История древней руси. Общественный быт древних славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 21:26, контрольная работа

Краткое описание

Славяне – большая группа племен, предков современных славянских народов Центральной, Южной и Восточной Европы, говоривших на языках, принадлежавших к индоевропейской семье. Древнейшие исторические известия о славянах относятся к I-II вв.н.э. и связываются с именем венедов.
Первые достоверные и обстоятельные сведения о славян, в частности о славянах на восточно–европейской равнине, в сочинениях древних авторов, относятся к VI-VII столетиям н.э., ко времени грандиозного наступления, предпринятого славянством на Балканские провинции Византийской империи. В этот период славяне занимали в Европе обширные пространства. Они являлись далеко не первобытными раздробленными племенами, а могучей и зрелой для того времени политической и военной силой, приступившей к созданию своих первых государств и уверенно взявшей в свои руки дальнейшую историческую судьбу Восточной Европы.

Вложенные файлы: 1 файл

История древней Руси. Общественный быт восточных славян.docx

— 41.59 Кб (Скачать файл)

      Эволюция  земледельческих орудий продолжалась. Появилось рало с полозом и  усовершенствованным наральником, соха с асимметричным железным сошником и присошником. Еще позднее, в XI-XII вв., распространились плуги с железным лемехом, череслом и отвальной доской, подрезавшие почву и сбрасывавшие землю из борозды в сторону пахоты. Появились широколезвийные топоры, серпы более изогнутой формы, косыгорбуши.

      Возникают новые, более совершенные системы  земледелия: залежная, или переложная, и вырастающая из нее двупольная и трехпольная системы севооборота. На Руси сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, рожь, просо, гречиху, овес, полбу, горох, чечевицу, лен, коноплю, а из огородных культур - репу, редьку, свеклу, лук, чеснок, мак, капусту.

      Появление новых орудий труда и приемов  земледелия способствовало тому, что  ведение хозяйства становится доступным  не только крупным коллективам - семейным общинам, но и каждой малой семье  в отдельности. Первобытный тип  коллективного производства был  “результатом слабости отдельной личности”  и с внедрением новых орудий труда  становился ненужным, сковывал хозяйственную  инициативу. Производственные отношения  перестали соответствовать уровню развития производительных сил. Они  должны были уступить место новым, более  совершенным общественным отношениям.

      Старые, патриархальные общины распадались. На смену родовой общине приходит новая, территориальная, соседская община, в пределах которой возникает  и укрепляется частная Собственность. Моногамная семья, состоящая из мужа, жены, детей, становится составной частью социальной клеточки общества - соседской  общины.

      Развитие  ремесла в результате постепенного улучшения техники производства и появления новых орудий ремесленного труда, отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности - все это явилось величайшим стимулом распада первобытнообщинных отношений.

      Раньше  всего видоизменяются и обособляются от земледелия две отрасли ремесла: обработка металла (в первую очередь  кузнечное дело) и с изобретением гончарного круга - производство керамических изделий.

      Железо  добывали из болотных руд. В сыродутных печах бурый железняк превращали в губкообразную, пористую глыбу (крицу). Известно было несколько способов получения  стали (оцела) и Дамаска (харалуга). В распоряжении кузнецов Древней Руси были наковальни, молоты, клещи, зубила, обжимки, напильники, штампы и пр. Все эти орудия в IX в. имели уже вполне совершенную форму.

      С появлением гончарного круга и развитием  гончарного ремесла выделка изделий  производилась уже не для собственного потребления, а на продажу. На керамических изделиях, изготовляемых на гончарном  круге, ремесленники ставили свои клейма.

      Развивались и другие виды ремесла: ювелирное, камнерезное, бондарное, столярное и пр. Ремесла  сосредоточивались в городах, но были распространены также в деревне.

      Продукция ремесленников предназначалась  для реализации на местных рынках. Некоторые ремесленные изделия  находили сбыт по всей Руси и вывозились в соседние страны (пряслица из розового шифера, украшения, кузнечные и слесарные  изделия, изделия из кости).

      Поселения, становящиеся центрами ремесленного производства и обмена, превращались в города. Многие из них возникли на местах старых городищ времен первобытного строя. Нередко обрастали поселением городского типа княжеские крепости, а некоторые  города были основаны как военнооборонительные пункты.

      Так появились города на Руси: Киев, Переяславль, Ладога, Ростов, Суздаль, Белоозеро, Псков, Новгород, Полоцк, Чернигов, Любеч, Смоленск, Туров, Червень и др. В городах в небольших обогреваемых “по-черному” курных избах или полуземлянках ютился многочисленный ремесленный люд. Здесь собирались на торг окрестные жители, торговали богатые русские и “заморские” купцы - гости. На торгу продавали и покупали, заключали сделки, оглашали решения и распоряжения властей. Правда, торги эти были слабо связаны друг с другом, но все же рос и межобластной обмен. С юга гнали на север скот. Прикарпатье снабжало солью. На север и северо-запад из Приднепровья и Суздальской земли шел хлеб. Торговали мехами и полотном, скотом и медом, воском и рабами (челядью).

      По  рекам и сухопутным дорогам тянулись купеческие караваны. По Волге общались со странами мусульманского Востока, и  русские купцы плавали по Каспийскому  морю, добираясь до Багдада. По Неве, Ладожскому озеру, Волхову, Ловати и Днепру проходил великий водный путь “из варяг в греки”, соединявший море Варяжское (Балтийское) с морем Русским (Черным). Торговые пути вели через Карпаты в Прагу, в германские города Раффельштедт и Регенсбург, в Херсонес (Корсунь) в Крыму, на Каму в Великие Булгары, в далекую Тмутаракань на Тамани, в северные страны, на Урал, в Югру и Самоядь. Плавали в славянские поморские города, стоявшие на берегу Балтийского моря, в Данию, на остров Готланд. Торговые и ремесленные города покрывали Поднестровье, территорию современной Молдавской республики.

      Рост  торговли вызывал развитие денежного  обращения. На Руси пользовались главным  образом восточными серебряными  монетами, но встречались византийские и западноевропейские монеты. В древности  у славян средством обмена служили  скот и меха куницы, белки и других пушных зверей. С появлением металлических  денег некоторые из них повели свое название от таких мехов (куны, векши). В “Русской Правде” “скотница” - казна, “куны” - денежные единицы и “деньги” - вообще. С конца X в. на Руси стали чеканить свою золотую и серебряную монету. Затем чеканная монета уступает место серебряным слиткам - гривнам. 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Военная организация и тактика ведения военных действий у восточных славян 
     

      В распоряжении князей была дружинная  военная организация. Дружинники окружают князей, нередко живут с ними под  одной крышей, едят с одного стола, разделяя все их интересы. Князь  советуется с дружинниками по вопросам войны и мира, организации походов, сбора дани, суда, управления. С ними вместе он принимает постановления, законы, судит по “Закону русскому”. Они помогают князю управлять  его домом, двором, хозяйством, разъезжают по его поручениям, творя суд и  расправу, собирая “виры и продажи” (судебные пошлины), строя города-крепости, созывая воинов. Они отправляются в другие страны послами князей, заключают от их имени договоры, торгуют княжескими товарами, ведут  дипломатические переговоры.

      Дружина делилась на три разряда:

      На  первом месте стоит “старшая”  дружина. В нее входят богатые  и влиятельные бояре, которые  имеют земли, дворы, хоромы, челядь, своих дружинников. Они выполняют  важнейшие поручения князя.

      “Младшие” дружинники (“детские”, “отроки”) живут  при дворе князя, обслуживают  его дом, двор, хозяйство, в мирное время выступая в роли мелких управителей и слуг, а в военное - воинов.

      Третью  группу составляли “вои”, набираемые из сельского и городского люда. В глубокой древности существовала “самодействующая военная организация  населения” когда каждый мужчина  был воином.

      Это была так называемая “тысячная” организация, когда воины древнерусских племен и земель объединялись в десятки, сотни и тысячи во главе с десятскими, сотскими и тысяцкими. Тысячная военная  организация восточных славян все  более и более подчинялась  княжеской, дружинной.

      По  мере того как власть Киева распространялась по славянским землям, в состав княжеской  дружины входила местная верхушка.

      Ядро  княжеской дружины составляла конница, состоящая, в основном из хорошо обученных  конников. Это была личная дружина  князя и богатых бояр. Также  были и пешие ратники. Они подразделялись на хорошо обученных и вооруженных  ратников (личные дружинники князя), а  также набиралось ополчение из бедных слоев население.

      Тактика ведения военных действий была различной  и варьировалась от того с каким  врагом приходилось бороться. С Хазарским  каганатом, в основном, передвигавшимся  на конях выбиралась тактика заманивания  неприятельских войск в труднопроходимые для конницы места. С Константинополем воевали с помощью боевых кораблей, и эта тактика была заимствована у варягов, которые служили в княжеской дружине.

      Летопись  рассказывает об успешном морском походе русских на Константинополь в 907 г. Результатом его было заключение письменного (на пергаменте) договора между Византией и Русью, весьма выгодного для последней. В 941 г., в княжение Игоря (912-945), русские совершили поход на Византию, на этот раз менее удачный. Поход был повторен в 944 г. Снова был возобновлен договор с Византией, менее выгодный для Руси, но признававший ее суверенным государством.

      Восточные славяне в первой половине X в. совершали  походы на Закавказье, используя для  выхода в Каспийское море Дон и  Волгу. Постоянные и все развивающиеся  связи, как это обычно было в эпоху  раннего феодализма, перемежались с  военными столкновениями.

      В княжение Святослава Игоревича (964—972) был нанесен сокрушительный удар враждебному Хазарскому каганату. Освобождены  были от уплаты дани хазарам вятичи. Владения Киева распространились до низовьев Дона, Северного Кавказа, Тамани и Восточного Крыма, где возникло русское Тмутараканское княжество. В состав Руси вошли земли ясов, касогов, обезов - предков современных осетин, балкарцев, черкесов.

     Заключение

          

     Древнерусское государство было одним из крупнейших европейских государств. Борьба Руси с набегами кочевников имела большое  значение для безопасности стран как Передней Азии, так и Европы. Русь поддерживала политические, торговые и культурные отношения с Чехией, Польшей, Венгрией и Болгарией, имела дипломатические связи с Византией, Германией, Норвегией и Швецией, налаживала также связи с Францией и Англией. О международном значении Руси свидетельствуют династические браки, заключавшиеся русскими князьями. Договоры с Византией хранят ценные свидетельства об общественных отношениях в Киевской Руси и международном ее значении.

     Наряду  с экономическими предпосылками  раздробленности существовали и  социально – политические. Представители  феодальной верхушки, превратившись  из военной элиты (дружинников, княжьих  людей) в земледельцев, стремились к  политической самостоятельности. Шел  процесс оседания дружины на землю. Условно эти формы можно разделить следующим образом: дань взималась князем на основании, что он являлся правителем и защитником всей территории, на которую распространялась его власть; рента взималась собственником земли с тех, кто проживал на этой земле и пользовался ею.

     В этот период изменяется и система  государственного управления. Формируются  два центра управления – дворец и вотчина. Все придворные чины одновременно являются государственными должностями  в пределах отдельного княжества, земли, удела. Наконец, в процессе распада  относительно единого Киевского  государства важную роль сыграли  внешнеполитические факторы. Вторжение  татаро – монголов и исчезновение древнего торгового пути «из варяг в греки», объединявшего вокруг себя славянские племена, довершили распад.

      Список  использованной литературы 
 

  1. История СССР. С древнейших времен до 1861 г., уч. для  уч. вузов, под ред. Епифанова П.П., М.: 198
  2. Платонов С.Ф. «Полный курс лекций по русской истории».

3. Пособие по истории СССР для подготовительных отделений вузов, под ред. Орлова А.С. М.: 1987

4. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX – XI веков, Смоленск.: 1995.

5. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: уч. пос. для ВУЗов, М.: 2000.

6.  Этнография: учебник, под ред. Бромеля Ю.В., Маркова Г.Е., М.: 1982.


Информация о работе История древней руси. Общественный быт древних славян