История органов внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Регулярная полиция была основана и начала развиваться в России в XVIII веке, начало ее развития было положено при правлении Петра I. На новых началах была организована система охраны общественного порядка.

Содержание

1. Выделите особенности в становлении и развитии регулярной полиции в России в XVIII в., охарактеризуйте основные этапы……………….. 3
2. Раскройте процесс образования НКВД СССР (1934 г.), его структуру и деятельность в 1930–е гг. Покажите взаимосвязь между тоталитарным политическим режимом и сложившейся моделью органов внутренних дел…………………………………………………………………………7
3. Дайте историко-правовую характеристику «Устава благочиния или полицейского» (8 апреля 1782 г.)………………………………..............13
4. Дайте историко-правовую характеристику «Положения о советской милиции» (8 июня 1973 г.)……………………………………………….16
5. Личность в истории: первый министр внутренних дел В.П. Кочубей..18
6. Личность в истории: министр внутренних дел РСФСР Н.П. Стаха-нов..21
7. Список литературы ………………………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ ОВД.docx

— 295.62 Кб (Скачать файл)

В 30-е  годы существенно расширились возможности  милиции в области внесудебной  репрессии. 27 мая 1935 года приказом НКВД была объявлена подписанная Ягодой и Вышинским инструкция тройкам  НКВД по рассмотрению дел об уголовных и деклассированных элементах и злостных нарушителях положения о паспортах. Инструкция предусматривала обязательное участие в заседании тройки прокурора и лица, привлекаемого к ответственности. Решение тройки приводилось в исполнение немедленно, а протокол направлялся на утверждение Особого совещания НКВД СССР.

В тройках  рассматривались дела о следующих  категориях лиц: а) имеющих судимости или приводы за уголовные преступления и не порвавшие связи с уголовно-преступной средой; б) не имеющих судимостей или приводов, но не занятых общественно полезным трудом, не имеющих определенного места жительства и связанных с уголовно-преступной средой; в) воров-рецидивистов, уличенных в конкретных преступлениях; г) хулиганов-рецидивистов, приговоренных ранее судом за хулиганство не менее двух раз к тюремному заключению или к принудительным работам на срок от года и более, в случае совершения ими хулиганства, вызывающего необходимость привлечения их снова в уголовном порядке; д) нищих-профессионалов; е) злостных нарушителей паспортного режима.

Эти меры повлияли на снижение уровня преступности. Так, 17 марта 1936 года НКВД СССР издал  специальный приказ по итогам работы за 1935 год, в котором говорилось, что по сравнению с 1934 годом в  СССР число вооруженных грабежей снизилось на 45 процентов, невооруженных грабежей – на 46 процентов, квалифицированных краж – на 32 процента, конокрадства – на 55 процентов.

Усилившаяся международная напряженность сделала  необходимым осуществление мер, обеспечивавших готовность милиции  к работе в условиях военной обстановки. С этой целью приказом НКВД СССР от 3 июля 1939 года было введено в действие наставление по мобилизационной работе в органах рабоче-крестьянской милиции. Наставление определяло ее задачи, и обязанности на случай военного времени. Одновременно на места была направлена директива по вопросам разработки мобилизационных планов территориальных органов внутренних дел. Новые задачи по повышению боевой готовности милиции были поставлены в приказе НКВД от 26 февраля 1941 года.

Каждый  орган обязывался иметь планы  сбора личного состава по тревоге.

Подготовка  страны к обороне обусловила необходимость  наделения НКВД СССР и его органов некоторыми новыми функциями. В частности, в октябре 1940 года на органы внутренних дел была возложена задача организации местной противовоздушной обороны страны.

В соответствии с Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 1 сентября 1939 года на органы милиции возлагалась обязанность  осуществлять учет военнообязанных и призывников. Для этого во всех городских, районных и поселковых отделениях милиции были созданы военно-учетные столы. В предвоенные годы они проделали значительную работу по систематизации и учету военнообязанных, организации и призыву на действительную военную службу в Красную Армию.

В начале 30-х годов в связи с урбанизацией и ломкой патриархальных норм, с  наплывом в города больших масс насильно выброшенных из деревни во время  раскулачивания озлобленных людей  произошел всплеск уголовной  преступности: убийств, разбоев, грабежей и злостного хулиганства. С этим велась борьба мерами административного права (паспортный режим) и ужесточением обычного уголовного права. Однако эти меры не достигли цели, и государство пошло на внесудебные репрессии.

При управлениях  милиции на уровне области были созданы  милицейские «тройки», для рассмотрения дел рецидивистов и неработающих лиц, связанных с преступной средой (в основном скупщиков краденого и держателей притонов).

Дела  разбирались в присутствии обвиняемого  и прокурора. «Тройки» рассматривали  до трети подобных дел. Применяемые  ими репрессии были в большой мере превентивными они не столько наказывали индивидуального преступника, сколько разрушали преступную среду, что несовместимо с нормами правового государства. Этими мерами волна преступности была сбита, за один год число грабежей снизилось почти вдвое, квалифицированных краж на треть, конокрадства в три раза. Сильный удар с помощью внесудебных репрессий был нанесен организованной преступности . Она быстро формировалась в России в начале века, была подорвана репрессиями ВЧК, а затем ожила в условиях НЭПа.

Жестокие  меры 30-х годов надолго парализовали ее, что было особенно важно во время  войны. Надо вспомнить, что крах Российской империи в 1917 г. частично был вызван тем, что во время войны организованная преступность установила контроль над целыми секторами хозяйства (например, рынком металла) и стала диктовать свою волю государству.

Убийство  Кирова 1 декабря 1934 г. было использовано для ужесточения норм в отношении преступлений, относимых акгосударственным. Был установлен особый порядок производства по делам о «террористических организациях» с необычайно кратким сроком расследования дел не более 10 суток. Вместо трех суток копия обвинительного заключения вручалась обвиняемому за сутки до слушания дела. Прокурор не участвовал в таких процессах, т.е. был устранен надзор прокуратуры за соблюдением законов.

Защитник  участвовал только на стадии судебного  разбирательства. Отменялось обжалование приговора в кассационном порядке и возможность ходатайства о помиловании. Позже аналогичные нормы стали действовать по отношению к обвиняемым во вредительстве и диверсиях. Созданное в 1934 г. Особое совещание при НКВД вообще действовало вне процессуальных норм и не было строго связано нормами права.

Некоторые секретные, не подлежавшие публикованию нормы открыто противоречили Конституции, например, постановление СНК и ЦК ВКП(б) «О порядке согласования арестов» (1935 г.). Оно установило, что на аресты руководителей предприятий и специалистов требовалось разрешение соответствующего наркома (профессора вуза нельзя было арестовать без санкции наркома высшего образования). Для ареста члена партии требовалась санкция секретаря райкома. Это нарушало конституционный принцип равенства граждан перед законом. Разумеется, это положение часто нарушалось: маршал Тухачевский был арестован без санкции прокурора, санкция на арест кандидата в члены Политбюро наркома земледелия Эйхе была оформлена задним числом через несколько месяцев после ареста.

Тем не менее, примечателен сам факт, что принимались  специальные усилия, чтобы создать правовое обеспечение политических репрессий.

Советское государство не пошло по пути возложения репрессий на неформальные организации и никогда не выпускало из рук монополии на физическое насилие.

Вопрос № 3 Дайте историко-правовую характеристику «Устава благочиния или полицейского» (8 апреля 1782 г.)

В последней  четверти XVIII в. в законодательстве России был сделан важный шаг в  области правовой регламентации  организационных и правовых основ  раскрытия и пресечения преступлений. Это связано с изданием в 1782 г. Устава благочиния, или полицейского. Это был широкомасштабный законодательный акт, определявший правовой статус полиции. Его издание было вызвано необходимостью укрепления правопорядка в государстве, стремлением императорской власти упрочить свои позиции. Устава благочиния это одна из мер, которая была принята после подавления восстания под предводительством Е. Пугачева, направленная на укрепление позиций государства.

В Уставе четко была определена структура  полиции - в городах создавались управы благочиния. В губернских городах они возглавлялись полицмейстерами, в остальных городах - городничими. Губернские и другие крупные города делились на части (200 - 700 дворов). Во главе каждой части находился частный пристав. Части подразделялись на кварталы (50 - 100 дворов) и возглавлялись квартальными надзирателями9.

Основной  задачей полиции по Уставу  сохранение правопорядка, отсутствие посягательств в отношении  власти и  сохранение порядка и  благочиния. Управы благочиния выступали как судебно-полицейские органы. На них возлагалась обязанность открытия «преступлений и проступков, предупреждение оных, имания под стражу преступников, исследования на месте, обнаруживания и утверждения доказательства преступлений или проступков...10».

Впервые в российском законодательстве говорится не только о необходимости раскрывать преступления, но и предупреждать их, что расширяло правоохранительные функции полиции.

Статья 105 Устава определила конкретные методы раскрытия преступления, формулируя обязанности частного пристава:

«Частный пристав в случае уголовного преступления лично имеет исследовать: 1) о особе, над кем учинено; 2) о действии, что учинено; 3) о способе или орудии, чем учинено; 4) о времени, когда учинено; 5) о месте, где учинено; 6) об околичностях, объясняющих с намерением или без намерения и утверждающих или обличающих, как учинено; 7) преступника, кем учинено...11».

В описанной  статье дан полный перечень и указание обстоятельств  преступления. При сравнении с действующим законодательством, например уголовно-процессуальным кодексом РФ данный перечень перекликается со статьей – обстоятельства подлежащие доказыванию.

Устав благочиния или полицейского, который преобразовывал старые полицейские учреждения в  новые городские административно-полицейские органы - управы благочиния, им вводились специальные должности служащих городской полиции. Состав управы благочиния был определен из городничего, двух приставов (уголовных и гражданских дел) и двух советников (ратманов), избиравшихся горожанами на три года из наиболее авторитетных и уважаемых представителей городского купечества и ремесленников.

Управа  благочиния подчинялась непосредственно  губернскому правлению. Она выполняла ряд административно-хозяйственных функций: надзор за исправностью городских сооружений и чистотой улиц, рассмотрение мелких судебных уголовных и гражданских дел, осуществление паспортного режима.

Штаты полиции  определялись отдельно для каждого  города. В частности, Санкт-Петербургский штат полиции в 1782 г. был определен в 647 человек. Каждой из 10 частей города придавалась воинская команда из 34 человек. Сверх штата вводились ночные сторожа (более 500 человек).12

Уставом благочиния были указаны требования, предъявляемые к полицейским должностям - строго определенные, профессиональные качества, необходимые полицейским чиновникам для полноценного несения службы, но и настойчиво прививал высоконравственные принципы поведения и отношения к своему делу. Устав не определял образовательный ценз при приеме на службу в полицию и не регламентировал вопросы профессиональной подготовки сотрудников. В то же время развитие общества рассматриваемого периода истории нашей страны настоятельно диктовало необходимость объективного повышения уровня общей грамотности работников полиции.

Век «просвещенного абсолютизма» привел к значительному повышению общеобразовательного уровня высших и средних слоев населения, поэтому безграмотному или малограмотному полицейскому невозможно было выполнять свои служебные функции, но профессиональной подготовки полицейских не существовало.

Таким образом, 80-е годы XVIII столетия ознаменовались новыми качественными дополнениями к уже начавшим повсеместно действовать губернским правлениям. Эти качественные сдвиги особенно эффективно проявились в дальнейшем организационно-правовом развитии полицейской системы, осуществлявшейся на основе введенного в действие 8 апреля 1782 года Устава благочиния или полицейского. Устав благочиния фактически сформировал новую отрасль права – полицейское право.

Дайте историко-правовую характеристику «Положения о советской милиции» (8 июня 1973 г.)

 

Положение о советской милиции, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 8 июня 1973 г. N 385, было опубликовано лишь в 1985 г. – через 12 лет после принятия13.

Изучив преамбулу к данному нормативному акту можно сделать выводу, что цель создания все же не поддержание идеологическо политики государства, а также охрана общественного порядка в соответствии с  новым периодом развития государства.

Принятое положение состоит из 7 разделов: 1) общие положения, 2) организация милиции, 3) обязанности милиции,4) права милиции, личный состав милиции, 5) финансирование и материальной обеспечение милиции.

Данным нормативным актом была регламентирована деятельность милиции в соответствии с целями и задачами. Главными задачами милиции являются: обеспечение общественного порядка, предупреждение и пресечение преступлений и других правонарушений, охрана социалистической собственности, прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций и учреждений от преступных посягательств и иных антиобщественных действий, своевременное и полное раскрытие преступлений.

В связи  с этим законодательно были закреплены права и обязанности: например проведение проверок,  беспрепятственное   посещение организаций и жилиц  и другие права необходимые для выполнения задач.

Нормативным актом регламентирована структура  милиции: в состав милиции входят подразделения административной (наружной) службы, уголовного розыска, борьбы с хищениями социалистической собственности и спекуляцией, паспортной работы, государственной автомобильной инспекции, создаваемые в Министерстве внутренних дел СССР, министерствах внутренних дел союзных и автономных республик, управлениях и отделах внутренних дел исполнительных комитетов краевых, областных, окружных, городских, районных Советов народных депутатов. В состав милиции также входят строевые и специальные части и подразделения, специальные школы, учебные пункты, научно-исследовательские и другие учреждения и подразделения. На железнодорожном, водном и воздушном транспорте создаются подразделения транспортной милиции.

Информация о работе История органов внутренних дел