Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 23:30, шпаргалка
Педагогика выделилась в 17 веке, а история педагогики стала фиксироваться в 19 веке.
Предмет истории педагогики – процесс зарождения и развития образных систем и разных нородов, а так же сопровождающий его процесс накопления научных знаний в области педагогики.
Задачи:
Отдавая сына в школу, отец брал с собою несколько соседей и при них заключал договор о всем порядке учения. В обязанность же учителя входило посоветовать ученику в соответствии с его летами, наклонностями и способностями, какими науками ему следует заниматься. Забрать ученика можно было в присутствии тех же свидетелей, при которых его отдавали в школу. Это нужно было для того, чтобы не нанести оскорбления ни ученику, ни учителю. Дети членов братств, сироты обучались бесплатно, за счет братств. Вообще членам братств вменялось в обязанность проявлять заботу о тех детях, которые не имели средств, но желали учиться. Для беднейших учеников при братских монастырях устраивались специальные помещения для жилья.
Распорядок школы. Приходили в школу и уходили из нее в определенное время, пропуски занятий воспрещались. Нельзя было во время урока переходить с места на место, разговаривать, нужно было слушать и замечать все, что читается и диктуется учителем. Для поддержания порядка в братских школах использовались сами учащиеся; для надзора на каждую неделю назначали несколько мальчиков — дежурных, — в обязанности которых входило: прийти пораньше в школу, подмести пол, затопить печку и сидеть у дверей и замечать опаздывающих, а также уходящих рано с уроков, шалунов — в классе, в церкви и на улице. За непослушание учитель наказывал детей, но не тирански, а наставнически, не сверх меры, а по силам. Если же сам учитель допускал проступки, то он не мог быть не только учителем, но и жить в братстве. Ученикам братских школ запрещалось посещать пирушки, знаться с безнравственными людьми. Предписывалось [оказывать почтение достойным, прилично вести себя в церкви, монастыре и на кладбище.
Дети делились на три группы: на обучающихся распознавать буквы и складывать; на читающих и выучивающих наизусть разные уроки; на умеющих объяснить прочитанное, рассуждать и понимать. Утром, сразу после молитвы, [каждый учащийся пересказывал учителю свой вчерашний урок, [показывая написанное дома; потом начиналось изучение Псалтыри или обучение грамматике с разборами, другим наукам по усмотрению учителя. После обеда каждый ученик списывал на |таблицу свои уроки, заданные на дом (для малолетних - сам учитель). Выученные трудные слова ученики должны были проверять друг у друга, идя из школы или в нее. Дома, выучив урок, должны были прочитать его своим родителям или хозяину квартиры. По субботам повторяли то, что учили в течение недели.
Так как школы содержались на средства братств (т. е. были общественными), братства и были в них хозяевами. Школа находилась под надзором двух избранных братством депутатов, которые должны были устранять всякие беспорядки. Хотя каждая школа жила по своему уставу, они имели много общего.
Несмотря на многие преимущества братских школ, они все-таки не могли соперничать с католическими. Юношество, искавшее лучшего образования, по-прежнему направлялось в иезуитские коллегии и там попадало под влияние католичества. Поэтому появилась необходимость создания школы высшего порядка. Такой стала братская школа в Киеве — Киево-могилянская академия.
Крупную реформу братской школы произвел в 1633 г. Петр Могила (1596—1647). Сущность преобразований заключалась в превращении Киевской школы в коллегию по иезуитскому образцу. Обучение стало вестись на латинском языке; классов стало восемь: в низшем учили читать и писать, а дальше шли грамматика, синтаксис, поэзия, богословие и др. Все способы преподавания, а также западная схоластика были перенесены в Академию; большое значение придавалось диспутам.
Потребность в хорошо организованной школе была осознана и в Московской Руси. Там появилась эллино-греческая академия (1687), преобразованная затем в Славяно-греко-латинскую академию. К ней присоединилась славяно-российская школа, нечто вроде приготовительных классов. В академии преподавались: богословие, риторика, логика, физика, математика — все это составляло курс философии.
В связи с этим было два класса: богословский и философский. Богословы сочиняли проповеди и произносили их на память по субботам в своем классе в присутствии философов, а философы в своем классе произносили составленные ими латинские и русские речи. Учитель читал с учениками речи Цицерона, преподавал всеобщую историю на латинском языке. Учитель по этике преподавал риторику и науку о составлении стихов, латинских и русских, читал с учениками Овидия и Вергилия. Там же изучались география с помощью карт и глобуса, синтаксис, грамматика. Сверх этого ученики учили катехизис, славянскую грамматику, греческий, еврейский, французский и немецкий языки и медицину. Математика была поставлена слабо, естествоведения совсем не было.
Впрочем, курс Московской, как и Киевской академии, построенный по образцу западных коллегиумов, мало чем отличался от них. И на Западе не было еще общего образования, светские науки и там ценились недостаточно. С течением времени Московская академия преобразовалась в духовную школу (XVIII в.).
Московская академия послужила рассадником образования; долгое время она была в России единственным более или менее организованным учебным заведением среднеобразовательного характера. Там, где была нужда в образованных людях, сейчас же вспоминали о Московской академии и ее выпускниках, они требовались всюду.
Число учеников в академии было от 200 до 600 самого различного происхождения. Были дети священников, дворян (князья Оболенские, Голицыны, Долгорукие и др.), разночинцы — дети канцеляристов, дьячков, солдат, конюхов, новокрещеные инородцы. Принимали учащихся от 12 до 20 лет, учились долго и не стеснялись пребывания в одном классе по нескольку лет (известно, что были ученики, просидевшие в академии в одном классе по 7 — 10 лет, а в общей сложности — по 20 лет). Впрочем, многих исключали, некоторых с особой "торжественностью". Так, например, "Даниловского, яко нерадивого и ленивого ученика, выключить, выгнав его из академии в присутствии учеников до ворот метлами".
Первыми учителями академии были братья Лихуды — греки. И поэтому греческое влияние было велико, занятия велись на греческом языке, в начале XVIII в. введены "учения латинские". Московская академия стала многое заимствовать у Киевской.
В XIX в. академия была перемещена из Москвы в Троицкую Лавру, в ней было восстановлено изучение греческого языка, усилено преподавание русского, введены новые предметы, таким образом, академия по праву называлась славяно-греко-латинской'.
20)
У социалистов-утопистов Томаса Мора, Т. Кампанеллы, Р. Оуэна, Сен-Симона и Ш. Фурье идеал всестороннего гармонического развития приобретает преж де всего , идеал такого воспитания для всех людей, а не только для избранных. они впервые включили в идеал всестороннего, гармонического развития идею труда и выдвинули принцип соединения обучения с трудом. При этом в труде, по их представлениям, должны принимать участие все члены общества.
Идея разностороннего, гармонического развития близка и французским философам-просветителям XVIII в. Гельвецию, Дидро и др. Особенно широко и глубоко она разработана в педагогических трудах Ж.-Ж. Руссо, высказывавшего мысль о необходимости готовить к труду всех детей и ценившего общение их с природой.
Очень четко мысли о необходимости всестороннего развития человека выражены в работах русских революционных демократов, и в первую очередь Н. Г. Чернышевского, где также на первое место в воспитании выдвигалась разнообразная трудовая деятельность.
К. Маркс и Ф. Энгельс впервые связали вопрос о цели воспитания с закономерностями развития общества и научно доказали, что всестороннее развитие личности является объективной необходимостью строительства коммунизма и целью коммунистического воспитания.
Выдвигая идею необходимости для человека всестороннего развития, К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали высокогуманный характер такой цели и указывали, что каждый человек неоспоримо имеет право на полное развитие своих способностей.
Чрезвычайно важным является и выдвинутое им положение о том, что основным условием осуществления идеи свободного всестороннего развития человека является революционное преобразование общества.
К. Маркс и Ф. Энгельс выделяли умственное воспитание, под которым понималось широкое общее образование, физическое воспитание — «такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями», а также техническое обучение, «которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств». Иными словами, под всесторонним развитием основоположники марксизма понимали единство умственного воспитания и физического развития, соединенного с техническим обучением и участием молодежи в практической трудовой деятельности. различаться и встречаться в различных сочетаниях.
Развивая и продолжая учение К. Маркса и Ф. Энгельса о всестороннем развитии и воспитании человека, В. И. Ленин подчеркивал, что школа должна стать орудием всестороннего развития и раскрытия всех талантов, заложенных в человеке, и что капитализм душил и подавлял эти таланты в детях трудящихся.
В. И. Ленин настаивал на включении пункта о необходимости перестройки общественного производства на новых началах «не только для удовлетворения нужд членов, а для обеспечения полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества».
В. И. Ленин указывал, что идти к коммунизму надо, осуществляя переход «к уничтожению разделения труда между людьми, к воспитанию, обучению и под готовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, которые умеют все делать».
Много внимания вопросу о целях, которые государство ставит перед школой, уделяла Н. К. Крупская. Этому вопросу, например, посвящена ее статья «К вопросу о целях школы» Сравнивая задачи, стоящие перед буржуазной и новой, советской школой, она подчеркивала, что буржуазия смотрит на школу как на средство классового господства, а пролетариат смотрит на школу как на средство воспитать поколение, способное положить конец классовому господству, что цели, которые ставит перед школой буржуазия, ведут к подавлению личности громадного большинства детей, а целью советской школы является расцвет личности каждого ребенка, расширение его кругозора, углубление его сознания, обогащение его переживаний. Однако для полной реализации задач всестороннего развития человека были необходимы как социальные, так и определенные материальные условия.
В период строительства социализма в нашей стране произошла подлинная культурная революция, ярчайшими результатами которой явились ликвидация неграмотности и введение всеобщего обязательного среднего образования, создание условий для значительного повышения образовательного уровня всего народа, что заложило прочные основы для реализации задач всестороннего развития человека.
21)
Коллектив для человека - объективная реальность, сфера его полноценной жизнедеятельности. В коллективе человек усваивает социальные нормы, реализует естественную потребность в общении, совместной деятельности, обменивается жизненным опытом, ценностями, находит понимание, помощь и защиту от внешней агрессии. В коллективе формируется черта личности, получившая название «коллективизм». Эту черту современная наука рассматривает как категорию вечную и общечеловеческую. В процессе жизни человек является членом многих коллективов: учебных, воспитательных, трудовых, спортивных, творческих и др. Коллектив как целостно-ориентированное единство людей является в то же время средством формирования коллективизма.
Идея воспитания коллективизма у подрастающего поколения в учебных объединениях берет свое начало в опыте, начиная с XVIII века (И.Г.Песталоцци, В.А. Лай, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др.). Во второй половине XIX — начале XX века происходит становление и развитие теории воспитания коллектива. Значительный вклад в решение проблем формирования детского воспитательного коллектива внесли П.Ф.Каптерев, М.И.Демков, В.П.Вахтеров, К.Н.Вентцель, С.Т.Шацкий и др. Они показали, что воспитательный коллектив - действенное средство формирования у учащихся гуманных, подлинно человеческих отношений, справедливости, товарищества, дружбы, альтруизма, толерантности.
Отечественные мыслители Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, Н.О.Лосский, В.С.Соловьев, А.С.Хомяков и другие раскрыли силу воспитательного воздействия коллектива, основанного на таких духовных ценностях русского народа, как религиозность, общинность, соборность, государственность, гражданственность, свобода.
Содержание коллективизма в различные исторические времена обусловливалось социально-экономическими, политическими и культурными факторами.
Развитию коллективизма как естественному ценностно-ориентированному единству людей препятствует частная собственность, эксплуатация человека человеком. Ошибочным является марксистское положение о том, что коллективизм - явление классовое, выражающее преимущественно солидарность пролетариата в борьбе с буржуазией. Политизация идеи коллективизма противоречит сущности естественной природы этой черты общечеловеческой морали.
В годы советской власти в соответствии с марксистской идеологией утверждалось положение о том, что коллективизм присущ лишь социалистическому обществу. Детский воспитательный коллектив рассматривался как средство всестороннего развития личности. Видные идеологи этого периода Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, П.П.Блонский, А.П.Пинкевич, В.Н.Сорока-Росинский, С.Т.Шацкий показали, что всесторонне развитую личность можно воспитать только в условиях совместной жизнедеятельности детей, формируя у них коллективистическое сознание. Школа рассматривалась как коллектив учащихся и учителей, функционирующий на основе общности учебной и воспитательной работы.
Воспитание в коллективе и через коллектив
Центральная проблема педагогической практики и теории А. С. Макаренко — организация и воспитание детского коллектива, о чем говорила и Н. К. Крупская.
Октябрьская революция выдвинула актуальную задачу коммунистического воспитания коллективиста, и естественно, что идея воспитания в коллективе занимала умы советских педагогов 20-х годов.
Большая заслуга А. С. Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива. “Марксизм,— писал он,— учит нас, что нельзя рассматривать личность вне общества, вне коллектива”. Важнейшим качеством советского человека является его умение жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, трудиться и творить, подчинять свои личные интересы интересам коллектива.