Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 01:53, реферат
Древнерусское государство оставило огромный след в развитии нашего народа. Это подтверждает немалое количество былин, посвященных именно этому периоду истории. И это не может быть случайностью. Народ, переживший на протяжении своей истории много тяжелых и радостных событий, прекрасно их запомнил, оценил и передал на память следующим поколениям.
Введение……………………………………………………………………3
Пункт 1
Норманская и Антинорманская теории…………………………………….4
Пункт 2
2.1 Становление и развитие Церкви в Русском государстве……………7
2.2 Влияние церкви на становление государственности………………..10
Пункт 3
Общественный строй Киевской Руси…………………………………….16
Пункт 4
Государственный строй Киевской Руси………………………………….20
Заключение……………………………………………
Боярский совет, а сначала — совет дружины князя, был неотъемлемой частью механизма власти. Советоваться с дружиной, а позднее — с боярами, было моральной обязанностью князя. В своем «Поучении...» Мономах указывает на совещания с боярами как на постоянные, ежедневные. Несмотря на это, боярские советы не стали государственным органом, с четко определенным составом, компетенцией, функциями.
Вече. Вече представляло собой орган власти, который сохранился со времен родоплеменного строя. С ростом власти князя вече утрачивает свое значение и только тогда, когда власть киевских князей приходит в упадок, снова возрастает. В Киеве первое известие о вече предоставляет летопись 1024 года: победитель Ярослава, Мстислав, не занял киевский престол, поскольку киевляне в лице вече не пожелали этого.
Вече имело право
избирать князя или отказывать ему
в княжении. Избранный населением
князь должен был заключить с
вече договор — «ряд». Содержание
таких «рядов» до нас не дошло.
Скорее всего, в этом договоре указывались
обязанности князя перед
Вече в Киевской Руси не приняло такие формы, как в Новгороде или Пскове. Оно не имело определенной компетенции, порядка созыва. Иногда вече созывал князь, чаще оно собиралось без его воли. Неясно, как проходили вечевые собрания, кто на них председательствовал. На вече голосов не подсчитывали, побеждала та идея, которую поддерживало явное большинство. Участие в вече принимали главы семей свободных людей. Следовательно, можно сделать вывод, что ни боярский совет, ни вече в Киевской Руси не обрели парламентской формы и не превратились в постоянные государственные органы.
Органы управления. Четко определенных органов управления в Киевской Руси не было. Длительное время существовала десятинная система (тысяцкие, сотские, десятники), которая сохранилась от военной демократии и выполняла административные, финансовые и иные функции. Со временем ее вытесняет дворцово-вотчинная система управления, т.е. такая система управления, при которой княжеские слуги со временем превратились в государственных должностных лиц, осуществлявших различные функции управления государством.
В XII веке к наиболее важным должностным лицам относились:
• дворский — ведал всем княжеским хозяйством;
• воевода — командующий всеми вооруженными силами княжества;
• тиун конюший — отвечал за княжеские конюшни;
•стольник — ведал организацией снабжения княжеского двора продовольствием.
Более мелкими должностными лицами были тиуны и старосты.
Разделение княжеств на административные единицы не было четким. Летописи упоминают о волости, погосте. Местное управление в городах и волостях князья осуществляли через посадников и волостелей, которые являлись представителями князя. С середины XII века вместо посадников была введена должность наместников.
В подчинении у посадников и волостелей были должностные лица:
• тиуны,
• мытники (взимали торговую пошлину — «мыть»),
• вирники (взимали виру — штраф за убийство),
• данщики (сборщики дани),
• пятенщики (взимали пошлину за продажу лошадей — «пятно») и др.
Должностные лица местной администрации не получали жалования от Великого князя, а содержались за счет поборов с населения. Такая система получила название системы кормлений.
Органом местного крестьянского самоуправления была вервь — сельская территориальная община.
Власть князя и его администрации распространялась на города и население земель, которые не были собственностью бояр. Боярские вотчины постепенно приобретают иммунитет и освобождаются от княжеской юрисдикции. Население этих вотчин становится полностью подвластным боярам-собственникам.
Заключение.
В своей курсовой работе я поставил определённые задачи которые хотел осветить.
Прежде всего, я осветил 2 взгляда на образование древнерусского государства: норманнскую и антинорманнскую теории. По норманнской теории государство в появилось в результате захвата варягами славянского населения или в результате приглашения варяжского князя на управление Русью. А по антинорманской теории, государство Русь уже существовало на момент приглашения варяжского князя Рюрика на княжение.
Вторая тема, которую я осветил – это влияние церкви на становление государственности у восточных славян. Оказалось, что православная церковь сыграла очень большую роль в становлении древнерусского уклада. Вместе с Христианским учением церковь принесла на Русь начала культуры. Уча язычников вере, она стремилась улучшить их житейские порядки. Церковь старалась поднять значение княжеской власти. Церковь опекала и питала тех, кто не мог сам себя кормить: нищих, больных и убогих. Церковь давали приют и покровительство всем изгоям, потерявшим защиту мирских обществ и союзов. Церковь влияла на улучшение семейных отношений и вообще нравственности в русском обществе. Очень широко было влияние церкви на гражданский быт языческого общества.
И, наконец, я осветил общественный и политический уклад Киевской Руси. Где подробно описал деление древнерусского на сословия, и распределение власти в древнерусской политической системе.
Список литературы:
1. Греков Б. Д. Киевская Русь. Изд. 3 переработанное и дополнен- ное М. Изд-во Академии наук СССР 1939г.
2. Долгополова Л., Музыченко П.
Роль православия в
3. История государства и права СССР // Под ред. Г.С. Калинина, А.Ф. Гончарова. — М.» 1972. — Ч. 1.
4. Королюк В. Д. Славяне и восточные романцы в эпоху раннего средневековья. М. Наука 1985г.
5. Оргиш В. П. Древняя Русь. Образование Киевского гос-ва и введение христианства.
6 Юшков С. В. Общественно-
7 Интернет:
www.bankreferatov.ru
www.referats.ru
www.juristy.ru