Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:50, реферат
История нашего государства тесно связана с морями и океанами. Для обеспечения безопасности нашей страны, для отстаивания государственных интересов и развития отношений с соседними странами России требовался регулярный боеспособный военный флот. Эту тему я выбрал потому что многие россияне не знают о том как развивался морской флот России и какие победы он принес нашей родине. В данной работе будут затронуты основные этапы становления отечественного флота. Эта тема достаточно актуальная, так как страна, занимающая самую большую территорию в мире, обязана иметь хорошо оснащенный и современный военно-морской флот.
Введение 2
Становление отечественного флота на Руси 3
Российский флот при Петре Ι. Создание регулярного флота 4
Флот в период правления династии Романовых 6
Становление советского флота 8
Военно-Морской флот во время ВОВ 9
Российский флот в ΧΙΙ веке 11
Андреевский флаг и его история 11
Заключение 13
Список использованной литературы 14
Оглавление
Введение 2
Становление отечественного флота на Руси 3
Российский флот при Петре Ι. Создание регулярного флота 4
Флот в период правления династии Романовых 6
Становление советского флота 8
Военно-Морской флот во время ВОВ 9
Российский флот в ΧΙΙ веке 11
Андреевский флаг и его история 11
Заключение 13
Список использованной литературы 14
История нашего государства тесно связана с морями и океанами. Для обеспечения безопасности нашей страны, для отстаивания государственных интересов и развития отношений с соседними странами России требовался регулярный боеспособный военный флот.
Эту тему я выбрал потому что многие россияне не знают о том как развивался морской флот России и какие победы он принес нашей родине.
В данной работе будут затронуты
основные этапы становления
История отечественного морского флота неразрывно связана со становлением русского государства. Одно из крупнейших в средневековье Древнерусское государство с центром в Киеве объединило восточнославянские племена. Оно вело обширную торговлю с западноевропейскими государствами, поддерживало с ними тесную экономическую, политическую и культурную связь.
Немаловажную роль в развитии морского флота сыграл Великий Новгород. Он внес немалый вклад в развитие кораблестроения и мореплавания. В Χ веке торговля Новгорода распространялась до Константинополя и пространство между Ладожским и Онежскими озерами, Новой Землей и Белым морем были хорошо освоены новгородскими торговцами.
В то время Древнерусское государство имело хорошо организованную и сильную армию, но постоянного флота у нее не было. В военно-морских походах русские князья использовали торговые суда, которые назывались ладьями.
В ΧΙΙ веке Древняя Русь разделилась на несколько удельных княжеств, а феодальная раздробленность и постоянные междоусобные войны ослабили ее в экономическом и политическом плане.
Нашествия половцев усугубило положение Древней Руси. Торговля с Византией была затруднена, а с ΧΙΙΙ века, из-за нашествия монголо-татар вообще прекратилась. Вследствие этого возросло значение мореплавания по Балтийскому морю.
Воспользовавшись нашествием монголо-татар, на прибалтийские русские земли двинулись германские крестоносцы, шведы, литовцы, датчане, поляки, тем самым подставив под угрозу срыва торговые связи русских с европейскими странами.
В середине XVI в. Иван Грозный начал военные походы против Астраханского и Казанского ханств, чтобы предотвратить набеги на русские земли и получить выход в Каспийское море. В завоеваниях участвовал и флот. В 1552 г. армия при содействии речного отряда судов взяла Казань. После этого, военная угроза с востока была устранена полностью.
С середины XVI в. до середины XVII в., русские войска совместно с казаками не раз выступали против крымских татар и турок.
Успешные действия запорожских и донских казаков в XVII в. привели к заключению в 1649 г. договора с Турцией, согласно которому русским разрешалось свободно плавать в Черном и Эгейском море, а также заходить в турецкие порты. Из-за отсутствия регулярного военно-морского флота, оставалась проблема выхода русского государства в Чёрное море.
Для того чтобы Россия имела выход в Черное море, Петр I решил объявить войну Турции. В 1695 г. русские войска осадили Азов, но из-за недостатка вооружения и слабой выучки, плохо подготовленной техники и отсутствия флота Азов взять не удалось. Царь, поняв это, приступил к постройке кораблей. Для этого были приглашены иностранные мастера, так как у русских людей того времени не было достаточных технических знаний. Построив военные корабли на верфях под Воронежем, Петр отправил под Азов войска под командованием А.С. Шеина и 19 июля 1696 г. крепость была взята.
К концу ΧVΙΙ в. в России успешно развивалась металлургическая промышленность, работали заводы по созданию железа, изготавливались порох, парусина, канаты и другие материалы, необходимые для оснащения судов. На тот момент государство имело десять судостроительных верфей, которая была способна строить как парусные, так и военные корабли, а также подготовленные кадры корабелов. Таким образом, Россия имела значительный потенциал, чтобы стать не только главной континентальной, но и морской державой. Именно этим обусловливались предпосылки принятия исторического решения огромного значения - указа Боярской Думы, принятого по настоянию Петра I 20 октября 1696 г., "Статьи удобные, которые принадлежат к взятой крепости или фортеции от турок Азова"1, в котором было постановлено: "Морским судам быть".
Россия не имела никакого флота в Балтийском море. В 1702 г. на Ладожском озере находилась шведская флотилия. Русские полковники, посадив солдат на мелкие шлюпки, атаковали шведскую флотилию и захватили несколько судов. В 1702 г. царь занял шведскую крепость Нотебург (Шлиссельбург), а в 1703 г. крепость Ниеншанс в устье реки Невы, где в последствии был заложен город Санкт-Петербург. В этом же году Петр Ι начал строительство судостроительной верфи на Ладожском озере, а в 1704 г. заложил Адмиралтейство и начал постройку Балтийского флота. В течение нескольких следующих лет шведы безуспешно пытались отнять русские земли на берегах Финского залива. Тем временем отечественный флот одерживал одну победу за другой. После победы в 1709 г. под Полтавой над армией Карла XII был укреплен международный авторитет России. Всему миру была показана мощь молодого русского флота. Опыт строительства морских кораблей в России в XVII в. и создание морских карт для обеспечения их плавания подготовили условия для быстрого создания Петром I Азовского флота в 1696-1711 гг., Балтийского флота в 1701-1725 г. и организации государственной морской картографии в XVIII в. Созданный Петром флот позволил России прочно укрепиться на море.
После смерти Петра Великого в 1725 г. настала эпоха дворцовых переворотов. Российский флот пришел в запущенное состояние и упадок. Средства на его содержание из казны не выделялись. Корабли стояли в гаванях и приходили в негодность, команды не обучались морскому делу.
Дочь Петра I Елизавета Петровна попыталась вывести флот из упадочного состояния. Но из-за семилетней войны с Фридрихом II, которая требовала больших затрат, деньги из казны выделить не удалось. Только при Екатерине II отечественный флот вновь начал расцветать, приносить России победы и укрепляться на международной арене.
В 1768 г. Турция объявила войну России. Одним из самых ярких событий в период войны является Чесменское сражение (1770 г.), в котором русская эскадра нанесла поражение турецким войскам, а потом и вовсе был уничтожен турецкий флот. Чесменское сражение положило начало созданию маневренной тактики русского флота.
Успехи нашей армии и флота принудили Турцию к подписанию Мирного договора, который был заключен 10 июля 1774 г. Крым был объявлен независимым от Турции, а в 1787 г. Крымский полуостров был присоединен к России. В Севастопольской бухте было начато строительство порта - главной базы Черноморского флота. В итоге, Россия твердо закрепилась на Черном море.
Турция неоднократно пыталась атаковать Россию и вернуть отвоеванные земли, но сражения заканчивались победой русского флота. В результате этого Турция была принуждена к подписанию мирного договора, по которому она была вынуждена навсегда отказаться от Крыма. Так, Екатерина II решила давнюю задачу - выход России в Чёрное море.
Император Николай I, вступивший на престол в 1825 г. во время своего правления улучшил состояние флота и поднял его на более высокий уровень. Были построены корабли, эскадры посылались в море для практического плавания.
В ходе Крымской войны 1853-1856 гг. за господство в Черном море, на Кавказе и на Балканах, из-за технологической отсталости отечественных кораблей, противникам удалось захватить Севастополь. В результате подписанного в 1856 г. Парижского мирного договора, Россия лишалась выхода в Черное море. 2 Черноморский флот перестал существовать.
После вступления на престол в 1855 г. Александра II, началось строительство нового парового флота. Вследствие того, что в 1871 г. император отказался от частей Парижского договора, воспрещавших иметь флот на Черном море, в 1877 г. началась Русско-турецкая война. Турецкая флотилия была деморализована. В этой войне русский флот впервые в истории применил ракетное оружие, зародилась тактика применения торпед с минных катеров. Во время царствования Александра III был создан сильный броненосный флот на Балтийском и Черном морях. При нем русский флот, построенный преимущественно на отечественных заводах, достиг по размерам третьего положения в мире, после Англии и Франции. 3 В 1889 г., вследствие присоединения Амурской области, был получен выход в Тихий океан. После Русско-японской войны в 1906 г. был создан Морской генеральный штаб, который занимался разработкой планов войны на море, судостроительных программ, планов боевой подготовки флота. Талантливые русские флотоводцы, изобретатели, ученые и конструкторы внесли большой вклад в развитие военно-морского дела. В 1918 г. старый русский флот был расформирован и создан советский Военно-Морской флот.
Гражданская война и иностранная интервенции принесли России множественные бедствия. В тяжелом положении остался и отечественный флот. Часть кораблей военно-морского флота была затоплена, во избежание захвата их интервентами. "В общем ходе революции и гражданской войны на долю морского флота выпали особенно тяжелые удары… В сумме это означало, что флота у нас нет"4, - писал М.В. Фрунзе. Необходимо было срочно восстанавливать флот, чтобы иметь возможность защищать столь протяженные морские границы молодой Советской республики. На это был и направлен ряд решений партии и правительства после окончания гражданской войны.
Первоначально начались работы по восстановлению портов и судостроительных предприятий, что позволило уже в 1922 г. приступить к ремонту судов и кораблей. В результате проведенных мер к 1928 г. была отремонтирована значительная часть кораблей и судов, произведена частичная модернизация линкоров, восстанавливались военно-морские базы. Флот пополнялся новыми первоклассными кораблями. За счет строительства новых кораблей окрепли Балтийский и Черноморский флоты, были вновь созданы Тихоокеанский и Северный флоты.
Восстановление экономики и индустриализация страны способствовали более планомерному возрождению и становлению флота. Были приняты шестилетняя (1926-1932 гг.) и пятилетняя (1929-1933 гг.) кораблестроительные программы, а в июле 1933 г. вышло постановление Совета Труда и Обороны "О программе военного строительства на 1933-1938 гг." Военно-морское строительство было направлено на создание легких надводных и подводных сил, укрепление береговой обороны, морской авиации берегового базирования.
В результате восстановительных
работ в Черноморский флот было введено
много новых кораблей и крейсеров,
на которые вместо пушек были установлены
новые дальнобойные орудия, созданные
в советский период. Корабли также
прошли основательную модернизацию:
усилены зенитная артиллерия и броневая
защита, улучшена противоминная система,
установлены новые приборы
К началу Великой Отечественно
войны был создан военно-морской
флот, способный вести боевые действия,
как с сухопутными войсками, так
и самостоятельно в прилегающих
морях в целях обороны
22 июня 1941 г. в 4 часа
утра Германия вероломно
Первый самый трудный
для СССР период Великой Отечественной
войны длился с 22 июня 1941 г. по 18 ноября
1942 г. В эти месяцы основной задачей
Военно-Морского Флота было содействие
на приморских направлениях сухопутным
войскам, а также защита своих
и нарушение вражеских морских
коммуникаций. Корабли и части
флота приняли активное участие
в героической обороне военно-
Во второй период (ноябрь 1942 г. - конец 1943 г) Военно-Морской Флот продолжал содействовать сухопутным войскам на приморских флангах. Речные флотилии оказывали непосредственную огневую поддержку войскам. Флоты и флотилии высаживали оперативные и тактические десанты, осуществляли перевозку войск и техники по морским и речным путям.
Третий период Великой Отечественной войны (январь 1944 г. - май 1945 г) характерен проведением наступательных операций Советской Армии на всех фронтах. Во многих из них принимал участие Военно-Морской Флот.
Войсками Ленинградского и Волховского фронтов при содействии Балтийского флота снята блокада Ленинграда. Артиллерия и авиация флота содействовали наступавшим войскам в прорыве обороны противника.
В ходе Великой Отечественной войны Военно-Морской Флот нанес противнику ощутимые потери. "Он до конца выполнил свой долг перед Родиной",5 - отмечалось в итоговом приказе Верховного Главнокомандующего.
С 1990 г. уменьшается количество боевых кораблей. Также сокращается финансирование военно-морского флота со стороны государства, что вследствие приводит к низким темпам и удорожанию строительства кораблей.
Наличие ВМФ у России -
объективная и исторически
Андреевский флаг, на протяжении почти всей трехсотлетней истории Российского флота, является его главным кормовым флагом. Он представляет собой белое полотнище, пересеченное по диагонали двумя синими полосами, которые образуют наклонный крест, называемый Андреевским. Крест и дал название флагу.
Став царем Петр I уделял много времени разработке проектов военно-морского флага. В 1692 г. он лично нарисовал два проекта. На одном из них имелись три полосы (белая, синяя и красная), а на втором были те же самые цвета с Андреевским крестом поверх них. С 1692-1712 гг. Петр нарисовал еще восемь проектов флага, которые последовательно приняты на флоте. Последняя восьмая версия была описана Петром I: "Флаг белый, поперек этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он". 6 В такой форме Андреевский флаг просуществовал до 1917 г. В советское время на кораблях ВМФ развевался государственный флаг СССР. 17 января 1992 г. Российское правительство приняло резолюцию возвращения Андреевскому флагу статуса Военно-Морского флага.
Информация о работе История отечественного флота и Андреевского флага