Исторический источник

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 14:04, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является комплексный анализ источниковедческой базы.
Для решения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Произвести классификацию и систематизацию источников.
2. Составить характеристику источников по видам и группам.
3. Оценить репрезентативность источниковедческой базы.

Содержание

Введение
Глава I. Классификация источников
Глава II. Характеристика источников по видам
Глава III. Оценка репрезентативности источниковедческой базы
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по источниковедению.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

Пример:

480. Мачеха и падчерица.

В. Гонимую падчерицу  увозят в лес и бросают её там. Морозко, баба-яга, леший испытывают девушку и богато награждают её за кротость, трудолюбие, терпение. Родная дочь также хочет получить подарок, но не выдерживает испытание и погибает. — Аф. 95, 96, 97, 99, 102; Худ. 13, 14; Эрл. 9; Онч. 108; Жив. стар. (317), 387; Пермск. 77; См. 155а, Кор. 11; Карн. (5); 28, 101; Оз. 23, 28; Купр. 24; Ков. 20, 21; Чкал. 195; Госп. 25; (Белом. 38); Тум. 5; Горьк. 81; Пушк. 25. — ВР 1 24.

Новейший указатель  русских, а также белорусских, украинских сказочных сюжетов, является «Сравнительный указатель сказочных сюжетов. Восточнославянская сказка» Андреева Н. П. (1979). В нём делается отсылка на старую нумерацию, приведённую в «Указателе сказочных сюжетов по системе Аарне» Н. П. Андреева (напр. 2022 В = АА *241 3).

 

В основу своей классификации  Андреев Н. П. положил классификацию Аарне, построенную по принципу разделения текстов по жанровым разновидностям, а внутри них – по сюжетным типам, а также внес в указатель ряд дополнений из русского материала и снабдил свой указатель библиографическими ссылками на новейшие русские сборники.

В электронной версии «Сравнительного указателя сюжетов. Восточнославянская сказка» добавлен алфавитный указатель предметов и лиц.

В данной исследовательской  работе мы воспользуемся классификацией сказочных сюжетов Андреева, так  как для реконструкции духовной культуры восточных славян необходимо обращение к широкому комплексу русских, украинских, белорусских сказочных сюжетов, охватывающих широкий временной промежуток, с ссылками автора как на старые, так и на новейшие русские сборники сказок. Данными сведениями классификация Андреева Н. П. как раз и располагает, поэтому мы воспользуемся именно ей.

Классификация будет  приведена полностью. Сказки, которые были использованы в исследовательских работах, будут рассортированы по сюжетам.

Сюжеты:

I. СКАЗКИ 0 ЖИВОТНЫХ (1-299)

1-99. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

100-149. ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ  ЖИВОТНЫЕ

150-199. ЧЕЛОВЕК И ДИКИЕ  ЖИВОТНЫЕ

200-219. ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

220-274. ПТИЦЫ И РЫБЫ

275-299. ДРУГИЕ ЖИВОТНЫЕ, ПРЕДМЕТЫ, РАСТЕНИЯ И ЯВЛЕНИЯ  ПРИРОДЫ

II. СОБСТВЕННО СКАЗКИ (300—1199)

А. ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ (300—749)

300—399. ЧУДЕСНЫЙ ПРОТИВНИК: 300 – победитель змея; 325 – хитрая наука; 329 – Елена Премудрая;

400—459. ЧУДЕСНЫЙ СУПРУГ:

400А – муж ищет исчезнувшую или похищенную жену; 402 – Царевна-лягушка; 406 – дочь-людоедка; 409 – мать-рысь; 410 – спящая царевна; 431 – лесной дом; 432 – финист-ясный сокол; 450 – братец и сестрица;

460—499. ЧУДЕСНАЯ ЗАДАЧА:

465В– красавица-жена (Гусли-самогуды); 480 *В – Морозко; 480А*=АА480*Е – три сестры; 480 *F – падчерицу посылают за огнем к бабе-яге;

500—559. ЧУДЕСНЫЙ ПОМОЩНИК:

502 – медный лоб; 511 – Одноглазка, Двухглазка, Трехглазка; *515 I – волшебный мальчик; 518 – обманутые лешие; 530А – Сивко-бурко; 551 – молодильные; 554 – благодарные животные; 555 – золотая рыбка;

560—649. ЧУДЕСНЫЙ ПРЕДМЕТ:

560 – волшебное кольцо; 561 – лампа Алладин; 563 – чудесные дары; 567 – чудесная птица; 610 – целющее яблочко; 613 – правда и кривда;

650—699. ЧУДЕСНАЯ СИЛА ИЛИ ЗНАНИЕ (УМЕНИЕ):

—650С*=АА*650 I – Илья Муромец; 665 – скорый гонец; 667 – воспитанник лешего; 670 – язык животных; 671 – три языка; 675 – по щучьему веленью; *677 I – Садко;

700—749. ПРОЧИЕ ЧУДЕСНЫЕ  МОТИВЫ:

706 – безручка; 707 –  чудесные дети; 709 – мертвая царевна; 720 – мать меня убила, отец  меня съел; 735=К311А – две доли; 735А=АА*735 I=К735 – горе (нужда); —735D* - человек пытается избавиться от Беды; —735F* - доля красавицы и некрасивой; —736В* - царевнина талань; —739** - охотник и рыбак;

В. ЛЕГЕНДАРНЫЕ СКАЗКИ (750—849)

750—779. БОГ НАГРАЖДАЕТ  И НАКАЗЫВАЕТ

780—799. ПРАВДА ВЫХОДИТ  НАРУЖУ

800—809. ЧЕЛОВЕК НА ТОМ  СВЕТЕ

810—814. ЗАПРОДАННЫЙ ЧЕРТУ:

810 – сети злого  духа (черт в магическом кругу); *810 II – запроданный злому духу; 812А – запроданный черту;

815—825. О ЧЕРТЯХ

С. НОВЕЛЛИСТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ (850-999)

850-869. ЖЕНИТЬБА НА ЦАРЕВНЕ  (ПОХИЩЕНИЕ КРАСАВИЦЫ):

851 – неразгаданные загадки;

870-879. ДЕВУШКА ВЫХОДИТ  ЗАМУЖ ЗА ЦАРЕВИЧА (ЦАРЯ, БАРИНА)

880-899. ВЕРНОСТЬ И НЕВИННОСТЬ

900-904. МУЖ ИСПРАВЛЯЕТ  ЖЕНУ

910-915. ДОБРЫЕ СОВЕТЫ

920-929. УМНЫЕ ДЕЛА И  СЛОВА

930-934. СКАЗКИ О СУДЬБЕ:

930 – от судьбы не уйдешь (ср. 461-Марко Богатый); 931 – кровосмеситель (Андрей Критский); 934B* = K 948 – обреченный на съедение волку;

950-973. О РАЗБОЙНИКАХ  И ВОРАХ

974-999. ПРОЧИЕ НОВЕЛЛИСТИЧЕСКИЕ  СЮЖЕТЫ

D. СКАЗКИ ОБ ОДУРАЧЕННОМ  ЧЕРТЕ (1000-1199)

1000-1029. БАТРАК РАЗДЕЛЫВАЕТСЯ  С ХОЗЯИНОМ (ЧЕРТОМ)

1030-1059. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ЧЕЛОВЕКА С ЧЕРТОМ:

ЧЕЛОВЕК ОБМАНЫВАЕТ ЧЕРТА

1060-1114. СОСТЯЗАНИЕ С  ЧЕРТОМ

1115-1129. НЕУДАЧНЫЕ ПОПЫТКИ  ЧЕРТА УБИТЬ ЧЕЛОВЕКА

1145-1154. НАПУГАННЫЙ ЧЕРТ (ЗМЕЙ)

III. АНЕКДОТЫ (1200-2400)

1200-1349. О ГЛУПЦАХ И  ПРОСТАКАХ (ПОШЕХОНЦАХ)

1350-1379. О СУПРУГАХ

1380-1404. О ГЛУПЫХ ЖЕНАХ  И ХОЗЯЙКАХ

1405-1429. О ЗЛЫХ, ЛЕНИВЫХ,  ХИТРЫХ ЖЕНАХ И ИХ МУЖЬЯХ

1430-1439. О ГЛУПЫХ СУПРУЖЕСКИХ  ПАРАХ

1440-1449. О ЖЕНЩИНАХ (ДЕВУШКАХ)

1450-1474. О НЕВЕСТАХ

1475-1499. О СТАРЫХ ДЕВАХ

1500-1524. ПРОЧИЕ АНЕКДОТЫ О ЖЕНЩИНАХ

1525-1639. О ХИТРЫХ И  ЛОВКИХ ЛЮДЯХ

1640-1674. СЧАСТЬЕ ПО СЛУЧАЮ

1675-1724. О ДУРАКАХ

1725-1850. О ПОПАХ

1851-1874. АНЕКДОТЫ О ДРУГИХ  ГЛУПЫХ ЛЮДЯХ

1875-1999. НЕБЫЛИЦЫ

2000 и ДАЛЬШЕ. РАЗНЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ К АНЕКДОТАМ

 

Волшебные сказки с чудесными помощниками-дарителями, супругами, получением тайных знаний и навыков, сказочных животных, использовались в курсовой работе за третий курс в исследовании социального обряда восточных славян – обряда инициации и его символическом отражении в русской народной сказке.

В следующих практических работах возможно расширение сказочной  базы источников и дополнения в классификацию сказок по сюжетам.

 

 

Классификация этнографических  источников

 

     Ведущим методом сбора этнографических данных является метод непосредственного наблюдения. Однако учитывая принадлежность этнографии к историческим наукам, этнографическим источником могут быть как полевые (экспедиционные) материалы, так и факты, собранные смежными гуманитарными и общественными науками.

Наиболее полные и  ценные этнографические материалы были добыты методом экспедиционного исследования, который получил название стационарного. Он связан с длительным пребыванием и вживанием в исследуемую этническую среду.

Полевая этнографическая  практика, нацеленная на сбор источника научных знаний – утверждает следующие методы: опрос – работу с обоснованно выбранным информатором или информаторами в данной этнической общности; эксперимент – соучастие этнографа в социальном или семейном действе, обряде, естественно возникших в период экспедиционной работы; наблюдение – тщательное изучение и фиксация всего комплекса этнически своеобразных культуры и быта.

Полевое этнографическое  исследование дает как материальные, так и духовные источники знаний. К материальным относятся зафиксированные в чертежах, схемах, фотографическим способом объекты материальной культуры и предметы, связанные с производственной жизнью этноса, - орудия труда, жилище, пища, утварь, одежда и т. д. С помощью современных технических средств (кинофотоаппаратуры, магнитофонов) и традиционных полевых записей фиксируются объекты и явления духовной жизни народа (традиции, обряды, обычаи, верования, фольклор), причем материализованные, предметные свидетельства духовной культуры, например предметы культа, народного искусства, места и типы захоронений, фиксируются подобно объектам материальной культуры.

Глубока связь этнографии с фольклористикой, которая отражает специфические стороны духовной культуры народов, ее богатство, проявляющиеся в лексике устном поэтическом творчестве.1

Этнографические источники  ценны для изучения духовной культуры восточных славян в исследовательских  работах.

Этнографические источники  можно классифицировать следующим  образом:

Источники духовной культуры (изучающие обряды, празднества, традиции, верования, фольклор):

1. Сахаров И. П. Сказания русского народа, собранные Сахаровым. Народный дневник. Праздники и обычаи. Часть I. – Спб.: Издание А. С. Суворина, 1885. – 316 с.

Сахаров И. П. Сказания русского народа, собранные Сахаровым. Народный дневник. Праздники и обычаи. Часть II. – Спб.: Издание А. С. Суворина, 1885. – 248 с.

Сахаров И. П. Сказания русского народа, собранные Сахаровым. Народный дневник. Праздники и обычаи. Часть II. – Спб.: Издание А. С. Суворина, 1885. – 248 с.

2. Северные сказки. Сборник Н.Е. Ончукова. В 2 томах. СПб.: Тропа Троянова, 1998, 480 с. – ПСРС, т. 1.

Северные сказки. Сборник Н.Е. Ончукова. В 2 томах. СПб.: Тропа Троянова, 1998, 356 с. – ПСРС, т. 2.

3. Майков Л. Н. Великорусские  заклинания. – СПб.: Типография Майкова, 1869. – 164 с.

4. Барсов Е. В. Причитания  Северного края. Часть I. – М.: Типография «Современ. Изв.», 1872. – 404 с.

5. Соколова В. К. Весеннее-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. – М.: Наука, 1979. – 287 с.

6. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. – СПб.: Азбука, 1980. – 530 с.

7. Гринкова Н. П. Родовые пережитки, связанные с разделением по полу и возрасту. – М.: Советская этнография, 1936. № 2. – 28 с.

8. Соколова В. К. Весеннее-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. – М.: Наука, 1979. – 287 с.

 

Этнографические источники  материальной культуры (предметы культа, народного искусства, места и типы захоронений, места расселения и т.д.):

1. Нидерле Л. Славянские  древности. // Пеpевод на рус. Т. Ковалевой, М. Хазанова./ Под ред. А. Л. Монгайта М.: Алетейа, 2000. – 592 с.

2. Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография./ Пер. с нем. К. Д. Цивиной. Примеч. Т. А. Бернгитам, Т. В. Станюкович, К. В. Чистова. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. – 511 с.: ил. (Этнографическая библиотека).

3. Прокопий Кесарийский. История войн римлян с персами, вандалами и готами. / Пер. С. Дестуниса. Т. 1. Кн. 1, 2. СПб., 1876. – 80 с.

О постройках. / Пер. С. П. Кондратьева. // ВДИ. 1939. № 4. С. 203-283.

4. Феофилакт Симокатта. История. Вступ. ст. Н. В. Пигулевской. Перевод С. П. Кондратьева. (Серия «Памятники средневековой истории народов Центральной и Восточной Европы»). М., 1957. переизд.: История. — М.: Арктос, 1996. 272 стр.

[Отрывки о славянах  из «Истории» Феофилакта Симокатты] / Пер. и комм. С. А. Иванова. // Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. II (VII – IX вв.). М.: Вост. лит., 1995. С. 10-64.

5. Баварский Географ (или Восточнофранкская таблица племён) — список народов и племён, преимущественно славянского происхождения, населявших в IX веке области восточнее Франкского государства.

6. Гаркави А. Я. Из сочинений Абуль-Хасана Али ибн-Хуссейна, известного под прозванием Аль-Масуди (писал от 20 или 30 до 50-х годов X века по Р. X.) // Сказания мусульманских писателей о славянах и русских (с половины VII века до конца X века по Р. Х.). — СПб.: 1870.

7. Ибн-Фадлан «Записка» о путешествии на Волгу. // Изд. Академии   наук  СССР  М-Л,  1939. Перевод  и  комментарии А.П.Ковалевского. Под редакцией И.Ю.Крачковского.

 

Монографии и энциклопедии

     Помимо  источниковедческой базы, в исследовательских  целях, были привлечены историографические  материалы – этнографические  и фольклорные труды зарубежных  и российских авторов по изучению духовной культуры восточных славян, среди которых следует выделить монографии и энциклопедии.

Монография –  научный труд в виде книги с углубленным изучением одной или нескольких (тесно связанных между собой) тем. Ее автором, как правило, является один человек, но есть и коллективные монографии. Монография относится к жанрам научной прозы.

Монография – это  углубленное изучение исследователем определенной проблемы и более детальное  освещение всех ее сторон, с целью  наиболее комплексного анализа.

Авторы монографий, исследующие  духовную культуру восточных славян, могут быть фольклористами, этнографами, археологами, и их труды можно классифицировать следующим образом:

1) Монографии, посвященные исследованию духовной культуры восточных славян (верований, мифологических представлений, ритуалов, переработка фольклорных данных и составление легенд):

Байбурин Альберт Кашфуллович. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993. – 253 с.

Велецкая Н. Н. Языческая  символика славянских архаических ритуалов. – М.: Наука, 1978. – 325 с.

Даль В. И. О повериях, сувериях и предсрассудках русского народа. – М: Цитадель, 1998. – 480 с.

Пропп В. Я. Морфология волшебной  сказки. – М.: Изд-во «Лабиринт», 1948. 512 с.

Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – М.: Изд-во «Лабиринт», 1946. 507 с.

Рыбаков Б. А. Язычество  древних славян. – М.: Наука, 1981. – 530 с.

Информация о работе Исторический источник