Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 21:05, курсовая работа
История Владимиро-Суздальского княжества XII - XIV вв. - одного из крупнейших государственных образований Северо-Восточной Руси, - это важнейший раздел общерусской истории.
Наряду с названием «Северо-Восточная Русь» в литературе используются синонимичные термины. Для периода IX—XI вв. Ростовская земля, в XI — сер. XII вв Ростово-Суздальское княжество, с сер. XII — сер. XIII Владимиро-Суздальское княжество, с сер. XIII — Великое княжество Владимирское.
Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Территория и демография…………………………....5
Глава 2. Политическая история………………………………. 6
2.1. Княжение Юрия Долгорукого……………………………..6
2.2. Княжение Андрея Боголюбского …………………………6
2.3. Усобица…………………………………………………….10
2.4. Княжение Всеволода Большое Гнездо……………………11
Глава 3. Социально-экономическая история………………….14
3.1. Государственный строй…………………………………….14
3.2. Правовая система …………………………………………..16
3.3. Общественный строй ………………………………………17
3.4. Экономическое развитие……………………………………19
Глава 4. Хозяйственный уклад и культура……………………..22
4.1. Земледелие………………….……………………………… 22
4.2. Ремесла………………………………………………………23
4.3. Культура……………………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………28
Список литературы………………………………………………………30
2.3. Усобица.
По смерти Андрея в Суздальской земле разыгралась усобица. Младшие братья Андрея Михаил и Всеволод поссорились со своими племянниками, детьми их старшего брата, давно умершего, с Мстиславом и Ярополком Ростиславичами. боярами Ростовской земли позвали Андреевых племянников, но город Владимир, недавно ставший великокняжеским стольным городом, позвал к себе братьев Андрея, Михаила и Всеволода: из этого и вышла усобица. В борьбе сначала одержали верх племянники и сели – старший в старшем городе области Ростове, младший во Владимире, но потом Владимир поднялся на племянников и на старшие города и опять призвал к себе дядей, которые на этот раз восторжествовали над соперниками и разделили между собой Суздальскую землю, бросив старшие города и рассевшись по младшим, во Владимире и Переяславле.
По смерти старшего дяди,
Михаила, усобица возобновилась
между младшим Всеволодом, которому
присягнули владимирцы и переяславцы,
и старшим племянником
2.4. Княжение Всеволода Большое Гнездо.
Двухлетняя усобица, развязанная после убийства Боголюбского боярами, закончилась вокняжением его брата Всеволода Большое Гнездо (1176-1212). Имел большое потомство - 12 детей (8 сыновей), поэтому получил прозвище "Большое Гнездо".
Время правления
Всеволода - период наивысшего
подъема Владимиро-Суздальской
Всеволод Большое Гнездо продолжал борьбу с Волжско-камской Болгарией и мордвой (походы 1181, 1183, 1184 и 1186). Организовав в 1180, 1187 и 1207 три похода, подчинил рязанских князей, установил контроль над Новгородом, Перяславлем-Южным, Киевом, Черниговым и другие территориями.
Всеволод подчинил себе Новгород Великий,
используя военную силу. Два раза в
1178 и 1187 годах Всеволод ходил на Новгород,
сжигал город Торжок, собирая большую
добычу и пленных. Новгород был вынужден
подчиниться и взять себе на княжение
указанного Всеволодом князя. В 1195 году
Новгородцы вновь ослушались и выгнали
князя, однако уже через два года они были
вынуждены ехать к Всеволоду во Владимир
мириться
Во внешней политике Всеволод проявлял
осмотрительность, вместе с тем совершил
несколько удачных военных походов. Военная
мощь Всеволода была так велика, что в
летописи про него сказано, что его дружина
могла расплескать веслами Волгу, а шлемами
вычерпать Дон. В «Слове о полку Игореве»
сказано о Всеволоде: «Ты бо можеши посуху
живыми шереширы стреляти, удалыми сыны
Глебовы», т. е. он может бросить «удалых
сынов Глебовых», как зажигательные снаряды
с греческим огнем.6 Здесь имелся в виду победоносный поход
1183 г. на Волжскую Болгарию, в котором,
по приказу Всеволода, участвовали четверо
Глебовичей. В 1185 г.
Половцы в то время были «домашней» напастью Руси. С одной стороны практически ежегодно половецкие воины разоряли южнорусские города, угоняя пленных, скот и грабя добро. Русские союзные армии также регулярно совершали глубокие рейды в половецкие степи, беря половцев в плен, угоняя на Русь табуны коней и верблюдов. После удачных рейдов, русские и половцы часто менялись пленниками, или выкупали их друг у друга. Вместе с тем, русские князья брали себе в жены половецких княжон, Андрей Боголюбский, брат Всеволода, например, имел ярко выраженные степные черты. Русские князья также использовали половецкие отряды для выяснения внутрирусских споров за право сидеть в том или ином городе.
Владимирское княжество было связано
и с Переяславско-Русским княжеством.
Всеволод здесь сажал на княжение своих
сыновей.
В последний год его жизни возник конфликт
по поводу престолонаследия: великий князь
хотел оставить княжество по-прежнему
под главенством г. Владимира, новой столицы,
а его старший сын Константин, хотел вернуться
к старым временам первенства Ростова.
Тогда Всеволод созвал нечто вроде земского собора: «Князь великий Всеволод созвал всех бояр своих с городов и с волостей и епископа Иоана, и игумены, и попы, и купцы, и дворяны, и вси люди». Этот съезд представителей присягнул второму сыну, Юрию. Нарушен был коренной обычай, что повлекло за собой усобицы и разногласия. После смерти Всеволода Северо-восточная Русь распалась на удельные княжества: Владимирское, включавшее Суздаль, Переяславское с центром в Переяславле-Залесском с Тверью, Дмитровым, Москвою, Ярославское, Ростовское, Угличское, Юрьевское, Муромское.
В пору татаро-монгольского ига владимирский
стол продолжал считаться первейшим
великокняжеским престолом на Руси.
Татаро-монголы предпочли
Глава 3. Социально-экономическая история.
3.1. Государственный строй.
Владимиро-Суздальское княжество представляло собой раннефеодальную монархию с сильной великокняжеской властью. Раннефеодальная монархия - государство (политический строй) переходного периода от первобытнообщинного строя к феодализму. Во Владимиро-Суздальском княжестве происходил процесс формирования феодальных отношений при больших остатках первобытнообщинного строя (вече, кровная месть, родовые обычаи и так далее). Основные черты: слабость государственного аппарата; отсутствие центральных органов управления; принцип династического старшинства при наследовании великокняжеской власти и при распределении уделов младшим князьям.
Великий князь владимирский опирался на дружину, из числа которой, как и во времена Киевской Руси, формировался Совет при князе. Кроме дружинников, в совет входили представители высшего духовенства, а после перенесения митрополичьей кафедры во Владимир - и сам митрополит.
Как и во всех княжествах и чрезвычайных случаях созывались феодальные съезды. Съезды созывал великий князь. Они приобретали особо важное значение в период обострения внутриполитической и внешнеполитической обстановки. Например, в период борьбы с ростово-суздальским боярством или монголо-татарским нашествием. В этот период получила развитие дворцово-вотчинная система управления.
При князе создавалась система дворцовых органов, во главе которых стоял "дворецкий". Ипатьевская летопись (1175 г.) в числе княжеских помощников упоминает также тиунов, мечников, детских, что свидетельствует о том, что Владимиро-Суздальское княжество унаследовало от Киевской Руси дворцово-вотчинную систему управления.
Тиун (тивун) — название княжеского или боярского чиновника, управителя. Тиунами могли называть и служителей княжеского двора (огнищный тиун, конюшенный тиун). Тиунами также могли называть нижнее звено княжеской администрации в сёлах (сельский тиун, ратайный тиун). Тиуна мог судить только сам князь. Как правило, тиун был княжеским холопом, или становился им после принятия на службу. Русская Правда упоминает «тивуньство без ряду» (то есть, без устанавливающего иное договора) как один из источников холопства.
Мечник — дворцовый чин древних русских князей. Главная обязанность мечника была судебная; он должен был присутствовать, вместе с детским, при испытании железом и получал за это 5 кун. Ему поручались князем и другие дела. Так, в 1147 г. Андрей Боголюбский отправил своего мечника послом к Ростиславичам. Присутствие мечника на войне некоторые (Мрочек-Дроздовский) отрицают, говоря, что там был не мечник, а меченоша; но встречаются случаи посылки меченош и с дипломатическими целями, для переговоров с другим князем.
Детские – младшие члены дружины в Древней Руси. Исполняли различные поручения князя, сопровождали его в качестве свиты и телохранителей. В совете князя участия не принимали, за исключением военных советов. «Детским» мог стать только свободный человек.
Местное управление осуществлялась наместниками воителями, представителями великокняжеской власти на местах. Они выполняли функции управления и суда по отношению к подвластному населению. Источником их дохода были налоги и сборы с населения - "корм", отсюда система такого называлась "кормлением".7 Вече существовало на начальном этапе становления Ростово-суздальского княжества. С усилием великокняжеской власти утратило свои позиции и прекратило свое существование с началом монголо-татарского нашествия. Великий князь во Владимирском княжестве осуществлял верховную власть и был собственником всей территории государства. Ему принадлежала законодательная, исполнительная, распорядительная, судебная и военная власть. Во Владимиро-Суздальском княжестве действовала система права, которая была отражена в "Русской правде". Большинство ее списков было составлено в северо-восточной Руси в этот период, что свидетельствует о том, что нормы "Русской правды" действовали здесь долго.
3.2. Правовая система.
Источники права Владимиро-Суздальского
княжества до нас не дошли, но не
подлежит сомнению, что в нем действовали
общенациональные законодательные своды
Киевской Руси. Правовая система княжества
включала источники светского и церковного
права. Светское право было представлено
Русской Правдой (многие ее списки были
составлены именно в этом княжестве в
XIII-XIV вв.). Церковное право исходило из
норм общерусских уставов киевских князей
более раннего времени - Устава князя Владимира
о десятинах, церковных судах и людях церковных,
Устава князя Ярослава о церковных судах.
Эти источники опять же дошли до нас в
списках, составленных во Владимиро-Суздальской
земле. Таким образом, Владимиро-Суздальское
княжество отличалось высокой степенью
правопреемства с Древнерусским государством.
Вероятно, великие князья владимирские
конкретизировали общие положения этих
уставов применительно к конкретным епархиям,
но нет сомнения, что общие положения этих
законодательных сводов были незыблемыми.
Особое значение они приобрели после перенесения
митрополичьей кафедры во Владимир.
Межгосударственные отношения регулировались
договорами и грамотами («доконченное»,
«ряд», «крестное целование»).
Крестное целование - присяга, клятва, сопровождаемая целованием креста. Ряд - уговор, соглашение. Первоначально ряд представлял собой не что иное, как сознательную форму посаженья на стол, и состоял лишь из взаимной присяги народа и князя не делать друг другу зла.8 В дальнейшем эта междукняжеская договорнность, очень важная для общей защиты Руси, часто упоминается и называется «Романовым рядом». Мирное докончание – конечные условия, подпись договора, грамоты. Докончальная грамота мирный договор, окончательно утвержденный.
3.3. Общественный строй.
Структура класса феодалов
во Владимиро-Суздальском
В судьбах этих людей многое зависело от их личных качеств, от случая, от щедрости или скупости князя. Они знали княжескую жизнь, несли дворцовую службу, воевали, судили, скакали гонцами в чужие земли, сопровождали посольство, объезжали далекие погосты, закалывали из-за угла княжеских соперников, заковывали их в цепи, присутствовали на поединках, организовывали псовую или соколиную охоту, вели учет княжескому хозяйству, может быть, даже писали летописи. В мирное время им всем находилось дело в обширном княжестве, где государственное переплеталось с лично княжеским, домениальным, а во время войны они уже могли составить основное ядро княжеской рати, конницу "молоди".
С одним из таких людей, взирающих на князя как на единственного покровителя, мы знакомимся по его собственной челобитной, писанной затейливым языком, но с большим мастерством и эрудицией. Это Даниил Заточник (Псевдо - Даниил, около 1230 года), написавший письмо-прошение переяславскому князю Ярославу Всеволодичу в XIII веке. Даниил происходит из холопов, но блестяще образован, начитан и, по его собственным словам, не столько храбр на рати, сколько умен, "крепок в замыслах". Он проклинает богатых бояр и просит князя принять его к себе на службу: "Княже мой, господине! Яко же дуб крепится множеством корения, тако и град нашь твоею державою... Кораблю глава кормник, а ты, княже, людем своим... Весна украшает землю цветы, а ты нас, княже, украшавши милостию своею...Лучше бы ми вода пити в дому твоем, нежели мед пити в боярстем дворе..."9
"Даниил" является выразителем интересов того возраставшего на протяжении XII века слоя служилых людей, которые в большинстве своем шли, конечно, в войско, в "молодшую дружину" князя, но в виде исключения просились и на службу, требующую прежде всего "мудрости". Антибоярские настроения этих людей позволяли княжеской власти опираться на них в своей борьбе с гордым и независимым боярством.
К господствующему классу относилось также духовенство, которое во всех русских землях периода феодальной раздробленности, и во Владимиро-Суздальском княжестве в том числе, сохранило свою организацию, строившуюся по церковным уставам первых русских христианских князей.
Основную массу населения Владимиро-Суздальского княжества составляли сельские жители, называвшиеся здесь сиротами, христианами, а впоследствии - крестьянами. Они платили феодалам оброк и постепенно лишались права свободного перехода от одного хозяина к другому. Митрополит и епископы Владимирской земли имели своих вассалов - бояр, детей боярских и дворян, которые несли у них военную службу. Верхушка духовенства: митрополиты и епископы. В этот период великие князья активно поддерживали церковь. Домяты церкви становились обширными, доходы церкви существенно выросли. В этот период в княжестве строилось много церквей и монастырей. В структуре русской церкви образовалась своя иерархическая лестница. В составе княжеского войска церковь содержалась владыческая конница, содержащаяся на средства архиепископа. "Страдники" или "страдные люди" составляли особую группу, образовавшуюся из посаженных на землю холопов, которые трудились на землях в феодальных хозяйствах.
Информация о работе История Владимиро-Суздальского княжества XII - XIV вв