Истоки и сущность дуализма внутренней политики Екатерины II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 22:10, реферат

Краткое описание

Екатерина II (1762-1796) была немецкой принцессой. В качестве жены наследника русского престола она хорошо усвоила «правила игры» русской политической элиты. Будучи широко образованной, энергичной и умелой правительницей она не решилась на кардинальные реформы. В начале правления она планировала превратить Россию в государство «всеобщего блага» с мудрыми законами, просвещенными гражданами, но абсолютным монархом во главе. Ее время называют просвещенным абсолютизмом.
Для подготовки нового государственного законодательства (Уложения) в 1767 году было избрано 572 депутата от разных сословий (кроме помещичьих крестьян и духовенства). Работа Уложенной комиссии выявила острые социальные противоречия, столкновения интересов.

Вложенные файлы: 1 файл

история Екатерина2.docx

— 39.41 Кб (Скачать файл)

Екатерина II начала царствование отменой многих распоряжений Петра III. Домовые церкви были открыты, вербовка охотников в голштинские войска отменена, монастырям возвращено недвижимое имущество. Эти, и многие другие меры вызвали общее расположение к Екатерине.

В первые годы царствования Екатерина II напряженно искала пути утверждения на троне, проявляя при этом крайнюю осмотрительность. Решая судьбу фаворитов и фавориток предшествующего царствования, Екатерина проявила великодушие и снисходительность. Она остерегалась рубить сплеча. В итоге многие действительно талантливые и полезные государству люди остались на своих прежних должностях. Екатерина любила и умела ценить заслуги людей. Она понимала, что ее похвалы и награды заставят людей еще усерднее трудиться.

В начале царствования Екатерина  еще не освоилась с новой для  себя ролью и либо продолжала претворять в жизнь политику, намеченную в  предшествующее время, либо завершала  ее. Отдельные новшества императрицы  носили частный характер и не давали оснований относить царствование Екатерины  к разряду выдающихся явлений  в отечественной истории.

Екатерина не без основания  указывала на довольно затруднительные  обстоятельства, при которых она  начала царствовать. “Финансы были истощены. Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие ее отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы  в государственном хозяйстве. Военное  ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в  крайнем пренебрежении. Духовенство  было недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось с торгу, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному”. Императрица, разумеется, сгустила краски, но не настолько, чтобы считать ее характеристику положения страны совершенно недостоверной.

Сразу после воцарения  Екатерины была заметна кипучая  деятельность в государственном  организме. При этом во всех отношениях выказывалось личное участие императрицы  в решении всевозможных вопросов.

С момента восшествия на престол  и до коронации Екатерина II участвовала в 15 заседаниях Сената, и небезуспешно. В 1963 году Сенат был реформирован: он был разделен на шесть департаментов со строго определенными функциями и под руководством генерал-прокурора, назначаемого монархом, стал органом контроля за деятельностью государственного аппарата и высшей судебной инстанцией. Сенат лишился своей главной функции - законодательной инициативы, она фактически перешла к императрице.

Смерть Иоанна Антоновича 5 июля 1764 года избавила Екатерину от страха за будущее своего трона. Теперь ее честолюбие могло быть удовлетворено  реализацией собственных планов. Она накопила определенный опыт управления, появились замыслы реализовать  новшества. Екатерина, как я уже  отмечал выше, принадлежала к числу  тех государственных деятелей, которые  намеревались не только царствовать, но и управлять.

Трудно перечислить все, что сделала Екатерина II для пользы и славы России. Еще проживая в  Москве, после коронации, она ознаменовала начало царствования великим и добрым делом: основала так называемый Воспитательный Дом. В этом доме находили приют дети, оставленные родителями. До этого  времени брошенные дети либо погибали от голода и холода, либо вырастали  в нищете и невежестве. Только немногие попадали к добрым людям, которые  доводили их до ума. В Воспитательном Доме детей не только кормили, поили, одевали, но и учили. Из “дома” они  выходили уже самостоятельными людьми, способными приносить пользу себе и  отечеству. Вскоре такой же дом был  открыт в Петербурге.

Екатерина II как Государыня православного народа, всегда отличалась набожностью и преданностью православию. В Польше жило много православных, которые подвергались гонениям со стороны  польской католической церкви. Белоруссия была под властью Польши. Католики действовали не только методом убеждения, но и грубой силой. Екатерина II приняла  решение помочь православным, защитить их от притеснений, дать им возможность  жить спокойно. Дело о православных в Польше и Белоруссии было поручено князю Репнину. После множества  хлопот проблема была решена: православным жителям были предоставлены те же права, какими пользовались католики.

Здравоохранение тоже привлекало внимание Екатерины II. Она постоянно  заботилась о том, чтобы было больше лекарей и аптек, и чтобы каждый заболевший мог как можно скорее получить помощь. А чего стоит прививка оспы, продемонстрированная на собственном  примере. И затем по Указу сделавшаяся обязательной.

Екатерина II путешествовала по стране. Старалась все увидеть  своими глазами, все услышать своими ушами. Также проводились встречи  с народом, она общалась не только с вельможами, но и с простыми крестьянами.

Будучи по происхождению  немкой, Екатерина II понимала, что императрица  должна, прежде всего, защищать интересы России и не отступала от этого  правила.

2. “Просвещённый  абсолютизм” Екатерины II.

Время царствования Екатерины II называют эпохой “просвещенного абсолютизма”. Смысл “просвещенного абсолютизма” состоит в политике следования идеям  Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а  иногда делавшие шаг в сторону  буржуазного развития). Мысль о  государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения  вынуждены были встать на путь реформ. В роли тогдашних “просветителей”  выступали и прусский король Фридрих II, и шведский - Густав III, и австрийский  император Иосиф II.

Развитие и воплощение начал “просвещенного абсолютизма” в России приобрело характер целостной  государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался  новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями  предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися  военными событиями и значительными  территориальными присоединениями. Это  связано с деятельностью крупных  государственных и военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других. Сама Екатерина II активно участвовала в государственной  жизни. Любовь к России, её народу и  всему русскому являлись существенным мотивом ее деятельности. Политика Екатерины II по своей классовой направленности была дворянской.

Задачи “просвещенного монарха” Екатерина II представляла себе так: “1. Нужно просвещать нацию, которой  должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать  законы. 3. Нужно учредить в государстве  хорошую и точную полицию. 4. Нужно  способствовать расцвету государства  и сделать его изобильным. 5. Нужно  сделать государство грозным  в самом себе и внушающим уважение соседям”.

И это не было лицемерием или нарочитой позой, рекламой или  честолюбием. Екатерина действительно  мечтала о государстве, способном  обеспечить благоденствие подданных. И, по моему мнению, с этой задачей  она успешно справлялась. Свойственная веку Просвещения вера во всемогущество  человеческого разума заставляла царицу полагать, что все препятствия  к этому могут быть устранены  путем принятия хороших законов. Российское же законодательство была крайне запутанным. Формально все еще продолжало действовать Соборное Уложение 1649 г., но за прошедшие с тех пор более 100 лет было издано множество законов и указов, зачастую не согласующихся друг с другом. Хотя при Петре I, а затем при его преемниках предпринимались попытки создать новый свод законов, но всякий раз по тем или иным причинам этого сделать не удавалось.

Екатерина взялась за эту  грандиозную задачу по-новому: она  решила созвать выборных представителей от сословий и поручить им выработать новое Уложение. В течении двух лет она трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме “Наказа”, в котором впервые в истории России были сформулированы принципы правовой политики и правовой системы.

“Наказ” состоял из 20 глав, к которым потом добавилось еще  две, главы делились на 655 статей, из них 294 были заимствованы из тракта Ш. Монтескье  “О духе законов”; 104 из 108 статей в  десятой главе взяты из тракта Ч. Беккариа “О преступлениях и наказаниях”. Тем не менее “Наказ” является самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского “просвещенного абсолютизма”.

“Наказ” торжественно провозглашал, что цель власти состоит не в том, “чтобы у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие их направить к получению самого большего ото всех добра”. Вместе с  тем Екатерина предусмотрительно  отмечала: “Для введения лучших законов  необходимо потребно умы людские  к тому приуготовить”. На этом основании  она предписывала: “Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его  особе власть, не может действовать  сходно с пространством толь великого государства”. Вольность в понимании  Екатерины означала “право все то делать, что законы позволяют”. Свобода в ее представлении вполне сочеталась с неограниченным самодержавием. Таким образом, взгляды императрицы отнюдь не полностью совпадали с идеями Монтескье, мечтавшего об ограниченной, конституционной монархии. Скорее, они приближались к взглядам тех просветителей (в частности Вольтера), которые предпочитали абсолютизм, но с просвещенным монархом. Гарантией от превращения такого монарха в деспота должны были послужить органы управления, стоящие между народом и верховной властью и действующие на основе законности. Идея была заимствована опять-таки у Монтескье, но при этом - совершенно искажена. Французский философ представлял эти “посредующие власти” относительно независимыми от престола, а у Екатерины они создаются и действуют исключительно по воле монарха.

Значительно решительнее  императрица высказывалась за реформу  судопроизводства. Она отвергала  пытки, лишь в исключительных случаях  допускала смертную казнь, предлагала отделить судебную власть от исполнительной. Вслед за гуманистами просветителями Екатерина провозглашала: “Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать”.

Однако все рассуждения  о свободе довольно странно звучали  в стране, где значительная часть  населения находилась в крепостной зависимости, фактически в рабстве. Императрица уже в 1762 г., почти  сразу после вступления на престол, издала Манифест, в котором однозначно заявила: “Намерены мы помещиков  при их имениях и владениях  нерушимо сохранять, а крестьян в  должном им повиновении содержать”. Указы 1765 и 1767 гг. еще больше усилили  зависимость крепостных от их господ.

И все же Екатерина видела в крепостном праве “несносное и  жестокое иго”, “человеческому роду нестерпимое  положение”, чреватыми серьезными потрясениями для государства. Правда, и “генеральное освобождение” она  считала несвоевременным и опасным, а для “приготовления умов” к  освобождению императрица за 34 года своего царствования раздала генералам, сановникам и фаворитам около 800 тыс. казенных крестьян обоего пола, распространила крепостное право на Украину.

В духе “Наказа” проходило  и его обсуждение. Еще в период работы над ним Екатерина показывала свое произведение сподвижникам и под  влиянием их замечаний сожгла добрую половину написанного. Однако главное обсуждение этого документа намечалось на заседании специальной Комиссии для кодификации законов.

Комиссия начала свою работу 30 июля 1767 г. “Наказ” был выслушан с восхищением, некоторые депутаты даже прослезились. Тогда и было принято решение преподнести  императрице титулы Великая, Премудрая, Мать Отечества. Впрочем, когда 12 августа  делегация депутатов представилась  с этой целью Екатерине, императрица  сказала: “Ответствую: на Великая - о моих делах оставляю времени и потомству беспристрастно судить, Премудрая – никак себя таковой назвать не могу, ибо один Бог премудр, и Матерь Отечества - любить Богом врученных мне подданных я за долг звания моего почитаю, быть любимой от них есть мое желание”. Тем не менее, именно с этого момента уже современники будут называть её “Великой”.

Хотя комиссия в дальнейшем была распущена, она всё же имела  важное значение, так как её члены ознакомили Екатерину с мнениями и желаниями русского общества. Императрица воспользовалась этими сведениями при осуществлении крупнейших реформ, касавшихся губернских учреждений и сословий. Эти действия Екатерины II ещё раз доказывают, что она стремилась к власти, думая больше о развитии государства, чем о власти как таковой.

При Екатерине полностью  изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия свой суд. Дворян судили верхний земской суд в губернских городах и уездный суд - в уездных. Горожан - соответственно губернский и городовой магистраты, государственных крестьян - верхняя и нижняя судебная расправы. В губерниях создавался совестный суд из представителей трех сословий, который выполнял функции примирительной или третейской инстанции. Все эти сословные суды были выборными. Более высокой судебной инстанцией являлись создаваемые в губерниях судебные палаты - гражданская и уголовная, члены которых не избирались, а назначались. Высшим судебным органом империи был Сенат.

Стремясь создать наиболее реальные гарантии просвещённой монархии, Екатерина II начала работать над жалованными  грамотами дворянству, городам и  государственным крестьянам. Грамоты  дворянству и городам получили законную силу в 1785 г. Жалованная грамота дворянству закрепила за каждым потомственным  дворянином свободу от обязательной службы. Они освобождались и от государственных податей, от телесного  наказания. За ними сохранялось право  собственности на движимое и недвижимое имущество (даже в случае осуждения  владельца, дворянские имения не конфисковывались), а также право судиться только равными (т.е. дворянами), вести торговлю, "иметь фабрики и заводы по деревням". Дворянское общество каждого уезда и каждой губернии закрепляло за собой право периодически собираться, избирать сословных предводителей, иметь собственную казну. Правда, императрица не забыла поставить дворянские собрания под контроль генерал-губернаторов.

Информация о работе Истоки и сущность дуализма внутренней политики Екатерины II