Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 16:40, контрольная работа
Республика Казахстан расположена в центре Евроазиатского континента. В силу определённых обстоятельств этот регион был малодоступен для внешнего мира и поэтому интерес к нему со стороны заметно возрастает в последние годы. Для туриста, для путешественника здесь интересно всё: история, культура, быт, природа, потому что общение с первозданной, почти нетронутой материей и наполнение всех своих клеток, всего существа этим сокровищем приближает человека к познанию истины.
Территория Казахстана была заселена в глубокой древности, о чём говорят найденные следы стоянок первобытного человека при археологических раскопках в долине реки Бухтармы и окрестностях Семипалатинска на востоке Казахстана, в Баянаульском районе Павлодарской области, в горах Каратау, вблизи Тараза. Все эти стоянки относятся к каменному веку, который пришёл на смену ледникового периода и длился почти 100 тысяч лет.
2.1. Историческая ретроспектива.
Республика Казахстан расположена в центре Евроазиатского континента. В силу определённых обстоятельств этот регион был малодоступен для внешнего мира и поэтому интерес к нему со стороны заметно возрастает в последние годы. Для туриста, для путешественника здесь интересно всё: история, культура, быт, природа, потому что общение с первозданной, почти нетронутой материей и наполнение всех своих клеток, всего существа этим сокровищем приближает человека к познанию истины.
Территория Казахстана была заселена в глубокой древности, о чём говорят найденные следы стоянок первобытного человека при археологических раскопках в долине реки Бухтармы и окрестностях Семипалатинска на востоке Казахстана, в Баянаульском районе Павлодарской области, в горах Каратау, вблизи Тараза. Все эти стоянки относятся к каменному веку, который пришёл на смену ледникового периода и длился почти 100 тысяч лет.
На смену палеолиту пришёл новокаменный век (неолит). В Казахстане известно более двухсот неолитических стоянок, когда появляется земледелие, скотоводство, люди создают орудия охоты, что облегчает добычу пропитания, охотясь на животных. Стоянки человека времён неолита обнаружены почти во всех регионах республики.
В век бронзы в Центральной
части Казахстана занимались добычей
руды и плавкой металла. В конце
бронзового века, в первом тысячелетии
до новой эры население Казахстана
переходит к кочевому образу жизни.
В это время возникают
В первой половине первого
тысячелетия новой эры
Древние города Казахстана
Отрар
Отрар расположен в долине Сырдарьи, при слиянии рек Арыси и Сырдарьи. В науке этот район называется Отрарский оазис, древние названия которого Тарбанд, Турарбанд, Турар, Фараб. Интересен тот факт, что Фараб является родиной выдающегося учёного, мыслителя, философа, продолжателя Аристотеля - Абу Наср аль-Фараби.
В 1219-1220 годах город штурмовали монгольские отряды Чингис-хана, в 1405 г. здесь умер великий завоеватель Тимур. Географическое положение оазиса совпадает с территорией современного Отрарского района Южно-Казахстанской области. С запада оазис ограничен Кызылкумами, занимающими пространство между двух великих среднеазиатских рек - Сырдарьи и Амударьи. Часть правобережья Сырдарьи, входящая в оазис, - плоская или слегка холмистая степь с бедной однообразной флорой. Она заканчивается у горного хребта Каратау, из ущелий которого вытекают Бугунь, Боролдай, Чаян, Арыстанды и другие речки. Отрарский оазис всегда занимал в Южном Казахстане удобное стратегическое положение. Через Отрар проходил Великий Шелковый путь, поэтому город упоминают почти все средневековые арабо- и персоязычные авторы
Отрар был на стыке различных географических ландшафтов, буквально в узле многих дорог, в том числе тех, что шли по Сырдарье на юг в Шаш, Согд и далее к Мерву, Нишапуру, Рею, на север и запад через Хорезм в Приаралье, Повольжье, Причерноморье и на Кавказ. Трудно найти в Средней Азии более выгодное и более опасное положение.
Тысячелетия, наполненные завоевательными войнами, сделали свое дело: сейчас на месте некогда цветущего города остались заросшие травой руины. Человек, впервые попавший сюда, невольно останавливается, потрясенный видом застывших развалин городов и селений, замков и сторожевых башен. Высохшие поля пересекают глубокие магистральные каналы, растрескавшиеся от жары, русла которых вот уже сотни лет не получали ни капли воды. Этот своеобразный музей под открытым небом "говорит" нам о жизни наших далеких предков. Археологические исследования и раскопки в Отрарском оазисе ведутся археологами Казахстана с 1969 г. Раскапывались городища Отрар, Куйруктобе, Кок-Мардан, Алтынтобе, Мардан-Куик. На Отраре вскрывались городские кварталы XVI-XVIII вв., XIV-XV и XI-XII вв; квартал гончаров XIII-XIV BB; баня XIII-XV вв; кирпичеобжигательная мастерская XIII-XIV в.; мечеть и дворец конца XIV-XV вв.
Интереснейшим сооружением Отрара конца XIV - начала XV вв. является соборная мечеть. Ее постройка связана с именем Тимура, по приказу которого были воздвигнуты на территории Казахстана мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане и мавзолей Арыстан-баба в Отрарском оазисе. Такой крупный архитектурный ансамбль, каким является комплекс мечети в Отраре, вскрыт в средневековом городе Казахстана впервые.
Согласно историку Шараф ад-дину Иезди, "отправившись от берегов Сейхуна, Тимур остановился в среду 12 раджаба в Отрарском дворце Бердибека; все царевичи, эмиры и близкие из придворных заняли каждый отдельную комнату". Дворец правителя пока еще не раскопан, это дело будущего, но известно, что в нем был зал приемов - "куриншихана". О нем можно судить из следующих строк того же историка: "В это время прибыл к Тимуру от Тохтамыша, который уже давно скитался бесприютным бродягой в степях Дешти Кыпчака. В тот же день Тимур торжественно вошел в приемный зал и уселся на высоком троне".
На Отраре в 2001-2004 гг. осуществлялся международный проект ЮНЕСКО - Казахстан - Япония по "Консервации и сохранению древнего города Отрар". Консервируется мечеть, баня, комплекс гончарных мастерских, стен. С 2004 г. действует государственная программа "Возрождение древнего Отрара". По замыслу археологов и специалистов-реставраторов Отрар будет превращен в средневековый город-музей и должен стать своеобразными казахстанскими Помпеями.
Испиджаб (Сайрам)
Испиджаб - крупнейший, центральный город на Великом Шелковом Пути. Впервые он упоминается в маршрутнике Сюань Цзяня 629 г. как "город на Белой реке". Позднее Махмуд Кашгарский сообщает: "Сайрам - название белого города (Ал-Мединат ал-Байда), который называется Испиджаб. Про него говорят также Сайрам". Этимология топонима Испиджаб в значении "белая вода" предложена исследователями на основе согдийского языка. Город под названием Сайрам дожил до настоящего времени, и нет сомнения в том, что городище на его территории соответствует средневековому Испиджабу. Городище Сайрам датируется I - XIX в.в. н.э. Оно включено как один из приоритетных историко-археологических объектов в государственную программу "Культурное наследие". В Сайраме огромное изобилие мазар (святых могил). Следующие мазары существуют до сих пор: родители выдающегося поэта и религиозного мистика X. А. Яссави Карашаш ана (XVIII в.), Ибрагим ата (XIII-XIX в.в.), Абдел Азиз Баба (XV-XIX в.в.), Ходжа Талиг (XIII-XIX в.в.), Мирали Баба (конец ХГХ-ХХ в.в.), Средневековый минарет Хызр (XIII-XIX в.в.)
Сыгнак
Сыгнак впервые упомянут в источниках X в., а в XI в. он назван Махмудом Кашгарским в числе городов огузов. В XII в. Сыгнак становится столицей кыпчакского государственного объединения. У историка XIII в. Джувейни имеется описание разгрома города монголами в 1219 г. в отместку за оказанное сопротивление. Он пишет, что отряд Джучи, двигаясь вниз по Сырдарье, брал один город за другим. Джучи сопровождали два местных купца - Хасан-ходжа и Али-ходжа. Хасан-ходжа был послан в Сыгнак уговаривать жителей сдаться, но жители убили купца и оказали сопротивление. Лишь после семидневного штурма Сыгнак был взят, население целиком вырезано. Надолго приостановилась жизнь в городах Сырдарьи, часть из которых так и осталась в развалинах. Плано Карпини, который проезжал через разрушенные города низовьев Сырдарьи спустя двадцать пять лет, записал в своем дневнике: "В этой земле мы нашли бесчисленные истребленные города, разрушенные крепости и много опустошенных селений". Однако Сыгнак сумел возродиться и достичь былого величия. Как знать, может быть, свободолюбие и презрение к врагам, которое проявили сыгнакцы, способствовали этому? Ведь недаром в одном из стихотворений говорилось: В середине XIII в. Сыгнак под именем Сгнах упоминается только один раз в списке городов, которые посетил армянский царь Гетум I. Во второй половине XIV в. город становится Столицей Ак-Орды. В Сыгнаке правят ханы Эрзен, его сын Мубарек-ходжи, Урус хан, Тохтамыш. Здесь был монетный двор, и велось интенсивное строительство. После неудачной борьбы Тохтамыша с Тимуром город захватил внук Тимура Улугбек, который пытался утвердиться на Сырдарье, однако потерпел поражение в 1423 г. и был отброшен в Среднюю Азию войсками Барака, внука Урус хана. Из сказанного ясно, какое важное значение играл Сыгнак, расположенный на границе с постоянно бурлящей, неспокойной степью. Господствовать здесь можно лишь при условии обладания Сыгнаком и плодородной равниной вокруг города, обжитой и ухоженной земледельцами. Не только стратегическим, но и крупным экономическим и политическим центром был Сыгнак. В XVI-XVIII вв. Сыгнак принадлежал казахам и был самым крупным городом в низовьях Сырдарьи. На его базарах ежедневно продавали товары с 500 верБлюжьих вьюков, в окрестностях возделывали поля, орошаемые выведенными из Сырдарьи каналами Ордакент, Кызылтал, Бузгул-Узяк, Тюмень-Арык и другими. "Гавань Дешти Кыпчака" - так называли Сыгнак в то время. Среди многочисленных товаров славились "самые лучшие луки и стрелы", привозимые степняками, которые закупали здесь зерно, ткани, предметы роскоши. Историк Рузбихан пишет, что жители Сыгнака, кроме земледелия, ремесел и торговли, занимаются охотой. "Степи вокруг Сыгнака покрыты травой и деревьями, где подобно овцам, пасутся стада диких коз, баранов и других животных. Жители в летнее время охотятся на них и заготавливают на зиму мясо; дичь здесь чрезвычайно дешевая". Сейчас вокруг городища сухая степь, поросшая саксаулом и колючим кустарником. Невысокие бугры с развалами обожженного кирпича и изразцов указывают на остатки архитектурных сооружений, которых было, видимо, немало в окрестностях Сыгнака.
Сауран
Согласно письменным источникам, город Сауран (Савран) находился в однодневном переходе от Шавгара. Сауран был пограничным городом, основанным племенами огузов и кимаков. В Сауран огузы приходили торговать и заключать мирные договоры. Город был укреплен. Сауран был могущественной крепостью, благодаря специальным конструкциям и независимой подаче пищи и воды был готов продержаться несколько месяцев длительной осады.
В маршрутнике середины XIII в. Гетума I город назван Савран, "который очень велик". В XIV столетии город становится столицей Ак-Орды и на этот период приходится расцвет керамического производства. В источниках XVI-XVII вв. Сауран характеризуется как большой и богатый город, вокруг которого находились земледельческие селения, сады и посевы. Люди продолжали жить в крепости до середины XVII в.
Остатки Саурана с сохранившимися, но сильно разрушенными стенами находятся в 40 км западнее Туркестана. Исследователи считают, что Саурану IX-XII вв. соответствует городище Каратобе, расположенное в 3 км восточнее и датируемое I в. н.э. - XII в. С 2004 г. городище Сауран исследуется по государственной программе "Культурное наследие". Со временем здесь будет археологический парк Сисан.
От Астура, согласно ал-Идриси, "до Сисана 12 дней пути в восточном направлении по суше, а по реке меньше этого". Город находился в долине реки Иртыш. Точное месторасположение неизвестно.
Суяб
Городские поселения были и на плодородных землях Семиречья, как Суяб. Наиболее известный средневековый город Семиречья - Суяб. Он был столицей Западно-тюркского, Тюргешского и Карлукского каганатов. Самые ранние сведения о Суябе, относящиеся к первой половине VII-VIII вв., содержат китайские источники. В 629 г. буддийский паломник Сюань Цзянь по пути в Индию проехал через Семиречье. На реке Суй-е он нашел город. "В окружности он имел 6-7 ли. В нем жили купцы из разных стран и хусцы (согдийцы). Земли пригодны для возделывания красного проса и винограда. Прямо от Суй-е на запад находилось несколько десятков одиночных городов, независимых друг от друга". Далее Сюань Цзянь характеризует жителей городов Семиречья, их нравы, одежду, обычаи и заключает рассказ сообщением, что в городах живут земледельцы и торговцы. В 677 году, сообщают источники ("Старая Танская история"), китайцы совершили поход на западных тюрок, захватили кагана Дучжи в плен и отправили его в город Суй-е (Суяб).
Во времена господства в Семиречье тюргешей в Суябе находилась главная орда их кагана. В первом десятилетии VIII в. город упоминается в связи с междоусобицами. Так, в 740 г. один из тюргешских князей Мохэ-дагань в союзе с ферганским и ташкентским владетелями разбил при Суябе сына тюргешского кагана Сули и сам стал во главе тюргешей. Однако правление его было непродолжительным: в 748 г. наместник Восточного Туркестана Ван Чжень-сунь предпринял военную экспедицию на запад, разрушил городские стены и поставил в городе буддийский храм. Вмешательство китайцев в дела Западного Туркестана закончилось после поражения, нанесенного им в 751 году при Атлахе арабским полководцем Зиядом б. Салихом. Главенство в Семиречье захватили карлуки, и в 766 г. они заняли Суяб, сделали его своей столицей. К середине VIII в. относится первая мусульманская информация о городах Семиречья, в частности, о Суябе. У Ибн Хордадбеха и Кудамы Суяб фигурирует в числе городов на Великом Шелковом пути. В анонимном сочинении "Худуд ал-Алем" и в сочинении Гардизи "Зейн ал-Акбар" сведения, которых также взяты у информаторов, живших не позднее середины VIII в., содержится такая характеристика Суяба: "Это было большое селение, откуда выходят 20 тысяч человек. Владетелем города был брат джабгу". Затем Суяб исчезает со страниц письменных источников. Исследователи отождествляют Суяб с городищем Акбешим, расположенным вблизи города Токмак на территории Республики Кыргызстан. Раскопками здесь вскрыты цитадель Х-ХII вв., два буддийских храма VIII-IX вв., несторианский монастырь VIII-X вв. и церковь. Датируется городище VII-XII вв. и является одним из ярких историко-археологических памятников эпохи средневековья.
Баласагун
Впервые он упоминается в рассказе сельджукского везира Низам ал-Мулька (XI в.) о завоевании Баласагуна неверными тюрками незадолго до 943 г. Захватив Баласагун, тюрки (караханиды) приняли ислам. Баласагун был столицей одного из уделов Караханидского государства. В конце X в. Баласагун, согласно ал-Макдиси, представлял собой "большой населенный пункт, обильный благами". Махмуд Кашгарский приводит другие названия города: Куз-Улуш и Куз-Урду. Он же сообщает о том, что жители Баласагуна говорят по-согдийски и по-тюркски, и о том, что "сугдаг - люди, живущие в Баласагуне. Они из Согда, но выглядят как тюрки и приняли их обычаи". Около 11ЗО г. Баласагун завоевали каракитаи, которые в 1210 г. были разбиты хорезмшахом Мухаммадом, чем воспользовались жители Баласагуна: они отказались пустить в город разгромленное войско каракитаев. Однако после осады город был взят штурмом и разграблен. По сведениям источников, число убитых составляло 47 тысяч человек. В 1218 г. Баласагун был занят монголами без боя и получил название "Гобалык" - "Хороший город". При монголах письменные источники о Баласагуне не упоминают, нет известий о нем и в описаниях походов Тимура в Моголистан. Автор географического сочинения "Бахр ал-асрар" ("Море тайн"), живший в XVII в. Махмуд ибн Вали писал: "Баласагун - из городов Туркестанзамина, известного (под названием) Моголистан, до монгольского нашествия был с чисто мусульманским населением. Из него вышло много ученых. Мустауфи говорит: "Баласагун - страна обширная и природная; из шестого - седьмого климатов. Климат его очень холодный". В некоторых летописях сообщается, что "ширина его крепостной стены была в два с половиной (гяза). Баласагун имел сорок соборных и двести будничных мечетей. Двадцать ханака и десять медресе..." После нашествия монголов до тех пор, пока обычаи монголов не повредили ему, был он благоустроенным и цветущим. И с тех времен до сегодняшнего дня он находится в опустошенном и заброшенном состоянии. Некий путешественник-кашгарец во время составления сей книги в Балхе рассказывал: "Однажды правитель Кашгара вторгся в Моголистан, чтобы осудить и наказать калмыков. Спустя два месяца, следуя направлению с востока на север, дошли до какой-то местности, где из-под песка на четыре-пять зира выступали крыши высоких зданий: минаретов, дворцов, арок, медресе, и приметы их были видны с расстояния четырех фарсангов. Недалеко от той местности мы настигли калмыков, между нами состоялось сражение. Схватили из числа этих неверных много пленников и при возвращении, когда дошли до того места, где раньше мы увидели остатки зданий, у пленников спросили название этой местности. Они сказали: "Нам известно то, что здесь в прошлом был город под названием Баласагун"... Словом, этот город в прошлом был одним из лучших городов этого края. Вообще, по мнению исследователей, Баласагун известен уже в середине VIII в. В сочинениях средневековых географов в числе селений Семиречья названо "Беклиг" ("Беклелиг"), которое по-согдийски звучало, как "Семекна". Владетель селенья носил титул Бадан-Сангу, или по-тюркски Иинал-тегин; у него было 3000 воинов, кроме того, город выставлял 7000 воинов. Селение Беклиг (Беклелиг или Семекна) соответствует Баласагуну, и вот почему. Обратимся к значению "Беклиг", сопоставив его со словом "балык", которое употребляется в тюркских языках в значении "город". Анализ слова "балык" дан С.П. Толстовым. "Баласагун", по мнению С. П. Толстова, как и монгольская форма "Balgasun" означает "город", и то, и другое произошло от тюркского слова "балык" - город. Возможно и другое толкование топонима: "баласагун" - слово, состоящее из двух - "бала" и "сагун", где "бала" - усеченная форма "балык-беклиг", а "сагун" - военно-административный титул, распространенный как среди тюркской знати, так и у других народов Средней Азии. Особое значение играет тот факт, что владетель города Беклига носил титул Бадан-Сангу, в котором "Бадан" является именем, известным в среде согдийской и персидской аристократии. Ученый С. Г. Кляшторный убедительно показал: титул "Сенгун" ("Сангу") был наследственным, поскольку в 731 г. посольство городов согдийцев Семиречья, приехавших на похороны Кюль-тегина, возглавлял Нек Сенгун и Огул-Тархан. Первый был предшественником Бадан-Сангу. Напрашивается вывод о тождестве Беклига и Баласагуна. Первое название означает "просто город", второе осмысливается как "город Сенгуна". По-согдийски "Беклиг" назывался "Семекна", и В. В. Бартольд считал его согдийской колонией. В пользу такого мнения свидетельствует также анализ 52-53 строк рунической надписи в честь Кюль-тегина (VIII в.), где говорится о посольстве согдийских городов, одним из руководителей которого был Нек Сенгун, и он, видимо, являлся владетелем именно Беклига - Семекны - Баласагуна. Согдийское население в Баласагуне сохранялось еще в XI в., и, не случайно, Махмуд Кашгарский писал, что "сугдак - люди, живущие в Баласагуне". Это еще одно подтверждение в пользу тождества согдийского города Беклига - Семекны и города Баласагуна, где проживали согдийцы. Баласагун отождествляется с городищем Бурана, которое находится недалеко от Токмака в Кыргызстане. Оно исследуется кыргызскими археологами. Здесь открыты мусульманские мавзолеи, баня, которые подтверждают вкупе с сохранившимся минаретом соборной мечети Х-ХП вв. столичную роль располагавшегося на этом месте города Баласагуна.
Информация о работе Историческая ретроспектива городов Казахстана