Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 19:24, контрольная работа
Монголо-татарское нашествие на Русь – яркий эпизод в отечественной истории. Он одновременно и красив (изгнание монголо-татар и победа над ними), и трагичен (монголо-татарские иго). Монголо-татарское нашествие и иго Золотой Орды, последовавшее за нашествием, сыграло огромную роль в истории нашей страны. Ведь владычество кочевников продолжалось почти два с половиной столетия и за это время иго сумело положить существенный отпечаток на судьбу русского народа. Этот период в истории нашей страны является очень важным, поскольку он предопределил дальнейшее развитие Древней Руси.
Введение
История борьбы и взаимоотношений Руси с монголо-татарами
1.Покорение Руси монголо-татарами
2.Монголо-татарское иго
3.Этапы освобождения Руси от монголо-татар
4.Конец монголо-татарского ига
Заключение
Тест
Список литературы
Началом образования нового вполне вполне оформленного западно-монгольского государства Золотой Орды можно считать 1234 год, когда Батый в качестве главы нового государства стал принимать к себе русских князей и стал давать им ярлыки на княжение. Первым был вызван браг убитого на Сити великого князя владимирского Юрия Всеволодича Ярослав, которому после официального признания им вассальной зависимости от Орды хан вручил ярлык (грамоту) на великое княжение владимирское с признанием его «старейшим» князем Северо- Восточной Руси. Ярлыки на свои княжения получили и другие князья, прибывшие велел за Ярославом в Орду и согласившиеся выполнить ряд унизительных процедур, подчеркивавших их вассальную покорность хану. Со временем выдача Орде ярлыка на то или иное княжество стала сопровождаться беззастенчивым требованием со стороны правящей ордынской знати денежных выплат и ценных подарков. Ордынские правители зачастую произвольно изменяли границы княжеств Северо-Восточной Руси, препятствуя усилению того или иного князя. Разжигали соперничество и распри между русскими князьями. Нередко ханы посылали свои войска в помощь одному русскому князю против другого, если они видели в действиях этого другого угрозу своим интересам.
В русские города были посланы ханские наместники — баскаки, которые, опираясь на вооруженные отряды, следили, чтобы население сохраняло покорность монгольским ханам, платило дань. “Великий баскак” имел резиденцию во Владимире.
В 1257 году монголо-татары предприняли перепись населения - "число" - с целью совершенствования системы взимания дани. Дань с русских княжеств собирали мусульманские купцы — «бессермены», откупавшие это право у великого монгольского хана. Большая часть дани шла в Монголию, великому хану. Ежегодно отправляемая в Орду дань ("выход", "десятина") была наибольшей тяжестью ордынского ига. Вначале она собиралась натурой, но затем была переведена на деньги ("серебро"). Единицей обложения служило каждое городское и сельское хозяйство. Тяжесть постоянной дани усугублялась частыми требованиями ханов прислать им дополнительные крупные суммы (так называемые запросы). В пользу хана шли также отчисления с торговых пошлин. Тяжелым бременем на крестьян легли ямская и подводная повинности, обязанность давать "корм" проезжавшим ордынцам и их свите. Cбop дани был отдан ханами на откуп мусульманским купцам, которые облагали население дополнительными поборами, кабалили крестьян и продавала несостоятельных должников в рабство на восточных невольничьих рынках.
Еще одной тяжелой повинностью, наложенной победителями на население русских княжеств, была обязанность поставлять воинов в монголо-татарские войска, принимать участие в их военных походах. Во второй половине XII века русские полки действовали в монгольских военных операциях против Венгрии, Польши, народов Северного Кавказа, Византии.
Перепись населения в 50-60-х годах ХIII века, и сбор дани сопровождались многочисленными восстаниями против золотоордынцев. Иногда они переплетались с выступлениями против своих феодалов. Это привело к тому, что сбор дани с конца XIII века был передан в руки русских князей. Были отозваны баскаки, что лишало Орду возможности непосредственно вмешиваться во внутриполитическую жизнь русских земель.
На рубеже XIII - XIV веков политическое дробление Руси достигло своего апогея. Только на Северо-Востоке появилось 14 княжеств, которые продолжали делиться на уделы. В это время укрепился и возвысился еще один центр Русской земли — Чернигов, куда в 1245 году вернулся после шестилетнего пребывания в Польше и в Венгрии черниговский князь Михаил. Чтобы не дать Руси чрезмерно усилиться ордынские ханы решили создать совершенную систему ордынского контроля над политической жизнью всей Руси. Первым пунктом этого плана было почти одновременная расправа над обоими великими
князьями. Наибольшее распространение получило сталкивание ведущих князей друг с другом. Орда создает два великих княжения на Руси, чтобы сталкивая эти два княжества и князей друг с другом, контролировать Южную и Северо-восточную Русь.Так как оккупация Северо-восточной Руси фактически была не под силу Орде, несмотря на ее великолепную военную машину, то эти земли были нужны Орде как постоянный и надежный источник доходов в виде дани. И, видя что на это претендуют другие страны-соседи Руси, прежде всего шведы, на русском престоле посадили сильного и политически гибкого Александра Ярославича. В противовес, которому католики выставили Даниила Галицкого. Даниил занял позицию противника Орды, но, не имея достаточно сил, вынужден был сложить оружие. Александр же, понимая, что в военном плане Русь была бессильна перед Ордой, пошел на поклон ханам, давая Северо-восточной Руси необходимое время на восстановление нанесенных Батыем разрушений.
Александр Ярославович видел
для Руси один путь: власть
великого владимирского князя
должна стать в Северо-
После смерти Александра Невского великокняжеский престол занял его младший брат тверской князь Ярослав. Выгодное географическое положение в Верховьях Волги, плодородные земли, притягивали сюда население, способствовали росту боярства. Московское же княжество, доставшееся младшему сыну Александра Невского Даниилу, в самостоятельное выделилось лишь в 1270 году и, казалось, не имело каких-либо перспектив в соперничестве с Тверью. Однако родоначальник династии московских князей Даниил сумел сделать ряд земельных приобретений (в 1301 году отнять у Рязани Коломну, а в 1302 году присоединить Переяславское княжение) и, благодаря расчетливости и бережливости, несколько укрепить Московское княжество.
Его сын Юрий повел уже решительную борьбу за ярлык с великим князем Тверским. В 1303 году ему удается захватить Можайск, что позволило взять под контроль весь бассейн Москва-реки. Войдя в доверие хану Узбеку и женившись на его сестре Кончаке (после крещения Агафье), Юрий Данилович в 1316 году получил ярлык, отобранный у тверского князя. Но вскоре в сражении с ратью Михаила он потерпел поражение, а его жена попала в плен. В Твери она умерла, что дало основание Юрию обвинить тверского князя во всех грехах. Понимая, что его ждет в Орде Михаил Ярославович все же решил предстать перед ханским судом, надеясь тем самым спасти свою земля от татарского разорения. В итоге Михаил был казнен. В 1324 году его сын Дмитрий Грозные Очи, встретив в Орде виновника гибели своего отца, не выдержал и зарубил Юрия Даниловича. За этот самосуд ему пришлось расплатиться собственной жизнью, но ярлык на великое княжение хан Узбек решил передать младшему брату Дмитрия Александру Михайловичу. Так, натравливая друг на друга русских князей, опасаясь усиления кого-либо из них и передавая ярлык слабейшему, Орда сохраняла господство.
Монголо-татарское нашествие и последовавшее за ним длительное иноземное иго нанесли колоссальный ущерб производительным силам нашей страны, надолго задержали ее развитие во всех областях: экономической, политической, культурной. Опустошение земель постоянными погромами и систематическое ограбление народа тяжелыми выплатами губительно отражались на хозяйстве. Ремесло было подорвано. Монголо-татарское нашествие законсервировало натуральное хозяйство. В то час, как страны, не подвергавшиеся монголо-татарским погромам, постепенно переходили от феодального строя к более прогрессивному – капитализму, Русь сохраняла феодальное натуральное хозяйство. Потребовалось несколько веков для того, чтобы преодолеть это отставание. Не менее тяжелыми были последствия для политического развития. В домонгольской Руси города все сильнее высказывали свое влияние, предлагали искоренить феодальный строй. Нашествие оборвало прогрессивные толчки. Орда всячески препятствовала политическому объединению страны, сеяла рознь между князьями.
В 1327 году Узбек направил в Тверь своего посла Чолхана (Щелкана Дюдентьевича). По всей видимости, Щелкан приехал, чтобы получить с тверитян дань. В своём стремлении собрать как можно больше денег баскак переусердствовал, вызвав негодование народа. Татарский посол вёл себя в Твери беспардонно, даже прогнал самого Александра Михайловича с его двора.
Тверитяне и до того много натерпелись от татар, а тут еще Щелкан появился, который был очень жесток. Всячески притесняемый народ просил своего князя защитить его от татарского произвола, но Александр велел своим людям терпеть. При таких обстоятельствах достаточно было малейшей искры, чтобы грянул взрыв народного негодования...
15 августа, на праздник Успения Богородицы, в Твери собралось много народа. Дьякон по прозвищу Дудко пошёл на берег Волги напоить свою кобылицу. Татары принялись отнимать лошадь, а Дудко закричал: «Тверитяне, не выдайте!» Началась стычка, которая переросла в «замятию великую». Над городом поплыл тревожный колокольный звон, призывающий людей к борьбе со своими притеснителями. Горожане принялись повсюду истреблять татар, убили и самого Щелкана. Спаслись только татарские пастухи, которые пасли в поле коней. Они-то, сбежав в Москву, и донесли весть о восстании и гибели ханского посланника.
Узнав о событиях в Твери, Узбек пришёл в ярость. Убийства ордынского ставленника хан простить не мог. Наказание было неотвратимым, к тому же исполнителя ханского приговора долго искать не пришлось. Иван Данилович Калита, московский князь, казалось, только и ждавший случая погубить тверского князя, тут же встретился с Узбеком и вместе с выделенным ему пятидесятитысячным татарским войском под руководством пяти темников напал на Тверское княжество. Татары разорили и новгородские владения, а именно Новоторжскую волость. Сам Новгород от Калиты сумел откупиться.
Александр Михайлович, сознавая, что противостоять московскому князю и татарам невозможно, укрылся со своим семейством в Пскове. Владения тверские оказались разорены, люди разбежались... Теперь старания Михайловичей должны были быть направлены на то, чтобы успокоить своих оставшихся подданных и исправить, насколько возможно, незавидное положение княжества. О притязании на великое княжение нечего было и говорить. Ярлык достался Калите, а Константин, старший из тверских князей после Александра, в 1328 году съездил в Орду и подтвердил свои права на тверское княжение. Это известие в Твери, где, очевидно, ждали новых от татар бед, восприняли, как видно из летописи, с облегчением. Тверитяне стали возвращаться в родные места, сожжённые храмы восстанавливались.
В 1337 году на тверской престол вновь заступает Александр Михайлович, прощённый Узбеком и противостояние Твери и Москвы снова возобновляется. При Иване Даниловиче Калите Моска стала самым богатым княжеством. Иван Калита наладил хорошие отношения с золотоордынским ханом и ловко использовал его власть в своих интересах. Он часто ездил в Сарай и всегда привозил хану и его женам ценные подарки. Хан пожаловал ему звание великого князя всей Руси. Москва стала политическим центром русских земель. На Руси росло народное сопротивление, и Орда перестала посылать баскаков в русские княжества. Сбор и доставку дани хан поручил русским князьям. Иван Калита привозил дань раньше других. Вскоре хан доверил ему сбор дани со всех княжеств. Теперь все князья зависели от Москвы. Хитрая политика Калиты избавила народ от разорительных татарских набегов. В интересах возвышения Москвы Иван Калита использовал и церковь. Он подружился с главой русского духовенства митрополитом Петром, жившим во Владимире, построил для него в Москве Успенский собор и большой дом, где Петр обычно останавливался. Новый митрополит уже окончательно переселился в Москву. Москва стала религиозным центром Руси.
После хана Узбека править Золотой Ордой стал хан Джанибек. Начавшийся во второй половине XIV века кризис развития Золотой Орды вызвал затяжную борьбу между соперничавшими группировками ее правящей элиты. Смута началась как семейная усобица, конфликт между тремя сыновьями Джанибека - Бердибеком, Кульпой и Наврусом. Бердибек сел на трон, убив своего отца Джанибека. В 1359 году в Золотой Орде произошел новый дворцовый переворот, руководимый Кульпой: Бердибека убили и Кульпу провозгласили ханом. Следует отметить, что два сына Кульпы носили христианские имена - Михаил и Иван. Это говорит о том, что оба они были христианами. Однако в 1360 году младший сын Джанибека Наврус организовал другой дворцовый переворот, в котором были убиты Кульпа и его сыновья. Используя нужду очередного хана в русском серебре, митрополит Алексей сумел в обмен на финансовую поддержку получить ханскую грамоту, удостоверяющую, что великое княжение является наследственным правом Московских князей из династии Иоанна Калиты. Таким образом, политическая традиция Киевской Руси была отменена окончательно.
В 1361 году несколько знатных вельмож тайно предложили одному из Чингиситов, потомку Шибана по имени Хузр принять трон. При осуществлении новой дворцовой интриги был казнен и Наврус со всей своей семьей. Но среди враждующих ханов никто не имел способностей вновь объединить отдельные улусы в могучее государство. Кипчацкая Орда не выходила из состояния смут и все больше дробилась на отдельные улусы. Пока Орда была на время парализована внутренними распрями, в Центральной Азии сформировались два новых центра монголо-тюркской власти. От Золотой Орды отделилась Белая Орда (Ак-Орда), где в 1361 году к власти пришел Урус-хан. Урус-хан учредил столицу Ак-Орды. Все больше и больше Джучидских царевичей и монгольских темников признавали его своим правителем. Также отказалась признавать свою зависимость от Сарая и другая часть Золотой Орды - Синяя Орда (Кок-Орда), где правил хан Пулад, который обосновал свой двор в Самарканде.
Информация о работе История борьбы и взаимоотношений Руси с монголо-татарами