Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 09:01, контрольная работа
Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Этот интерес трудно объяснить одной человеческой любознательностью. Дело в том, что сам человек — существо историческое. Он растет, изменяется, развивается с течением времени, является продуктом этого развития. Первоначальное значение слова “история” восходит к древнегреческому термину, означавшему “расследование”, “узнавание”, “установление”. История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В римской историографии (Историография — отрасль исторической науки, изучающая ее историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого
Введение……………………………………………………………………………………………..стр. 2
1. История как наука……………………………………………………………………………стр. 3
1.1 Периодизация истории…………………………………………………………………стр. 5
2. Начало объединения Русских земель………………………………………….…стр. 6
2.1 Возвышение Москвы…………………………………………………………………….стр. 6
2.2 Дмитрий Донской………………………………………………………………………….стр. 7
3. Россия на рубеже XVII – XVIII в.: переход к абсолютизму……………..стр. 8
3.1 Правление царевны Софьи Алексеевны……………………………….……..стр. 9
3.2 «Хованщина». Опасность со стороны князя И. А. Хованского…….стр. 10
4. Правление императора Николая I………………………………………………….стр. 12
4.1 Кодификация законов…………………………………………………………………..стр. 14
4.2 Крестьянский вопрос. «Мрачное семилетие»…………………………….стр. 17
5. Образование СССР: подготовка проектов, конституция 1924 г…….стр. 20
Список литературы…………………………………………
Оглавление.
Введение…………………………………………………………
1. История как наука…………………………………………………………………
1.1 Периодизация истории……………………………………………………………
2. Начало объединения Русских земель………………………………………….…стр. 6
2.1 Возвышение Москвы………………………………………………………………
2.2 Дмитрий Донской……………………………………………………………
3. Россия на рубеже XVII – XVIII в.: переход к абсолютизму……………..стр. 8
3.1 Правление царевны
Софьи Алексеевны……………………………….……..
3.2 «Хованщина». Опасность со стороны князя И. А. Хованского…….стр. 10
4. Правление императора Николая I………………………………………………….стр. 12
4.1 Кодификация законов……………………………………………………………
4.2 Крестьянский вопрос. «Мрачное семилетие»…………………………….стр. 17
5. Образование СССР: подготовка проектов, конституция 1924 г…….стр. 20
Список литературы…………………………………
Введение.
Интерес к прошлому
существует с тех пор, как появился
род человеческий. Этот интерес трудно
объяснить одной человеческой любознательностью.
Дело в том, что сам человек
— существо историческое. Он растет,
изменяется, развивается с течением
времени, является продуктом этого
развития. Первоначальное значение слова
“история” восходит к древнегреческому
термину, означавшему “расследование”,
“узнавание”, “установление”. История
отождествлялась с установлением подлинности,
истинности событий и фактов. В римской
историографии (Историография — отрасль
исторической науки, изучающая ее историю)
это слово стало обозначать не способ
узнавания, а рассказ о событиях прошлого.
Вскоре “историей” стали называть вообще
всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии,
действительном или вымышленном. В настоящее
время мы используем слово “история”
в двух смыслах: во-первых, для обозначения
рассказа о прошлом, во-вторых, когда речь
идет о науке, изучающей прошлое. Предмет
истории определяется неоднозначно. Предметом
истории может быть социальная, политическая,
экономическая, демографическая история,
история города, деревни, семьи, частной
жизни. Определение предмета истории субъективно,
связано с идеологией государства и мировоззрением
историка. Историки, стоящие на материалистических
позициях, считают, что история как наука
изучает закономерности развития общества,
которые, в конечном счете, зависят от
способа производства материальных благ.
Этот подход отдает приоритет экономике,
обществу — а не людям — при объяснении
причинности. Историки, придерживающиеся
либеральных позиций, убеждены, что предметом
изучения истории является человек (личность)
в самореализации естественных прав, дарованных
природой. Известный французский историк
Марк Блок определил историю “как науку
о людях во времени”.
1.История как наука.
История - одна из
древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основоположником
считается древнегреческий
Обычно историю
определяют как науку о прошлом
- минувшей действительности, о том,
что когда-то было с человеком, народом,
обществом в целом. Тем самым
история сводится к простому анализу
событий, процессов, состояний, так
или иначе канувших в "Лету".
Такое понимание истории
1. "Теорематика" - "науки о пределах возможностей или о законах" (математика, физика, химия, биология, психология, социология).
2. "История" - "науки о реализованных возможностях или фактах" (астрономия, геология, ботаника, зоология, минералогия, история человечества).
3. "Каноника" - "наука о возможностях, реализация, которых была бы благом, или об идеальных правилах поведения" (мораль, теория искусств, право, медицина, педагогика).
1.1 Периодизация истории.
Первые донаучные периодизации истории были разработаны ещё в глубокой древности (например, от золотого века людей к железному), но научные периодизации появились только в Новое время, когда в результате трудов итальянских гуманистов, в частности Жана Бодена, постепенно утвердилось сохранившееся и до настоящего времени деление истории на древнюю, средневековую и новую.
В XVIII веке появляется много различных периодизаций. Наиболее известные из многочисленных периодизаций XIX века принадлежат Г. Гегелю, К. Марксу, О. Конту. В XX веке развитие идей периодизации продолжалось, однако к середине этого столетия интерес к этой проблеме существенно ослаб. Тем не менее можно указать на достаточно важные в этом плане работы (например, В. И. Ленина, У. Ростоу, Д. Белла, Л. Уайта, Э. Тоффлера, Р. Адамса, В. Мак-Нила и других).
В СССР, как известно,
была обязательной т. н. пятичленная
периодизация, связанная с пятью
способами производства (первобытно-общинный,
рабовладельческий, феодальный, капиталистический,
коммунистический).
2.Начало объединения Русских земель.
Борьба за свержение
золотоордынского ига стала в XIII—XV
вв. главной национальной задачей. Восстановление
экономики страны и ее дальнейшее
развитие создали предпосылки для
объединения русских земель. Решался
вопрос — вокруг какого центра объединятся
русские земли.
На лидерство претендовали, прежде всего,
Тверь и Москва. Тверское княжество как
самостоятельный удел возникло в 1247г.,
когда его получил младший брат Александра
Невского — Ярослав Ярославич. После смерти
Александра Невского Ярослав стал великим
князем (1263—1272). Тверское княжество было
тогда сильнейшим на Руси. Но не ему суждено
было возглавить объединительный процесс.
В конце XIII — начале XIV в. стремительно
возвышается Московское княжество.
2.1 Возвышение
Москвы.
Москва, которая была
до нашествия монголо-татар
Москва занимала географически выгодное
центральное положение среди русских
земель. С юга и востока ее прикрывали
от ордынских вторжений Суздальско-Нижегородское
и Рязанское княжества, с северо-запада
— Тверское княжество и Великий Новгород.
Леса, окружавшие Москву, были труднопроходимыми
для монголо-татарской конницы. Все это
вызвало приток населения на земли Московского
княжества. Москва являлась центром развитого
ремесла, сельскохозяйственного производства
и торговли. Она оказалась важным узлом
сухопутных и водных путей, служивших
как для торговли, так и для военных действий.Через
Москва-реку и реку Оку Московское княжество
имело выход на Волгу, а через притоки
Волги и систему волоков оно было связано
с новгородскими землями. Возвышение Москвы
объясняется также целенаправленной,
гибкой политикой московских князей, сумевших
привлечь на свою сторону не только другие
русские княжества, но и церковь.Основателем
династии московских князей был младший
сын Александра Невского — Даниил Александрович
(1276—1303). При нем быстро росла территория
Московского княжества. В 1301г. в его состав
вошла отвоеванная у рязанского князя
Коломна. В 1302г. по завещанию бездетного
переяславльского князя его владения
перешли к Москве. В 1303г. из состава Смоленского
княжества к Москве был присоединен Можайск.
Таким образом, территория Московскою
княжества за три года увеличилась вдвое
и стала одной из крупнейших в северо-восточной
Руси. Поскольку Можайск расположен у
истоков Москва-реки, а Коломна — у устья,
с их присоединением вся река оказалась
во владении московских князей. Переяславль-Залесский
был одним из богатейших и плодородных
районов северо-востока, поэтому его включение
в Московское княжество значительно усилило
экономический потенциал последнего.
Московский князь вступил в борьбу за
Великое княжение.
2.2 Дмитрий Донской.
Дмитрий (1359—1389) получил
престол девятилетним ребенком. Вновь
вспыхнула борьба за великокняжеский
владимирский стол. Орда стала открыто
поддерживать противников Москвы.
Своеобразным символом успехов и силы
Московского княжества - была постройка
всего за два года неприступного белокаменного
Кремля Москвы (1367) — единственной каменной
крепости на территории северо-восточной
Руси. Все это позволило Москве отбить
притязание на общерусское лидерство
Нижнего Новгорода, Твери, отразить походы
литовского князя Ольгерда.
Соотношение сил на Руси изменилось в
пользу Москвы. В самой Орде начался период
«великой замятии» (50—60-е годы XIV в.)— ослабления
центральной власти и борьбы за ханский
престол. Русь и Орда как бы «прощупывали»
друг друга. В 1377 г. на реке Пьяне (около
Нижнего Новгорода) московская рать была
сокрушена ордынцами. Однако закрепить
успех татары не смогли. В 1378г. войско мурзы
Бегича было разбито Дмитрием на реке
Воженс (Рязанская земля). Эти сражения
были прелюдией к Куликовской битве.
3.Россия на рубеже XVII – XVIII в.: переход к абсолютизму. Хованщина.
Это было время бурных изменений в российском обществе, государстве, правовой системе. Оно вызвало противоречивые чувства. Споры XVIII в. перешли в XIX, они ведутся и современными исследователями. Главный предмет споров — проблема абсолютизма: время его возникновения, сущность, социальная природа, периоды развития. Все это породило обширную историографию, как дореволюционную, так и советскую. Дворянские историки стояли на позициях изначальности самодержавия на Руси. В. Н. Татищев и Н. М. Карамзин видели его уже в Киевском государстве и, разумеется, с момента образования Московского государства. В. О. Ключевский находил самодержавие в Московском государстве во всяком случае при Иване Грозном и, пожалуй, даже при его деде Иване III . Буржуазная государственная школа русских историков (Б. Н. Чичерин), не признававшая объективных экономических законов и их воздействия на развитие государства, отрицала наличие сословно-представительной монархии в России. Она видела абсолютизм у нас уже в XVI в. В советской литературе проблема российского абсолютизма вызвала оживленную дискуссию. Большие споры идут по вопросу о времени возникновения абсолютизма в России. Переход к самодержавию как в советской, так и в дореволюционной литературе связывают с различными периодами. Некоторые авторы склонны относить начало его ко времени Ивана III, именовавшего себя самодержцем.Этот взгляд разделяют и некоторые современные историки. Другие связывают установление самодержавия с именем Ивана Грозного. Подобного взгляда придерживался еще М.Н. Покровский. На сходных позициях стоит С.О. Шмидт. Правда, его концепция своеобразна. С О. Шмидт допускает определенный разрыв в истории абсолютизма Возникнув при Иване Грозном, самодержавие, по его словам, исчезает со смертью этого царя, а затем вновь возникает при Михаиле. Своеобразен и взгляд Л. В. Черепнина. Он допускал одновременное сосуществование сразу двух форм государства при Иване Грозном: самодержавия в опричнине и сословно-представительной монархии в земщине. Безоговорочно считает Ивана Грозного абсолютным монархом
Д. Н. Альшиц.
Некоторые исследователи
ведут абсолютизм с реформ Петра
I, с начала XVIII в. Н. Б. Голикова, отмечая
окончательное утверждение
3.1 Правление царевны Софьи Алексеевны