История государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 16:19, дипломная работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: на основании работы с учебными пособиями, различными источниками материала художественной и научной литературы подробно рассмотреть этапы становления полиции в XIX веке и узнать причины ее реорганизации.
Задачи курсовой работы:
Рассмотреть существование полиции в XIX веке.
Продемонстрировать структуру полиции в XIX веке.
Указать все основные функции полиции XIX века.

Содержание

Введение3

Глава 1. Первая половина XIX века4
§ 1. Министерство внутренних дел4
§ 2. Особая Канцелярия Министерства внутренних дел6
§ 3. Министерство полиции и причины его ликвидации8

Глава 2. Виды полиций и их основные функции11
§ 1. Уездная полиция11
§ 2. Общеуголовная полиция13

Глава 3. Вторая половина XIX века16
§ 1. Реформирование полицейских органов16
§ 2. Тюремная реформа XIX века17


Заключение21
Список литературы22
Приложение. Архив фактов .23

Вложенные файлы: 1 файл

Politsia_v_19_veke_2.docx

— 418.26 Кб (Скачать файл)

Оставив за собой функции дознания, полиция могла совершенствовать оперативно-розыскную деятельность, отрабатывать формы и методы работы по борьбе с преступностью и накапливать опыт. Оперативно-розыскная деятельность стала органически вплетаться в повседневную антикриминальную работу органа дознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Вторая половина XIX века.

 

§ 1. Проблемы реформирования полиции.

 

На протяжении всего XIX столетия правительство вело непрекращавшуюся и бесплодную борьбу с бюрократизацией, ростом чиновничьей армии и безумным объемом бумажной переписки. Внутри ведомств то и дело создавались всякие комиссии по сокращению переписки и штатов - между тем то и другое продолжало взбухать. Правительство бесконечно бродило по замкнутому кругу: централизация управления вела к росту бюрократизации, чиновничьего произвола, коррупции, раздуванию аппарата; передача власти на места - к выходу местной власти из-под контроля, чиновничьему произволу, коррупции.

Реформы полиции и тюрьмы 1860-х изменили картину, но отнюдь не радикально. Появились независимые суды и выборные земские органы, но парадоксальным образом усилилась также и роль Министерства внутренних дел. Ведь к нему теперь перешли те функции по управлению крестьянским населением, которые ранее делегировались помещикам, а заодно и надзор за проведением в жизнь положений 1861 года. Подведомственная ему администрация контролировала и выборные земские, и крестьянские органы самоуправления. Появились отдельные тюрьмы для заключенный, но преступность не падала.

Таким образом, после реорганизации 1880 года МВД заняло главенствующее место в государственном механизме, а его руководитель стал фактически первым министром империи, обладая уникальной по объему компетенцией. Кроме борьбы с преступностью в его ведении находилась значительная часть внутренних функций государства.

Круг обязанностей полиции непрерывно расширялся. Ее чины производили то взыскания земских сборов, то следили, чтобы рыболовы не ставили заколов на реках и озерах, то предотвращали хищения бронзовой телефонной проволоки вдоль магистрали Санкт-Петербург- Москва. Много хлопот доставляли бесчисленные деревенские престольные праздники, завершавшиеся поголовным пьянством и жуткими драками. Полиция осуществляла гласный и негласный надзор за лицами, обвиненными в «порочном поведении», за «неблагонадежными иностранцами», за исключенными из высших учебных заведений участниками студенческих волнений, за «не имеющими права проживания вне черты еврейской оседлости» и прочими малопочтенными и просто пустяковыми делами. 
Полиция Российской империи прошла долгий путь развития, стала основной частью аппарата управления с присущими ему достоинствами и недостатками и погибла вместе с политической системой.

Вторая половина XIX века - время реформ и государственных преобразований, последствием которых явилось перерождение России феодальной в Россию буржуазную. Изменилась вся общественная структура, в том числе и государство, и право, и социально-экономический строй. Конечно, рождение нового социально-экономического строя неизбежно должно было пройти длительный путь, и реформы второй половины XIX века лишь первый шаг на этом пути. Но зато шаг наиболее трудный и исторически значимый, поистине революционный. Поэтому вполне уместна его оценка многими исследователями как "революции сверху"', однако, по ряду причин незавершенной. Историческое значение опыта реформ состоит также в том, что они позволили вывести страну из глубокого экономического и политического кризиса и дали мощный толчок капиталистическому развитию страны без каких-либо серьезных потрясений и социальных катаклизмов. В общем, без "революции снизу", с ее неизбежными громадными кровавыми жертвами и разрушениями 
реформы не были доведены до своего логического завершения. Они не увенчались конституционной реформой. Зарождение парламентаризма не состоялось. Соответственно не завершена была и «революция сверху». Этот провал попыток конституционной реформы, поворот к политике контрреформ не только оттолкнул от правительства либеральные слои общества, он содержал в зародыше тот фактор, который в сочетании с нерешенностью аграрной, социальной, национальной проблем привел Российское государство, в конечном счете, к революционным катаклизмам 1905-1907 годов и 1917 года.

 

§ 2. Тюремная реформа XIX века.

 

К исполнительным учреждениям относились тюрьмы. В первой половине XIX века они были децентрализованы по разным ведомствам.

Общеуголовные тюрьмы находились в ведомстве Министерства внутренних дел. В каждом губернском городе существовал местный губернский острог, подчиненный непосредственно главе местной администрацию. Эту тюрьму возглавлял смотритель из полицейских чинов; ему в помощь действовали смотритель из солдат-инвалидов; караульную службу в тюрьме осуществлял караульный офицер с небольшой командой. При управах благочиния и полицейских частях существовали тюремные и арестные помещения. В некоторых крупных городах создавались пересыльные тюрьмы. В Сибири складывается система каторжных тюрем, а по пути к ним – этапы и полуэтапы. К числу тюрем относились смирительные и работные дома. Подавляющее большинство этих тюрем размещалось в старых, сырых зданиях. Обычными явлениями были грязь, теснота, плохое питание, отсутствие медицинского обслуживания, тяжелый тюремный режим. Широкое распространение имело в тюрьмах помещение заключенных в цепях, рогатках, приковывание их к колодкам – «стульям».7 В тюрьмах нещадно били. Впрочем, царизм, даже в тюрьмах строго сохранял сословное давление. Во всех тюрьмах существовали особые камеры для «благородных» заключенных, для которых существовал более облегченный режим, без посылки на работу и телесных наказаний.

«Чтобы знать, что такое русская тюрьма, русский суд и полиция, - писал А. И. Герцен, - для этого надо было быть мужиком, дворовым, мастеровым или мещанином. Политических арестантов, которые большей частью принадлежат к дворянству, содержат строго, наказывают свирепо, но их судьба не идет ни в какое сравнение с судьбой бедных бородачей. С такими полиция не церемонится. К кому мужик или мастеровой пойдет, потом жаловаться, где найдет суд?»

Произвол тюремной администрации фактически не знал границ.

Со второй четверти XIX века предпринимаются попытки военизации тюрем. В 1823 году были учреждены военно-арестантские роты для осужденных солдат и офицеров. Это были тюрьмы с жестоким каторжным режимом. Вскоре арестантские роты превратились в разновидность общих тюрем, что было закреплено в уставе об арестантских ротах 1842 года. «Арестантские роты гражданского ведомства», как назывались эти тюрьмы, находились теперь в ведении Главного управления путей сообщений, а предназначались не только для осужденных солдат и офицеров, но и для гражданских лиц, крепостных крестьян, осужденных за «отыскание свободы», беглых бродяг, уголовных преступников.

В условиях общего кризиса крепостного строя и военизации государственного аппарата царскому правительству импонировал военный режим в тюрьмах: с военным начальством, военно-уголовными законами, наказанием арестантов шпицрутенами.8 «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 года выдвинуло арестантские роты на первое место среди всех других мест заключения. С этого времени они приобрели широкое распространение. В середине XIX века в России насчитывалось до 55 арестантских рот. В 1845-1860 годах ссылкой в арестантские роты наказывалось от 10 до 14 процентов всех заключенных.

Среднегодовое количество заключенных по всем тюрьмам России, по далеко не полным данным, исчислялось примерно в 300 тысяч человек.

 Содержание  тюрем и заботы о заключенных  были обременительными для крепостнического государства. Еще в период существования Министерства полиции 1810-1819 года в правительственных кругах России зародилась идея тюремной реформы, заключавшейся в создании наряду с органами государственного управления тюрьмами9 также опекаемого правительством дворянского «Попечительного о тюрьмах общества». Идея создания такого общества была подсказана членами Британского библейского общества, в тесной связи с которым действовало и Английское тюремное общество. Создавая по указу 19 июля 1819 года разветвленный аппарат попечительного общества о тюрьмах, правительство официально провозглашало заботу о нравственном исправлении преступников и улучшении нравственного состояния заключенных. Сохраняя страый надзаконный, полный произвола, насилия над заключенными режим, устав общества вводил в него новые элементы: наставление заключенных в «правилах их христианского благочестия к доброй нравственности» и «занятия их приличными упражнениями». Располагая значительными капиталами, пополняемыми за счет благотворительности, общество должно было взять на себя часть хозяйственных расходов по ремонту и содержанию тюрем.

В условиях кризиса феодального строя в России самодержавное правительство шло на некоторое улучшение материального быта заключенных и усиление религиозного воздействия на них, перекладывая эти заботы на чиновничье-дворянскую общественность.

Официально «Общество попечительное о тюрьмах» считалось общественной организацией, хотя состав членов и характер их деятельности придавал всему обществу роль придатка к тюремной администрации МВД. Только 26 августа 1855 года общество было официально причислено к Министерству внутренних дел: миист стал по должности президентом общества, а аппарате министерства появилась еще одна Канцелярия.

Широко раздуваемая официальными кругами деятльность «Общества попечительного о тюрьмах» носила в действительности скромный характер. В 1857 году общество располагало большим объемом капитала, а на нужды тюрем было потрачена лишь небольная часть этого капитала. «Тюремное общество, - отмечалось в анонимной чиновничьей записке, поступившей на имя Александра II в конце 50-х годов, - в течение годов, как мертвая кружка собирало капиталы, увеличивало проценты, всегда оказывало равнодушие к положению заключенных и только малую часть своих доходов употребляло на улучшение тюрем и арестантских помещений».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В XIX веке в организации и структуре полиции произошел целый ряд изменений, во многом связанных с проведением многочисленных реформ. Особенно заметные преобразования полиции были осуществлены в 1862 г. и в 1880 г.

Несмотря на проведение реформ и связанные с ними изменения в организации власти и управления, Россия оставалась империей с неограниченным самодержавием. В общем и целом в стране сохранялись дореформенные государственные высшие, центральные и местные учреждения, особенно в плане организации органов администрации и полиции.

Развитие органов центрального полицейского управления связано с осуществлением реформы М. М. Сперанского, в ходе которой было образовано Министерство полиции. Министерство полиции состояло из департаментов: Департамент полиции хозяйственной, Департамент полиции исполнительной, Медицинский департамент, и двух канцелярий: общей и особенной. Департамент полиции хозяйственной осуществлял контроль за ценами, продовольственным снабжением городов, пресекал спекуляцию. Департамент полиции исполнительной контролировал работу местной полиции, надзирал за проведением следствий по уголовным делам, занимался поимкой дезертиров. Министерство следило за исполнением законов всеми другими государственными министерствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

  1. А. Н. Маркова. Государственное управление в России. Под ред. А. Н. Марковой, 2 изд.: доп. и перераб. Москва, 2002 г., с135-149.
  2. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968
  3. http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./10930/13529/13530/13533
  4. http://www.mvdrb.ru/index.php?page=258
  5. http://referat.ru/referats/view/7419
  6. http://kupi5.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2232&Itemid=28
  7. http://www.wikipedia.ru
  8. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/841606
  9. http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ushakov-term-84824.htm
  10. http://poiskslov.com/word/будочник/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение. «Архив фактов».

Клятва полицейских.

 

 

Донесение.

 

 

 

 

 

 

 

1 Заметки Л. В. Дубельта «Голос минувшего», 1913, №3. – с. 160.

2 Греч Н. И. «Записки моей жизни. – М. – Л., 1930. – С. 431.

3 Корчемство - тайная торговля предметами, составляющими монополию казны, или не оплаченными акцизом товарами, обложенными акцизом.

4 В заштатном городе становым подчинялись даже пятисотские и тысяцкие.

5  Брандмейстер – обиходное название пожарных.

6  Будочник – низший служитель городской полиции.

7 Стулья – тяжелые колодки.

8  Шпицрутен – длинный, гибкий прут или палка, которым били наказываемых солдат.

9 Департамент полиции исполнительной и местные власти


Информация о работе История государства и права