История государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 16:19, дипломная работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: на основании работы с учебными пособиями, различными источниками материала художественной и научной литературы подробно рассмотреть этапы становления полиции в XIX веке и узнать причины ее реорганизации.
Задачи курсовой работы:
Рассмотреть существование полиции в XIX веке.
Продемонстрировать структуру полиции в XIX веке.
Указать все основные функции полиции XIX века.

Содержание

Введение3

Глава 1. Первая половина XIX века4
§ 1. Министерство внутренних дел4
§ 2. Особая Канцелярия Министерства внутренних дел6
§ 3. Министерство полиции и причины его ликвидации8

Глава 2. Виды полиций и их основные функции11
§ 1. Уездная полиция11
§ 2. Общеуголовная полиция13

Глава 3. Вторая половина XIX века16
§ 1. Реформирование полицейских органов16
§ 2. Тюремная реформа XIX века17


Заключение21
Список литературы22
Приложение. Архив фактов .23

Вложенные файлы: 1 файл

Politsia_v_19_veke_2.docx

— 418.26 Кб (Скачать файл)

Созданная М. М. Сперанским структура министерства полиции оказалась достаточно эффективной. Но М. М. Сперанский при её разработке учитывал опыт деятельности полицейских структур бонапартистской Франции. А в России к моменту образования министерства полиции уже были сильны антифранцузские настроения, которые ещё более возросли со времени Отечественной войны 1812 года.

Понятно, что использовавший французский опыт М. М. Сперанский рано или поздно мог быть обвинен в антипатриотизме и антигосударственной деятельности своими недругами - завистниками. Так оно и случилось. Более того, им же образованная структура ударила по автору реформы. Особенная канцелярия уже весной 1812 года сфальсифицировала обвинение М. М. Сперанского в антигосударственной деятельности. А дальнейшая ревизия его реформ привела к ликвидации Министерства полиции и возврату полицейских функций в министерство внутренних дел, тем более что к тому времени назначение министром вновь получил В. П. Кочубей.

В течение 1819 года из МВД выделились в качестве самостоятельных центральных госучреждений департамент мануфактур и торговли и почтовый департамент, с которым ушел и т.н. «черный кабинет», занимавшийся перлюстрацией писем и других почтовых отправлений. 
Но зато в МВД из министерства полиции были переданы департамент полиции исполнительной и департамент полиции хозяйственной. А затем в ведение МВД перешла общая канцелярия министерства полиции, слившаяся с его общей канцелярией. За Особенной канцелярией и созданным при ней цензурным комитетом остались все прежние функции. Но вскоре и она перешла в кочубеевское ведомство.

Департамент исполнительной полиции даже расширился с вхождением в МВД. Увеличилась канцелярия директора департамента, был образован ещё один «стол» - расчетный и повышены должностные оклады чинам департамента.

Каких - либо серьезных реформ до 60- х годов XIX века в министерстве внутренних дел не происходило, равно как и изменений в структуре и функциях местных полицейских учреждений. 
Следует отметить, что кроме городской и сельской полиции с начала XIX века начали свою деятельность ведомственные полицейские структуры. К примеру, была создана горная (горнозаводская) полиция. Сфера её интересов - рудники, горнодобывающие и горнообрабатывающие государственные предприятия. Понятно, что она «привязывалась» к административно-территориальным горным округам, т.е. местностям с развитой горной отрасли экономики, и подчинялась управляющему рудником, берг-инспектору или управляющему горным округом.

Непосредственно горнозаводской полицией в том или ином регионе руководил полицмейстер назначаемый руководителями предприятия. Ему подчинялись горные исправники, осуществлявшие реализацию полицейских функций в приписанных к заводам селах и деревнях -горных округах. Исправник входил в состав земского суда уезда, на территории которого располагался горный округ. Создавалась своя полиция и на ряде крупнейших оружейных заводов, таких, как Тульский. Полицмейстер, руководивший фабричной полицией, подчинялся директору предприятия.

В тот же период появилась транспортная полиция. В 1809 года, когда был создан центральный государственный орган по управлению путями сообщения - Дирекция водяных и сухопутных коммуникаций, Россия была поделена на десять своеобразных «транспортных» округов, возглавляемых директорами. Директор самостоятельно формировал транспортную полицию округа. Её задачей было поддержание правопорядка и общественной безопасности на речном транспорте и сухопутных дорогах, предотвращение хищений и разбоев, конвоирование грузов. Транспортная полиция формировалась в форме специализированных полицейских команд, через начальников которых и руководил ими директор округа. В структуры местной администрации, городской и сельской полиции транспортные полицейские команды не входили.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Виды полиций и их основные функции.

 

§ 1. Уездная полиция.

 

Уездную полицию возглавлял с 1775 года избираемый на трехлетие уездным дворянством капитан-исправник, именуемый в первой половине века просто исправником. При нем находился созданный тем же «Учреждением о губерниях» нижний земский суд, именуемый с начала века земским судом. Вместе они составляли уездный исполнительный орган охраны «спокойствия, добронравия и порядка обывателей». В состав земского суда, кроме исправника, входили 3-4 заседателя от дворян; закон о земской полиции 3 июня 1837 года добавил в этот список еще двух заседателей от государственных крестьян, игравших явно неполноправную роль в этой дворянской коллегии. Старший заседатель земского суда считался ближайшим помощником исправника. Канцелярия земского сура подразделялась на два стола – исполнительный и следственный. Все многообразие функций исправника и земского сура можно подразделить на несколько категорий. Их главной задачей по-прежнему считалось «охранение общественного спокойствия, благочиния, добронравия и порядка, должного властям повиновения, усмирения всяких действий, противных верноподданному долгу и послушанию, донесение о том по начальству; уничтожение всяких непозволительных и соблазнительных сборищ». На полицию возлагались личное задержание за нарушение порядка, обыски, поимка беглых крепостных и дезертиров, безопасность от воров, наблюдение за общественными местами, книжной торговлей, распоряжение при пожарах и наводнениях, выдача «видов» на отлучку, подорожных по казенной надобности.

Довольно значительно были обязанности уездных полицейских органов по казенным делам – это и взыскание недоимок, борьба с корчемством,3 надзор за торгами, за исправным выполнением земских повинностей, свидетельство сумм уездного казначейства. По делам военного ведомства уездные полицейские органы принимали активное участие в рекрутских наборах, в квартирном размещение войск.

В дореформенной крепостнической России не существовало строгого разделение между судом и полицией. На полицию возлагались довольно широкие судебно-следственные функции – проведение следствий, взыскания по бесспорным обязательствам. В 1811 году полицейские органы получили право даже судить в маловажных полицейских винах.

До 30-х годов XIX века уезд являлся в России самой мелкой территориальной единицей. Увеличение населения в уездах и рост крестьянских волнений вызвали необходимость разделения уездов на более дробные территориальные полицейские единицы – станы. Кое-где они появились еще в начале XIX века. Так, 1 декабря 1806 года Московский уезд был разделен на шесть станов. «Положение о земской полиции» 3 июня 1837 года учреждало станы повсеместно. В каждый стан из избранных дворянством кандидатов губернатор назначал непосредственных исполнителей указаний губернских и уездных должностных лиц и учреждений – становых приставов. Центром каждого стана было село, а иногда заштатный город.4 Для сношения земских судов с подчиненными ему станами одновременно была создана земская почта.

Реформа 1837 года укрепила уездную полицию крепостнической России. В уездных городах в помощь губернской администрации действовали уездные комиссии (дорожная и строительная), комитеты (оспенный, общественного порядка), уездное отделение попечительного о тюрьмах комитета и рекрутское присутствие. Председателем всех этих совещательных и коллегиальных учреждений был уездный предводитель дворянства, а членами – исправник, уездный судья, окружной начальник государственных имуществ, городской голова уездного города и некоторые другие члены.

В городах охрана тишины и порядка возлагалась на отдельную от уездной городскую полицию, сохранявшую организационное устройство, данное городам «Уставом благочиния». Столичная полиция возглавлялась обер-полицмейстером, в губернском городе – полицмейстером, а в уездном – городничим. Все они, вместе с подведомственными им полицейскими учреждениями, подчинялись местным администраторам – военным генерал-губернаторам и губернаторам. Каждый из руководителей имел свою канцелярию. Территориально каждая столица подразделялась на отделения, которые в свою очередь подразделялись на части, а части на кварталы.

Каждая часть имела особое арестное помещение, которое служило сетом предварительного заключения задержанных полицией лиц.

При частях состояли «фонарные команды», зажигавшие на улицах фонари, наполненные конопляным маслом. В каждой части была пожарная команда во главе с брандмейстером;5 обнаружение пожаров проводилось с каланчи составлявший непременный атрибут каждой полицейской части.

Части подразделялись на кварталы, возглавляемые квартальными надзирателями; помощником каждого квартального надзирателя был квартальный поручик. Квартальным надзирателям и поручикам подчинялись рядовые полицейские и будочники.6

Формально квартальный надзиратель был членом части, но обычно пребывал в собственной небольшой канцелярии, был последней исполнительной инстанцией, где полиция нередко полностью сливалась с судом.

Полиция уездных городов возглавлялась городничим, при котором существовала только канцелярия; уездный город также делился на части, а последние – на кварталы.

 

§ 2. Сыскная полиция.

 

Медленный рост промышленности, стабильность городского населения, вызывая экономическое отставание страны, в то же время определяли достаточно постоянный и невысокий уровень преступности в городах. Тяжкие преступления были довольно редки и, как правило, носили очевидный характер, совершались в состоянии опьянения, поэтому не существовало остроты проблемы их раскрываемости.

Но это не значит, что работе по раскрытию уголовных преступлений не уделялось должное внимание, хотя и не существовало специальное подразделение, эти функции были возложены помимо прочих дел на обычный орган полиции. Например, в 1838 года после проведения многолетней ревизии столичной полиции императором было утверждено новое положение, регламентирующее ее организацию и деятельность. Город разделялся на 13 частей и 56 кварталов. В столице назначались три полицмейстера, в ведении каждого из которых было несколько полицейских частей города. Во главе каждой части Санкт-Петербурга было два частных пристава – один отвечал за административную, оперативно-розыскную деятельность, охрану общественного порядка, второй контролировал проведение дознания и следствия.

В сельской полиции распределение обязанностей между отделами было несколько иначе. В 1837 года вышло новое положение о земской полиции, кстати, увеличившее число полицейских в уезде. Канцелярия земского уездного суда состояла из двух отделов. В первом рассматривались вопросы борьбы с преступностью, охраны общественного порядка, проведения следствия, второй контролировал выполнение сельской полицией поручений губернской администрации.

Тем не менее, в 1842 года в порядке усиления борьбы с кражами возник проект создания в Санкт-Петербурге специальной сыскной полиции, подчиненной непосредственно обер-полицмейстеру. Проект не был осуществлен, что, очевидно, было связано с переменами в руководстве столичной полиции, после того как были выявлены большие злоупотребления в их деятельности. Другой фактор невостребования в создании сыскной полиции – стабильность социально-экономического, государственного строя, невысокий уровень преступности, которые не вызывали потребности глубоких изменений в политико-правовой сфере, в реорганизации судебных, полицейских учреждений.

Начиная с 60-х годов XIX века происходят частые изменения в структуре и компетенции полиции. Непосредственной причиной преобразований была крестьянская реформа 1861 года, которая внесла существенные новшества в жизнь уездов. Изменение поземельных отношений и потеря помещиками права собственности на крестьян, включавшим в себя и ряд полицейских прав, вызвали необходимость реорганизации уездных полицейских органов. В 1862 года произошло объединение уездной и городской полиции, для чего были созданы уездные полицейские управления, возглавлявшиеся уездными исправниками. Он назначался правительством, превращая полицию из сословного органа в орган общегражданский. Это объединение не коснулось губернских и наиболее крупных уездных городов, а также столиц, в которых была сохранена городская полиция. Следует отметить, что, проводя реформы в области местного управления, правительство освободило полицию от хозяйственных функций, передав их земствам и органам городского самоуправления.

Реформа коснулась не только структуры полиции, но оказала существенное влияние на ее компетенцию. Еще 8 июня 1860 года был подписан Указ, передававший предварительное следствие, производившееся ранее полицией, вновь учрежденным судебным следователям. Судебные уставы 20 ноября 1864 года подтвердили это положение и освободили полицейские органы от осуществления судебных функций, указав, что полиция проводит дознания и выполняет законные требования судебных органов. Полиция могла проводить дознание посредством розысков, словесными расспросами и негласным наблюдением, не производя ни обысков, ни выемок в домах. Эти следственные действия полиция имела право осуществлять только тогда, когда до прибытия судебного следователя следы преступления могли изгладиться. Все материалы дознания полиция передавала судебному следователю и с этого момента обязана была выполнять его отдельные поручения. Из сказанного видно, что производство следственных действий по собиранию доказательств, то есть собственно процессуальная деятельность по уголовному делу, было прерогативой судебного следователя, и основой для такого жёсткого разделения функций являлась принадлежность следователей и органов дознания к разным ветвям государственной власти.

Провозглашенный и реализованный в пореформенном российском законодательстве принцип разделения властей получил в уголовном процессе специфичное выражение. Дореволюционная система взаимодействия между разными правоприменяющими органами, в том числе между органами предварительного следствия и дознания, – яркое тому подтверждение. Разграничение компетенции между ними во всех случаях было продиктовано необходимостью ограждения судебной власти от несвойственной ей и при этом обременительной работы.

Информация о работе История государства и права