Исторический портрет Елизаветы Петровны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 17:51, реферат

Краткое описание

18 век открыл новый период русской истории. В течение этого столетия наше государство совершило период от Московского царства к Российской империи, стало мировой державой. Изменилось не только название, изменилось все: территория, состав населения, язык, управления, культура. Два человека – Петр и Екатерина - стояли вначале и на исходе этого столетия. Петр выбрал направление и заложил основы этого развития, Екатерина продолжила начатое им дело. Вслед за быстрым ростом при Великом императоре Россия после его смерти несколько останавливается в своем развитии. За первые 17 лет после Петра на престоле Российской империи сменилось четыре государя

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин, уложила пропасть солдат на полях  Цорндорфа   и    Кунерсдорфа. Елизавета со своей 300-тысячной армией могла стать вершительницей европейских судеб; карта Европы лежала перед ней в ее распоряжении, огромное влияние,  какое  Россия тогда имела на дела всей  Европы, заискивание Англии, Франции, Австрии. 

В социальной политике продолжалась линия расширения прав дворянства. В 1746 г. за дворянами было закреплено право владеть землёй и крестьянами. В 1760 г. помещики получили право ссылать крестьян в Сибирь с зачётом их  вместо  рекрута. Крестьянам  было запрещено вести  денежные операции без разрешения помещика.

 В 1741 году императрица приняла Указ, разрешавший буддийским ламам проповедовать на территории Российской империи своё учение. Все ламы, пожелавшие приехать в Россию, приводились к присяге на верноподданство империи. Указ также освобождал их от уплаты налогов. При этом 2 декабря 1742 года был принят указ о высылке всех граждан иудейского вероисповедания с разрешением остаться лишь тем, кто захочет принять православие.

Явная слабость к власти, непрерывная чехарда правителей нерусского происхождения вызывали  раздражения гвардии  помнившей славные петровские времена и гордые победы гениального царя.  Любовь и уважение, которые гвардия испытывала к Петру Великому, распространились и на  его дочь Елизавету. Она желала  нравиться гвардейцам она их ласково принимала, крестила их детей, была  проста,  дружелюбна к соратникам своего отца.                                                                                                                                                   Но не столь безупречен  был характер Елизаветы Петровны. Один из современников писал , что сквозь ее доброту и гуманность  в императрице нередко просвечивала гордость, высокомерие, даже жестокость и подозрительность: она постоянно испытывает страх  за себя , за свою власть  и жизнь.  В ее дворцах не было особого помещения для спальни, она отдыхала в разных  залах,  а иногда поздно вечером тайно переезжала в другой дворец. Все перевороты,  какие прошли на ее памяти  совершались ночью,  и от этого  она ночью не спала,  опасаясь переворота. Кроме того, Елизавета  до конца своих дней  была очень суеверна, полна предрассудков старинных привычек, разных примет, которых не следовало оскорблять, и ложных страхов. Она свято верила в леших, домовых, русалок. Ложась спать она требовала, чтобы ей рассказывали сказки, обязательно страшные и чесали пятки. До самой смерти она было уверена в возможность проехать в Англию сухим путем. Главным ее интересом был интерес к сплетням. Она имела склонность перетолковывать в дурную сторону все, что ей говорили люди.

Еще одна характерная черта Елизаветы – это любовные истории с мужчинами  и с женщинами. Их было много, слишком много. Как  пересчитать героев любовных романов, если каждая  встреча   с красивым солдатом  или рослым кучером сплошь и рядом   создавала еще одного генерал-аншефа  российской империи. У Елизаветы был отцовский темперамент, гнев ее был страшен – лицо наливалось краской, черты искажались, она начинала визгливо кричать, не стеснялась  рукоприкладства, характерна была  и нервная подвижность, которая гнала ее с одного места на другое, делая жизнь окружающих подлинной мукой. Елизавета была легка на подъем и любила путешествовать. Зимний  путь из Петербурга  в Москву она пролетала за 48 часов, исправно платя за каждую загнанную лошадь. Большая часть этих путешествий была лишена смысла и государственной важности. Это  была прихоть, безотчетное желание смены впечатлений, каприз. Елизавета  предпочитала царствовать, а не править.                                             

 При Елизавете были реорганизованы  военно-учебные заведения. В 1744 г. вышел указ о расширении сети начальных школ. Открыты первые гимназии: в Москве (1755) и Казани (1758). В 1755 г. по инициативе И. И. Шувалова основан Московский университет,  более доступный  для провинциального дворянства  и разночинцев, а в 1760 г. — Академия художеств.  Созданы выдающиеся памятники культуры (царскосельский Екатерининский дворец и др.). Оказывалась поддержка М. В. Ломоносову и другим представителям русской науки и культуры.

Елизавета Петровна не жалела  денег  для строительства  зданий в стиле, получившем название елизаветинское барокко. Дворцы ее  отличались особым изяществом, роскошью, величественностью. Балы, маскарады, поклонники, наряды, казалось, это все, что нужно младшей дочери  Петра. Личные художественные  пристрастия  Елизаветы Петровны способствовали развитию  эстетического  вкуса ее  подданных, формированию высоких  требований к произведениям  искусства. Поэт  Г. Р. Державин называл пору правления красавицы с  кошачьими глазами  « веком песен». Императрица  обладала незаурядными  музыкальными способностями: сама сочиняла песни, сохранившиеся в народе.               

 Благодаря ее увлечениям  в России  появилась гитара, мандолина, арфа  и другие  музыкальные  инструменты.  При ней расцвели  оперное искусство, балет. Особенно сильно  Елизавета Петровна любила драматические театры и в 1756 году подписывается приказ об открытии структуры императорский театров России.  На  сцене  придворного  театра  ставились  многочисленные  комедии  и трагедии.  При  Елизавете Петровне  русский зритель  познакомился  с У.Шекспиром,   Мольером,  пьесами  русских  драматургов, главным  из которых был Александр Сумароков. Самым больным был вопрос о престолонаследии. Елизавета официально никогда не была замужем  и не имела детей. Многие  считали эти утверждения спорными. По свидетельству некоторых современников, Елизавета состояла в тайном браке с Алексеем Разумовским. Не имея детей, она взяла под личную опеку осиротевших в 1743 году двух сыновей и дочь камер-юнкера Григория Бутакова: Петра, Алексея и Прасковью. Впрочем, после смерти Елизаветы Петровны появилось немало самозванцев, именовавших себя её детьми от брака с Разумовским. В их числе наиболее известной фигурой стала так называемая княжна Тараканова.

Официальным наследником престола 7 ноября (18 ) 1742 г. Елизавета назначила своего племянника (сына сестры Анны) — герцога Голштинского Карла-Петера Ульриха (Петра Фёдоровича). В его официальный титул были включены слова «Внук Петра Великого».

В конце 1750-х годов здоровье  императрицы серьезно пошатнулось. Она часто и подолгу болела, раздражалась по мелочам, устраивая разносы своим приближенным. Будущий наследник  почти не скрывал ожидание близкой кончины  императрицы, его скандальные выходки, презрительное отношение ко всему русскому  не раз повергали Елизавету Петровну в горестные размышления. Она все чаще думала о судьбе престола, наследником   которого являлся  ее  племянник.  К концу жизни  Елизавета резко  изменилась. Вокруг нее  осталось мало людей, которые видели  Елизавету Петровну  в последние дни. Одним из  этих  немногих людей был Иван Шувалов. Ни многочасовые бдения перед зеркалом, ни новые наряды, ни оригинальные прически не могли спасти,  вернуть ей божественную красоту. И  в отчаянии срывала с себя украшения,  она  отменяла предстоящие празднества, спектакли, приемы. Осенью 1761 г, самочувствие Елизаветы Петровна ухудшилось. Чтобы поправить  свое  здоровье, она выехала в Царское село; однако обмороки не прекратились. Она отказывалась принимать лекарства  и  поверить в сам факт тяжелой болезни. Она панически боялась смерти и не хотела уходить в мир иной. Судьбе было угодно, чтобы, прожив  всю  жизнь  как один непрерывный праздник, Елизавета  и  умерла в великий светлый день 25 декабря 1761г. Накануне она тихим голосом простилась с наследником  престола  Петром  Федоровичем и его женой Екатериной. Хоронили императрицу уже в новом 1762 г. В роскошной серебряной робе с кружевными  рукавами и золотой короной на голове, она, даже отправляясь на тот свет, была одета как модница. Елизавета была умная и добрая, но беспорядочная и своенравная русская барыня XVIII в., которую по русскому обычаю многие бранили при жизни и тоже по русскому обычаю все оплакали по смерти.

                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Описываемое время, время елизаветинской эпохи  оставило на себе приятное воспоминание  в народе, несмотря на  то, что за ним почти непосредственно следовало блестящее екатерининское время. Елизавета подняла славное знамя отца своего и успокоила оскорбленное народное чувство ясным для всех стремлением неуклонно следовать главному и самому важному для народа правилу - нисколько  не  ослабляя связей с Западной Европой, давать первенствующее значение русским людям, в их руках держать судьбу государства. Правительство отличалось миролюбием, а между тем войны, им веденные, ознаменовались  блестящими  победами. Это спокойствие, довольство, удовлетворение  главным   потребностям  народным заслужило елизаветинскому времени приятную память, особенно  по сравнению со временем  предшествовавшим, чему много способствовал  характер императрицы, который выразился резче всего в том, что народ должен был отвыкнуть от ужасного зрелища смертной казни. Закона, уничтожавшего смертную казнь, не было издано: вероятно, Елизавета боялась увеличить число преступлений, отнявши страх последнего наказания; суды приговаривали к смерти, однако приговоры эти не были приведены  в исполнение, Но, как и раньше, в застенках томились подозреваемые в преступлениях  против  российской императрицы. Имел ли  важность факт  казни,  если  допрашиваемые  умирали на дыбе, а по дороге в Сибирь погибали от холода и  болезней.                                                             Царствование Елизаветы представляет заметную перемену во внутренней жизни русского общества. Нравы смягчаются, к человеку  относятся  с большим уважением и  умственные интересы начинают находить более доступа в обществе, которое начинает  чувствовать потребность высказаться, вследствие  являются начатки  литературы и попытки  обработать, облагозвучить орудие выражения пробивающейся мысли – язык. Эта перемена должна была произойти от разных  причин: прежде всего от естественного роста, естественного развития  русского общества  по тому направлению, которое  было усвоено  в эпоху преобразования; во – вторых, Россия, вошедшая в общую жизнь европейских народов, должна была подчиняться влияниям, среди них господствовавшим.  И, наконец, многое зависело от условий времени  и  в государстве самодержавном  зависело от характера царствующего лица.                     Новое поколение  русских людей, выведенное   Елизаветою наверх, должно было постараться уничтожить мнение, что без помощи иностранцев Россия не может быть управляема, не может поддержать своего значения, данного ей отцом  Елизаветы, а необходимое средство для этого образование. Немцы с презрением относились к необразованности русских, но когда русские в поисках за образованностью  внимательнее посмотрели на Европу, то увидели, что сами немцы столь гордые своим  учительским  характером в России, у себя  дома рабски подчиняются влиянию французскому. Отсюда понятно, что русские люди непосредственно обращаются  к Франции, к ее языку, к ее литературе. От этого ига избавила Россию дочь Петра Великого. Россия  «пришла  в себя». На высших местах управления снова явились русские люди, для будущего времени  приготовляется новое поколение, воспитанное уже в других правилах чем те, которые  господствовали  в прежние царствования,  воспитывается, приготовляется целый ряд деятелей, которые сделают знаменитым  царствование Екатерины II. Силы прусского короля были сокращены благодаря твердости Елизаветы,  впоследствии Екатерина II не встретила в них препятствия  для  достижения своих целей; кроме этого важного значения Семилетней войны для России она была  школой, из которой вышли русские полководцы, сделавшие царствование Екатерины II столь блестящим в  военном  отношении. Таким образом, воздавая должное Екатерине II, не забудем, как много  внутри  и вне было приготовлено для нее Елизаветой.                                                                                                      

                

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Василевский, И.Н Романовы: портреты и характеристики. Ч.II. - Новосибирск: Малое предприятие «Маяк», 1991. – С. 42-67.
  2. Семеникова, Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизации. – М.: Интерпракс, 1994. –  608 с.
  3. Россия под скипетром Романовых. – Москва: СП «Интербук», 1990. – С. 45-46.
  4. Вилков, В.А. Все правители России. Великие князья, цари, иператоры, генсеки, президенты/В.А. Вилков, Ю.Г. Степанов. – Ростов н/Д: Владис, 2009. – С. 362-369.
  5. Писарькова, Л.Ф. История России. XVIII-XIX в.в: Хрестоматия/Под. ред. А.Н. Сахарова. – Москва. : «Вербум-М», 2003. – С. 55-60.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                         


Информация о работе Исторический портрет Елизаветы Петровны