Император Александр II (1855—1881)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 16:00, контрольная работа

Краткое описание

Во внутренней политике России второй половины XIX в. выделяются три этапа. Первый: вторая половина 50-х — начало 60-х годов — подготовка и осуществление крестьянской реформы. Второй: 60—70-е годы — проведение либеральных реформ. Третий: 80—90-е годы — экономическая модернизация, укрепление государственности и социальной стабильности традиционными консервативно-административными методами.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
3
1. Император Александр II (1855—1881)…………………………………..
4
2. Предпосылки крестьянской реформы. ………………………………….
5
3. Подготовка крестьянской реформы………………………………………
8
4. Основные положения крестьянской реформы………………………….
12
5. Историческое значение отмены крепостного права. …………………...
18
Заключение……………………………………………………………………
20
Список использованной литературы………………………………………..
21

Вложенные файлы: 1 файл

контр.по истории..doc

— 471.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего  профессионального  образования

Уральский федеральный университет Имени Первого президента России

Б.Н. Ельцина

Заочное отделение

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Английский язык

 

 

 

 

 

Руководитель: Суетина О.А.

Исполнитель: Клобукова Ю.М.

Студент группы: ЭМЗ – 111501сЧУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            г.Чусовой

2013

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………

3

1. Император Александр II (1855—1881)…………………………………..

4

2. Предпосылки  крестьянской  реформы. ………………………………….

5

3. Подготовка крестьянской реформы………………………………………

8

4. Основные  положения крестьянской  реформы………………………….

12

5. Историческое значение отмены  крепостного права. …………………...

18

Заключение……………………………………………………………………

20

Список использованной литературы………………………………………..

21


 

 

Введение

К середине XIX в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Международные события середины века показали ее значительное ослабление и во внешнеполитической области. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине XIX в. было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Одновременно не менее важной задачей было сохранение самодержавия и господствующего положения дворянства.

На внутреннюю политику оказывали  влияние многие факторы: поступательное экономическое развитие (укрепление капиталистического уклада), изменения в социальной структуре (появление новых классов и социальных слоев), мощный подъем общественного движения и начало борьбы рабочих за улучшение своего положения.

Во внутренней политике России второй половины XIX в. выделяются три этапа. Первый: вторая половина 50-х — начало 60-х годов — подготовка и осуществление крестьянской реформы. Второй: 60—70-е годы — проведение либеральных реформ. Третий: 80—90-е годы — экономическая модернизация, укрепление государственности и социальной стабильности традиционными консервативно-административными методами.

Император Александр II, вступивший на престол в феврале 1855 г., был намерен продолжать политику своего отца, однако сложившаяся ситуация привела его к мысли о необходимости перемен. Александр II решился на преобразования исключительно по воле обстоятельств. Большинство историков полагают, что Александр II не только не имел программы преобразований, но не был готов к реформаторской деятельности. Тем не менее, первые годы его царствования были отмечены рядом важных реформ. Важнейшим звеном в цепи реформ стала отмена крепостного права.

 

1. Император Александр II (1855—1881).

Старший сын Николая I вступил на российский престол 19 февраля 1855 г. В отличие от отца он был достаточно хорошо подготовлен к управлению государством. В детстве он получил прекрасное воспитание и образование. Его наставником был поэт В. А. Жуковский. Составленный им «План учения» цесаревича был нацелен на «образование для добродетели». Нравственные принципы, заложенные В. А. Жуковским, значительно повлияли на формирование личности будущего царя.

Как и все российские императоры, Александр с юных лет приобщался к военной службе и в 26 лет стал «полным генералом». Путешествия по России и Европе способствовали расширению кругозора наследника. Привлекая цесаревича к решению государственных вопросов, Николай ввел его в Государственный совет и Комитет министров, поручал ему руководство деятельностью Секретных комитетов по крестьянскому делу.

Таким образом, 36-летний император практически и психологически был хорошо подготовлен к тому, чтобы в качестве первого лица в государстве стать одним из инициаторов освобождения крестьян. Поэтому в историю он вошел как царь «Освободитель».

По  словам умиравшего Николая I, Александр II получил «команду не в добром порядке». Исход Крымской войны был ясен — Россия шла к поражению. Общество, недовольное деспотическим и бюрократическим правлением Николая, искало причины провала его внешней политики. Участились крестьянские волнения. Активизировали свою деятельность радикалы. Все это не могло не заставить нового хозяина Зимнего дворца задуматься о направлении своей внутренней политики.1

2. Предпосылки  крестьянской реформы.

Аграрно-крестьянский вопрос к середине XIX в. стал острейшей социально-политической проблемой в России. Среди европейских государств крепостное право оставалось только в ней, тормозя экономическое и социально-политическое развитие. Сохранение крепостного права было обусловлено особенностями (природой) российского самодержавия, которое с момента образования Русского государства и укрепления абсолютизма опиралось исключительно на дворянство, а потому должно было учитывать его интересы.

Многие государственные и общественные деятели понимали, что крепостное право позорит Россию и низводит ее в разряд отсталых государств. В конце XVIII — середине XIX в. российская общественность постоянно обсуждала проблему освобождения крестьян. Об этом говорили некоторые депутаты Уложенной комиссии 1767—1768 гг. (И. Чупров, Ф. Полежаев, А. Д. Маслов, Г. Коробьин), просветители (Н. И. Новиков, С. Е. Десницкий), А. Н. Радищев, первые русские революционеры (декабристы), либералы (славянофилы и западники), все радикально настроенные общественные деятели. Создавались различные проекты, вызванные в основном морально-этическими соображениями. 2

Даже правительство и консервативные круги не оставались в стороне от понимания необходимости решения крестьянского вопроса (вспомним проекты М. М. Сперанского, Н. Н. Новосильцева, деятельность Секретных комитетов по крестьянскому делу, указ об обязанных крестьянах 1842 г. и особенно реформу государственных крестьян 1837—1841 гг.). Однако попытки правительства смягчить крепостное право, дать помещикам положительный пример управления крестьянами, регламентировать их взаимоотношения оказались малоэффективными из-за сопротивления крепостников.

К середине XIX в. предпосылки, обусловившие крах крепостнической системы, созрели окончательно. Прежде всего она изжила себя экономически. Помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян, все более приходило в упадок. Это беспокоило правительство, которое было вынуждено тратить огромные средства на поддержку помещиков.

Объективно крепостничество мешало также индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных в производство, повышению покупательной способности населения и развитию торговли.

Необходимость ликвидации крепостного  права обусловливалась и тем, что крестьяне открыто протестовали против него. В целом антикрепостнические народные выступления в первой половине XIX в. были довольно слабыми. В условиях полицейско-бюрократической системы, созданной при Николае I, они не могли вылиться в широкие крестьянские движения, потрясавшие Россию в XVII—XVIII вв. В середине XIX в. недовольство крестьян своим положением выражалось в разных формах: отказ от работы на барщине и выплаты оброка, массовые побеги (особенно в годы Крымской войны), поджоги помещичьих имений и др. Участились волнения в районах с нерусским населением. В  1857 г. в Грузии восстали  10 тыс. крестьян.3

Народное движение не могло не влиять на позицию правительства. Император Николай I в речи на заседании Государственного совета весной 1842 г. с горечью был вынужден признать: «Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его положении у нас есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более губительным». В этом высказывании содержится вся суть николаевской внутренней политики. С одной стороны,   понимание  несовершенства  существующей   системы,  а  с другой — справедливая боязнь, что подрыв одного из устоев может привести к ее полному краху.

Поражение в Крымской войне сыграло  роль особо важной политической предпосылки отмены крепостного права, так как оно продемонстрировало отсталость и гнилость социально-политической системы страны. Сложившаяся после Парижского мира новая внешнеполитическая ситуация свидетельствовала об утрате Россией ее международного авторитета и грозила потерей влияния в Европе. 4

После 1856 г. в общественном мнении окончательно сложилось понимание  экономической и политической необходимости  отмены крепостного права. Эту идею открыто высказывали не только радикалы и либералы, но и консервативные деятели. Ярким примером служит изменение политических взглядов М. П. Погодина, который в 40-е годы был рупором консерватизма, а после Крымской войны выступил с решительной критикой самодержавно-крепостнической системы и потребовал ее реформирования. В либеральных кругах разрабатывались многочисленные записки о ненормальности, аморальности и экономической невыгодности крепостного состояния крестьян. Наибольшую известность приобрела «Записка об освобождении крестьян», составленная юристом и историком К. Д. Кавелиным. Он писал: «Крепостное право есть камень преткновения для всякого успеха и развития России». Его план предусматривал сохранение помещичьей собственности на землю, передачу крестьянам небольших наделов, «справедливое» вознаграждение помещиков за потерю рабочих рук и предоставленную народу землю. К безоговорочному освобождению крестьян призывали А. И. Герцен в «Колоколе», Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов в журнале «Современник». Публицистические выступления представителей разных общественно-политических направлений во второй половине 50-х годов постепенно подготовили общественное мнение страны к осознанию назревшей потребности решения крестьянского вопроса. 5

Таким образом, отмена крепостного  права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками.

3. Подготовка крестьянской реформы

В 1857 г. царское правительство приступило к разработке крестьянской реформы. Император в своих действиях опирался на бюрократию, подвластный и послушный ему государственный аппарат. В период царствования Николая I численность бюрократии значительно возросла. Ее роль в государстве усилилась; поместное дворянство в это время, утратив былую силу, закладывало и перезакладывало имения. Окрепли и утвердились военно-политические функции бюрократии. Однако в 1830—1850-е гг. в ее среде стал складываться определенный слой прогрессивных, по государственному мыслящих людей. Их соединяло единство взглядов на программу предстоящих преобразований. Ученые назвали эту группу либеральной бюрократией. Покровителем либеральных бюрократов был брат царя великий князь Константин Николаевич, а виднейшими их представителями — чиновник министерства внутренних дел Н.А. Милютин, его брат генерал Д.А. Милютин, Я.И. Ростовцев, В.И. Даль, Я.И. Соловьев и др.6

Либеральные бюрократы отстаивали интересы не какого-либо из сословий, а  государственной власти как самостоятельной, самодовлеющей силы. По их мнению, для укрепления позиций необходимо было освободить крестьян, создать крепкое крестьянское хозяйство, предоставить определенную свободу общественным силам. Либералы также выступали за демократизацию государства при сохранении монархии.

В январе 1857 г. был создан традиционный для России Секретный комитет  по крестьянскому делу, начавший рассматривать старые, оставшиеся от предыдущих царствований проекты и варианты решения крестьянского вопроса.

Через год Секретный комитет  был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Самая значительная новация была в том, что вводилось гласное обсуждение и рассмотрение вопросов освобождения крестьянства. Одновременно были созданы аналогичные комитеты в 46 губерниях. Они также начали составлять свои проекты крестьянской реформы, однако их права и возможности были существенно ограничены специальным правительственным циркуляром. На практике деятельность этих комитетов сводилась в основном к сбору статистических данных о состоянии помещичьих имений по спущенным сверху правительством вопросам, а также к сочинению местных вариантов улучшения быта крестьян. 7

Большинство помещиков предлагали освободить крестьян без земли или с маленькими земельными наделами. Эта точка зрения была особенно популярна в черноземных губерниях, где земля имела большую ценность. Либеральные же помещики предлагали освободить крестьян с землей за выкуп. Такое решение устраивало помещиков нечерноземной полосы, где земля большой ценности не представляла.

Первоначально Александр II разделял позицию большинства помещиков, однако затем пришел к выводу о необходимости освободить крестьян с землей.

В результате бурных обсуждений, борьбы различных дворянских группировок, усиления общественного движения осенью 1858 г. в ходе предреформенной работы в стране наступил перелом. Правительство  и Главный комитет по крестьянскому делу определили всеобъемлющие принципы, на которых должна была строиться реформа: освобождение крестьян с полевым наделом за выкуп, уничтожение вотчинной власти помещиков, приобщение крестьянства к гражданским правам.8

Для обобщения проектов губернских комитетов дворянства, а также для выработки основных правовых документов, регламентирующих проведение крестьянской реформы, в феврале 1859 г. Александр II создает специальное учреждение — редакционные комиссии. Их возглавлял Я.И. Ростовцев, а главным организатором практической работы был Н.А. Милютин.

Информация о работе Император Александр II (1855—1881)