Золотая орда: общественный строй, экономика и верования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 20:13, реферат

Краткое описание

Старший сын Чингисхана Джучи стремился сделать свой Улус независимым государством, и только его смерть зимой 1227 года помешала войне между ним и отцом. Преемником Джучи стал его сын Бату (Батый). Чингисхан отличал его от остальных своих внуков, и вопрос о наследнике Джучи был решен окончательно. Его братья подчинились ему, весь народ изъявил покорность Бату-хану. О первых десяти годах правления Бату-хана в источниках мало сведений. В 1228 году или в 1229 году он присутствовал на всемонгольском курултае, на котором Угедей был провозглашен великим ханом. На всемонгольском курултае 1235 г., на котором было принято решение о новом походе в западные страны, Бату был назначен начальником объединенного монгольского войска. Разгромив в ходе кампании 1236-1243 гг. Волжскую Булгарию, русские княжества, опустошив Польшу, Венгрию, Чехию, Валахию и другие европейские области, Бату вернулся в низовья Волги, где основал новое монгольское государство, которому суждена была долгая жизнь.

Содержание

Введение …………………………………………………………3

Глава 1. Территория Казахстана в составе Золотой Орды…..4

Глава 2. Политический и государственный строй Улуг Улуса……………………………………………………………...6
2.1. Общественно-политический строй……………..……6
2.2. Государственно-административное устройство улусов……………………………………………………………..8

Глава 3. Культурное и экономическое развитие государства……………………………………………………….12
3.1. Развитие градостроительства и торговли………….. 13
3.2. Религия и верования………………………………….14

Заключение…………………

Вложенные файлы: 1 файл

золотая орда.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

      Особенно  благотворно на хозяйственную жизнь воздействовала политика великого хана Мунке, посаженного на трон при поддержке правителя Улуг Улуса хана Бату.

      Мунке отменил старые  ненормированные  подати и налоги, установил единую подушную подать, были списаны все  недоимки и долги населения, отменены все ярлыки, выданные чингизидами без ведома центральных властей. Мунке запретил монгольским гонцам требовать лошадь у населения и установил для них норму почтовых лошадей. В то же время, было запрещено гражданским лицам любого ранга пользоваться почтовым транспортом в личных целях. Однако, особое значение имеет денежная реформа, проведенная при Мунке хане.

      Чтобы оживить и прекратить анархию  в денежном обращении, были отчеканены единые для всей империи золотые  динары с низкой пробой (50-60 % золота). Динары чеканились во всех крупных городах, включая Сыгнак и Отрар.  В качестве разменной монеты использовались посеребряные дирхемы и медные фельсы.

      Проведенная в 1271 г. новая реформа коснулась  только территории государства чагатаидов. Главным ее проводником был правитель  Мавераннахра Масуд-бек. Основное содержание этой реформы составлял переход  к регулярной чеканке серебряных монет одинакового веса и пробы во многих городах. Чеканка монет была свободной, т.е. любое частное лицо могло принести свое серебро на монетный двор для передела в монету, за определенную плату.

      Следующая реформа была проведена ханом  Кебеком в 1321 году, с учетом денежных систем в государстве Хулагуидов и в Улуг Улусе. Новый серебряный динар весом 8 грамм получил название «кебеки». Все реформы способствовали оживлению как внутренней, так и внешней торговли, поскольку теперь вес монет и в Мавераннахре, и в Улуг Улусе стал одинаковым.

      Значительно расширилась караванная торговля. Возникновение  новых городских центров в  Западном Казахстане и бассейне Едиля привело к сосредоточению центра караванных путей из Азии в Европу. Караванные дороги благоустраивались. По приказам ханов Улуг Улуса, на торговых путях выкапывались колодцы, строились караван-сараи. Появление централизованного государства делало торговлю безопасной и прибыльной.

      Религия и верования 

 

      Религиозные представления XIII – начала XV вв. отличаются многообразием. Так, среди кочевого населения продолжает господствовать традиционная тюрко-монгольская религиозная система – тенгрианство. В то же время все более широкое развитие получают новые религии – христианство и ислам. Христианство несторианского толка распространялось, в основном, благодаря найманам и кереям, слившимся с кыпчакским населением Улуг Улуса. Кроме того, часть самих кыпчаков, особенно на западе, исповедовало православие. В конце XIII-XIV вв. среди жителей Крыма распространился католицизм. Правители Улуса терпимо относились к христианству. Известно, что сын Бату, наследник трона Сартак, был крещен.

      С середины XIV в. господствующей религией в степях Казахстана становится ислам. Этому способствовала политика ханов Улуг Улуса, особенно – Озбек хана. Хотя кочевники внешне и принимали всю атрибутику мусульманства, однако продолжали исповедовать старые культы, выработав своеобразную синкретическую религиозную систему, где Аллах, Тенгри и Куцай (христианский бог) были синонимами и выступали в родном лице. Не потерял значения и культ предков – аруахов, занимавший одно из центральных мест в мировоззрении кочевников.

      Для пропаганды ислама в Казахстане возникли религиозные суфийские ордена – яссавия и  накшбандия. Писались специальным трактатом на кыпчакском языке, своеобразные богословские исследования. Так, в 1430 г. был написан труд «Китаб Мукаддима», поясняющий и комментирующий положения  Корана. Обрядовая сторона ислама, нормы поведения и религиозное право – шариат подробно описывались в книге «Китаб Ад-Дачва», вышедший в Египте в 1421 г.

      Эти книги были предназначены для  знакомства кыпчаков с исламом, более  широкого внедрения идеи мусульманства среди населения Улуг Улуса. Однако в сознании кочевых масс господствующее место занимали традиционные религиозные представления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

 

      Наследие  империи Чингисхана в целом о  Золотой Орды в частности проявилось и в Казахском ханстве XVI-XVIII вв., а также в тюркских государствах Средней Азии, Сибири, Поволжья, Северного Кавказа, Крыма этого периода. В частности, это нашло отражение в общественно-политическом устройстве казахского общества, где высшее сословие султанов составляли потомки Чингисхана по мужской линии – Чингизиды, имевшие монопольное право на ханский престол. При этом сфера действия этого права Чингизидов не зависело от существовавших этнических и государственных границ: каждый Чингизид мог претендовать на ханский титул в любом месте, где сохранялись с какой-то мере традиции империи Чингисхана.  Поэтому казахские Чингизиды оказывались то в роли падишаха каракалпаков и кыргызов, то в роли ханов Бухары и Хивы. Политическая по своему содержанию и характеру власть Чингизидов, основанная лишь «генеалогическом праве», не имело, видимо, национального значения.

      Некоторые традиционные нормы народного обычая, вошедшие в свое время в состав Ясы Чингисхана – свода монгольских  законов – и не потерявшие смысла в условиях казахского общества XVII века, возможно, стали частью законодательного памятника казахов «Жеты-Жаргы» («Семь установлений», «Уложение» или «Законы хана Тауке»).

      Казахская государственность, несомненно, развилась  на собственной основе и явилось плодом возрожденных традиций древне-тюркской государственности. Золотая Орда – наглядное тому подтверждение. Можно говорить о неоднозначности воздействия Золотой Орды на ход истории, в первую очередь истории Казахстана и России, многообразии, противоречивости и протяженности во времени ордынских влияний, породившие, в свою очередь, споры в отечественной и мировой историографии о значении периода Золотой Орды для истории указанных стран. 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 
 

  1. «История  Казахстана» под ред. Асылбекова М.Х, том ІІ, Алматы, 1997г.
 
  1. «История  Республики Казахстан», А.Кузембайўлы, Е.Ђбіл, г.Астана, 2001 год.
 
  1. «Казахи», под ред. Е.Арина, том 1, Алматы, 1998 год.
 
  1. «Указательная работа» Ч.Ч.Валиханов
 
  1. «Из истории  Казахстана XVIII века», Сулейменов Р.Б., Моисеев В.А.

Информация о работе Золотая орда: общественный строй, экономика и верования