История Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 23:55, реферат

Краткое описание

История древнего Рима – это последний этап в развитии древнего мира, который охватывает время с начала I тысячелетия до н.э. (754/3 гг. до н.э. – традиционная дата основания города Рима) до конца V в. н.э. (476 г. н.э. – падение Западной Римской империи). Древний Рим за свою почти тысячелетнюю историю прошел путь от небольшого полиса до крупнейшей мировой державы античности. В период своего расцвета Рим подчинил колоссальную территорию, которая простиралась от Британии на севере до Северной Африки на юге и от Пиренейского полуострова на западе до Персидского залива на востоке.

Содержание

Введение 2
Возникновение Рима 3
2.1. Город Рим 3
2.2. Римские цари 4
Образование Римской республики 6
Образование Римской империи 8
4.1. Принципат 9
4.2. Доминат 13
Государственное устройство Рима 15
5.1. Устройство Римской общины 15
5.2. Государственный строй Древнего Рима в период республики 17
5.3. Государственное устройство Рима в период империи 19
Римское право (Законы XII таблиц) 22
6.1. Законы XII таблиц 22
Война с кельтами (галлами) 27
7.1. Нашествие галлов 28
7.2. Последствия войны с галлами 28
Крушение Римской империи 30
Заключение 33

Вложенные файлы: 1 файл

История Древ.Рима.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

Образование Римской империи

С увеличение рабства, недовольство в среде народов населявших римскую империю росло, и I в. до н.э. произошедшие войны неполноправных италиков против Рима и восстания рабов, наиболее известное восстание рабов под предводительством Спартака (74 – 71 гг. до н.э.), потрясли всю Италию. Все завершилось установлением в Риме в 30 г. до н.э. единоличной власти императора, опиравшегося на вооруженную силу.

 

Рост Римского государства

 

Эпоха римской истории с середины III в. до н.э. до конца I в. до н.э. – время глубоких преобразований предшествующих структур, которые привели к созданию нового облика и сущности римского общества.

В свою очередь, победоносные войны Римско-италийского союза в Средиземноморье привели к захвату масс рабов и огромных средств, которые вкладывались и в хозяйство и способствовали бурному развитию экономики, общественных отношений и культуры народов Италии.

Римско-италийское общество в начале I в. до н.э. вступило в полосу кровопролитных гражданских войн, глубокого общего кризиса, прежде всего, политической и государственной организации римской республики.

Сложные взаимоотношения между Италией  и  провинциями, между гражданами и не-гражданами настоятельно требовали новой системы управления. Нельзя было управлять мировой державой методами и аппаратом,  пригодным для маленькой общины на Тибре, но малоэффективным для мощной державы.

Старые классы,   интересы   которых  отражала  римская республика, к концу I в. до н.э. исчезли или деградировали. Появились новые богачи,  люмпен-пролетариат,  военные колонисты.

Традиционный полисно-общинный (республиканский) социально-политический строй  сменила Римская империя.

С 30-х годов до н.э. начинается новая историческая эпоха в истории Римского государства и древнего мира вообще – эпоха Римской империи, пришедшей на смену Римской республике.

Она принесла с собою относительный гражданский  мир  и определенное  ослабление  внешней  агрессии. Эксплуатация провинций принимает более  организованный  и  менее  хищнический характер. Многие императоры поощряли городское строительство и заботились о развитии культурной жизни  провинций, системы дорог, введении единой имперской денежной единицы.  Для империи первых двух столетий можно отметить рост техники,  развития ремесел, подъем экономической жизни, рост местной торговли. Провинциальные города получают самоуправление. Появляется множество новых городских центров.

Таким образом, с 27 г. до н.э. и до 476 г. н.э. Рим переживает период империи, в свою очередь распадающийся на период принципата (27 до н.э. – 193 н.э.) и домината (193–476 гг. н.э.).

Принципат

Период империи с середины I в. до н.э. до конца V в. н.э. делился на принципат, когда формально продолжали функционировать все республиканские учреждения, но реально власть находилась в руках принцепса – первого гражданина республики, фактически, – императора, и доминат (начиная с конца III в. н.э.), когда была сформирована новая система управления во главе с императором.

Период принципата, или ранней империи, охватывает время с 27 г. до н.э. до 193 г. н.э. [правление династий Юлиев – Клавдиев (27 г. до н.э.– 68 г. н.э.), Флавиев (69–96 гг.), Антонинов (96–192 гг.)]. Август и его преемники, будучи принцепсами сената, одновременно сосредоточивали в своих руках высшую гражданскую и военную власть. Формально продолжало существовать республиканское устройство: сенат, народные собрания (комиции), магистратуры, но фактическая власть находилась в руках принцепса.

Император-принцепс, соединял в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна. В зависимости от рода дел он выступал то в одном, то в другом качестве: как цензор он комплектовал сенат; как трибун отменял по своей воле действия любого органа власти, арестовывал граждан по своему усмотрению и т.д.; как консул и диктатор определял политику государства, отдавал распоряжения по отраслям управления; как диктатор командовал армией, управлял провинциями и т.д.

Таким образом, переход управления государством к принцепсу произошел благодаря наделению его высшей властью (лат. imperium – власть), избранию на важнейшие должности, созданию им отдельного от магистратур чиновничьего аппарата, обеспечиваемого образованием собственной казны принцепса, и командованию всеми армиями.

Диктатура Суллы. В I в. до н.э. Рим оказался втянутым в тяжелую для него Союзническую войну и был вынужден предоставить римское гражданство всему населению Италии.

Союзническая война не принесла ни Риму, ни Италии подлинного мира. Наступала эпоха личной власти, эпоха диктатур. Первым диктатором был полководец Сулла, который, опираясь на преданную ему армию, установил в Риме режим единоличной власти, или диктатуры. Она была бессрочной, что отличало ее от описанной выше республиканской диктатуры. Кроме того, Сулла присвоил себе законодательные функции и право произвольного распоряжения жизнью и имуществом граждан. Он предоставил новые права сенату, но резко ограничил полномочия народных собраний и лишил политических функций трибунов. Диктатура Суллы означала наступление новой исторической эры в римской истории, и прежде всего – конец республики.

Диктатура Юлия Цезаря. Отречение Суллы (79 до н.э.) возвратило Риму республиканскую конституцию, но ненадолго. Новым римским диктатором стал Гай Юлий Цезарь (100–44 до н.э.). Его правление пришлось на время после восстания рабов (74 до н.э.) под руководством Спартака, которое со всей очевидностью обнажило кризис республиканской формы правления и нужду в авторитарном государстве.

Избранный в 59 г. до н.э. консулом Рима, Юлий Цезарь, возглавляя антисенатскую группировку, провел через комиции два земельных закона, осуществив прямое насилие над сенатом и отклонив как несущественное вето народных трибунов. Рядом последующих мер Цезарь привлек на свою сторону не только широкие слои римского народа, но и жителей провинций.

В 46 г. до н.э. Цезарь покончил со своими последними противниками (помпеянцами) и был провозглашен диктатором на 10-летний срок, а в 44 г. – пожизненно.

Особенность цезаристской диктатуры в том, что диктатор имел не только консульскую и трибунскую власти, но также цензорскую (с 46 г. до н.э.) и высшую жреческую. Будучи командующим армией, Цезарь получил титул императора. Поставленные в зависимость от Цезаря комиции, хотя и продолжали существовать, имитируя сохранение республики, следовали указаниям императора, включая и те, которые относились к избранию на должности.

Кроме того, Цезарь получил полномочие распоряжаться войском и казной государства, право назначать проконсулов в провинции и рекомендовать половину кандидатов в магистраты вообще, право первым голосовать в сенате, что было немаловажно, и т.д. Триумфом для Цезаря было провозглашение его "отцом отечества" со всеми связанными с этим почестями (особая колесница, золоченое кресло, особые одежда и обувь и т.д.).

Созданная при Цезаре форма правления – принципат – получила свое дальнейшее развитие при его преемнике Октавиане Августе (27 до н.э. – 12 н.э.).

Основатель империи Октавиан Август впервые получил от сената титул принцепса.  Поставленный первым в списке сенаторов, он получил право первым выступать в сенате.

Принципат еще сохраняет видимость республиканской формы правления и почти все учреждения республики: созываются народные собрания, заседает сенат, по-прежнему избираются консулы, преторы и народные трибуны. Но все это уже не более, чем прикрытие постреспубликанского государственного строя.

Император-принцепс соединял в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна. В зависимости от рода дел он выступал то в одном, то в другом качестве: как цензор он комплектовал сенат; как трибун отменял по своей воле действия любого органа власти, арестовывал граждан по своему усмотрению и т.д.; как консул и диктатор определял политику государства, отдавал распоряжения по отраслям управления; как диктатор командовал армией, управлял провинциями и т.д.

Народные собрания, главный орган власти старой республики, пришли в полный упадок. Цицерон писал по этому поводу, что гладиаторские игры привлекают римских граждан больше, чем собрания комиций. Обыкновенными явлениями стали подкуп сенаторов, разгон собраний, насилие над их участниками и прочие – признаки крайней степени разложения комиции.

Император Август реформировал комиции в демократическом духе (ликвидировал цензовые разряды, допустил заочное голосование для жителей италийских муниципий), но отнял у собраний судебную власть – важнейшую из их былых компетенции. Кроме того, комиции лишились своего исконного права избирать на должность магистратов. Сначала было принято решение о проверке кандидатов в консулат и претуру в специальной комиссии, составленной из сенаторов и всадников, т.е. апробацию. Но после смерти Августа, при его преемнике Тиберии выборы магистратов были переданы в компетенцию сената. "Тогда впервые, — писал римский историк Тацит, — избирать должностных лиц стали сенаторы, а не собрания граждан на Марсовом поле, ибо до того, хотя все самое важное делалось по усмотрению принцепса, кое-что делалось и по настоянию трибутных собраний" (Тацит. Анналы. 1.14). Относительно законодательства Тацит замечает, что принцепс подменял собой не только сенат и магистратов, но и сами законы (Анналы. 1.21). Это значит, конечно, что и законодательство стало делом принцепса.

Сенат уже при Августе наполнился провинциальной знатью, всем обязанной принцепсу, и в особенности теми всадниками, которые достигли сенаторского звания. Из органа власти, распространяющейся на "город Рим", сенат превратился в своего рода общеимперский институт. Но положение его было приниженным, а полномочия ограниченными. Законопроекты, поступавшие на одобрение в сенат, исходили от принцепса, и их принятие обеспечивалось его авторитетом. В конце концов возникает и утверждается неписаное правило "Все, что решил принцепс, имеет силу закона".

Право выборов самого принцепса принадлежало сенату, но и это стало чистой формальностью: во многих случая дело решала армия.

Средоточием высших учреждений империи был "двор", и именно двор принцепса. Здесь размещалась императорская канцелярия с юридическим, финансовым и другими отделами. Финансы занимают особое место: никогда еще государство не проявляло такой изобретательности в отыскании источников налогов, как в ведомствах Империи, никогда еще – до Августа – не было столь многочисленно племя имперских чиновников.

Армия стала постоянной и наемной. Солдаты служили 30 лет, получая жалованье, а по выходе в отставку – значительный земельный участок. Командный состав армии комплектовался из сенаторского и всаднического сословий. Рядовой солдат не мог подняться выше должности командира сотни –центуриона.

Доминат

Доминат (от лат. доминус – господин) – неограниченная монархия.

В III в. н.э. (с 284 г.) со времени императора Диоклетиана в Риме устанавливается режим неограниченной монархии – доминат. Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств. Ими руководят сановники, находящиеся в непосредственном подчинении императора. Среди этих ведомств особое место занимали: государственный совет при императоре (обсуждение основных вопросов политики, подготовка законопроектов), финансовое ведомство и военное ведомство, которым руководят назначенные императором и только ему подчиненные генералы.

Чиновники выделяются в особое сословие: они носят форму, их наделяют привилегиями, по окончании службы им назначают пенсии и пр.

Реформы Диоклетиана и Константина. Среди многих реформ и законов империи особого внимания историко-правовой науки заслуживают реформы императоров периода домината – Диоклетиана и Константина.

Диоклетиан, сын вольноотпущенника, стал римским императором в 284 г. н.э. (284–305 гг. н.э.). Время его правления ознаменовано двумя главными реформами.

Первая касалась государственного устройства огромной империи. Эта реформа может быть сведена к следующему: 1) верховная власть была разделена между четырьмя соправителями. Двое из них, носившие титул "август", занимали первенствующее положение, управляя каждый своей половиной империи – Западной и Восточной. При этом Диоклетианавгуст сохранил за собой право высшей власти для обеих частей империи. Августы избирали себе соправителей, которым присваивался титул "цезарь"; так возникла тетрархия – правление четырех императоров, считавшихся членами единой "императорской семьи"; 2) армия, увеличенная на треть, была поделена на две части: одна ее часть размещалась на границах империи, другая, мобильная, обеспечивала внутреннюю безопасность; 3) в результате административной реформы были разукрупнены провинции (по одним сведениям, до 101, по другим, до 120); 4) провинции в свою очередь были объединены в диоцезы, которых было 12; 5) разделенная на провинции и диоцезы Италия в числе других земель империи была теперь уже окончательно лишена своего особенного значения и положения (хотя Рим продолжал еще некоторое время считаться столицей империи).

Экономическая политика Диоклетиана дает первый в истории пример активного административного вмешательства в столь сложную и подвижную сферу жизни общества, как экономика.

Диоклетиан ввел вместо разного рода косвенных налогов единый прямой налог – поземельно-подушный, взыскиваемый в натуре: зерном, мясом, шерстью и пр. Размер обложения был значительно увеличен. Стремясь покончить с хождением порченых денег, император ввел полноценную золотую монету наряду с серебряной и медной.

Пытаясь остановить рост цен на товары и услуги, Диоклетиан в 301 г. издал эдикт, установивший максимальные цены на пшеницу, рожь, мак и прочие продаваемые товары.

Кроме того, эдикт установил максимальные размеры заработной платы – батраку, парикмахеру, учителю, стенографу, адвокату, архитектору и др. Отметим, что гонорар адвоката в 15 раз превышал заработную плату медника.

Другие реформы Диоклетиана усиливали власть землевладельцев над крестьянством, так как землевладелец нес ответственность за поступление налогов от крестьян. Землевладелец получил право посылать по своему выбору определенное число зависимых людей на военную службу, в императорскую армию.

Информация о работе История Древнего Рима