Исследование цивилизации МАЙЯ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 11:33, реферат

Краткое описание

Майя – группа индейских народов, родственных по языку. К ним относятся индейцы юкатеки, чоли, лакандоны, чонтали, чорти, чухи, цельтали, цоцили, тотики, хакальтеки, хаустеки, киче, пакоман, покомчи и другие. Общая их численность примерно 2,7 миллионов человек.1
Откуда взялись эти народы? Как они появились в джунглях Америки? Как и стоило полагать, точного ответа на эти и другие вопросы у нас нет. В разные времена ученые высказывали иногда и совсем противоположные версии. А на сегодняшний день одна из основных точек зрения по этому вопросу состоит в том, что Америка была заселена из Азии через Берингов пролив в период верхнего палеолита, т.е. приблизительно 30 тысяч лет назад.2

Вложенные файлы: 1 файл

Майя - реферат.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)
  • Архитектура.

Надо сказать, что майя никогда  не были кочевниками. По имеющимся данным, они жили на очень ограниченной территории, практически не выходя за ее пределы. Большая часть индейцев жила в  городах, лишь крестьяне селились в хижинах около города.

Древние сооружения майя воздвигались на искусственных возвышениях (стилобатах), форма и высота которых определялась назначением поддерживаемых зданий. Первый тип сооружений – четырехгранные ступенчатые пирамиды, на усеченной вершине которых находился небольшой храм. От подножия пирамиды к двери святилища шла крутая лестница; иногда лестницы устраивались по всем четырем сторонам.

Памятникам архитектуры майя в  различных областях свойственна  большая однотипность, что объясняется в первую очередь одинаковыми техническими возможностями. Комплекс строений окружал площадь и составлял сердцевину центральной части города. К нему относятся храмы, дворцы, обсерватории, триумфальные арки, бани, платформы для культовых церемоний и другие постройки специального назначения. Такой центр составлял основу города. Он характерен для Тикаля, Паленке, Ушмаля, Чичен-Ицы.

Памятники архитектуры свидетельствуют  о том, что архитекторы обладали значительными инженерными и математическими познаниями. Планы жилых зданий обычно прямоугольные и квадратные или овальные. Каркас делался из легких балок и шестов, связанных побегами ивы, лианами, веревками. Стены жилья делались из прутьев тростника. Крышей служили листья пальм или стебли кукурузы. Такая крыша служила около 5 лет. Особенностью архитектуры майя является привязанность к нефриту (наиболее ценными считались образцы с ярко-зеленой окраской). Кроме того из него изготовляли статуэтки, маски, украшения, монеты, таблички с иероглифическими текстами.

  • Скульптура.

Высокого уровня развития достигла скульптура. Первоначально ее материалом было дерево, позднее в монументальных памятниках замененное известняком  и песчаником. Маски, музыкальные инструменты, орудия труда изготовлялись из разных пород дерева, а статуи богов только из кедра. Деревянные скульптуры передавались по наследству и считались самыми главными. В некоторые из них закладывались останки покойных предков. Некоторые деревянные скульптуры обклеивались тонким золотом или инкрустировались самоцветными камнями. Назначение монументальной скульптуры было главным образом культовым: стелы и рельефы, украшавшие стены зданий и притолоки входов. Стелы с надписями устанавливались в честь каждого двадцатилетия, смены правителя и другого сколько-нибудь значимого события.

В X веке наступает расцвет скульптуры майя, выделяются различные скульптурные школы: Пьедрас-Неграс, Паленке, Копана, Киригуа, Яшчилана. Высокого совершенства майя достигли в мелкой пластике – терракотовых статуэтках, изображавших божеств и людей, и изделиях из нефрита. Остров Хайна известен лучшими образцами терракот.

В середине XVI века было уничтожено более 5 тысяч деревянных идолов. Сохранившиеся единичные деревянные изделия свидетельствуют о необычайно высоком художественном и техническом уровне мастеров.

  • Изобразительное искусство.

Живопись у майя в основном представлена росписью на стенах храмов, стел, на предметах  быта и культа. Самый лучший образец  настенной живописи храм, найденный  в джунглях штата Чиапас. Он был  назван Бонампак (в переводе с майя – «стены с живописью»). Росписи, покрывающие стены трехкомнатного храма, относятся ко второй половине VIII века н.э. Их основным сюжетом является какая-то крупная битва, в память о которой и был построен храм. Художник, руководивший росписью, свободно распоряжался богатой гаммой красок и их своеобразным сочетанием; большинство фигур написано почти в натуральную величину. Для росписи стен использовались краски, состав которых до сих пор остается неизвестным. Они чрезвычайно устойчивы и не поддаются никаким кислотам.

  • Науки.

В основе арифметики майя лежала двадцатиричная система счисления (умножение на 20). Эпоха отмерялась двадцатилетиями; месяц состоял из 20 дней. Существовала тринадцатидневная неделя и четырехгодичный цикл, а также пятьдесят двухлетний цикл, называемый Календарным кругом. В году было 18 месяцев и 5 дней без названия (у майя каждый день имел свое название). Четвертый год считался несчастливым (как у нас високосный). Год начинался с 26 декабря 9зимнее солнцестояние). Каждый месяц, так же, как и день имел свое название. Летоисчисление велось, по подсчетам ученых, с 5041738 г. до н.э. Начальная дата хронологии – 3113 год н.э.

Древние майя умели рассчитывать наступление  солнечных затмений, знали периоды  обращения Луны, Венеры, Марса, Сатарна, Меркурия и Юпитера. Астрономические наблюдения производилисьс вершин пирамид храмов невооруженным глазом. Кроме того, имелись специальные архитектурные комплексы, предназначенные для определения переломных точек времен года.

  • Письменность.

В иероглифической письменности майя есть разделение знаков на корневые, грамматические и фонетические.

Считается, что большинство народа майя хотя бы частично владела грамотой, 1/3 полностью умела читать. Умеющих же писать было очень мало – недаром писцы стояли на верхних ступенях общества. При храмах находились специальные школы, где мальчики из знати обучались письму, истории, ритуалам, математике, медицине, предсказаниям.

Исследователь Михаил Д. Сое считает, что майя имели и «бытовую»  письменность, которая до нас не дошла. Он уверен в существовании персональной и дипломатической переписки, экономических документов. Другой исследователь Николай Грубе считает, что «шрифт для хозяйственных целей был разработан особо». Но ритуальная функция шрифта нередко была важнее, чем просто средство коммуникации. Что доказывают надписи, сделанные высоко на зданиях или стелах, которые невозможно прочесть.

Для нас утеряны литературные произведения майя, их эпос, запечатлевший исторические и мифологические события, утеряны также экономические документы, акты о земле и т.д. Из сохранившихся рукописей известны три: «Чилам-Балам» («Пророчества Ягуара») и «Пополь Вух» («Книга народов»). Эти книги являются важным источником по истории и культуре древних майя. В них собраны медицинские рецепты, пророчества, разные обряды, хроникальные записи исторических событий. Еще в начале прошлого века переписанные книги «Пророчества Ягуара» были у индейцев в каждом юкатанском селении.10

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Несомненно, майя были заметной отметкой на исторической карте мира, мало кто сейчас сомневается в этом. О цивилизации майя известно далеко не все, но и этот известный материал трудно уместить в рамках этой работы, т.к. жизнь майя чрезвычайно интересна и увлекательна во всех ее проявлениях, удивительна схема ее развития, перепады в развитии, периоды и, наверное, еще более завораживает таинственный конец. Надеюсь, что понимание всего этого у нас еще впереди. И говоря о великой исчезнувшей цивилизации нельзя не отметить тот факт, что цивилизация то не совсем исчезнувшая, ведь существуют майя и по сей день…

Индейцы, принадлежащие к лингвистической  группе майя, разделились на три  основных ветви: майя, киче, хуастеки. Потомки индейцев майя все еще обитают в этом обширном районе. В наши дни ареал обитания майя распространяется на 5 стран – Южную Мексику, Гватемалу, Белиз, Гондурас, Сальвадор и его наследие составляет примерно 6 миллионов человек. Конечно, они больше не живут в могущественной империи, но преисполнены решимости не забывать традиции своих предков. Они сохранили традиционную культуру. Занимаются земледелием, соляным промыслом, рыболовством, работают на плантациях кофе. Некоторые женщины нанимаются прислугой в городах. У современных майя развито пчеловодство, птицеводство, животноводство (коровы, свиньи, лошади, козы, ослы, в горах – овцы). Сохраняются ремесла: гончарство, вышивка, плетение, плотничество, резьба по дереву, в горах – узорное ткачество, производство украшений, музыкальных инструментов, черепицы, лодок. Преобладает прямоугольное жилище из жердей, тростника, соломы с высокой крышей, крытой пальмовыми листьями, часто беленое изнутри и снаружи. Традиционная одежда надевается по праздникам: мужчины и женщины носят узорные пояса, женщины – запашные юбки, плащи. Дохристианские культы и верования тесно переплелись с католицизмом: культ гор, пещер, колодцев, креста, аграрная и поминальная обрядности, шаманство, колдовство, знахарство. В ритуалах пользуются древним календарем майя. Сохранилась мифология, песни, легенды, сказки, танцы.

Язык майя существовал до запрещения его церковью в XVI веке. А сегодня у майя даже нет единого общего языка. Даже испанским (который является государственным языком для стран проживания майя) владеют не все. Лингвистическое семейство майя включает более двух дюжин живых языков. Некоторые (например, мочо) на грани исчезновения, а некоторые (какчикель) процветают. Современные майя пользуются письменностью на основе латинского алфавита.

Международное внимание к возрождающейся культуре майя было привлечено в 1992 году, когда Нобелевская премия мира была присуждена активистке Ригоберте Менчу за ее борьбу за права коренного населения Гватемалы. Столетия завоеваний, грабежа и угнетения привели к тому, что индейцы майя живут в ужасающей бедности. Но даже при этом руководители «Движения майя» (как они сами его называют) намерены вернуть известную долю величия предков, возродить и развить их традиции. И сейчас интерес к культуре предков ощущается почти во всех сферах повседневной жизни.

Вкратце рассмотрев основные черты цивилизации майя, можно сделать вывод о том, что в целом общество майя, несмотря на столь развитую экономику, оставалось по-прежнему в зависимости от религии. Может быть, именно религия стала тормозом в дальнейшем развитии цивилизации.

Вообще, по поводу такой  необычной гибели майя, учеными выдвигается множество гипотез, например: землетрясение, резкое изменение климата, эпидемия неизвестной болезни, крах земледелия, восстание угнетенных низов, чужеземное нашествие. Просматривая литературу, я столкнулась с неоднородностью мнений на этот счет. Так К. Ламберг-Карловски и Дж. Саблов пишут, что «даже находящаяся в самом расцвете  цивилизация, если она неправильно использует окружающую среду и вовремя не осуществляет организационные и технологические перемены, сеет семена собственной гибели».11 По мнению Гуляева «ближе всего к истине гипотеза, связывающая упадок городов Древнего царства с нашествием чужеземных племен".12 Керам считает, что майя погибли от голода, а также из-за  существующего общественного строя.

На мой взгляд, гибель майя произошла в результате воздействия не одного, а нескольких взаимосвязанных факторов экономического и социального порядка. При этом вполне возможен принцип «домино», т.е. начало действия одного фактора вызвало к жизни новые кризисы и потрясения, а это в совокупности не смогла вынести даже столь высокоразвитая древнейшая цивилизация майя.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Галич М. История доколумбовых цивилизаций. М., 1990
  2. Гуляев В.И. Древнейшие цивилизации Мезоамерики. М., 1971
  3. Гуляев В.И. Загадки погибших цивилизаций. М., 1987.
  4. Гуляев В.И., Древние майя: загадки погибшей цивилизации, М: Наука, 1983.
  5. Затерянный мир майя.-М.,1997
  6. Ламбер-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации: Ближний Восток и Мезоамерика.-М., 1992.
  7. Рус А. Народ майя.- М: Мысль,1986.
  8. Салливан У. Тайны Майя.-М., 2007.

 

 

1 «История искусств», Минск, 1997 год, стр.167.

2 Там же, стр.167.

3 «Затерянный мир майя», М., 1997 год, стр. 15.

4 «Затерянный мир майя», М., 1997 год, стр. 25.

5 Там же, стр. 25.

6 «Затерянный мир майя», М., 1997 год, стр. 161.

7 «Затерянный мир майя», М., 1997 год, стр.30.

8 «Затерянный мир майя», М., 1997 год, стр. 150.

9 Салливан У. Тайны Майя.-М., 2007. –С.45

10 Салливан У. Тайны Майя.-М., 2007. –С.79

12 Указ. соч., с. 253.

12 Древнейшие цивилизации Мезоамерики, с. 219.


Информация о работе Исследование цивилизации МАЙЯ