История основания города. События, произошедшие в нём
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 12:25, реферат
Краткое описание
Актуальность данной темы заключается в той огромной роли, которую на сегодняшний день играет Санкт-Петербург в экономической, политической и культурной жизни нашего государства. Целью данной работы является описание истории города, его архитектуры, событий, произошедших за время существования города и социальной атмосферы общества в современности. А также определение значения Санкт-Петербурга в становлении России, как одной из ведущих европейских держав.
Содержание
1. Введение…………………………………………………………………………...3 2. История основания города. События, произошедшие в нём………………...4-9 2.1. Петровская эпоха……………………………………………………………...4-5 2.2. История города в XVIII - XIX веках………………………………………....6-8 2.3.История города в XX веке…………………………………………………..9-10 3. Архитектура Санкт-Петербурга………………………………………….….11-12 4. Зимние дворцы…………………………………………………………...…..13-16 5. Современный Санкт-Петербург…………………………………………......17-18 6. Заключение……………………………………………………………………….19 7. Библиографический список……………………………………………………..20
Один из самых выдающихся личностей
в истории нашего Отечества принято считать
Петра Первого, благодаря которому наша
страна вышла на новый уровень, уровень
европейских стран – морских держав. С
именем Петра связывают и образование
флота, и усовершенствование системы управления,
и реформы в армии, и, конечно же, создание
новой столицы нашего великого государства
– Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербург – самый северный
на планете город с населением свыше миллиона
человек. Он объединил в себе русские и
европейские традиции. Так многие туристы
нередко находят в нем черты европейских
городов. Набережными он напоминает Париж;
каналами и протоками – Венецию и Амстердам;
тенистыми парками – Прагу. Здесь переплелись
судьбы многих великих людей. На невских
берегах рождались гениальные строки
произведений А.С. Пушкина и «Преступление
и наказание» Ф.М. Достоевского; многие
творения М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А.
Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Блока, А.М.
Горького, О.Э. Мандельштама, А.А. Ахматовой
и других мастеров пера, кисти, резца и
театрального искусства не могли бы быть
созданы, если бы авторы их не прониклись
духовной атмосферой города на Неве. Петр
Первый называл Санкт-Петербург просто
– Парадиз (что в переводе означает «рай»).
Актуальность данной темы заключается
в той огромной роли, которую на сегодняшний
день играет Санкт-Петербург в экономической,
политической и культурной жизни нашего
государства.
Целью данной работы является
описание истории города, его архитектуры,
событий, произошедших за время существования
города и социальной атмосферы общества
в современности. А также определение
значения Санкт-Петербурга в становлении
России, как одной из ведущих европейских
держав.
2. История основания города.
События, произошедшие в нём.
2.1.Петровская эпоха.
История Петербурга насчитывает
свыше 300 лет. Первый булыжник в его основание
лег по приказу Петра Первого 16 мая 1703
года (по старому календарю 27 мая), когда
император принял решение выстроить новую
столицу, открытую морским ветрам и европейским
веяниям. Строительство города началось
с Заячьего острова,расположенного всего
в нескольких километрах от Финского залива.
Как часто бывало в те времена, первым
строением города была крепость, а именно
Петропавловская.
План крепости начертил лично
Петр I. Изначально стены крепости были
насыпными. Укрепления из камня стали
делать только в 1706 году. Город строился
на месте болот, которые осушали силами
вольнонаемных рабочих.
Строительством городских сооружений
руководили приглашенные зарубежные инженеры,
а сами строительные работы проводили
каменщики со всей страны. Для скорейшего
возведения города Петр I запретил строительство
из камня по всей стране, что вызвало приток
специалистов в новый город. Первыми жителями
нового города, как несложно догадаться,
становились солдаты и матросы, несшие
службу на данной территории, а также принудительно
привезенные из других регионов крестьяне
и ремесленники.
Уже в 1712 году совсем молодой город стал столицей Российской
Империи, приютив в своих стенах царский
двор. Стоит заметить, что столицей Петербург
оставался более двух веков вплоть до
революции 1917 года. Этого времени хватило,
чтобы город был признан неофициальной
северной столицей страны.
Первоначально город назывался Санкт-Питер-Бурх в честь апостола Петра и созвучно
с голландским городом Sint-Petersburg. Голландские корни
названия города неудивительны, т.к. Петр
I некоторое время учился и жил в Нидерландах.
Однако, уже в 1720 годугород меняет название
на привычное нам - Санкт-Петербург, из
которого образуются сокращения – Петроград,
Петербург и более современное Питер.
2.2.История города в XVIII - XIX веках.
В январе 1725 Петр I умирает, но
история Санкт-Петербурга продолжается.
В 1727 году был построен первый мост через
Неву, соединивший Адмиралтейскую часть
города с Васильевским островом. Однако,
просуществовал он всего одно лето. Первый
постоянный мост через Неву был построен
лишь в 1850 году и получил мало кому известное
название Невский. Затем он еще 3 раза менял
свое имя – Благовещенский, Николаевский
и, наконец, получил название, под которым
нам известен в настоящее время - мост
лейтенанта Шмидта.
Первый законодательный акт
об административном делении города датируется
1737 г. (Петербург был разделен на пять полицейских
частей). В 1811 г. было введено деление на
12 частей, границы которых не менялись
с 1833 по 1917 гг., когда деление Петрограда
на полицейские части было упразднено.
На развитие города в начале
XIX века огромное влияние оказала Отечественная
война 1812 года, затраты на которую снизили
скорость развития Санкт-Петербурга и
его ансамблей. Из важных событий этого
времени следует назвать: учреждение министерств и Государственного
совета, что приводит к ещё большему
возвышению города как административного
центра; обновление Академии наук, создание
Педагогического института, создание
нескольких гимназий и разрешение свободных типографий —
к возвышению как научного центра. Открывается Пулковская
обсерватория, в 1845 году - Русское
Географическое общество.
В это время происходит открытие
новых водных систем - Мариинской и Тихвинской, в1828 году открывается Северо-Двинский
канал. А 30 октября 1836 года по только
что проложенной железной дороге прошел
первый пассажирский поезд на конной тяге
из Петербурга в Царское Село. Через два
года железная дорога была продолжена
до Павловска и по ней пошли уже паровозы.
Город рос и развивался. С увеличением
промышленных предприятий, транспорта,
оборотов торговли, государственных учреждений
в Санкт-Петербурге необычайно выросло
население. За четыре десятилетия XIX века
оно удвоилось и достигло 500 тысяч человек,
превысив население Москвы. В тридцатых-сороковых
годах XIX столетия вся территория левого
берега Невы до Обводного канала, который
был тогда границей города, была застроена.
Три четверти населения жили на Адмиралтейской
стороне к северу от Фонтанки и на Васильевском
острове.
Кроме войны 1812 года, восстания
декабристов в 1825 году, это время отмечено
еще одним трагическим событием. 7 ноября
1824 года в городе произошло сильнейшее
из всех наводнений, которые обрушивались
на Петербург. Вода в Неве поднялась на
3,5 метра против обычного уровня. Мосты были сорваны, гранитные
камни набережной Невы были сдвинуты со
своего места.На Дворцовой площади вода
вертелась как в огромном водовороте,
по воздуху летали листы железа, сорванные
с крыши Главного штаба. Разрушения, нанесенные
наводнением, были ужасны. Для ликвидации
их были созданы специальные комитеты
для раздачи пособий. Государь лично посещал
места, наиболее пострадавшие от наводнений.
Между тем вызревали события
1825 года. В 1821 году в Петербурге образовалось
«Северное общество». Во главе его стояли
братья Муравьевы, князь С. Трубецкой,
поэт Рылеев. Своими ближайшими целями
общество ставило низложение императора,
уничтожение крепостной зависимости крестьян
и созыв Учредительного собрания. Члены
общества надеялись, заручившись поддержкой
армии, захватить Петропавловскую крепость,
Арсенал и Зимний дворец. Затем по их плану
следовало «истребить императора», и заставить
Сенат подписать заранее заготовленный
политический манифест. Благоприятным
для воплощения своих идей они сочли момент,
когда Россия на какое-то время осталась
без царя. 27 ноября 1825 года из Таганрога
в Петербург пришло известие о смерти
императора Александра I. Сенат, войска
и все учреждения присягнули на верность
второму сыну императора Павла I Константину,
но по вскрытии завещания Александра I
оказалось, что великий князь Константин
Павлович отрекся от престола еще в 1821
году и что наследником является великий
князь Николай Павлович. Две недели прошли
в ожидании возвращения из-за границы
великого князя Константина, который должен
был лично подтвердить свое отречение.
Этим моментом и воспользовались члены
«Северного общества». 14 декабря, в день,
когда войска должны были присягнуть на
верность новому императору Николаю I,
заговорщики вышли на Сенатскую площадь,
распространяя слух о том, что никакого
отречения не было, и что Николай взял
власть силой. К ним присоединились вопреки
их расчетам всего два полка: Московский
и Лейб-Гренадерский. Восстание было жестоко
подавлено: 5 декабристов были казнены,
остальные сосланы в Сибирь. Событие это
всколыхнуло всю Россию и раскололо общество.
2.3. История города в XX веке.
В связи с началом Первой мировой войны на волне патриотических и анти-немецких настроений
18 (31) августа 1914 года по инициативе царя Николая II город был переименован
в Петроград. На следующий день
вышел экстренный выпуск «Биржевых новостей»:
«Мы легли спать в Петербурге, а проснулись
в Петрограде!.. Кончился петербургский
период нашей истории с его немецким оттенком…
Ура, господа!..». После смерти Ленина, 26 января 1924 года переименован в Ленинград. Решение
Центрального комитета снова переименовать
город, обосновано тем, что Ленин возглавлял
Октябрьскую революцию. Другая причина
заключалась в политическом символизме:
Санкт-Петербург стоял во главе царской
империи. Он был, после Москвы, самым крупным
городом страны и переименование в его
Ленинград выразило те крупные изменения,
которые произошли в социальной и политической
жизни страны.
В ходе второй
мировой войны войсками Германии и Финляндии осуществлялась блокада Ленинграда,
начатая 8 сентября 1941 года и снятая 27 января 1944 года.
Во время Блокады город с «Большой
землёй» связывала проложенная через Ладожское
озеро «Дорога
Жизни». Летом она проходила по воде,
а зимой — по льду. Также важную роль сыграла
и доставка в город грузов
авиацией, производившаяся
в крупных масштабах осенью 1941 года.
Железнодорожное сообщение
с «Большой землёй» было восстановлено
после того, как Красная Армия прорвала кольцо блокады. 2 февраля 1943 года в районе Петрокрепости построен низкоопорный (низководный)
железнодорожный мост через Неву; 4 февраля, после испытаний, по нему стали
пропускать воинские эшелоны; 18 марта 1943 года в 800 метрах от низкоопорного
построен высокоопорный (высоководный)
железнодорожный мост через Неву. После
снятия Блокады в 1944 году было восстановлено
прямое железнодорожное сообщение Ленинграда
с Москвой.
Около 630 тыс. из 3 миллионов
жителей города умерло во время блокады
и ещё примерно 200 тыс. — на этапах эвакуации.
За героизм населения и защитников города,
Ленинград стал первым советским населённым
пунктом, удостоенным почётного звания Город-герой.
В 1991 году по результатам референдума
54 % ленинградцев высказались за возвращение
исконного названия города Санкт-Петербург. 6 сентября
1991 года указом Президиума Верховного
Совета РСФСР оно было возвращено.
3. Архитектура Санкт-Петербурга.
Архитектурные памятники Санкт-Петербурга
- одна из главных составных частей очарования
этого города. Белые ночи, разводные мосты,
насыщенная культурная жизнь и совершенно
особенная атмосфера этого города притягивает
к нему внимание с самого момента основания
Петербурга.
Архитекторам пришлось учесть,
что в местности, выбранной для строительства
нового города, преобладает пасмурная
погода и наблюдается отсутствие резко
выраженных теней. Поэтому, чтобы как можно
выгоднее подчеркнуть архитектурные формы
и декоративные детали строящихся зданий,
зодчим пришлось «играть» с расцветками»
фасадов. Но, следует заметить, что к расцветкам
фасадов относились очень серьезно - цветовая
палитра строго регламентировалась царскими
указами.
Поскольку город задумывался,
как крепость и морской порт, и почти с
самого момента основания начал развиваться
как новая столица России, архитектурных
облик Петербурга очень отличается от
других российских городов. Площади, улицы,
набережные, парки располагаются – все
это связано между собой в гармоничные
архитектурные ансамбли.
Изначальная планировочная
структура Петербурга сохранилась в несколько
измененном виде и поныне. Сохранились
такие архитектурные памятники как: Петропавловская
крепость. Адмиралтейство, Домик Петра
и многие другие, которые стали своеобразной
визитной карточкой Петербурга.
Большой вклад в создание архитектурного
лица Петербурга вложил талантливый градостроитель
П.М. Еропкин, который в 1737-1740 годах разработал
очень грамотный план перестройки и дальнейшего
развития города. В основу этого плана
была взята трехлучевая планировка центра
города, которая была задумана еще при
основании Петербурга. Самые главные детали
этого плана были успешно исполнены и
сохранились до нашего времени.
Благодаря тому, что Петербург
расположился на довольно ровной низменности,
вплоть до 19 века застройка города была
приблизительно одинаковой по высоте.
В роли высотных акцентов выступали шпили
Петропавловского собора, «Адмиралтейская
игла», сияющий золотом купол Исаакиевского
собора, который входит в число самых крупных
в мире.Строили этот храм в течение 40 лет,
а на его отделку ушло 400 кг золота и 16 тонн
малахита.
Среди архитекторов, оставивших
свой след в судьбе Санкт-Петербурга такие
прославленные имена как: Трезини, Растрелли,
Квасов, Воронихин, Росси, Стасов, Кваренги,
Монфферан.
В советский период архитекторы,
работавшие над застройкой Ленинграда,
старались не только дополнить, но, в первую
очередь, сохранить архитектурную целостность
города, и поэтому они обращаются к градостроительным
традициям прошлого. Многие здания, построенные
в это время, выполнены в манере неоклассицизма,
а также петровского периода. Среди этих
архитекторов были: Щуко В.А. и Л. Н. Бенуа.