История государства и права зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 10:54, контрольная работа

Краткое описание

Современникам того события и двум последующим поколениям государство Бисмарка казалось исторической необходимостью, которому не было иных альтернатив. И тем не менее имелось несколько вариантов решения национального вопроса. Одним из них было сохранение Германского союза в более либеральном виде, и об этом свидетельствуют многие важные факты.

Содержание

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………….3
ТЕСТОВАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………..13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

КР ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАР.СТРАН Ч.2.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

 

Новосибирский государственный университет экономики  и управления

 

 

Кафедра государственно-правовых наук

 

 

 

 

 

 

 

 

Номер группы: __ЮРПО21И_________________________________________

Наименование  специальности: ______юриспруденция___________________

Студент: ____________Сибилева Юлия Александровна_________________                                         

(фамилия, имя,  отчество)

Номер зачётной книжки (студенческого билета) ______123310____________

Учебная дисциплина: «История государства и права зарубежных стран ч.2»

Номер варианта контрольной работы: _______10_______________________

Дата регистрации  представительством «___»__________________200___г.

Дата регистрации  институтом «___»__________________________200___г.

Дата регистрации кафедрой «_____»__________________________200___г.

Проверил:___________________________________________________

                              (фамилия, имя, отчество)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Искитим

2013

содержание

Практическая  часть……………………………………………….3

Тестовая часть……………………………………………………..13

Список  литературы……………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СИТУАЦИОННАЯ (ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ)

Задача 10

  В XIX в. прусский министр-президент О. фон Бисмарк смог объединить Германию «железом и кровью». Были ли альтернативы такого объединения? Расскажите о создании единого германского государства в виде Второй империи и дайте анализ ее конституции

 

ОТВЕТ:

 Современникам того события и двум последующим поколениям государство Бисмарка казалось исторической необходимостью, которому не было иных альтернатив. И тем не менее имелось несколько вариантов решения национального вопроса. Одним из них было сохранение Германского союза в более либеральном виде, и об этом свидетельствуют многие важные факты. Сохранялись остатки старой имперской традиции и уважение к власти давних династий. Акт о создании союза реально придавал особый вес двум крупнейшим государствам - Австрии и Пруссии, но не давал им возможности поглощать другие немецкие территории.

После революции Пруссия попыталась сплотить вокруг себя противников австрийской гегемонии. В 1850 г. был оформлен Прусский союз, к которому присоединились Саксония и Ганновер. Однако Австрия добилась восстановления старого Германского союза: с 1851 г. начал функционировать союзный сейм. Прусский же союз пришлось распустить. Но в течение 20 лет после этого Пруссия смогла взять реванш над своей противницей. С 1862 г. руководителем прусского правительства стал Отто фон Бисмарк (1815–1898), который повел Пруссию к заветной цели возглавить империю. Его идея заключалась в том, чтобы не допустить поглощения Пруссии Германией во имя немецкого единения. Германии предстояло стать продолжением Пруссии, но добиться этого можно было, по мнению Бисмарка, не «речами и решениями большинства»,

а «железом и кровью». Тем самым был предрешен способ объединения разрозненной страны –  путем военной агрессии. Была реорганизована и перевооружена современным  оружием прусская армия, которая  смогла доказать свое превосходство  в трех войнах, предшествовавших созданию Второй Германской империи. В первой войне 1864 г. Пруссия и Австрия действовали как союзники и захватили у Дании Шлезвиг и Гольштейн (Шлезвиг затем отошел к Пруссии, Гольштейн –

к Австрии). Далее вторая война 1866 г. началась между Пруссией и Австрией из-за Гольштейна. Победа Пруссии в этой войне означала не только передачу ей Гольштейна, но и отказ Австрии от лидерства в объединении Германии. Германский союз прекратил свое существование. На смену ему был учрежден Северо-Германский союз во главе с Пруссией. Он был юридически оформлен в Конституции 1867 г. и включил в свой состав 18 немецких государств. Третья война произошла с Французской империей в 1870 г. Новая победа Пруссии прекратила колебания последних независимых германских государств в необходимости вступить в союз. К нему присоединились Бавария, Вюртемберг, Гессен-Дармштадт и Баден. В занятом прусскими войсками Версальском дворце 18 января 1871 г. было провозглашено создание Второй Германской империи.

Конституция Германской империи 1871 г. закрепила образование нового федеративного союза в форме Второй Германской империи и состояла из 78 статей. Она По новой германской конституции в состав новообразованной империи вошли 22 монархии (среди них Пруссия, Бавария и Саксония) и несколько вольных городов, включая Гамбург. Конституция наделила эти государства незначительной самостоятельностью, постепенно сокращавшейся.

Главой империи  – императором - был по конституции  прусский король, и это отвечало реальному соотношению сил во вновь образованном государстве. Разграничение полномочий между федерацией и ее субъектами было сформулировано в разделе об имперском законодательстве. Контролю империи и регулированию имперским законодательством подлежали вопросы обороны, установления налогов, таможенного и торгового законодательства, банковской системы, системы мер и весов, денежной эмиссии, путей сообщения, почтового и теле-графного сообщения, общего законодательства о гражданском и уголовном праве и судо-производстве, охраны авторских прав, вопросы печати и права общения (союзов). На долю членов союза оставалось немного: в основном это были вопросы народного просвещения, местного налогообложения и самоуправления, полиции (кроме санитарной), тюрем и пр.

Президентом союза, императором, являлся прусский король (первым стал Вильгельм I Великий). Конституция закрепила за ним право представлять империю на международной арене, объявлять войну (с согласия Союзного совета), заключать мир и вступать в союзы и соглашения с другими государствами. Императору принадлежало право созыва палат парламента, разработки и опубликования имперских законов, назначения и увольнения должностных лиц империи.

В отношении  государств, вошедших в союз и не соблюдающих свои конституционные  обязанности, император наделялся  правом экзекуции: она должна была назначаться Союзным советом и приводиться в исполнение императором. Германская армия и в мирное, и в военное время обязана была подчиняться императору. В случае угрозы безопасности он мог объявить какую-либо часть империи на военном положении.

Законодательные полномочия были предоставлены Союзному совету и рейхстагу. Союзный совет (бундесрат) состоял из уполномоченных от государств-членов союза и призван был отражать их интересы. Германскую империю часто называли «союзом неравных». Действительно, в Союзном совете государствам-членам было предоставлено неравное число голосов. Явное преимущество было на стороне Пруссии, которая располагала 17 голосами из 58 (для сравнения: Бавария получила  
6 голосов, Саксония – 4, Баден – 3). Учитывая, что для блокирования любого изменения в конституции требовалось всего 14 голосов в бундесрате, Пруссия могла предотвратить любое такое изменение. Председательство на Совете принадлежало имперскому канцлеру (рейхсканцлеру), которого должен был назначать император. Как правило, им становился опять же прусский министр-президент. Рейхстаг являлся органом представительства всего населения Германии. Он формиро-вался посредством «прямых и всеобщих выборов с тайной подачей голосов». Участие в выборах, в соответствии с законом 1869 г., было предоставлено любому гражданину, достигшему 25 лет. Но женщины, военнослужащие низших чинов, лица, получавшие помощь для бедных, и некоторые другие категории лиц были лишены избирательных прав.  Первоначально срок легислатуры был установлен в 3 года, затем, по закону 1887 г., увеличен до 5 лет. Депутаты рейхстага считались представителями всего народа, императивные мандаты были запрещены. До 1906 г. жалованье им не выплачивалось. Из двух законодательных палат первенствующее значение Конституция отводила бундесрату. Союзный совет обладал правом утверждения законопроектов, принятых рейхстагом, правом издания административных предписаний и инструкций, «необходимых для проведения имперских законов», правом принятия решения о роспуске рейхстага (при согласии императора). Реальная практика функционирования парламента в Германской империи показала, что законодательная инициатива использовалась бундесратом намного более широко, чем рейхстагом. Конституция утверждала за Союзным советом и судебные права: бундесрат должен был выступать арбитром при возникновении конфликтов между членами союза.

Вопросы организации  исполнительной власти не были подробно освещены в Конституции. Исполнительная власть принадлежала императору, но реально  ее должен был осуществлять рейхсканцлер. Постановления и распоряжения императора вступали в силу после подписи рейхсканцлера (принцип контрасигнатуры), на которого и возлагалась ответственность за принятое решение. Канцлер обязан был представлять палатам парламента ежегодные отчеты о финансовых расходах империи, но никакой ответственности перед ними он не нес. Депутаты рейхстага могли обратиться к нему с запросом, но канцлер мог на него не отвечать. Во Второй Германской империи рейхсканцлер являлся главой ее административного аппарата. Начальники центральных имперских ведомств (в основном государственные секретари) были ему подчинены и составляли, в сущности, Reichskanzleramt – «управление имперского канцлера». Заседая одновременно в бундесрате, рейхсканцлер вместе с другими прусскими уполномоченными превращал это представительство государств в послушное орудие имперского правительства (до 1890 г. пост канцлера удерживал  
Отто фон Бисмарк).

Особенностью  Конституции 1871 г. является отсутствие в ней декларации прав и свобод имперских граждан. В этом плане гарантии прав личности должны были соблюдаться в каждом государстве – члене союза в соответствии с их конституциями, но не на уровне союза в целом. Таким образом, в обеспечении прав и свобод продолжал действовать партикуляризм, унаследованный от доимперского прошлого.

 

 

 

Задача 20

Самой крупной кодификацией в истории  французского права стала кодификация  эпохи Наполеона I. Дайте общую характеристику кодификационным работам того времени. Какие источники были использованы авторами Пяти кодексов?

ОТВЕТ:

Самой грандиозной  кодификацией в истории французского права стала кодификация, осуществленная в эпоху Наполеона. Тогда были приняты знаменитые Пять кодексов (Cinq Codes).

 В 1804 г. вышел в свет Гражданский кодекс французов (Кодекс Наполеона), в 1806 г. издан Кодекс гражданской процедуры (Гражданско-процессуальный), в 1807 г. – Торговый кодекс, в 1808 г. – Кодекс уголовного расследования (Уголовно-процессуальный), в 1810 г. его дополнил Уголовный кодекс.

Наибольшей  известностью среди них пользуется Кодекс Наполеона, который с определенными изменениями и дополнениями действует во Франции до сих пор. Он оказал сильное воздействие на формирование гражданского законодательства во многих странах мира.

Кодекс Наполеона  состоит из вводной части и трех книг. Вводная часть самая короткая и содержит всего шесть статей (ст. 1 – 6). Первая книга включает статьи о гражданстве, актах гражданского состояния, семейном и опекунском праве (ст. 7 – 515). Вторая книга регулирует отношения собственности (ст. 516 – 710), третья – способы приобретения собственности, включая наследственное право и различные виды обязательств (ст. 711 – 2283). Таким образом, кодекс состоит из трех частей – лица, вещи, обязательства.[4]

Кодекс Наполеона  в структурном отношении характеризуется:

во-первых, своей  определенной правовой идеологией, т.е. глубоко обдуманной проработкой  норм и принципов французского гражданского права на основе римского частного права;

во-вторых, единством  предмета, регулируемого в кодексе;

в-третьих, взаимосвязью и логической последовательностью всех структурных элементов (книг, глав и статей);

в-четвертых, стройностью  изложения, сжатостью юридических  формулировок и дефиниций, определенностью  и четкостью трактовки основных понятий и институтов гражданского права;

Таким образом, кодекс Наполеона – это сводный  законодательный акт, в котором  объединены и систематизированы  правовые нормы, содержащиеся в 36 законах, регулирующие сходные, однородные гражданско-правовые отношения.

Кодекс Наполеона явился вдохновенным порождением Великой французской революции и был проникнут ее реформаторским духом; закрепил провозглашенные естественно-правовой доктриной ценности, являющиеся неотъемлемыми правами личности – равенство всех людей перед законом, право на собственность (святость частной собственности), свободу договоров, семью и наследование (семейная солидарность); сохранил все ценное, накопленное в течение долгого исторического правового развития, т.е. так называемого “старорежимного права” (ancien droit); отражал тесное сочетание нового с традиционными правовыми институтами, взятыми из “писаного права” римско-правового происхождения юга Франции и германо-французского обычного права, т.е. кутюмов севера Франции;  стал ядром французского гражданского права;  послужил классическим образцом для кодификации частного права всей романской правовой семьи; является первым гражданским кодексом современного европейского права, с принятием которого начался процесс распада всеевропейского общего цивильного права; написан четко, ясно и красноречиво и является литературным шедевром, является законом прямого действия, т.е. в тексте кодекса очень мало применяются отсылочные статьи.

Структура кодекса Наполеона отразила систему построения институций римского права: лица, вещи, обязательства. Данная структура кодекса получила в гражданском праве название институционной. Кодекс насчитывал 2281 статью и состоял из вводного титула и 3 книг.

Первая книга («О лицах») переводила такие общие  идеи эпохи французский революции, как равенство и свобода, на конкретный язык гражданско-правовых норм. Согласно статье 8 кодекса Наполеона «всякий француз пользуется гражданским правом». Таким образом, принцип равенства лиц в частноправовой сфере проводился законодателем с наибольшей последовательностью. Специально подчеркивалось, что осуществление гражданских прав не зависит от «качества гражданина», которое может изменяться в конституционном законодательстве. Гражданское право, предусмотренное кодексом, не распространялось лишь на иностранцев.

Характерной чертой ГК Наполеона было то, что в нем отсутствовало понятие “юридическое лицо”. Это объяснялось тем, что в начале XIX в. капитализм еще не вышел за рамки индивидуалистических представлений, а потому любой гражданин выступал в имущественном обороте, как правило, самостоятельно в качестве физического лица. Кодекс Наполеона вводил «гражданскую смерть» как меру уголовного наказания (в соответствии с этим наказанием осужденный терял собственность на все имущество, «как если бы он умер естественным образом»), установил ряд ограничений в гражданских правах для женщин. Так, женщины не могли быть свидетелями при составлении актов гражданского состояния.

Информация о работе История государства и права зарубежных стран