История отечественного государства и права, на тему: «Соборное Уложение 1649 г. Имущественные правоотношения. Вотчины, поместья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 08:22, реферат

Краткое описание

Данный реферат посвящен процессу возникновения и развития государства у франков, а так же одиному из законодательных актов варварских правд – Салической правде, которая является крупнейшим памятником франкских народов. Статьи Салической правды дошли до нас в большом количестве и практически не утратили своего первоначального значения.

Содержание

Введение.
1. Возникновение и развитие государства у франков.
1.1. Формирование общества и государства у франков.
1.2. Реформа Карла Мартелла.
1.3. Государственный строй.
1.4. Армия.
2. Салическая правда.
2.1. Возникновение Салической правды.
2.2. Аллод и собственность (имущественные отношения) .
2.3. Договорные отношения (сделки).
2.4. Брак и семья.
2.5. Кровная месть.
2.6. Убийство. Увечье.
2.7. Преступления и наказания.
2.8. Судебный процесс.
Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 38.20 Кб (Скачать файл)

Скотоводство  занимало главенствующее положение  в хозяйстве германцев, скот, являясь  неким символом благосостояния, обеспечивал  семью тем богатством, которое  можно было захватить с собой  в случае переселения, бегства. Скотом пользовались и как средством  обмена, эквивалентом денежных расчётов. Два, три солида стоила у франков  корова «здоровая, зрячая и рогатая».

Жилищу, территории двора, приусадебному участку  как семейной собственности в  Салической правде придаётся особое значение. Сюда приходит кредитор, чтобы  истребовать долг у должника, чтобы  вызвать ответчика в суд. Наказуема  была высоким штрафом (45 – 63 сол.) не только кража в пределах дома или  двора, но и простое проникновение  на территорию виллы после захода солнца.

О переходе пахотного участка земли (аллода) в частное владение свидетельствует  различное отношение в Салической правде к пахотной земле, а также  к лугам, пастбищам, лесам, которые  остаются ещё в общинной собственности. Салическая правда карает сам факт нарушения границы пахотного  поля без разрешения хозяина, предусматривая наказание за проезд по чужому полю в 3 сол., за запашку чужого поля в 15 сол., за посев на чужом поле в 45 сол.

2.3. Договорные отношения  (сделки).

Среди разного рода сделок особое место  принадлежало займу. Долговое рабство  Салическая правда уже не знает. Зато имущественная ответственность  должника становится очень строгой.

Договорные  отношения не получили значительного  развития у франков. Это характерная  черта права германского общества, которому свойственно мелкокрестьянское  натуральное хозяйство, слабое развитие товаро-денежных отношений. В Салической правде отсутствуют указания на общие  условия действительности договоров, но свободное волеизъявление сторон подразумевается при заключении таких договоров, как купля-продажа, мена, поклажа, залог, заём, ссуда, дарение. Волеизъявление осуществлялось путём  бросания другому лицу «в полу стебля»  или, как известно по другим источникам, передачи двери при продаже дома и пр. Фактический владелец движимой вещи был обязан доказать, что купил  или выменял её, в противном  случае он мог быть объявлен вором.

Подробно  рассматривается в Салической правде договор займа. Кредитор мог взыскать долг непосредственно, минуя судебное заседание. Если должник «не пожелает выплатить по обязательству» после  того как кредитор востребует долг, явившись к его дому в сопровождении  свидетелей, он призывался кредитором в суд (до трёх раз, через неделю). При каждой неявке в суд с должника взыскивался штраф. Долг мог быть взыскан и с помощью графа  и рахинбургов путём конфискации  соответствующей части имущества  должника. В этом случае треть долга  шла графу.1

2.4. Брак и семья.

Семья у германцев носила патриархальный характер. В семью, возглавляемую  отцом, наряду с нисходящими входили  боковые родственники, родные и сводные  братья, их жёны, которых было много, так как они часто сменяли  друг друга. Семьи жили под одной  крышей вместе с челядью, а в некоторых  случаях – и с вооружённой  свитой.

Но  власть отца по Салической правде не была столь широка, как, например, в Риме. Она напоминала скорей строгую пожизненную  опеку над женой, дочерью или  сыном. Опека над сыном прекращалась по достижению им 12 лет.

Браку, как и семье, в Салической правде посвящено незначительное число  статей. Древние обычаи германцев  допускали установление брака покупкой жены, а еще более древние не исключали похищения (умыкания). Через  покупку муж приобретал власть над  женой. После его смерти эта власть переходила к свекру, поскольку выкупная плата давалась им. К временам Салической правды эти обычаи уже отмирали. Место выкупной платы заняли вещи или деньги, которые муж приносил жене в качестве так называемого  утреннего дара (в награду за невинность). Они оставались в _________ 1Жидков О.А. История  государства и права зарубежных стран. М., 2000. семье. Жена должна была явиться  в дом мужа, принося приданное. Разводы, вначале допускаемые, были запрещены по мере усвоения христианства (капитулярием 744 г.).

2.5. Кровная месть.

У всех нардов с незапамятных времен в том или ином виде существовал (а кое-где и существует до сих  пор) обычай кровной мести. Не смотря на различие в формах осуществления  и способах мести, свойственных разным народам, общим является убеждение  в том, что без мести нет  вечного покоя убитому. Традиции и соответствующее воспитание поставили  кровную месть и у германцев  выше всех других человеческих чувств. Не только старинные хроники, но даже рыцарские романы германского средневековья  наполнены описанием непомерных жестокостей, совершаемых из мести.

Германские  правды были составлены в то время, когда кровная месть была уже  пережитком. Она стала особенно страшной с переходом к оседлости, с  усовершенствованием оружия, с распадением  старых родовых коллективов. Самосуд  и государство находились в явном  противоречии. Тем не менее, правды хотя и ограничивают, но не вовсе  запрещают кровную месть. ”Кто мстит  за причиненный всем нам ущерб, - говорит составленный в ( веке Судебник Лондона, - пусть делает то, что делает”  Составленная пятью столетиями раньше, Салическая правда, конечно, содержит указания на кровную месть. Если преступник на столько беден и настолько  безроден, что не может собрать  денег для своего выкупа, “он  должен уплатить своей жизнью”. Тем  не менее, Салическая правда скорее запрещает, чем поощряет месть. Она во всех случаях  запретна, когда нет умысла, а  значит и вражды. С этого, по-видимому, начинается ограничение кровной  мести вообще. Где нет вражды, там достаточно возмещения ущерба. Наряду с этим, запрещается кровная  месть за ранение, а затем обычай убивать лучшего в роду.

2.6. Убийство. Увечье.

Пока  человек потреблял все то, что  добывал, для кровной мести не было замены. Единственной платой за жизнь  и страдание оставались жизнь  и страдание. Благодаря новой  эпохе в системе наказаний  на смену кровной мести приходит штраф. Переход к штрафу взамен кровной  мести происходил непросто. Первые акты подобного рода встречали нескрываемое презрение. Принимать деньги за кровь  ближнего, в особенности отца или  брата, считалось несмываемым позором.

В самое ранее время размер штрафа должен был в каждом отдельном  случае устанавливаться соглашением  сторон. Многие народы сохраняли этот порядок, не зная никакого другого. Германские правды знают уже только твердо фиксированные  суммы штрафов по всем тем видам  правонарушений, которые они упоминают. Штраф за убийство они называют вергельдом - “ценой человека”.

Салическая  правда назначает штраф в римских  монетах – “динариях” и “солидах”. Убийство свободного франка искупалось уплатой 200 солидов. На эти деньги можно  было приобрести не менее 100 быков

Салическая  правда назначает неодинаковые наказания  за убийство свободного мужчины, свободной  женщины и свободного мальчика. В  двух последних случаях вергельд повышается в три раза. Имеется  в виду женщина, после того как  она стала рожать. За убийство женщины, которая рожать не может, назначается 200 солидов.

Обычай, предусматривавший разный вергельд в зависимости от общественной ценности лица, таил возможность дальнейшей дифференциации по признаку его общественного  положения. А это не одно и тоже. Указанная возможность была широко использована государством. Прежде всего, короли стали добиваться повышенной защиты для себя и своих слуг –  администрации, дружинников, всех “верных” вообще. Реализуя соответствующий интерес, Салическая правда устанавливает за их убийство тройной вергельд. Всякий же, кто стоит ниже свободного франка – римлянин или полусвободный, –  защищается значительно меньшим  вергельдом. Убийство раба влечет за собой  лишь возмещение его рыночной стоимости.

Необычайная детализация имеет место при  оценке ранений. В некоторых правдах  предусматривается, что размер штрафа зависит от величины раны, измеряемой в дюймах. Общим принципом является то, что за более тяжкое повреждение  следует больше платить. Большой  палец правой руки ценится дороже всякого другого, а самый дешевый  – средний. Если отнято ухо, назначается  одна цена, если утерян слух – вдвое  большая.

В самое древнее время судебный штраф – композиция – шел в  пользу семьи пострадавшего и  его рода. С переходом судебных функций к государству обыкновенно  одна треть штрафа стала уплачиваться ему. С конца (( века преступник был  обязан платить сам. Последствия  этой меры были трагическими для простого народа. Там, где знатный и богатый  откупался, крестьянин платил головой.

 

 

2.7. Преступления и наказания.

Большая часть статей в Салической правде посвящена, если использовать современную  терминологию, преступлениям и наказаниям. Под деликтом – преступлением  понимается, прежде всего, обида, вред, причинённый личности или имуществу  другого, и нарушение «королевского  мира». Соответственно под наказанием понимались возмещение, компенсация  за эту обиду или вред.

Главная цель композиции, штрафа, у германцев  – предотвращение прямых боевых действий, кровной мести, дальнейшей междоусобицы, вражды между кланами, дворами, родами и пр., возникающей вследствие «нарушения чести».

В Салической правде выделяется ряд правонарушений, приближающихся к понятию преступления в собственном смысле слова, уже  упоминаются наказания в виде государственной кары за содеянное, например, за должностные преступления графа, если он «осмелился взять что-нибудь сверх законного» при взыскании  долга или отказался восстановить «справедливость и правосудие». Характерно и наказание за эти  преступления – смертная казнь, если он не смог «выкупить себя за столько, сколько следует». Содержатся в салической правде и косвенные указания на воинские преступления, например дезертирство. Простое оскорбление словом «дезертир» (XXX, 6) влекло за собой штраф.

Говоря  о наказаниях в Салической правде, следует отметить чётко выявившуюся  тенденцию почти полной замены штрафами всех старых наказаний родового строя. Штраф должен был предотвратить  самосуд, затяжные распри. Некоторые  статьи Салической правды прямо пресекали  самосуд, например, наказывалась попытка  самовольно увести чужой скот, причинивший  потраву полю (IX, 5), отобрать своё животное у владельца без суда при «преследовании по следу» вора (XXVII, 1) и др. Салическая правда знает и такой вид наказания, как изгнание из общины или объявление человека вне закона (V, 2). Такому человеку нельзя было давать пищу и приют, даже жена и родители штрафовались за помощь ему.

Смертная  казнь через повешение, колесование  применялась в качестве наказания  в Салической правде в основном к  рабам. Она прямо предписывалась в редких случаях за преступления, совершённые свободными, например при  поджоге и неявке после вызова на суд без уважительных причин (XVI, 1 приб. 1), При вышеуказанных преступлениях  графа и др. Коллективная ответственность  рода сохранялась наряду с коллективной ответственностью общины.

При всех имущественных преступлениях  наряду со штрафом требовалось возмещение стоимости украденного и других убытков. О простом возмещение убытков  речь шла, в частности, при убийстве или избиении раба. Этот убыток расценивался в 1 и 1/3 сол., если раб после побоев в течение 40 дней оставался неработоспособным. При нанесении телесных повреждений  свободному, наряду со штрафом, преступник должен был возместить расходы на лечение.

В салической правде существовало понимание  форм вины: умысла и неосторожности, покушение на преступление, соучастия, обстоятельств, отягчающих или смягчающих преступление. Так, при «небрежном»  причинении свободным вреда животному  другого человека по Салической правде следовало простое возмещение ущерба его хозяину. Обстоятельством же, смягчающим вину, было здесь признание  лица причинившего вред. Злой умысел, вред, причинённый «по вражде или коварству», влекли за собой более высокий  штраф.

В то же время Салическая правда знала  ответственность без вины, когда, например, наказывались «скопом» все  присутствующие на месте насилия  над женщиной, если они были на месте  и не знали о насилии (XIII, 10, приб. 5). Соучастник, покушавшийся на преступление, наказывался, как правило, менее  строго, чем исполнитель преступления. Вместе с тем подстрекающий к  краже или убийству с помощью  подкупа наказывался строже, чем  исполнитель преступления (XXVIII, 1-3).

Одним из обстоятельств, отягчающих преступление, было нарушение общепризнанных понятий  чести – нападение на спящего, женщину, ребёнка, надругательство  над трупом. Ограбление могилы наказывалось штрафом в 200 сол., в то время как  открытое нападение на свободного франка с целью ограбления – в 63 сол.

За  убийство свободного франка по Салической правде полагался значительный вергельд, равный 200 сол. Меньшим был вергельд за галло- римлянина, если он не был  приближённым короля. Вергельд за убийство франка, находящегося на королевской  службе, утраивался. Так, за убийство графа, королевского должностного лица полагался  вергельд, равный 600 сол. Вергельд понижался  до 300 сол., если граф был из полусвободных  литов или рабов короля.

Многократно увеличивался вергельд за жизнь королевского дружинника во время военных походов, а также за убийство представителя  духовенства. За убийство священника уплачивался  вергельд в 600 сол., за убийство епископа – 900 сол.

В Салической правде подробно перечисляются  и различные виды телесных повреждений, побоев, оскорблений словом, или  действием. Штрафы за нанесение телесных повреждений варьировались от 9 до 200 сол., 200 сол. следовало за кастрацию  человека; 100 сол. полагалось за ряд  увечий, нанесённых одновременно, и  за повреждение языка, лишившее человека способности говорить.

По  Салической правде простое оскорбление  свободного франка словом – уродом, зайцем, волком, лжецом и другими  обидными прозвищами наказывалось штрафом  в 3 сол., действием – в 15 сол.

В преступлениях против собственности  содержится, прежде всего, длинный ряд  статей, касающихся краж различных  домашних животных, воровства в поле, в саду. При этом по Салической правде различались кражи, совершённые  свободными или рабами, со взломом, подделкой ключей или без таковых, одного или нескольких животных. Учитывалось  также, оставались ли у хозяина другие животные, их возраст и пол, была ли, например, свинья супоросая или  нет.

Информация о работе История отечественного государства и права, на тему: «Соборное Уложение 1649 г. Имущественные правоотношения. Вотчины, поместья