История как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 09:01, контрольная работа

Краткое описание

Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Этот интерес трудно объяснить одной человеческой любознательностью. Дело в том, что сам человек — существо историческое. Он растет, изменяется, развивается с течением времени, является продуктом этого развития. Первоначальное значение слова “история” восходит к древнегреческому термину, означавшему “расследование”, “узнавание”, “установление”. История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В римской историографии (Историография — отрасль исторической науки, изучающая ее историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..стр. 2
1. История как наука……………………………………………………………………………стр. 3
1.1 Периодизация истории…………………………………………………………………стр. 5
2. Начало объединения Русских земель………………………………………….…стр. 6
2.1 Возвышение Москвы…………………………………………………………………….стр. 6
2.2 Дмитрий Донской………………………………………………………………………….стр. 7
3. Россия на рубеже XVII – XVIII в.: переход к абсолютизму……………..стр. 8
3.1 Правление царевны Софьи Алексеевны……………………………….……..стр. 9
3.2 «Хованщина». Опасность со стороны князя И. А. Хованского…….стр. 10
4. Правление императора Николая I………………………………………………….стр. 12
4.1 Кодификация законов…………………………………………………………………..стр. 14
4.2 Крестьянский вопрос. «Мрачное семилетие»…………………………….стр. 17
5. Образование СССР: подготовка проектов, конституция 1924 г…….стр. 20
Список литературы…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая 1.docx

— 73.46 Кб (Скачать файл)

1 января 1839 г. Сперанский  был возведен в графское достоинство.  Он выбрал для своего герба  девиз: "In adversis sperat" ("В невзгодах уповает"), в котором фигурировало латинское слово, давшее начало его фамилии.

4.2 Крестьянский вопрос

Крестьянский вопрос Николай I понимал прежде всего как вопрос об отмене крепостного права. Правительство не могло бесконечно испытывать долготерпение крепостных и дворовых людей. Статистика Третьего отделения свидетельствовала о неуклонном росте крестьянских волнений, которые в ряде случаев приходилось усмирять с помощью воинских команд, особенно тревожили учащавшиеся случаи расправ крепостных со своими помещиками. В поисках воли помещичьи крестьяне бежали в Новороссию и Предкавказье, уходили в города, в деревне упорно распространялись слухи о близких переменах, которые не прекратил даже высочайший Манифест.

На тревожную тенденцию  обращал внимание А. X. Бенкендорф, когда в секретном отчете за 1839 г. писал: «Дело опасное, и скрывать эту опасность было бы преступлением. Простой народ ныне не тот, что был за 25 лет перед сим.

Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством, и тем опаснее, что войско составлено из крестьян же». Демонстрируя подлинно государственный подход, шеф III отделения предлагал: «Начать когда-нибудь и с чего-нибудь надобно, и лучше начать постепенно, осторожно, нежели дожидаться, пока начнется снизу, от народа».Николай I был вполне согласен со своим ближайшим сотрудником. В частных беседах он говорил о своем желании начать «процесс против крепостного права», а выступая на заседании Государственного совета в 1842 г., он официально заявил: «Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его положении есть зло, для всех ощутительное, но прикасаться к нему теперь было бы еще более гибельным, и всякий помысел о даровании свободы крепостным людям был бы преступным посягательством на спокойствие государства». Суть дела изложена исключительно точно.Принципы, которыми руководствовался Николай I, были просты: невозможно игнорировать борьбу крепостных за волю, но действовать следует неспешно, ограждая интересы поместного дворянства, которое было первенствующим сословием и для которого владение крепостными душами было главной политической и экономической привилегией. Самодержавие выступало в роли верховного арбитра, демонстрируя свое всевластие и зависимость любого сословия от его инициатив.

«Мрачное семилетие»

Европейские революции 1848 г. стали поводом для усиления цензурного гнета. Уже в феврале  был создан секретный комитет, по рекомендациям которого вскоре был  учрежден Комитет для высшего  надзора за духом и направлением печатаемых в России произведений. По имени председателя комитет получил  название Бу-турлинского. Его задачей был сплошной просмотр всех печатных изданий, выходивших в России, надзор за цензорами, редакторами и издателями. Деятельность Бутурлинс-кого комитета давала основание современникам говорить о стремлении правительства ввести в России единомыслие. Создание Комитета означало дальнейшее развитие демократии, и не случайно последние годы царствования Николая I вошли в историю как «мрачное семилетие».

После 1848 г. правительственная  реакция оправдала предсказание историка С. М. Соловьева: «Нам, русским  ученым, достанется за эту революцию».

Долгие годы Николай I играл роль покровителя науки  и высшего образования, хотя и  полагал, что университеты являются рассадниками вольнодумства. Он понимал, что для государственной службы требуются подготовленные чиновники. В его царствование были открыты Технологический и Межевой институты, Училище правоведения, Военно-морская академия и другие специальные учебные учреждения.

По университетскому уставу 1835 г. лица, окончившие университет, получали чин 10-го или 12-го класса по Табели о рангах. С. С. Уваров наладил систему  подготовки отечественной профессуры, способствовал заграничным командировкам  молодых ученых, открывал новые кафедры. С началом «мрачного семилетия» он был отправлен в отставку. Новый  министр князь П. А. Ширинский-Шихматов ограничил преподавание политической экономии, философии и правовых дисциплин, поощрял занятия богословием, запретил принимать в университеты лиц недворянского происхождения. Резко сократилось число студентов, была повышена плата за обучение. Отлаженная образовательная система оказалась на грани развала. Соловьев констатировал: «Что же было следствием? Все остановилось, заглохло, загнило. Русское просвещение, которое еще надобно было продолжать взращать в теплицах, вынесенное на мороз, свернулось».

Николаевская реакция  торжествовала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Образование СССР: подготовка проектов, конституция 1924 г.

Нэп вызвал благоприятные  тенденции в развитии страны. В  начале проведения этой политики произошло  важное событие, которое также способствовало улучшению как внутреннего, так  и международного положения страны — образование Союза Советских  Социалистических Республик (СССР). СССР был образован 30 декабря 1922 г. За 5 лет  власти большевики сначала довели «единую  и неделимую» Россию до развала (на ее территории возникли самостоятельные  государства), а потом добились объединения  советских республик в СССР. Разумеется, это была не вся территория бывшей Российской империи. От России отпали Финляндия, польские территории, Прибалтика (Литва, Латвия, Эстония), Бессарабия (осталась в составе Румынии), были потеряны Западная Украина и Западная Белоруссия, которые в результате советскопольской войны отошли к Польше. Только в 1940 г. была восстановлена территория бывшей Российской империи, за исключением Финляндии и польских земель.

Быстрый распад Российской империи начался после Февральской  революции, необычайно активизировавшей национально освободительное движение угнетенных народов. Состояние хаоса, экономической и политической нестабильности использовали национал сепаратистские течения, активно поддерживаемые военными противниками России — Германией, АвстроВенгрией, Турцией. К осени 1917 г. Россия находилась на грани распада. Победа Октябрьской революции усилила сепаратистские настроения. За отделение от России стала повсеместно выступать национальная буржуазия даже тех окраин, которая раньше таких планов не строила. Стремление отделиться от России представлялось как спасение от анархии и хаоса, которые захлестнули страну после прихода к власти большевиков. Кстати оказался программный тезис большевистской партии о праве наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, который они сделали законом, подтвердив в таких документах, как «Декларация прав народов России» (ноябрь 1917 г.), «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (январь 1918 г.) и Конституция РСФСР (июль 1918 г.). Используя это право, ряд народов, входивших в состав России, заявили о создании своих независимых государств. Это происходило на тех национальных окраинах, где не успела утвердиться советская власть, или где в ходе борьбы за власть верх взяли национальная буржуазия, умеренные социалисты. Способствовала этому и немецкая оккупация. С приходом немцев советская власть была свергнута там, где она установилась. Советское правительство признало государственную независимость Финляндии (декабрь 1917 г.), право на независимость Польши, отказавшись от договоров о ее разделе (август 1918 г.). После Октябрьской революции на Украине возникла ситуация, когда существовали две столицы, два правительства (советское и Центральной Рады), две армии. Совнарком фактически признал правительство Центральной Рады, также как и советское правительство Украины. 22 января 1918 г. Центральная Рада приняла IV Универсал, который объявлял Украину независимой от России.

В период оккупации  кайзеровской Германией Прибалтики, Белоруссии, Украины о своей независимости  заявили Литва, Латвия, Эстония. 25 марта 1918 г. на территории Беларуси, занятой  немцами, была провозглашена Белорусская  Народная Республика, вскоре заявившая  об отделении от России, что представлялось спасением от происходящих в ней  революционных потрясений и анархии. В мае 1918 г. в Закавказье заявили  о независимости Азербайджан, Армения, Грузия. Таким образом, советский  выбор не поддержали преимущественно  неславянские народы.

После освобождения оккупированных территорий там восстанавливалась  советская власть, были провозглашены  советские республики: БССР (1 января 1919 г.); в Прибалтике — Литовская, Латвийская, Эстонская (ноябрьдекабрь 1918 г.). В Прибалтике советские республики просуществовали недолго. Территория, контролируемая ими, все сокращалась, и в 1919 г. советская власть пала под ударами внутренних антибольшевистских сил и интервентов и была вновь восстановлена только в 1940 г.

В конце Гражданской  войны произошла советизация  Закавказья и Средней Азии. В Закавказье возникли советские республики —  Азербайджанская ССР (апрель 1920 г.), Армянская ССР (ноябрь 1920 г.), Грузинская ССР (февраль 1921 г.). 12 марта 1922 г. они объединились в Федеративный союз, 12 декабря 1922 г. — в единое федеративное государство — Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР). В Средней Азии были созданы Хорезмская Народная Республика (ХНР), Бухарская Народная Республика (БНР), Киргизская (Казахская) АССР (1920), Туркестанская АССР (апрель 1918 г.). Обе автономные республики входили в состав РСФСР.

Как заметил английский историк Э. Карр, в конце 1920 г. территорию былой России можно было подразделить на три категории:

1) территории, на  которые власть Москвы не распространялась (Польша, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва признаны независимыми; Бессарабия  захвачена Румынией, полоска территории  Закавказья (Батум, Каре, Ардаган) по условиям Брестского мира отдана Турции. Это подтолкнуло отделение Закавказья:

25 апреля 1918 г. была  провозглашена Закавказская республи

ка. Спустя месяц, вследствие национальных раздоров, она распалась  на 3 независимых государства, каждое из которых возглавляли националистические партии: в Грузии — меньшевики, в  Армении — дашнаки, в Азербайджане — мусаватисты.

В 1920 г. прокоммунистические  силы с помощью" Красной Армии  свергли их власть, установив советский  строй. В 1918 г. заявила об отделении  от России далекая Тува (Урянхайский  край);

2) РСФСР, в состав  которой к тому времени входило  20 автономных единиц (республик и  областей), составляющая 92% территории  и 70% населения;

3) 8 отдельных государств, номинальная независимость которых  была действительна в разной  степени. Это УССР, БССР, Азербайджанская  ССР, Армянская ССР, Грузинская  ССР, Дальневосточная Республика (ДВР), Хорезмская Народная Республика (ХНР), Бухарская Народная Республика (БНР).

К распаду России как унитарного государства разные силы относились неодинаково. Представители  белого движения проливали слезы  по «единой и неделимой», западные политики с Удовольствием наблюдали  за распадом России, большевики заявляли, что с точки зрения пролетариата это не страшно. Пусть Россия будет  союзом равноправных республик. Надежды  на мировую революцию делали вопрос о границах несущественным.

По национально  государственному вопросу программа  большевиков, принятая в 1903 г., включала тезис о праве наций на самоопределение  вплоть до отделения. Однако будущую Россию они хотели сохранить как унитарное государство, допуская возможность в его пределах областной автономии. Под влиянием бурного развития национально освободительного движения незадолго до Октябрьской революции В.И. Ленин высказался за федеративное устройство России. Сразу после Октябрьского переворота Советская Россия представляла собой унитарное государство, разделенное только в административном отношении на губернии. Советская власть предоставила народам России право на самоопределение вплоть до отделения, рассчитывая, что если народы не будут насильно удерживаться в одном государстве, то они сами не захотят отделяться. Была надежда, что трудящиеся массы окраин не позволят отделиться от Советской России, где утвердилась диктатура пролетариата и осуществляются социальноэкономические преобразования в их интересах. Но, как видим, эти расчеты оказались несостоятельными.

• Взаимоотношения  существующих и возникавших советских  независимых республик до образования  СССР прошли ряд этапов, ставших своего рода ступеньками к объединению. Вначале это была взаимопомощь в установлении и защите советской власти (отправка вооруженных отрядов и т.д.). Фактически это был политический союз. Все республики объединяло то, что в них существовала советская государственная система; республиканские компартии были частью одной партии — РКП(б), входили в ее состав на правах областных организаций. В годы Гражданской войны сложился военнополитический союз. Он был оформлен 1 июня 1919 г. декретом ВЦИК «Об объединении советских республик: России, Украины, Литвы, Латвии и Белоруссии для борьбы с империализмом». 5 республик объединяли 5 ведущих ведомств: военную организацию и военное командование, совнархозы, железнодорожное управление и хозяйство, финансы. В остальном они были самостоятельными. Складывалась договорная федерация. Через сложную систему двусторонних договоров республики прикреплялись к РСФСР, сужалась сфера их компетенции. Следующий шаг к более тесному единству — дипломатический союз республик. Он возник в связи с подготовкой к участию в Генуэзской конференции. 22 февраля 1922 г. было подписано соглашение о передаче РСФСР представительства советских республик на экономической конференции в Генуе. Однако соглашение о дипломатическом единстве касалось только Генуэзской и Гаагской конференций, не устанавливая общего правила. В каждом новом случае требовалось вновь заключать соглашение между республиками. Таким образом, взаимоотношения республик в 19181922 гг. носили поступательный характер и облегчали дальнейшее объединение. Этому содействовало и развитие двух основных форм федерации:

Информация о работе История как наука