Историческое значение Великой Отечественной войны для русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:35, реферат

Краткое описание

Великая Отечественная война – одна из самых ярких и трагичных страниц в истории России. Выстоять в противоборстве с мощнейшей из развитых стран того времени – фашистской Германией стало возможным только ценой огромного напряжения сил и величайших жертв. Немалую роль в достижении Победы сыграли деятели науки и искусства. С первых дней войны литература стала важнейшим идейным и духовным оружием в борьбе с врагом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Русская культура во время ВОВ 4
2. 50-е годы 9
3. Вторая половина 40-х годов 10
4. Советские фильмы 11
Заключение 13
Список используемой литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

Историческое значение Великой Отечественной войны для русской культуры.docx

— 34.82 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Русская культура во время ВОВ 4

2. 50-е годы 9

3. Вторая половина 40-х годов 10

4. Советские фильмы 11

Заключение 13

Список используемой литературы 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Великая Отечественная война  – одна из самых ярких и трагичных  страниц в истории России. Выстоять в противоборстве с мощнейшей  из развитых стран того времени –  фашистской Германией стало возможным  только ценой огромного напряжения сил и величайших жертв. Немалую  роль в достижении Победы сыграли  деятели науки и искусства. С  первых дней войны литература стала  важнейшим идейным и духовным оружием в борьбе с врагом. Многие писатели в качестве военных корреспондентов  отправились на фронт: К. М. Симонов, А. А. Фадеев. Многие погибли: А. П. Гайдар, Е. П. Петров. Советский татарский  поэт М. Джалиль был ранен, погиб в плену. Подъем патриотических чувств, вызванный войной, стал мощным стимулом к творчеству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Русская культура во время ВОВ.

 Великая Отечественная  война – одна из самых ярких  и трагичных страниц в истории  России. Выстоять в противоборстве  с мощнейшей из развитых стран  того времени – фашистской  Германией стало возможным только  ценой огромного напряжения сил  и величайших жертв. Немалую  роль в достижении Победы сыграли  деятели науки и искусства.  С первых дней войны литература  стала важнейшим идейным и  духовным оружием в борьбе  с врагом. Многие писатели в  качестве военных корреспондентов  отправились на фронт: К. М.  Симонов, А. А. Фадеев. Многие  погибли: А. П. Гайдар, Е. П.  Петров. Советский татарский поэт  М. Джалиль был ранен, погиб в плену. Подъем патриотических чувств, вызванный войной, стал мощным стимулом к творчеству. Бурный взлет переживает лирика. Большой отклик среди фронтовиков имели стихотворения Константина Михайловича Симонова (1915–1979) («Жди меня»). Огромную популярность приобрел Василий Теркин – герой поэмы Александра Трифоновича Твардовского (1910–1971), простой боец, заводила и балагур. Многие стихи были положены на музыку и стали песнями (например, «Землянка» А. А. Суркова). В прозе создавались произведения, посвященные войне (К. М. Симонов «Дни и ночи», А. А. Фадеев «Молодая гвардия»). На передовую выезжали театрально-концертные бригады. Кинематографисты выпускали документальные фильмы и художественные картины военно-патриотической тематики («Секретарь райкома» реж. И. А. Пырьев, «Нашествие» реж. А. М. Роом, «Два бойца» реж. Л. Д. Луков и др.). Историческое кино было представлено первой серией фильма «Иван Грозный» (реж. С. М. Эйзенштейн), вышедшей на экраны в 1945 г. Художники создавали плакаты. В самом начале войны появился необыкновенный по эмоциональной силе плакат И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!». Много работали в жанре плаката Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов). Возрождаются традиции «Окон РОСТА», которые теперь именуются «Окна ТАСС». Военная тема нашла выражение в станковых произведениях А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя» (1942 г.), А. А. Пластова «Фашист пролетел» (1942 г.), С. В. Герасимова «Мать партизана» (1943 г.). В симфонической музыке событием стала премьера героической Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича, состоявшаяся в блокадном Ленинграде.

 Важнейшей задачей  советского правительства после  войны в области культуры стало  восстановление сферы образования.  Потери были огромны: разрушены  школьные и вузовские здания, погибли преподаватели, уничтожены  библиотеки, музеи и т. д. Из  бюджета на образование выделялись  большие средства (больше, чем до  войны: 2,3 млрд. руб. в 1940 г. и  3,8 млрд. руб. в 1946 г.) К делу восстановления  школьного образования подключилась  вся страна. Большое количество  новых школьных зданий было  построено методом народной стройки.  Со временем, и довольно быстро, удалось восстановить и даже  превзойти довоенное количество  учащихся. Страна перешла к системе  всеобщего семилетнего образования,  но сделано это было во многом  за счет снижения качества, т.  к. нехватку преподавателей в  стране пришлось ликвидировать  путем создания краткосрочных  курсов или подготовки преподавателей  по сокращенной программе в  учительских институтах. И все  же система образования динамично  развивалась. В 1946 г. Всесоюзный  комитет по делам высшей школы  был преобразован в Министерство  высшего образования СССР. Соответствующее  подразделение – Отдел науки  и высших учебных заведений  был создан в ЦК ВКП (б).

 Дополнительные инвестиции  шли и в науку. В короткий  срок была восстановлена материальная  база научных учреждений. Открывались  новые научно-исследовательские  институты, были созданы даже  новые Академии наук в Казахстане, Латвии и Эстонии. Однако по-прежнему  в отношении власти к науке  продолжал господствовать грубый  диктат чиновников-непрофессионалов.

 Великая Отечественная  война, ставшая величайшим испытанием  для советского народа, пробудила  в людях лучшие качества. Окончание  войны сопровождали оптимистические  настроения. Народ, победивший фашизм  и освободивший от него мир,  чувствовал в себе силы и  право на свободу и на достойную  жизнь. Ослабление режима, однако, не входило в планы партийно-государственной  верхушки. Отсюда новый виток  репрессий и глубокий кризис, охвативший русскую культуру  на излете сталинской эпохи.

 По-прежнему закрывались  возможности для развития многих  перспективных направлений исследований. В 1938 г. место президента занял Т. Д. Лысенко. Он был ярым противником генетики, и его позиция по этому вопросу стала в агробиологии решающей.

Собственные теоретические  построения Лысенко, обещавшего быстрое  увеличение урожайности сельхозкультур в короткие сроки, не подтверждались экспериментами, но руководство страны было на его стороне. В результате на сессии ВАСХНИЛ, прошедшей в августе 1948 г., генетика была объявлена «буржуазной лженаукой». Это означало полное прекращение исследований в этой области. Государство цинично эксплуатировало труд ученых, осужденных за якобы антисоветскую деятельность. Их содержали в специальных зонах, «шарашках», где они отбывали свои сроки и бесплатно работали над на научными проблемами, решение которых имело важное оборонное значение.

 Еще более губительным  оказалось давление партийно-государственного  пресса для гуманитарной науки.  За послевоенное десятилетие  достижения в этой сфере очень  невелики. Научную общественность  сотрясали разворачивавшиеся одна  за другой кампании: кампанию  по борьбе с формализмом сменила  кампания по борьбе с «космополитизмом  и низкопоклонством перед Западом». Неприятие достижений западной  культуры стало официальной позицией. Главная цель этой кампании  заключалась в том, чтобы воздвигнуть  идеологическую стену между СССР  и Западом. Многие деятели искусств  и культуры, творчеству которых  был чужд узко-патриотический  обскурантизм, подвергались гонениям. Неосторожное высказывание, противоречащее  насаждаемым догмам, могло стоить  человеку не только работы  и свободы, но и жизни. Кроме  того, в кампании борьбы с космополитизмом  был силен антисемитский компонент.

 Партия и правительство  грубо вмешивались в исследовательский  процесс. Партийные деятели принимали  участие в научных дискуссиях, полностью лишая участвовавших  в них специалистов возможности  свободно высказываться. Так,  в состоявшейся в 1947 г. дискуссии  по философии принял участие  член Политбюро ЦК А. А. Жданов, а в дискуссиях по языкознанию  (1950 г.) и по политэкономии (1951 г.) принял участие сам «корифей  наук» – Сталин. Все эти меры  призваны были напугать, «поставить  на место» представителей интеллигенции,  вернуть атмосферу тотального  страха, успевшую за годы войны  несколько поредеть.

 

В 1946—1948 гг. ЦК ВКП (б) принял ряд важных постановлений: «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров и мерах  по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь», «Об опере Мурадели «Великая дружба». ЦК ВКП (б) в этих постановлениях указал, что советская литература и искусство должны руководствоваться в своей творческой работе политикой партии, составляющей жизненную основу Советской страны, должны повышать свою организующую и воспитательную роль в борьбе за построение коммунизма в нашей стране. ЦК ВКП (б) призвал литераторов, драматургов, работников театра и кино создавать яркие, волнующие, полноценные в художественном отношении, близкие и понятные широким народным массам произведения о жизни советского общества, о советском человеке, которые должны отвечать на культурные запросы советских людей, воспитывать их в духе коммунизма, в духе горячей любви к Родине.

Вместе с тем в этих постановлениях содержались отдельные  несправедливые оценки творчества ряда талантливых композиторов. Эти оценки были исправлены постановлением ЦК ВКП (б) от 28 мая 1958 г.

Сплочению художественной интеллигенции  вокруг Коммунистической партии, повышению  идейности ее творчества способствовали всесоюзные форумы творческих союзов: Второй Всесоюзный съезд советских  писателей (декабрь 1954 г.), Первый Всесоюзный съезд советских художников (февраль—март 1957 г.), Второй Всесоюзный съезд советских  композиторов (март—апрель 1957 г.). ЦК КПСС в своих приветствиях этим съездам призвал деятелей советской культуры правдиво отображать великие деяния советского народа, воспитывать советских людей в духе коммунизма и коммунистической морали, способствовать всестороннему и гармоничному развитию трудящихся, воспитывать молодежь в духе любви к труду, бесстрашия, уверенности в победе нашего дела. По инициативе ЦК КПСС в эти годы был создан ряд новых творческих союзов: Союз работников кинематографии СССР, Союз писателей РСФСР, Союз художников РСФСР.

 

В послевоенные годы в ряды советской литературы пришло новое  пополнение талантливых писателей  и поэтов: В. Ажаев, О. Гончар, Н. Грибачев, Э. Казакевич, Г. Николаева, В. Панова, А. Рыбаков и многие другие, произведения которых получили признание советского читателя. Одной из центральных тем в послевоенной советской литературе второй половины 40-х годов явился героизм советских людей на фронте и в тылу в годы войны. На эту тему написано много ярких произведений. В их ряду: «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Весна на Одере» и «Звезда» Э. Казакевича, «Знаменосцы» О. Гончара, «Белая береза» М. Бубеннова, «Далеко от Москвы» В. Ажаева, «Спутники» В. Пановой. Героические подвиги советского народа в тылу врага получили яркое отражение в романе А. Фадеева «Молодая гвардия», в произведениях руководителей и участников партизанского движения: С. Ковпака—«От Путивля до Карпат», А. Федорова — «Подпольный обком действует», П. Вершигора—«Люди с чистой совестью», А. Медведева—«Это было под Ровно». Ряд произведений советской литературы был посвящен художественному раскрытию темы послевоенного мирного строительства, таковы романы «Жатва» Г. Николаевой, «Журбины» В. Кочетова, «Искатели» Д. Гранина, «Апшерон» М. Гусейна, поэмы А. Недогонова «Флаг над сельсоветом», Н. Грибачева «Колхоз «Большевик» и «Весна в «Победе» и многие другие.

В советской литературе появляется ряд художественных произведений на интернациональную тему: трилогия «Песнь над водами» В. Василевской, романы «Тегеран» Г. Севунца, «Наступит день» М. Ибрагимова, книги стихов: «Два потока» Н. Тихонова «Английские впечатления» М. Бажана, «За синим морем» Л. Малышко, «Индийская баллада» М. Турсун-заде, «Негр говорит» С. Вургуна. Много хороших стихов, посвященных благородной борьбе народов да мир, написали советские поэты М. Танк, И. Бровка, П. Тычина, М. Рыльский, Г. Леонидзе, Г. Абашидзе, Долматовский, Л. Ошанин. Выдающиеся произведения были созданы советскими писателями на исторические и историко-революционные темы: романы «Первые радости» и «Необыкновенное лето» К. Федина, «Переяславская рада» Н. Рыбака, «Абай» М. Ауэзова, «К новому берегу» В. Лациса и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. 50-е годы

В 50-е годы советская литература обогатилась новыми крупными произведениями, в которых более глубоко и  правдиво раскрывались процессы, происходящие в жизни советского общества. Большой  отклик у читателей получила замечательная  поэма А. Твардовского «За далью—даль», удостоенная Ленинской премии, в которой талантливо нарисована панорама жизни страны, показан созидательный труд народа. Много острых жизненных проблем поставлено в романах Г. Николаевой «Битва в пути», Л. Леонова «Русский лес». Большое место в литературе заняли проблемы деревни. Впервые со всей остротой они были поставлены в очерках В. Овечкина «Районные будни», продолжением которых явились его очерки «Трудная весна» и «На переднем крае». Развернувшаяся борьба за подъем сельского хозяйства нашла отражение в рассказах и повестях В. Тендрякова, в романе Н. Бровки «Когда сливаются реки», в «Повести о директоре и главном агрономе» Г. Николаевой и др. Дальнейшее развитие получила тема Великой Отечественной войны («Судьба человека» М. Шолохова, «Балтийское небо» Н. Чуковского), тема Октябрьской революции и гражданской войны («Кровь людская—не водица» М. Стельмаха, «Перекоп» О. Гончара), тема мира («Середина века» В. Луговского, «Голос Азии» М. Турсун-заде и др.). Героизм советских людей в годы Великой Отечественной войны стал в первые послевоенные годы темой многих спектаклей советских театров («Молодая гвардия» по роману А. Фадеева, «Победители» Б. Чирскова, «Константин Заслонов» А. Мовзона и др.). Все большее внимание театры стали уделять постановке спектаклей, отражающих созидательную деятельность советского народа во всех областях мирного труда («Макар Дубрава», «Калиновая роща» А. Корнейчука, «Кандидат партии» А. Крона, «Великая сила» Б. Ромашова, «Закон чести» А. Штейна, «Поют жаворонки» К. Крапивы, «Начальник станции» П. Мосашвили). Советские театры в ряде сценических постановок срывали маски с поджигателей новой войны, душителей свободы и независимости народов («Голос Америки» Б. Лавренева и др.). Во многих спектаклях был воплощен образ великого Ленина (некая редакция «Кремлевских курантов» и «Третья патетическая» Н. Погодина в МХАТе, «Вечный источник» Д. Зорина в Московском Малом театре, «Грозовой год» А. Каплера в Ленинградском театре им. Пушкина и к Белорусском театре им. Купавы, «Большой Кирилл» П. Сельвинского в театре им. Вахтангова, «Путеводная звезда» К. Яшена в Узбекском театре им. Хамзы, «Ураган» А. Абдулло и Ш. Киямова в Таджикском театре им. Лахути и др.)

3. Вторая половина 40-х годов

Во второй половине 40-х  годов работники кино создали  ряд патриотических фильмов, посвященных  героическому подвигу советского народа в войне с фашизмом: «Встреча на Эльбе», «Молодая гвардия», «Повесть о  настоящем человеке», «Подвиг разведчика»  и др. В ряде фильмов советские  киномастера создали замечательные  образы выдающихся русских ученых, деятелей культуры и искусства, воспитывающие  чувство гордости за великий русский  парод; «Мичурин», «Академик Иван Павлов», «Мусоргский». Появились удачные  картины о жизни советских  людей («Возвращение Василия Бортникова», «Сельская учительница»).

Информация о работе Историческое значение Великой Отечественной войны для русской культуры