их натиск на империю, но и создаст условия для включения Руси в сферу ее политического влияния.
Одним из решающих компонентов процесса смены веры была позиция Киева, города по богатству и значению считавшегося третьим в Европе, после Константинополя и Кордовы. Этот город, был основой зарождающейся государственности, оказывал постоянное сопротивление набегам печенегов, приносящим много вреда, и за счет своей силы подчинял себе другие города. К тому же, при принятии христианства, отпадала висевшая над каждым угроза бессмысленной смерти.
Укрепить
язычество пантеоном Перуна однако
не удалось. К тому же языческие обряды,
по своей безнравственности
Победа над Перуном стала переломным моментом, решившим судьбу православия на Руси. Учитывая колоссальную разницу основных постулатов язычества и христианства, сопротивление древних культов было не страшно. Но время бесспорного преобладания христианства над языческими культами наступило только в XII в. Необходимость новой религии определялась социально-политическим развитием страны.
Летопись рассказывает о выборе веры князем Владимиром, к которому приходили представители всех религий. Ислам был отвергнут из-за запрета на спиртное, хотя мусульмане употребляли кумыс и арака. Иудаизм - из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и рассеялись по всей земле. При этом люди не воспринимали иудаизм как первоисточник христианства - Князь Владимир отказался беседовать с немецким монахом по неизвестным причинам. Наиболее убедительными показались князю аргументы византийского священника.