История основания города. События, произошедшие в нём
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 12:25, реферат
Краткое описание
Актуальность данной темы заключается в той огромной роли, которую на сегодняшний день играет Санкт-Петербург в экономической, политической и культурной жизни нашего государства. Целью данной работы является описание истории города, его архитектуры, событий, произошедших за время существования города и социальной атмосферы общества в современности. А также определение значения Санкт-Петербурга в становлении России, как одной из ведущих европейских держав.
Содержание
1. Введение…………………………………………………………………………...3 2. История основания города. События, произошедшие в нём………………...4-9 2.1. Петровская эпоха……………………………………………………………...4-5 2.2. История города в XVIII - XIX веках………………………………………....6-8 2.3.История города в XX веке…………………………………………………..9-10 3. Архитектура Санкт-Петербурга………………………………………….….11-12 4. Зимние дворцы…………………………………………………………...…..13-16 5. Современный Санкт-Петербург…………………………………………......17-18 6. Заключение……………………………………………………………………….19 7. Библиографический список……………………………………………………..20
История Зимних дворцов, как
и многое в Петербурге, начинается во времена
Петра I. На берегу Невы неподалеку от Адмиралтейства
в 1711 году для царя построили, как тогда
говорили, Зимний дом. Рядом прорыли канал,
который впоследствии стал называться
Зимней канавкой. Первый деревянный Зимний
дворец Петра был небольшим двухэтажным
домом с высоким крыльцом в центре и черепичной
крышей.
Столица быстро росла, и самые
известные люди из окружения Петра стали
строить на невском берегу свои дворцы,
правда, уже каменные. Ближе к Адмиралтейству
стоял большой дом генерал - адмирала Апраксина,
за ним - дворец графа Рагузинского, затем
дом адмирала Крюйса… Здесь же, у Зимней
канавки, по проекту архитектора И. Матарнови
построили второй Зимний дворец для Петра.
Этот дворец был каменным, но тоже небольшим.
Здание украшала высокая покатая крыша
и скромный архитектурный декор в центре
фасада. В одном из помещений этого дворца
в ночь на 29 января 1725 года Петр I скончался.
Через несколько лет после смерти
Петра его Зимний дворец был перестроен
архитектором Д. Трезини. Трезини не стал
разрушать постройку петровского времени,
а использовал второй дворец в качестве
западной части нового, значительно более
нарядного и большего по размерам здания.
Этот дворец принято считать третьим Зимним
дворцом. Сегодня на этом месте находится
Эрмитажный театр.
Четвертый Зимний дворец связан
с именем императрицы Анны Иоанновны.
Вернувшись с царским двором их Москвы
в Санкт - Петербург в 1732 году, она не захотела
использовать существующий Зимний дворец
в качестве своей резиденции. Императрице
приглянулся дом адмирала Апраксина, стоявший
ближе к Адмиралтейству, и значительно
больший по размерам и богатству отделки.
Но и этот дворец, по мнению императрицы,
требовал перестройки. Ф.Б. Растрелли,
который тогда только начинал работать
в Петербурге, пристроил к зданию новый
корпус, который протянулся вдоль Адмиралтейства
и присоединил ко всему зданию еще один
дом, стоявший со стороны современной
Дворцовой площади. Новый, четвертый Зимний
дворец, стал грандиозным по тем временам
сооружением, с двумя фасадами - на Неву
и на площадь. Талант Растрелли - мастера
создавать по-настоящему великолепные
дворцы проявилась уже здесь. Современники
писали, что подобного "Россия до днесь
не имела". После вступления на престол
Елизаветы Петровны Растрелли еще не раз
перестраивает и расширяет дворец, к нему
присоединяются другие дома, стоящие неподалеку.
Видимо, и самого талантливого архитектора,
в конце концов, перестало устраивать
здание, которое соединяло разные постройки,
и он разрабатывает проект нового Зимнего
дворца. Елизавета утвердила этот проект,
поставив условие: новый дворец должен
быть построен за два года. В 1755 году начинают
разбирать четвертый Зимний дворец, а
затем закладывают фундамент для нового.
Для императрицы Растрелли
построил временный деревянный Зимний
дворец. Но это здание стояло не на берегу
Невы, а значительно дальше, возле Невской
перспективы, и занимало территорию, ограниченную
современным Невским проспектом, набережной
Мойки, Малой Морской улицей и Кирпичным
переулком.
А на месте строительства нового,
шестого Зимнего дворца развернулись
грандиозные работы. Все свободное пространство
вокруг превратилось в строительную площадку.
Здесь работали тысячи каменщиков, плотников,
штукатуров, литейщиков, резчиков, живописцев.
Растрелли понимал, что построить дворец
за два года невозможно, поэтому постоянно
велись переговоры об увеличении этого
срока. Однако Елизавета согласилась продлить
срок лишь на год. Растрелли впервые нарушил
свое правило: вести строительство только
летом, и работы в Зимнем дворце продолжались
круглый год.
Новый Зимний дворец выглядел
по-настоящему великолепно. По своим размерам
он превосходил все окружавшие его постройки.
Сам Растрелли считал, что дворец имеет
два фасада - на набережную и на Дворцовую
площадь. Причем, надо отметить, что в середине
18 века набережные Невы были значительно
уже, дворец стоял ближе к Неве и в хорошую
погоду весь отражался в воде. Архитектор
приказал окрасить стены дворца "песчаною
краской с самой тонкой прожелтью, а орнаменты
белой известью". Нам, привыкшим видеть
Зимний дворец зелено - бирюзовым, трудно
сегодня даже представить, что когда-то
здание было розовато-желтым.
Архитектор тщательно продумал
внутреннюю планировку дворца. На первом
этаже находились вестибюли, различные
службы, кухни, на втором - парадные залы,
жилые комнаты и два храма, третий предназначался
для придворных. Всего во дворце было 460
залов и комнат, украшенных с небывалой
по тем временам пышностью.
Однако Елизавете не суждено
было стать хозяйкой великолепного Зимнего
дворца. Она умерла во временном деревянном
дворце в конце 1761 года, в это время в части
залов нового дворца только завершили
отделку. Вступивший на престол Петр III
приказал к весне 1762 года полностью подготовить
для него личные покои. Работа кипела круглые
сутки, но неожиданно Растрелли столкнулся
с еще одной проблемой: все пространство
перед новым дворцом представляло собой
огромный склад остатков строительных
материалов. Выход нашли неожиданно: жителям
Петербурга объявили, что каждый из них
может забрать с этой строительной площадки
все, что угодно и совершенно бесплатно.
Площадь очистили за несколько дней.
Первым хозяином нового Зимнего
дворца стал император Петр III. Он решил,
что архитектора следует отблагодарить,
и Растрелли был удостоен высочайшей аудиенции,
получил звание генерал - майора и орден
Святой Анны.
Зимний дворец стал последней
постройкой Растрелли в Санкт-Петербурге
и одновременно последним в России монументальным
сооружением в стиле барокко. В 60-е годы
18 века резко изменились эстетические
вкусы передовой части европейского общества,
на смену барокко пришел классицизм, определивший
развитие в том числе и русского искусства
без малого на столетие.
Грандиозный Зимний дворец
в центре Петербурга на многие десятилетия
стал олицетворением величия и силы России,
которая в середине 18 века превратилась
в одну из самых могучих европейских держав.
5. Современный Санкт-Петербург.
В настоящее время Санкт-Петербург - город Федерального
значения с развитой инфраструктурой.
Его территория составляет 1399 км², население
5 028 000 человек (2013), плотность 3594 чел./км².
Национальный состав: русские - 92,5 %, украинцы
- 1,5 %, белорусы - 0,9 %, татары - 0,7 %, евреи - 0,6 %,
узбеки - 0,5 %, армяне - 0,5 %.
Сегодня Петербург постепенно
перестает быть Ленинградом. Здесь все
меньше митингуют и все больше занимаются
бизнесом. Сейчас здесь живет более пяти
миллионов человек разных национальностей
и вероисповеданий. По данным международных
исследований, Санкт-Петербург входит
в десятку наиболее привлекательных для
посещения городов мира. Это обусловлено
не только его историко-архитектурными
сокровищами, но и чрезвычайно активной
культурной жизнью. Изменения, произошедшие
в стране, открыли для туристов ранее недоступные
дворцы: Белосельских-Белозерских, Николаевский,
Шереметевский, здание бывшего Офицерского
собрания. Все они стали культурными центрами,
в них проходят спектакли и концерты, организуются
выставки, конференции и торжественные
приемы. В Петербурге появились новые
виды услуг и для туристов-индивидуалов.
Это разнообразные экскурсии: на автобусе
и троллейбусе, старинном трамвае; на катерах
и яхтах; на воздушных шарах, вертолетах
и спортивных самолетах.
Город по праву можно считать
культурным центром России. Вопреки бытующему
мнению о гибели культуры, можно говорить
о расцвете творческой активности петербуржцев.
В городе действуют порядка 100 театров,
в том числе такие всемирно известные,
как Мариинский театр оперы и балета (бывший
Кировский), Академический театр им. М.П.
Мусоргского, Академический Большой драматический
театр и многие другие. В городе имеется свыше 120 музеев
и их филиалов: Эрмитаж, Русский музей,
Центральный военно-морской, научно-исследовательский
Академии художеств
России, городской скульптуры,
истории Санкт-Петербурга, антропологии
и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера)
и др. Среди крупнейших библиотек
города: библиотека имени М. Е. Салтыкова-Щедрина,
Российской академии наук и др.
6. Заключение.
В реферате показано, что Санкт-Петербург
является не только городом талантливых
людей и красивых улиц, городом лирики
и романтических настроений, но и городом,
который имеет огромное значение для России
в наши дни. Его историческая ценность
очень велика для нашего народа. Именно
с Петербургом связана вся история эволюции
взглядов правителей на свою политику.
Именно Петербург был центром великих
реформ и преобразований. Его место в современной
истории государства, бесспорно, стоит
в числе первых наряду с официальной столицей
России – Москвой.
7. Библиографический список.
1) Овсянников Ю.М. Три века
Санкт-Петербурга. - М., 1997.