История: предмет изучения, функции и периодизация. Формационный и цивилизационный подходы к изучению исторического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 18:14, реферат

Краткое описание

У слова «история» существует несколько значений. С одной стороны, историей называют всякий процесс развития в природе и обществе – в этом смысле можно говорить об истории самых разных объектов и явлений (например, истории галактики, истории растений, истории языка и т.д.). С другой стороны, понятием «история» обозначают прошлое, хранящееся в памяти людей, а также любой рассказ об этом прошлом. В похожих значениях понятие «история» применяется и в разговорной речи – как синоним слов «прошлое», «происшествие, случай» и «рассказ о произошедшем».
Человеку порой очень интересно знать о жизни его предшественников. В этом ему помогает такая наука, как история. История — одна из древнейших наук, она возникла в Греции и насчитывает около 2500 лет.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат на экзамен по истории.docx

— 34.76 Кб (Скачать файл)

Основным минусом методологии цивилизационного подхода является бесформенность критериев выделения типов цивилизации.

Итак, можно обобщить. Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории часто сравнивают между собой. У каждого из этих подходов есть свои положительные и отрицательные стороны, но если избегать крайностей каждого из них, а взять только хорошее в двух методологиях, то историческая наука только выиграет. Оба подхода дают возможность рассмотреть исторические процессы под разными углами зрения, поэтому они ни сколько отрицают друг друга, сколько дополняют.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

История как наука, не стоит на месте, а неотъемлемо движется вперёд. Поднимаются архивы, ведутся раскопки, совершаются различные исследования. Все эти события определённо продвигают науку к изучению прошлого человека, прогнозированию его будущего.

Прежде всего, любой грамотный человек должен знать историю своего отечества, жизнь и дела своих отцов, дедов и прадедов. Нельзя жить на родной земле и не знать, кто жил здесь до нас, не знать и не помнить об их трудах, славе, заблуждениях и ошибках. Чтобы направлять деятельность настоящего, необходимо усвоить исторический опыт, знания и методы мышления, которые выработали предшествующие поколения. История является неотъемлемой частью общей культуры. Человек, изучающий историю, имеет историческое знание, которое является одним из важных элементов общественного сознания. История воплощает в себя социальную память всех поколений. Чем обширнее такая память, тем духовно богаче человек и общество в целом. Чем глубже познание человека в социально-экономическом и культурном опыте, который накапливался предшествующими поколениями, тем более определённая и целенаправленная его деятельность.

Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.

 

 

 

 

 

 

Список  литературы и электронных источников

  1. Поздняков Э. Формационный или цивилизационный подходы. // Мировая экономика и международные отношения. 1990. №5
  2. Поляк, Г.Б., Маркова, А.Н. Всемирная история: Учебник для вузов. - Москва: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

 

1. Анализ и сравнение формационного и цивилизационного подходов к процессу возникновения и развития государства и права. [Электронный ресурс].- Режим доступа <http://otherreferats.allbest.ru/law/00012546_0.html>. Дата доступа: 30.04.2014

2. История культуры. [Электронный ресурс].- ….- Режим доступа < http://www.culturhistory.ru/hist-antic/vozniknovenie-istorii>. Дата доступа: 09.05.2014

3. История.  [Электронный ресурс].- ….- Режим доступа < http://ru.wikipedia.org/wiki/История>. Дата доступа: 10.05.2014

 

 


Информация о работе История: предмет изучения, функции и периодизация. Формационный и цивилизационный подходы к изучению исторического процесса