История как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 09:01, контрольная работа

Краткое описание

Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Этот интерес трудно объяснить одной человеческой любознательностью. Дело в том, что сам человек — существо историческое. Он растет, изменяется, развивается с течением времени, является продуктом этого развития. Первоначальное значение слова “история” восходит к древнегреческому термину, означавшему “расследование”, “узнавание”, “установление”. История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В римской историографии (Историография — отрасль исторической науки, изучающая ее историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..стр. 2
1. История как наука……………………………………………………………………………стр. 3
1.1 Периодизация истории…………………………………………………………………стр. 5
2. Начало объединения Русских земель………………………………………….…стр. 6
2.1 Возвышение Москвы…………………………………………………………………….стр. 6
2.2 Дмитрий Донской………………………………………………………………………….стр. 7
3. Россия на рубеже XVII – XVIII в.: переход к абсолютизму……………..стр. 8
3.1 Правление царевны Софьи Алексеевны……………………………….……..стр. 9
3.2 «Хованщина». Опасность со стороны князя И. А. Хованского…….стр. 10
4. Правление императора Николая I………………………………………………….стр. 12
4.1 Кодификация законов…………………………………………………………………..стр. 14
4.2 Крестьянский вопрос. «Мрачное семилетие»…………………………….стр. 17
5. Образование СССР: подготовка проектов, конституция 1924 г…….стр. 20
Список литературы…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая 1.docx

— 73.46 Кб (Скачать файл)

1) на основе автономии  в пределах РСФСР [в конце  1922 г. в РСФСР имелось 10 автономных  республик (политическая автономия)  и 11 автономных областей (административная  автономия)];

2) договорная —  на основе договоров РСФСР  с формально суверенными советскими  республиками.

Однако чем дальше, тем больше обнаруживалось несовершенство и недостаточность договорной федерации. Статус независимых республик порождал постоянные осложнения и трудности  для центра, возникали недоразумения, взаимные претензии. Между тем мирное строительство требовало укрепления экономических связей. План ГОЭЛРО (декабрь 1920 г.) был разработан для  всех республик как единого целого. В 1922 г. были объединены управления железнодорожного и водного транспорта, вводился единый бюджет. При этом чиновники I Москве не всегда считались с «независимостью» республик, республик также были свои амбиции. «Независимость» ре( публик мешала развитию планового начала, остро встал вопрос о единстве законности в связи с кодификацией законов 19221923 гг., осуществлением монополии внешней торгов (тем более что была снята экономическая блокада). Постоянно приходилось создавать комиссии по партийной линии, чтоб разрешать возникающие недоразумения. Жизнь требовала "упования отношений между республиками, поиска "«Завершающая фаза объединения республик началась с лета 1922 г. Поначалу (в мае 1922 г.) была создана комиссия во главе с М.В. Фрунзе для уточнения федеративных взаимоотношений между РСФСР и УССР в связи с жалобами Украины на ущемление ее суверенных прав отдельными наркоматами РСФСР. Отношения были урегулированы. Однако это не решало проблемы. Возникали все новые и новые трудности. Политбюро ЦК РКП(б) 10 августа 1922 г. принимает решение создать комиссию с целью подготовки к очередному пленуму ЦК проекта предложения о дальнейшем сближении республик.

Объединение республик  диктовалось внутренними (политическими  и экономическими) и внешнеполитическими  причинами. Оно было необходимо прежде всего для того, чтобы сохранить советскую власть, обеспечить совместное выживание созданных политических режимов. С экономической точки зрения оно позволяло быстрее преодолеть разруху, отсталость страны, улучшить условия жизни народов, вести хозяйство по единому плану, эффективнее использовать разделение труда и т. д. Более тесное сплочение республик требовалось для совместной борьбы с врагами революции, обеспечения независимости страны, отстаивания ее интересов на международной арене в экономической и политической сфере: другие страны не преминули бы воспользоваться оплошностью отдельных республик. Такие примеры уже были в Закавказье.

Для объединения  народов существовали объективные  условия — исторические, экономические, политические, культурные. Прежде всего, ранее они жили в одном государстве. С момента вхождения народов  в Россию между ними возникала  общность исторических судеб, происходили  миграции, перемешивание населения, складывалась единая хозяйственная  система страны, основанная на разделении труда между территориями, создавалась  общая транспортная сеть, почтовотелеграфная связь, формировался общероссийский рынок, развивались культурные, языковые и другие контакты. Образование СССР не следует считать только результатом политики Москвы. Оно опиралось на значительную поддержку на местах. Этому способствовала экономическая помощь РСФСР окраинным республикам. Российская Федерация помогла Украине возродить Донбасс, предоставила 20 млрд рублей на восстановление промышленности Белоруссии. В Закавказье было вывезено несколько текстильных фабрик и типографий.

При помощи РСФСР  в 1921 г. был открыт нефтепровод Баку — Тбилиси, в Грузии строилась  гидроэлектростанция. Объединение  республик облегчалось тем, что  в них была советская система, власть принадлежала коммунистической партии, руководство которой находилось в Москве. Кроме того, республики уже прошли путь от военнополитического союза к хозяйственному и дипломатическому, ощущали недостаточность договорной федерации.

Имелись, безусловно, факторы, которые создавали помехи и трудности интеграционным процессам, порождали центробежные, сепаратистские тенденции. Сюда следует отнести  русификаторскую политику прежнего режима, проявления великорусского шовинизма  в деятельности некоторых ведомств РСФСР, местный национализм и  национальную замкнутость, различный  уровень экономики и культуры и т. д.

В каждой республике центростремительные и центробежные тенденции проявлялись в разной степени. Оказывали влияние такие  факторы: длительность совместного  проживания в одном государстве, численность нации, наличие или  отсутствие в прошлом своей государственности  и др.

Состав комиссии по вопросу «О взаимоотношении РСФСР  и независимых республик» был  утвержден Оргбюро ЦК 11 августа 1922 г. В комиссию вошли В.В. Куйбышев (председатель), И.В. Сталин, Г.К. Орджоникидзе, Х.Г. Раковский, Г.Я. Сокольников и  представители национальных республик, в том числе от БССР А.Г. Червяков. 2324 сентября был принят подготовленный И.В. Сталиным проект, известный как «план автономизации». Суть его состояла в том, что единым союзным государством провозглашалась Советская Россия, в состав которой на правах автономий должны были войти Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения, Грузия. Высшими органами управления и власти должны были стать ВЦИК и СНК РСФСР. Проект был разослан в ЦК компартий союзных республик для обсуждения и фактически не был поддержан. Его одобрили ЦК компартий Азербайджана и Армении, ЦК КП(б) Белоруссии высказался за сохранение прежних (то есть Договорных) отношений, ЦК КП Украины не обсуждал проект, но председатель СНК УССР Х.Г. Раковский относился к нему отрицательно, а секретарь ЦК КПУ Д.З. Мануильский поддержал точку зрения И.В. Сталина. ЦК компартии Грузии однозначно отверг проект, заявив, что объединение в форме автономизации независимых республик преждевременно; объединение хозяйственных усилий и общей политики необходимо, но с сохранением всех атрибутов независимости.

25 сентября 1922 г. в  Горки В.И. Ленину (он был болен)  переслали первоначальный проект  комиссии, материалы обсуждения  в ЦК республик и материалы  резолюции Оргбюро ЦК от 2324 сентября, на котором был принят проект  И.В. Сталина.

Ознакомившись с  документами, В.И. Ленин после трехчасовой  беседы с И.В. Сталиным 26 сентября 1922 г. в письме Л.Б. Каменеву, для членов Политбюро ЦК РКП(б) решительно высказался против идеи автономизации самостоятельных национальных советских республик, выдвинув идею создания союза равноправных советских республик, а также общесоюзных органов, стоящих над РСФСР в той же мере, что и над другими республиками. «...Мы признаем себя равноправными, — писал В.И. Ленин, — с Украинской ССР и др. и вместе с ними входим в новый союз, новую федерацию, Союз Советских Республик Европы и Азии» (чуть позже было принято название «СССР»). Затею с автономизацией В.И. Ленин считал крайне опасной, политически ошибочной. Государство на ее основе напоминало бы Российскую империю. Поэтому он предложил создать добровольный союз суверенных и равноправных республик с сохранением необходимых «атрибутов их независимости». Идеи и предложения В.И. Ленина были одобрены Пленумом ЦК РКП(б), который состоялся 6 октября 1922 г.

Выдвигая идею автономизации, И.В. Сталин учитывал наличие централистского  крыла в партии в 19211922 гг., которое  выступало против изоляционистских и сепаратистских тенденций во взаимоотношениях РСФСР и других советских республик. Сепаратистские настроения среди националкоммунистов усиливались. Это, в свою очередь, вело к укреплению позиций централистов в партии. Идею объединения республик на правах автономий в составе РСФСР помимо И.В. Сталина отстаивали В.М. Молотов, Г.К. Орджоникидзе, Г.Я. Сокольников, Г.В. Чичерин и др. Она имела немало сторонников в среде государственного аппарата всех уровней, коммунистов окраин. Конфликтные моменты при подготовке создания единого государства свидетельствовали о непростом раскладе сил в партии, необходимости чрезвычайной осторожности и деликатности при решении этого вопроса. Однако они не были проявлены. Доказательством служит так называемый «грузинский инцидент», когда групповая борьба со взаимными личными оскорблениями привела к тому, что глава Заккрайкома Г.К. Орджоникидзе ударил одного из своих оппонентов. Ярость Г.К. Орджоникидзе вызвало то, что партийные руководители Грузии заявили о коллективной отставке из-за несогласия, чтобы Грузия входила в единое государство в составе ЗСФСР. «Грузинское дело» и ход его урегулирования комиссией во главе с Ф.Э. Дзержинским вызвали большую озабоченность больного В.И. Ленина. На декабрь 1922 г. — март 1923 г. приходятся его последние диктовки писем и статей, в том числе касающихся этого вопроса. После преодоления многих трудностей формальное провозглашение СССР прошло без осложнений. 30 декабря 1922 г. в Москве состоялся I съезд Советов СССР. Это был съезд полномочных представителей 4х объединяющихся республик — РСФСР, Украины, Беларуси, ЗСФСР. На нем было провозглашено образование СССР с принятием Декларации и Договора. В Декларации излагались причины и принципы объединения, как и в Конституции СССР, ставилась конечная цель — «объединение трудящихся всех стран в мировой союз советских республик» (сказывалась приверженность концепции мировой революции). В Договоре определялись условия, на которых создавалось новое союзное государство, взаимоотношения между республиками. Союзное государство учреждалось как федерация суверенных советских республик с сохранением права свободного выхода и открытым доступом в нее. Однако о механизме выхода ничего не говорилось. Съезд избрал высший орган власти нового государства в период между съездами Советов СССР — ЦИК СССР и 4х его председателей: М.И. Калинина — от РСФСР, Г.И. Петровского — от УССР, Н.Н. Нариманова — от ЗСФСР, Л.Г. Червякова — от БССР (они должны были председательствовать поочередно). СССР представлял собой союзную федерацию.Вскоре после образования СССР ЦИК избрал комиссию для подготовки Конституции СССР, председателем которой стал М.И. Калинин. Пленум ЦК РКП(б) (июнь.1923 г.) одобрил проект Конституции. 6 июля 1923 г. II сессия ЦИК СССР — высший орган власти между съездами советов — утвердила Конституцию СССР и постановила немедленно ввести ее в действие. День введения Конституции в действие (6 июля) был объявлен праздничным. Острые дискуссии между централистами и сепаратистами имели место при разработке Конституции, на XII съезде партии при обсуждении советов В.И. Ленина о возможности реформирования СССР в сторону расширения прав объединявшихся республик, высказанных им в статье «К вопросу о национальностях или об автономизации». Важнейший результат работы II сессии ЦИК СССР — образование правительства Союза ССР — СНК во главе с В.И. Лениным.Конституция была официально утверждена 31 января 1924 г. на II Всесоюзном съезде Советов. Ее основу составляли Декларация и Договор об образовании СССР. В Конституции определялись вопросы, которые находились в ведении общесоюзных органов власти. К ним относились: внешняя политика, объявление войны, заключение мира, границы СССР и союзных республик, прием в СССР, вооруженные силы, пути сообщения, связь, планирование народного хозяйства. В остальном республики считались самостоятельными. Однако права союзных республик были формальными. Все основные решения принимались в центре. Республиканским властям отводилась роль исполнителей указаний центра. Высшим органом власти по Конституции являлся Всесоюзный съезд Советов, который собирался один раз в год. В промежутках между съездами высшую власть осуществлял ЦИК СССР, состоящий из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Совет Союза выбирали на съезде Советов СССР из представителей республик, пропорционально населению каждой из них, а Совет Национальностей создавался из представителей союзных и автономных республик по пять от каждой и по одному — от автономной области. Закон имел силу, если он принимался обеими палатами. ЦИК СССР собирался 3 раза в год. Постоянно действующим органом стал Президиум ЦИК. Двухпалатное устройство высшего органа власти должно было обеспечить не только интересы всей страны, но и специфические национальные интересы республик. Верховным исполнительным и распорядительным органом власти являлось советское правительство — Совет народных комиссаров. После смерти В.И. Ленина (январь 1924 г.) его председателем стал А.И. Рыков (до декабря 1929 г.).Выборы делегатов на Всесоюзный съезд Советов проходили на основе избирательного права, установленного Конституцией РСФСР 1918 г., то есть были не всеобщими, не равными, многоступенчатыми. В 1924-1925 гг. были приняты конституции союзных республик. Они повторяли основные положения Союзной Конституции. Факты свидетельствуют, что во всех мероприятиях, связанных с образованием СССР, большую роль играли партийные функционеры. Они действовали с помощью интриг, закулисных маневров. Роль самих представительных органов сводилась к одобрению выработанных партией решений. В день провозглашения СССР вышла статья В.И. Ленина «К вопросу о национальностях или об автономизации». В ней ощущалось недовольство В.И. Ленина всем ходом событий, связанных с образованием СССР, была сделана попытка разобраться с проявлениями великодержавного шовинизма, дан ряд предложений по налаживанию отношений республик в составе СССР. В этом смысле создание СССР можно рассматривать как определенную перспективу в развитии национальных отношений. Сразу после образования СССР руководство страны было озабочено тем, как наладить совместную жизнь народов «под одной крышей». С 1923 года проводилась политика коренизации. В ней было два аспекта: первый — коренизация руководящего аппарата путем вовлечения в него национальных кадров, их ускоренной подготовки. Так создавались местные элиты. Второй аспект коренизации — культурный: забота о развитии национального языка, строительство национальных школ, создание национальной литературы, искусства и т. д. Государство много помогало отсталым в прошлом народам в выравнивании экономического, социального, культурного уровня.Важное мероприятие, проведенное в 19241925 гг., — национально-государственное размежевание Средней Азии. В результате в 1925 г. образовались Узбекская и Туркменская союзные республики, в 1929 г. — Таджикская, в 1936 г. — Киргизская, Казахская. Национально-государственное размежевание вело к укреплению стабильности в регионе. Однако национальная «чересполосица», несовпадение государственных границ с этническими, недостаточный учет мнения местного населения, поспешность при решении территориальных вопросов закладывали основу для будущих межнациональных конфликтов, которые с особой силой проявились в период распада союзного государства.Дважды, в 1924 и 1926 гг., проводились укрупнения БССР. В результате территория республики увеличилась почти в 2,5 раза, а население в 3 раза. В 1924 г. была образована Молдавская АССР в составе УССР, развивались автономные образования в составе РСФСР, других республик.Образование СССР, создав более широкие возможности для индустриального и культурного развития окраин, роста национального самосознания народов, складывания национальных элит, вместе с тем тормозило объективный процесс создания суверенных государств на территории бывшей Российской империи. СССР, провозглашенный как союзная федерация, быстро стал приобретать черты унитарного государства. Его развитие шло не по пути расширения прав союзных республик, а по пути их автономизации. Идеи интернационализма использовались для восстановления России как «единой и неделимой» державы, лидеры которой постепенно вернулись к геополитическим интересам царской России, к имперской, национально державной концепции во внешней и внутренней политике. 
 

Список  литературы

1.Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в 18 - первой половине 19 в. М., 1994.

2.Арсланов Р.А., Блохин В.В., Джангирян В.Г., Ершова О.П., Мосейкина М.Н. История отечества с древнейших времен до конца XX века. В 2-х ч. Ч.2. - М.: Поматур, 2002.

3.История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советсткого государства. - М.: Наука, 1991.

4.История России. С древнейших времен до конца ХХ века. В 3-х т. М., Аст, 1996.

5.Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. М., 1993.

6.Корнилов А.А. Курс истории России XIX в. М., 1993.

7.Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. СП б., 1997.

8. Щетинов Ю.А. История России. ХХ век. М., 1998. 
 
 
 
 

Информация о работе История как наука