История архитектуры и строительной техники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:49, реферат

Краткое описание

В Древнем Египте позднего периода заметно усиливается власть фиванского жречества при значительном ослаблении роли царского единодержавия. Бразды государственного правления в 1085 году до н. э. перешли к Смендесу, выходцу из сословия жрецов; затем троном овладели представители ливийской знати (основатель династии – правитель Шешонк I, вновь ненадолго объединивший Египет), которых сменяют династии Куша, Эфиопии и Ассирии. Новое объединение страны в так называемый саисский период сменяется персидским владычеством. Персидские правители, основавшие XXVII династию, правили вплоть до вступления в Египет Александра Македонского.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Архитектура Древнего Египта……………………………………………...4
2. Градостроительство Древнего Египта…………………………………..…9
Список литературы……………………………………………………….…14

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат История архитектуры (1).doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию.

Государственное образование учреждения высшего профессионального образования Московского Государственного Строительного Университета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: История архитектуры и строительной техники

 

 Тема: Градостроительство в Древнем Египте

в период между 1100-525 гг.до н.э.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

 

 

Преподаватель:

подпись___________________

 

 

 

 

г. Сургут

2013г.

 

План

Стр.

 

    Введение………………………………………………………………………3 

1. Архитектура Древнего Египта……………………………………………...4

2. Градостроительство Древнего Египта…………………………………..…9

   Список литературы……………………………………………………….…14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В то время, когда другие народы находились еще на стадии доисторического  развития, египтяне обладали уже высоким  и развитым искусством. История архитектуры  начинается в Египте. Точные археологические  даты установить невозможно: при настоящем состоянии наших знаний приходится классифицировать памятники в порядке следования современных им династий.

Таким образом, архитектуру  Древнего Египта можно разделить  на 5 периодов: период Раннего царства (3000-2800 гг. до н. э); период Древнего царства (2800-2250 гг. до н. э.), окончившийся первым распадом Египта (2250-2050 гг. до н.э.); период Среднего царства (2050-1700 гг. до н.э.), закончившийся вторым распадом Египта (1700-1580 гг. до н.э. ); период Нового царства (1580-1070 гг. до н.э.); поздний период (XI-IV вв. до н.э.) и греко-римский период (332 г. до н. э.-395 г. н. э.).

В Древнем Египте позднего периода заметно усиливается  власть фиванского жречества при  значительном ослаблении роли царского единодержавия. Бразды государственного правления в 1085 году до н. э. перешли к Смендесу, выходцу из сословия жрецов; затем троном овладели представители ливийской знати (основатель династии – правитель Шешонк I, вновь ненадолго объединивший Египет), которых сменяют династии Куша, Эфиопии и Ассирии. Новое объединение страны в так называемый саисский период сменяется персидским владычеством. Персидские правители, основавшие XXVII династию, правили вплоть до вступления в Египет Александра Македонского.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Архитектура Древнего Египта

В подражание великим царям многие из правителей позднего периода вели строительство в Карнаке (например, современный вход в храм Амона возведен при фараоне Шешонке I; сохранилась и колоннада фараона Тахарки). В период владычества Куша строятся кирпичные гробницы в форме пирамид. Постройки в целом сохраняют ориентацию на классические традиции.

С эпохи XXVI династии Фивы утрачивают свое политическое и художественное значение, и новой столицей Египта становится город Саис. Архитектурные  памятники саисского периода  почти не сохранились. В немногих известных комплексах присутствуют наземные и скальные сооружения, а также применяются некоторые элементы храмовой архитектуры — гипостили, пилоны, цепочки зал.

В архитектуре эпохи персидского  владычества происходит постепенный  отказ от типа монументальных ансамблей; храмы, по-прежнему посвященные древним богам, теперь становятся гораздо меньше по размерам. Сохраняется тип классической колоннады времен Нового царства, но при этом заметно возрастает пышность и детальная разработка декора.

После завоевания Египта греками происходит неотвратимый, но весьма продуктивный для искусства синтез местной художественной культуры с традициями античности. Своеобразие нового синтезирующего стиля демонстрируют храм Птолемея III в Карнаке, храм Гора в Эдфу и комплекс Исиды на о. Филэ, названный Геродотом «жемчужиной Египта».

 

Рис.1 Храм Гора в Эдфу

Менее всего изменился  стиль египетской архитектуры, которая  во времена Птолемеев и римлян создала еще целый ряд больших  храмов в древнеегипетском стиле. Из изменений в храмостроительстве, характеризующих ту пору, прежде всего бросается в глаза любовь к помещению парапетов в промежутках между наружными или надворными колоннами, а затем дальнейшее развитие колонн, в которых теперь перетяжки и расширения у подножия нередко сменяются непрерывной прямотой стержня, между тем как капитель становится более роскошной и натуралистичной. Храмы в Эдфу и Дендере, постройка которых тянулась со времен Древнего царства, в том виде, в каком они сохранились, точно так же как и храмы в Омбосе (Ком-Омбо) и Эсне, вполне принадлежат птолемеевской и римской эпохам.

К числу небольших  храмов, окруженных снаружи колоннами  со всех сторон, по образцу храма, сохранившегося от древнего времени в Элефантине, следует отнести два изящных  строения позднейших времен на острове  Филэ. Еще до греческого завоевания, Нектанебо, фараон 30-й династии построил на юге этого острова небольшое здание без целлы и крыши, которое Эберс мог бы назвать скорее убежищем для путешественников, нежели храмом (рис.2); такое же здание, только несколько большей величины, было построено на востоке острова в римские времена. Из стен парапета, окружающих нижнюю часть здания, поднимаются колонны, на которых покоится карниз. В Павильоне Нектанебо над капителью в виде чаши высится вполне развитая вторая капитель с изваяниями головы богини Гатор со всех четырех сторон. В маленьком храме, стоящем в Дендере рядом с большим, встречается бывшая в рассматриваемое время в большом употреблении чашевидная капитель, украшенная по всей своей окружности рельефными рядами листьев и сильно напоминающая коринфскую капитель греческой архитектуры. Капитель в виде распустившегося цветка лотоса отличается особенным богатством своих форм в Эдфу. Капитель в виде распустившейся лилии находится в Ком-Омбо, а богато развитая капитель в виде развернувшегося зонта цветков папируса - в Филэ. Богатство форм в ту эпоху так велико, что почти ни одна капитель не походит на другую.

 
Рис. 2 – Павильон в Нектанебо

 

Греческая колонизация  дельты Нила, вторжения персов и  войск Александра Македонского способствуют более интенсивному культурному общению стран Средиземноморья. Это накладывает отпечаток и на архитектуру Египта.

Последний расцвет древнеегипетского  искусства в период объединения  страны под властью саисских фараонов (7 в. до н. э.) характеризуется появлением холодного, изысканного стиля. Живопись изобилует яркими красками. Бронзовые статуэтки, покрытые чеканными узорами и инкрустацией золотом, нарядны, но лишены внутреннего тепла амарнских портретов. Однако и в этот период искусство не исчерпало себя окончательно.

Шедеврами древнеегипетского строительного искусства были пирамиды. Они потрясают воображение своими размерами, геометрической точностью, а также количеством труда, затраченного на их возведение. Особенно сильное впечатление они должны были производить сразу после завершения, когда их тщательно отшлифованные поверхности ослепительно сверкали в лучах южного солнца.

Величайшее и самое поразительное  сооружение этого рода входит в знаменитый ансамбль пирамид в Гизе. Это пирамида фараона Хеопса. Её высота 146 метров и в ней может свободно уместиться, например, Исаакиевский собор. На самом деле пирамида состоит сплошь из камня, внутри неё находится лишь небольшая погребальная камера и ведущие к ней коридоры, которые после погребения царя были замурованы. Впрочем, это не помешало грабителям найти дорогу к укрытым в пирамиде сокровищам; не случайно, позднее от строительства пирамид пришлось отказаться. Теперь гробницы стали вырубать в скалах, а входы в них искусно маскировали. Благодаря невероятному стечению обстоятельств была открыта в 1922 г. одна такая гробница, где захоронен умерший молодым фараон Тутанхамон.

Египетские мастера создали  множество прекрасных, простых и  величественных скульптур, ничего подобного  не знала ни одна из позднейших эпох. Изваяния из окрашенного дерева или  шлифованного камня отличает особое достоинство. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, и с выставленной вперёд левой ногой. Несмотря на идеализацию, портреты верно передавали неповторимые черты человека. В изображениях простых людей было больше жизни и движения, нежели в торжественных статуях властителей.

Стены и колонны египетских зданий украшали рельефы и росписи, которые  легко узнать по своеобразным приёмам  изображения человека.

Благодаря верованиям и строгим правилам древнее египетское искусство просуществовало почти без изменений около двух с половиной тысячелетий. В поздний период оно подверглось воздействию искусства других народов, особенно греков, а в начале нашей эры окончательно угасло.

Художественное осмысление конструкций из сырцового кирпича, освоение техники обработки камня стали той основой, на которой формировалась монументальная образность архитектуры рабовладельческого Египта.

Перемещение экономических  центров в северное Средиземноморье, появление новых государств с  более прогрессивными формами социально - экономической организации подрывают  консервативные устои жизни рабовладельческого Египта.

Архитектура Древнего Египта наиболее полно отразила свое время и породивший ее общественный строй, но ее достижения, монументальность и подавляющее величие произведений не получили непосредственного продолжения в архитектуре других народов.

Тем не менее различные  типы архитектурных сооружений (базиликальные залы, перистили), мастерство композиции сложных храмовых комплексов, умение гармоничного включения архитектуры в природное окружение, опыт стилизации растительного и животного мира в богатых настенных рельефах и живописи, а также в разнообразных типах колонн предвосхитили многие явления мировой архитектуры, хотя и в других формах и соотношениях.

Архитектура явилась  той организующей средой, где были решены проблемы синтеза строительной техники, мастерства пространственной композиции, живописи и скульптуры.

Подражания исключительному  по самобытности и яркости искусству  Древнего Египта, его отточенной символике  не раз прокатывались волной по истории  человеческой культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Градостроительство  Древнего Египта

Последний расцвет градостроительной деятельности в Египте относился к периоду правления фараонов Рамзеса II и Рамзеса III, когда страна в результате многочисленных военных походов еще удерживала свои владения в Сирии. В дальнейшем ухудшение жизни широких слоев египетского населения и прежде всего, крестьян, разорительные войны, пожертвования на строительство дворцов и храмов привели к политическому, экономическому и военному ослаблению Египта. В период ливийско – саисской династии и господства персов (XI-IV вв. до н.э.) градостроительная деятельность в Египте пошла на убыль.

 
Рис.3. Ахетатон. План и общий вид жилого дома богатого египтянина. Реконструкция: 
а – главный вход; б – часовня; в – северная лоджия; г – центральная комната; д – западная комната; е – помещение для с луг; ж – скотный двор

 

Подводя итоги исчислявшемуся тысячелетиями существованию Древнего Египта, следует отметить постоянство и стойкость градостроительных традиций, объяснявшихся природными и историческими условиями развития этой страны. Совершенствование на протяжении многих веков одних и тех же архитектурных типов, будь то пирамиды, храмовые ансамбли или целые города, приводило к тому, что в определенные периоды египетские зодчие создавали подлинные шедевры, которые вплоть до настоящего времени могут служить непревзойденными образцами мировой архитектуры.

Пирамиды, обелиски, пилоны, сфинксы, контуры которых как  бы вписывались в радиусы солнечных  лучей, свидетельствовали о глубокой взаимосвязи архитектурных образов с философско-религиозными представлениями и научными наблюдениями древних египтян, тогда как выраставшие как бы из земли колонны с капителями в виде распустившихся цветов лотоса или соцветий папируса говорили о глубоком понимании и художественной интерпретации окружающей природной действительности. Что же касается типологии древнеегипетских городов, то здесь наблюдалось постепенное развитие городов различного типа. Если первоначально городские поселения были небольшие и имели преимущественно округлую форму в плане, то в дальнейшем появились города – крепости не только круглые, но и прямоугольные в плане. Появились также города для размещения строительных рабочих и рабов, построенные по регулярным планам, а также города – святилища, имевшие свои закономерности архитектурно – пространственного развития.

 
Рис.4. Ахетатон. План так называемого Восточного квартала рабов. Квартал был обнесен стеной и имел один вход с южной стороны

Особое место в древнеегипетском градостроительстве занимали столицы. Столичные города, состоявшие обычно из собственно города и обширного  некрополя, представляли сложный конгломерат  из дворцовых, храмовых и жилых построек, в основе которого лежала социальная иерархия древнеегипетского рабовладельческого общества.

Особенностью столичных  городов были их огромные размеры, которые  позволяют говорить о том, что  для градостроительного мышления древних зодчих свойственны были географические масштабы. А если добавить к этому ориентацию храмовых комплексов на отдельные небесные светила и созвездия, то можно без преувеличения сказать, что в представлении древних египтян столичные и храмовые города были своеобразной земной проекцией известного им космического мироздания. Все это говорит о том, что из всех древних городских культур египетская культура была наиболее самобытной и богатой в художественном отношении, что подтверждается ее сильным влиянием на дальнейшее развитие градостроительства как европейских, так и азиатских стран.

На дальнейшей эволюции египетского искусства тяжело сказались  войны и междоусобицы, приведшие  к распаду государства. Сократились  масштабы строительства, скульптура и  живопись не дали ничего нового. 
 
         Фараоны XXI династии переносят столицу в Саис, ближе к центрам морской торговли. Греческая колонизация дельты Нила, вторжения персов и войск Александра Македонского способствуют более интенсивному культурному общению стран Средиземноморья. Это накладывает отпечаток и на архитектуру Египта.

Информация о работе История архитектуры и строительной техники